Исследование мотивации участия студенческой молодежи в политических ролевых играх (на примере «Модели ООН»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Российское общество за последнее десятилетие переживает глубокие социально-экономические и политические трансформации, которые отражаются и на молодом поколении. Студенческий возраст – это определенный жизненный этап, для которого характерны свои закономерности развития человека как индивида, личности, субъекта познания и коммуникации. Студенческая молодежь проходит сложный, вариативный и очень индивидуальный период структурирования интеллекта. В социально-психологическом аспекте студенчество по сравнению с другими социально-демографическими группами отличается более высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации. В то же время студенчество – социальная общность, характеризуемая наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости1.

Содержание работы

Введение
Глава I. Методологичекие основы изучения ролевых игр
§ 1. Мотивационные основания участия в ролевых играх;
§ 2. Теоретические подходы к играм как фактору политической социализации;
Глава II. Мотивация участия студенческой молодежи в политической ролевой игре «Модель ООН»;
§ 1. Основные мотивы участия студенческой молодежи в политических ролевых играх;
§ 2. Участие в политической ролевой игре «Модель ООН» как фактор политической социализации студенческой молодежи;
Заключение
Список источников

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 741.00 Кб (Скачать файл)

Поведение личности предопределяется ее знаниями, которые образуют определенную картину мира в сознании человека, его профессиональную компетентность. Сегодня только незначительный процент моделистов (18%) состоит в политических партиях и движениях, принимает участие в митингах и проч. Это совершенно не означает, что остальная часть не имеет собственного видения ситуации. Напротив политическая социализация через игру определяет основные предпосылки к альтернативной форме участия в политических процессах страны. «Я вспоминаю случай, когда одна очень ортодоксальная еврейка, поучаствовав в Совете безопасности, где обсуждался вопрос о Ближневосточном кризисе, с горящими глазами сказала: «я впервые поняла, что истина не одна. Что не только у одной стороны есть истина, и у другой стороны есть истина, вполне понятная и обоснованная». Для меня это очень такой показатель яркий понимания студентами многоплановости проблем»72. Модель позволяет более широко видеть социально-политические проблемы не только изнутри, а с различных сторон, она дает возможность объективной оценки.

Несмотря на сегодняшнюю политическую пассивность, которую правильнее стоит назвать наблюдательной позицией, участники Модели активны интеллектуально. Именно среди этой прослойки молодежи максимально возможно формирование будущих лидеров, и массовое развитие карьеры в сфере глобальной политики. По данным, полученным в исследовании 80% участников – планируют связывать дальнейшую жизнь и карьеру с политической деятельностью.

«Прикладные» мотивы. Отмечаются респондентами как основная характеристика мотивации участия, направленная на конкретные действия. Принимая участие в Модели студенты учатся работать в жестких рамках Правил процедуры, знакомятся с официальной терминологией ООН, получают опыт грамотно и четко выражать и отстаивать свою позицию, учатся ведению дебатов и кулуарных переговоров, ораторскому искусству, работе с деловыми документами, получают практику иностранных языков, развивают организаторских способности и т.д. Игра способствует более детальному пониманию своей специальности, а также самоопределению студентов. И как итог Модель формирует более четкое представление о политической сфере общества, более детальное понимание глобальной политической ситуации в мире, воспитывает личность социально-ответственную, целеустремленную, профессионально компетентную, ориентированную на результат.

Развлекательные мотивы (мода, досуг). Модель ООН практически не рассматривается участниками, как просто развлечение. Каждый участник, приходя на игру, обладает определенным набором ожиданий и довольно конкретными целями, перечисленным в двух предыдущих группах мотивов. Данная группа скорее сопутствующая. Дополнительно к своим стремлениям студент приобретает достойное окружение единомышленников. А получение полезной информации в игровой доступной форме, способствует более легкому погружению в серьезные глобальные вопросы международной политики. Стоит отметить, что спектр сфер деятельности в игре настолько широк, что позволяет найти каждому свое универсальное направление развития.

Еще одна из задач исследования заключалась  в оценке степени реализации мотивов, понимании возможностей прикладного применения полученных навыков и опыта в дальнейшей карьере. Безусловно, тот багаж знаний, который моделисты получают за время, проведенное в игре, бесценен. Специалисты с таким уровнем подготовки смогут с легкостью ориентироваться в различных сферах деятельности. При этом, в процессе нахождения в модельном движении участники могут проявить себя как перед высокопоставленными персонами, так и приобрести новые перспективные знакомства в студенческой среде. Здесь, на первый план выходят личностные характеристики. Непосредственно игра не дает гарантий, к примеру, трудоустройства, но представляет собой особую часть процесса обучения, которая предполагает усвоение навыков и норм поведения для положительного функционирования в статусной роли. Модель ООН – это тот прикладной опыт, который просто необходим каждому активному, цивилизованному профессиональному человеку.

Последняя задача данной работы касается рекомендаций относительно развития проекта Модель ООН. На основе полученных данных в рамках прикладной группы мотивов особенно часто выделяется «карьерный рост», являющийся одним из ведущих мотивов для участников, особенно старших курсов. Но именно его реализация и не подразумевается в рамках игры. Респонденты акцентируют внимание на том, что модельное движение воспитывает квалифицированных специалистов широкого профиля, способных выполнять различные роли в жизни. Безусловно, если не сама Модель, то определенный набор прикладных навыков будет способствовать студенту в дальнейшем профессиональном росте и карьере. Как уже упоминалось в работе, по результатам исследования, в качестве «стартовой площадки» для карьерного роста, Модель ООН использует всего 18 % студентов. Моделисты ищут скорее определенные условия работы независимо от своих желаний и выбранной профессиональной сферы. Так, прикладной ценностью проведенного исследования стала разработка авторского проекта развития политической ролевой игры – «Экспресс форум Модель ООН», подразумевающего совмещение игрового моделирования с карьерным ростом участников, а также способствующего реализации прикладной группы мотивов. Экспресс форум ставит своей целью выявление прикладных компетенций студентов-участников, таких как коммуникабельность, креативность, стратегическое мышление, современный подход в принятии решений, дипломатические качества и др., в следующих образовательных сферах: экономика, юриспруденция, менеджмент организации, международные отношения в современном мире. А также практическое и теоретическое применение навыков молодых лидеров, владеющих официальными языками ООН в рамках тематики форума, с целью их дальнейшего сотрудничества с компаниями-партнерами. В данном случае целевой группой участников становятся студенты и аспиранты ведущих ВУЗов России; а целевая группа компаний-партнеров – соответственно, компании, работающие в области экономики, юриспруденции, менеджмента организации, международных отношений. Форум предполагает решение таких значимых задач, как создание базы молодых специалистов для дальнейшего привлечение к участию в значимых мероприятиях РГГУ; Определение прикладных навыков студентов-участников в рамках проблематики форума, таких как коммуникабельность, креативность, стратегическое мышление, современный подход в принятии решений, дипломатические качества и др.; Создание условий для демонстрации, в рамках моделирования органов ООН, основных и прикладных навыков участников форума коллегам и компаниям-партнерам; Привлечение компаний-партнеров для дальнейшего делового сотрудничества со студентами-участниками форума, показавшими наилучшие результаты. Формат мероприятия предполагает однодневную конференцию Модель ООН. Итогом форума должно стать определение «лидера органа», который получит возможность реализации своих способностей в рамках сфер деятельности компаний-партнеров. Игра сможет выполнять, в частности, роль собеседования, а целом позволит заменить ряд подготовительных этапов перед приемом на работу. Проект такого рода позволит представителям HR-отделов компаний сэкономить время на подборе специалистов и гораздо быстрее выделить молодых подготовленных профессионалов, тем более что сегодня в HR отделах зачастую используются именно тренинговые и игровые механизмы.

На основе проведенного авторского анализа проблем мотивации участия студенческой молодежи в Модели ООН, можно сделать заключительный вывод. Успешное функционирование общества в решающей степени зависит от уровней квалификации специалистов различных профессий. Какими бы ни были стремления студентов прийти в политическую ролевую игру Модель ООН, участие в ней способствует развитию образовательной подготовки в различных сферах, оттачивает базовый набор прикладных навыков и умений и дает возможность формирования полноценной личности, обладающей гражданской позицией. Очевидно, что только профессиональный подход индивида к специализации, особенно в политической сфере, способен укрепить существующее общество. Современная личность, формируемая в игре компетентна, коммуникабельна, инициативна, креативна и работоспособна. В рамках Модели обеспечивается ее не только профессиональное, но и общее развитие. Благодаря воспитанию молодежи в данном ключе, Россия получает молодое поколение, обладающее определенной ценностью и в настоящем опыте, и в будущей профессиональной деятельности, и способное оказывать позитивное влияние на все общество в целом.

Закончить работу стоит словами  одного из респондентов о развитии ролевой игры Модель ООН в России, резюмирующими основную мотивацию  участия молодежи в проекте. «По сути дела, Международное Моделирование ещё не везде достаточно прочно вошло в общественную жизнь молодых людей, но у него есть все возможности для полноправного развития в качестве значимого молодёжного социального института, а главное – есть крылья и амбиции, так что Per Aspera ad Astra!»73

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Педагогика, 1991. – 302 с. // электрон. дан. – режим доступа: http://www.una.ru/index.php?id=54
  2. Авдулова Т.П. Психология игры. Современный подход – Academia, 2009. – 208с.
  3. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2002 – 267 с.
  4. Американская социологическая мысль: Тексты под ред. В. И. Добренькова – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 496 с.
  5. Бергер П., Луман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат о социологии знания. – М.: Медиум, 1995. – 323 с.
  6. Весна Е.Б. Социализация и индивидуализация. Закономерности и механизмы. Монография. – М, Петропавловск-Камчатский, 1997.
  7. Виноградов М. Без дороги. Будущее молодежных организаций в России под вопросом [Текст] / М.Виноградов, О. Болотова // Известия. – 2005
  8. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М.: Изд-во МГУ, 2000. – 288 с.
  9. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: – М.: Гардарики, 2003. С. 206.
  10. Вятр Е. Социология политических отношений. – М.: Прогресс, 1979 – 463с.
  11. Галеев З.Г. Теоретико-методологические аспекты социализации личности. – Казань: Изд-во КФЭИ, 1998. – 128 с.
  12. Глухов В.В. Основы менеджмента. – СПб.: Спец.литература, 1995.
  13. Гончаров Д.В. Теория политического участия. – М.: Юрист, 1997.
  14. Горяева Т.Н. Социализация молодежи. Аспирант и соискатель, №2, 2006 – 164 с.
  15. Громов И.А., Воронцов А.В., Мацкевич А.Ю. Социология: XIX-XX в.в. – Учебное пособие. – СПб., 1997. – 498 с.
  16. Добреньков В.И., Кравченко А.И. История зарубежной социологии. Теория «Зеркального я» – М.: ИНФРА–М, 2004.
  17. Егоршин А.П. Управление персоналом. –Н.Новг.: Дело, 2003.
  18. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. т.II. Некоторые психологические проблемы детской игры.// Дошкольное воспитание. – 1995. - №10.
  19. Иконникова С.Н. История культурологии: идеи и судьбы.- СПб., 1996.
  20. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы – СПб.:Питер, 2002. – 512с.
  21. Карпов А. В. Психология менеджмента. М.: Гардарики, 1999. 584 с.
  22. К<span class="d

Информация о работе Исследование мотивации участия студенческой молодежи в политических ролевых играх (на примере «Модели ООН»)