Исследование мотивации участия студенческой молодежи в политических ролевых играх (на примере «Модели ООН»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Российское общество за последнее десятилетие переживает глубокие социально-экономические и политические трансформации, которые отражаются и на молодом поколении. Студенческий возраст – это определенный жизненный этап, для которого характерны свои закономерности развития человека как индивида, личности, субъекта познания и коммуникации. Студенческая молодежь проходит сложный, вариативный и очень индивидуальный период структурирования интеллекта. В социально-психологическом аспекте студенчество по сравнению с другими социально-демографическими группами отличается более высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации. В то же время студенчество – социальная общность, характеризуемая наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости1.

Содержание работы

Введение
Глава I. Методологичекие основы изучения ролевых игр
§ 1. Мотивационные основания участия в ролевых играх;
§ 2. Теоретические подходы к играм как фактору политической социализации;
Глава II. Мотивация участия студенческой молодежи в политической ролевой игре «Модель ООН»;
§ 1. Основные мотивы участия студенческой молодежи в политических ролевых играх;
§ 2. Участие в политической ролевой игре «Модель ООН» как фактор политической социализации студенческой молодежи;
Заключение
Список источников

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 741.00 Кб (Скачать файл)

 

Эмпирическая база исследования

  1. Авторское социологическое исследование «Ролевая игра как фактор политической социализации молодежи (на примере Модели ООН)»», проведенное в период с марта по апрель 2010 г. Москва, метод анкетного опроса. Выборочная совокупность составила 105 человек.
  2. Авторское социологическое исследование «Мотивы участия студенческой молодежи России в политических ролевых играх (на примере «Модели ООН»)», подход организаторов и координаторов; Проведенное в период с февраля по март 2011 г. Москва, метод глубинного интервью (выборочная совокупность 12 человек).
  3. Вторичный анализ Всероссийского социологического исследования «Новые явления в социальном поведении учащейся молодежи современной России» Н.И.Белова, М.Б.Буланова, А.А.Радов, М.С.Цапко. Исследование проводилось в 2009г., метод анкетного опроса. Выборочная совокупность составила 1500 человек.

 

Интерпретация и операционализация  понятий

Ролевая игра – сюжетно-ролевая игра, вид драматического действия, при котором участники берут на себя трудовые или социальные функции специалистов (в рамках исследования: дипломатов, специалистов в сфере международных отношений) и в специально создаваемых или игровых условиях воспроизводят фрагмент условной социальной реальности и отношения в ней. Действия участников игры считаются успешными или нет в соответствии с принятыми правилами, в рамках которых игроки могут свободно импровизировать, определяя направление и исход игры5. Ролевая игра в пределах данного исследования будет выступать как общественный фактор, влияющий на сознание индивида и его политическую социализацию.

Модель ООН – сюжетно-ролевая игра, синтез конференции и молодежного форумы и ролевой игры, в ходе которого в течение нескольких дней студенты воспроизводят работу органов Организации Объединенных Наций в роли международных дипломатов. Цель игры – способствовать увеличению интереса современной молодежи к деятельности ООН и вовлечению активных молодых людей в решение глобальных вопросов мировой политики.

Студенческая  молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая по признаку обучения в ВУЗе (специалист, бакалавр, магистрант), возрастная категория от 17 до 23-25 лет, принимающая участие в политических ролевых играх, в частности Модели ООН, и обучающаяся преимущественно по специальностям международные отношения, политология, юриспруденция.

Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические  особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации»6.

Кураторы –  представители Вуза, проводящего игру, отвечающие за организацию научных студенческих мероприятий, в частности ответственные за  существование проекта Модель ООН в конкретном Вузе; Во время разработки идейной концепции и общей координацией Модели, действия кураторов направлены на формирование лучшего восприятия роли Российской Федерации в мировой политике и понимания международных отношений у студенческой молодежи России с учетом направлений изучения особенностей их инновационного развития.

Организаторы  – студенты или аспиранты Вуза, проводящего игру, или специально приглашенные лица, выполняющие практическую подготовительную работу по проекту, от участия в написании программной концепции, до непосредственного проведения Модели. Так называемый «Секретариат Модели» работает под руководством кураторов проекта и ежегодно обновляется.

Мотивация –  внутреннее побуждение к активности и деятельности индивида или социальной группы (в рамках нашей работы – студенческой молодежи), вызываемое их потребностями и определяющее направленность этой активности7.

Социализация – это становление личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе8. Также, данное понятие, может толковаться как процесс включения индивида в систему общественных отношений. В этом случае социализация может рассматриваться как совокупность следующих процессов: а) интернализации социальных норм; б) усвоения социальных функций; в) вхождения в социальную группу (социальной мобильности).

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РОЛЕВЫХ ИГР

 

§ 1. Мотивационные основания  участия в ролевых играх

Одной из основных задач государства, в связи с трансформированием политической системы, является передача определенного набора базовых ценностей  политической жизни молодому поколению. Молодежь, как социально-демографическая группа, во все времена была предрасположена к политическим новациям, и являлась крайне чувствительной к меняющимся общественным настроениям. Студенческий возраст есть период структурирования интеллекта, исследование закономерностей которого дает представление об уровне сформированности когнитивных механизмов, отвечающих за «качество» индивидуальной системы значений, внутренней организации личности. Эти механизмы трансформируют индивидуальный опыт взаимодействия человека с окружающим миром в определенные семантические структуры сознания. Мотивация, занимает в структуре формирования личности студента ведущее место, выступает в качестве движущей силы внешней и внутренней активности субъекта. Студенческая молодежь как социальная группа создает особую социальную ситуацию развития. Задача самоопределения, выбора дальнейшего жизненного пути позволяет занять новую социальную позицию, изменяя значимость образования, его задач и содержания. Формируется четкая связь между профессиональными и учебными интересами, а к старшим курсам происходит переход от усвоения теоретических, методологических основ, различных учебных дисциплин к прикладной и практической деятельности, происходит активация потребности самостоятельного приобретения знаний и навыков.

Мотивация студенческой молодежи подразумевает под собой большой объем понятий и подходов, именно она является решающим фактором результативности деятельности людей. Направленность мотивации можно выделить как ведущую характеристику личности, которая определяет её социальную и нравственную ценность, определяет устойчивые потребности, интересы, мировоззрение, убеждения и идеалы. Говоря о мотивации, ученые определяют ее как особо важный и специфический компонент деятельности, как сложную, многоуровневую неоднородную систему побудителей, включающую в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д.9 Мотивация есть стимулирование к деятельности, процесс побуждения себя и других к работе, воздействие на поведение человека для достижения личных, коллективных и общественных целей.10 Мотивация представляет собой совокупность факторов, механизмов и процессов, обеспечивающих возникновение на уровне психического отражения побуждений к жизненно необходимым целям, т.е. направляющих поведение на удовлетворение потребностей.11

Цель  мотивации заключается в формировании комплекса условий, побуждающих человека к осуществлению действий, направленных на достижение цели с максимальным эффектом. Источниками развития мотивации участия являются: мотивы самостоятельной познавательной деятельности, развитие знаний, умений и навыков, которыми обладает студенческая молодежь, содержание и форма получения учебного материала, влияние студенческой среды, социальных групп, находящихся в ней, волевая саморегуляция, эмоциональные факторы, идеологические установки.

Создание условий для появления  внутренних побуждений к действию, осознания их индивидом и дальнейшего  развития его мотивационной сферы  есть мотив, играющий роль причины, объективной необходимости что-либо сделать, побуждения к какому-либо действию12. Мотив находиться «внутри» человека, имеет «персональный» характер, при этом, зависит от множества внешних и внутренних факторов. Мотивационная сфера является основой претворения в жизнь определенных действий, характеризуемая стабильностью, но в то же время способностью изменяться (в том числе сознательно). Компоненты мотивационной сферы – это объекты формирования мотивов: мотивы (социальные и познавательные, их содержательные и динамические характеристики), цели и их качества (новые, гибкие, перспективные, устойчивые, нестереотипные), эмоции (положительные, устойчивые, избирательные, регулирующие деятельность).

Мотивы направлены на формирование интересов индивида к чему-либо13. Сами интересы понимаются двояко: с одной стороны они рассматриваются как направленность субъекта на значимые для него объекты, связанная с удовлетворением потребностей. С другой – как реальная причина деятельности социальных субъектов, направленная на удовлетворение определенных потребностей и лежащая в основе непосредственных побуждений, мотивов, идей и т.п. Данная причина определяется положением и ролью этих субъектов в системе общественных отношений. Поведение человека обычно определяется не одним мотивом, а их совокупностью, в которой мотивы могут находиться в определенном отношении друг к другу по степени их воздействия на поведение человека.

Мотивацию, анализируемую как процесс, можно представить в виде ряда последовательных этапов14:

  • 1 этап – возникновение потребностей – человек ощущает, что ему чего-то не хватает, он решает предпринять какие-то действия;
  • 2 этап – поиск путей устранения потребностей, определение направлений действий, как именно и какими средствами можно удовлетворить потребность;
  • 3 этап – определение целей (направлений) действия. В соответствии с направленностью и силой проявления мотивов индивид фиксирует, что и какими средствами он должен сделать, чего добиться, что получить, для того чтобы удовлетворить потребность;
  • 4 этап – осуществление действия, т.е. затрата усилий для осуществления действия, позволяющего осуществить потребность. При этом может происходить корректировка целей, поскольку цели и потребности могут претерпеть изменение в процессе осуществления действий;
  • 5 этап – получение вознаграждения за осуществление действия. Проделав необходимую работу, человек получает то, что он может использовать для удовлетворения потребности, либо то, что он может обменять на желаемое для него. Здесь выявляется, насколько выполнение действий обеспечило желаемый результат. В зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо же усиление мотивации.
  • 6 этап – устранение потребности – индивид или прекращает деятельность до возникновения новой потребности, или продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности.

Упрощенно, процесс мотивации может быть разбит на следующие этапы: выявление потребностей, формирование и развитие мотивов, управление ими с целью изменения поведения людей, необходимого для реализации целей, корректировка мотивационного процесса в зависимости от степени достижения результатов.

Выделим два основных типа мотивирования:15

  • Первый тип состоит в том, что путем внешних воздействий на человека вызываются к действию определенные мотивы, которые побуждают индивида осуществлять определенные действия, приводящие к желательному для мотивирующего субъекта результату. При данном типе мотивирования надо хорошо знать то, какие мотивы могут побуждать человека к желательным действиям и то, как вызывать эти мотивы. Этот тип мотивирования во многом напоминает вариант торговой сделки: «Я даю тебе, что ты хочешь, а ты даешь мне, что я хочу». Если у двух сторон не оказывается точек взаимодействия, то и процесс мотивирования не сможет состояться.
  • Второй тип мотивирования своей основной задачей имеет формирование определенной мотивационной структуры человека. В этом случае основное внимание обращается на то, чтобы развить и усилить желательные для субъекта мотивы действия, или наоборот, ослабить те, которые мешают эффективному управлению человеком. Этот тип мотивирования носит характер воспитательной и образовательной работы и часто не связан с какими-то конкретными действиями или результатами, которые ожидается получить от человека в виде итога его деятельности. Второй тип мотивирования требует гораздо больших усилий и знаний для его осуществления. Однако и его результаты в целом существенно превосходят результаты первого типа.

На практике, безусловно, оба типа мотивирования сочетаемы, и совершенно не следует их противопоставлять.

Потребности человека достаточно исследованы и представлены несколькими теориями мотивации, отражающими многогранность и неоднозначность этого процесса. Существуют различные теории, основывающиеся на удовлетворении потребностей и побуждении людей к действиям. В рамках таких научных дисциплин как экономика, психология, социология, выделяют два основных типа теорий, на которых базируются исследования современного общества: содержательные и процессуальные.16

Содержательные  теории мотивации. Содержательные теории мотивации анализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию. Они описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека. Наиболее широко известными теориями мотивации этой группы являются: пирамида Маслоу, теория приобретенных потребностей Мак-Клелланда, теория ERG Альдерфера, теория факторов Герцберга.

В соответствии с теорией иерархии потребностей Маслоу люди постоянно испытывают различные потребности, которые можно объединить в группы, находящиеся в иерархическом отношении друг к другу17. Данные группы потребностей Маслоу представил в виде пирамиды.

 

Рис.1 Иерархия потребностей человека (пирамида Маслоу)18

  • К первому уровню потребностей Маслоу причислил физиологические, удовлетворение которых обеспечивает человеку элементарное выживание – в пище, жилье, отдыхе и пр. Для этого необходим минимальный уровень заработной платы и сносные условия труда.
  • Ко второму уровню были отнесены потребности в безопасности и уверенности в будущем, удовлетворяемые с помощью заработной платы, превышающей минимальный уровень, которая уже позволяет приобретать страховой полис, делать взносы в пенсионный фонд; а также через работу в надежной организации, предоставляющей сотрудникам определенные социальные гарантии. И без удовлетворения первого и второго уровня, которые можно считать первичными, невозможна нормальная жизнедеятельность человека.
  • На третьем уровне Маслоу разместил социальные потребности в поддержке со стороны окружающих, признании заслуг человека, принадлежности к той или иной общности. Для их удовлетворения необходимо его участие в групповой работе, коллективном творчестве, внимание со стороны руководителя, уважение товарищей.
  • Четвертый уровень образуют потребности в самоутверждении, признании со стороны окружающих. Установление или оценка неудовлетворенных потребностей человека; формулировка целей, направленных на удовлетворение потребностей; определение действий, необходимых для удовлетворения потребностей. Результат деятельности по удовлетворению потребности, которые удовлетворяются путем приобретения компетенции, завоевания авторитета, лидерства, известности, получения публичного признания.
  • И, наконец, на пятую ступень иерархии Маслоу поставил потребности в самовыражении, реализации своих потенциальных возможностей, причем относительно независимо от вашего признания. Для удовлетворения таких потребностей человек должен иметь максимальную свободу творчества, выбора средств и методов решения, стоящих перед ними задач.

Информация о работе Исследование мотивации участия студенческой молодежи в политических ролевых играх (на примере «Модели ООН»)