Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 20:07, курсовая работа
Российское общество за последнее десятилетие переживает глубокие социально-экономические и политические трансформации, которые отражаются и на молодом поколении. Студенческий возраст – это определенный жизненный этап, для которого характерны свои закономерности развития человека как индивида, личности, субъекта познания и коммуникации. Студенческая молодежь проходит сложный, вариативный и очень индивидуальный период структурирования интеллекта. В социально-психологическом аспекте студенчество по сравнению с другими социально-демографическими группами отличается более высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации. В то же время студенчество – социальная общность, характеризуемая наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости1.
Введение
Глава I. Методологичекие основы изучения ролевых игр
§ 1. Мотивационные основания участия в ролевых играх;
§ 2. Теоретические подходы к играм как фактору политической социализации;
Глава II. Мотивация участия студенческой молодежи в политической ролевой игре «Модель ООН»;
§ 1. Основные мотивы участия студенческой молодежи в политических ролевых играх;
§ 2. Участие в политической ролевой игре «Модель ООН» как фактор политической социализации студенческой молодежи;
Заключение
Список источников
В авторском исследовании респондентам было предложено проанализировать степень возможной реализации мотивов участников. Если говорить о Модели как о шаге в «Большую политику», то все респонденты единогласно подчеркивают: «Модель ООН – вне политики». Говоря о применении развитых навыков в дальнейшем, респондент №4 напоминает о том, что «все это просто необходимо каждому цивилизованному, активному человеку. Она (Модель – авт.) способствует формированию активных людей гражданского общества»52. Если рассматривать игру как возможность формирования четкой жизненной позиции, социально-ориентированной и подготовленной профессионально личности, то, как по мнению большинства респондентов, безусловно, Модель ООН представляется инструментом, способным реализовать данный спектр мотивов. Но важно помнить, что «успех – это не только профессиональная подготовка, но еще и личностные качества. Модель по-разному развивает и эти качества, и конечно, одна не может все объять. Она должна добавляться, накладываться на что-то еще»53. При этом, игра доступна и открыта для всех, и не дает каких-либо исключительных привилегий кому-то конкретно. «Мы для всех, и всем даем то, что Модель может дать. А кто что выберет потом, это его личное дело»54. Естественно, существует определенный отбор участников, который отсекает праздно-любопытных, но в целом, по мнению респондентов, это игра, которая не подразумевает соревновательности. Возвращаясь к вопросу о ступени к «большой политике», один из респондентов в оппозицию приводит пример игр, организуемых Делойтом, где непосредственными организаторами выступают, представители конкретных компаний, и где процесс лишь отдаленно напоминает игру. «Это скорее четко подготовленной хорошее соревнование, направленное на отсечение «лишних», с целью дальнейшего предоставления карьерного роста… в этом плане модель ООН совершенно другая структура»55. При этом, 7 респондентов из всех опрошенных отмечают, что имеют подтвержденную информацию о карьере моделистов именно в политической сфере. «Мне известно, что есть люди, которые, пройдя через Модель, в Думе работают, работают в ооновских структурах, в федеральном собрании, в администрации президента. Но Модель не привязана ни к нынешней политической ситуации в стране, ни к нынешним политическим течениям»56. Таким образом, «если не сама Модель ООН, то … тот актив, который вы всегда можете записать на свой счет, поможет вам с ним уже прийти в другие проекты, где могут быть уже другие возможности»57.
Такой мотив как «карьерный рост» следует рассматривать с нескольких сторон. Кроме возможности проявить себя перед высокопоставленными персонами, игра позволяет приобрести новые знакомства и в студенческой среде. «Сегодня, все настолько быстро развивается, все занимаются всем, что возможно. И пришедший в игру первокурсник, может познакомиться с ветеранами Модели, которые просто по социальным обстоятельствам уже готовятся к открытию собственных дел, организовывают более крупные, более серьезные проекты, в том числе и коммерческие. То есть, в Модели ты можешь проявить себя перед сколь угодным количеством интересных и разных людей»58.
Последняя группа мотивов – развлекательные, связанна с проведением досуга, а также модными молодежными тенденциями. Мнения респондентов на счет такого мотива как «мода» разделились. Восемь из 12 полагают: расширение модельного движения нельзя рассматривать в контексте модных тенденций. «Это не вопрос моды. Многие не идут в Модель, и ничего – живут. Так что я это не связываю с модой»59. Оставшиеся 6 считают, что в принципе, тенденции к посещению различного рода тренингов вполне могли повлиять на положительное отношение к игре и стимулировать приход молодежи в движение. Тем более, что по внутренним данным кураторов, число участников стремительно растет с каждым годом, а резкий приток студентов отмечается именно в последние 2-3 года. В целом, в негативном или позитивном ключе, мода была отмечена всеми опрошенными. По словам одного из участников исследования, Модель – «это не тот тренинг, к которому можно придумать описание в двух словах. Из серии, приходите к нам на тайм менеджмент, и мы научим вас обращаться со временем. Мы не даем таких обещаний. Но тем не менее, мода на участие в различных деловых играх, безусловно, сказывается на мотивации молодежи. Но, лишь как один из третьестепенных мотивов»60.Кроме того, моду можно и стоит рассматривать с точки зрения современного типа образования, свойственного больше западному миру, т.е. участие в Модели есть некое подражание западному стилю жизни. Мода как мотив здесь выступает несколько косвенно, но данный аспект нельзя не отметить.
Более важным фактором развлекательной мотивации является проведение досуга. Общение, знакомство с новыми людьми, своего рода «…клуб по интересам, в котором обсуждаются международные проблемы, которому интересно это делать в определенном формате, т.к. Модель предполагает строгий формат дебатов»61. В Модель приходят по разным причинам, развлекательная сторона, привлекательная для многих объясняется респондентами тем, что спектр сфер деятельности в игре настолько широк, что позволяет найти каждому свою универсальное удовлетворение. «В Модели каждому найдется свое место, если ваш друг просто любит играть, а вы вебдизайнер – не сомневайтесь, вам дадут какое-то задание, которое вам будет нравиться»62.
В рамках Моделей проводится обширная культурная программа. И для многих участников немаловажным фактором, по словам и кураторов, и особенно, организаторов, которые непосредственно контактируют с молодежью на протяжении всей «рабочей недели», совместное неформальное времяпрепровождения играет, возможно, одну из ключевых ролей. Особенно интересно, что в рамках культурных программ к участникам присоединяются не только организаторы, но и приглашенные Вип персоны, а также «ветераны» модельного движения, уже не играющие, но сохраняющие дружеские отношения друг с другом и молодыми моделистами, так сказать «свой» круг общения. «На Модель приходит много интересных, состоявшихся взрослых людей. Приходят они в рамках культурной программы, как вип персоны, проводят тренинги… И ты можешь проявить себя перед сколь угодным количеством интересных и разных людей. И не только проявить, а просто получить удовольствие от общения с единомышленниками»63
Интересный факт, по рассказам респондентов, и в рамках запланированных вечерних мероприятий студенты продолжают играть, к примеру, используя формальную лексику при общении, кроме того, «делегаты» продолжают обсуждение тех проблем, которые им необходимо решить на Модели. Они обсуждают повестки органов, готовят проекты резолюций, создают коалиции, лоббируют свои поправки и пр. Для многих – любая «вечеринка» – это продолжение игры, неформальные способы и формы получения учебного материала. Так, культурная программа выполняет командообразующую функцию, стимулируя на продуктивную деятельность, и учебную, познавательную мотивацию. Приведу цитату организатора, выполнявшего роль генерального секретаря модели ООН в РГГУ в 2006-2007гг. «Цель Модели – учить студентов совершенно различным вещам. Студент поучает новые навыки, получает новую информацию в игровой форме, которую он наверняка не стал бы никогда читать. Это зачастую долго и неинтересно. Я всегда говорю, что Модель ООН – это образ жизни, и школа жизни. На Модели ты можешь примерить на себя роли, которые в действительности, ты сможешь играть, только тогда, когда станешь совсем взрослым, и тебе уже нельзя будет ошибаться»64.
И мы подошли к вопросу о развитии и расширении модельного движения в России. Движению сейчас легко расти, полагает один из кураторов проекта в МГИМО, «потому что средства общения очень доступны. СМИ, Интернет…развитие технологий, которое позволяет общаться недорого и долго, бесценно поддерживает Модель. Она открыта для всех, и мы не проверяем качество учебы, мы не считаем, что это только для отличников. В ней могут и, по-моему, должны участвовать все». Моделисты, выпускаясь из Вуза, возвращаются в игру в самых различных ролях, многие остаются в движении и после окончания, обучаясь в аспирантуре или магистратуре, участники привлекают друзей, советуют знакомым, потому что они знают, что такое Модель ООН. В игре существует некая преемственность поколений. Тем более, что подобных студенческих сообществ не так много. Здесь мы видим и особенности групповой динамики, поддержку, взаимовыручку, понимание мер ответственности, и лидерство, и интеллектуальную активность, и эмоционально-психологические аспекты, и безусловно, причастность каждого к общему делу. Конечно, «в основном Моделью продолжают заниматься ее организаторы. Но и выпускники остаются в модельном сообществе. Они не ходят часто на игры. Но когда мы проводили открытый форум, мы позвали ветеранов Модели. И они пришли. В полнее себе состоявшиеся люди по 25-26лет, пришли и играли как будто они все еще студенты. Есть масса примеров, ребята которые работают, например, в МИДе или занимают какие-либо другие интересные позиции, состоявшие некогда в секретариате, приходят как, например представители кампаний или определенных структур»65.И это вполне логично, тем более, что сегодняшняя политика России направлена на поддержку открытых политических конференций, круглых столов, семинаров, а также на развитие студенческих организаций и проектов, связанных с повышением уровня политической культуры молодежи.
§ 2. Участие в политической ролевой игре «Модель ООН» как фактор политической социализации студенческой молодежи
Одним из основных в группе «глобальных» мотивов выступает политическая социализация. Рассмотрим данный феномен более подробно. Результаты авторского исследования «Ролевая игра как фактор политической социализации молодежи (на примере Модели ООН)», проведенного в период с марта по апрель 2010г. в г. Москва (метод анкетного опроса; выборочная совокупность 105 человек), показали, что большинство респондентов, отвечая на вопрос «Что для Вас значит Модель ООН?», на первое место ставят новые знания (88%) на второе приобретение новых знакомств (86%), и опыт публичных выступлений (62%). Всего 42% респондентов считаю Модель ролевой игрой, которая дает возможность попробовать себя в роли политиков, дипломатов и организаторов. В качестве «стартовой площадки» для карьерного роста, Модель ООН использует всего 18 %. (См. Приложение 3. Диаграмма №1 «Модель ООН для Вас это….?»66)
Отмечу, что из числа всех опрошенных – первичное участие в Модель ООН принимали – 58% респондентов, что говорит о расширении вовлеченности в ролевую игру. Однако не для всех она остается важной в дальнейшем, так как более чем в 5 моделях всего 22%. Тем не менее, авторами работы предполагалось провести сравнительный анализ отношения к политической жизни общества молодежи, регулярно или постоянно находящейся в «политической информации» и молодежи, только что вступившей в подобные движения, т.е. участвующих в Модели впервые.
В авторском исследовании были опрошены студенты Вузов России в возрасте от 17 до 23 лет, принимающие участие в ролевой игре «Модель ООН». Наибольший возрастной срез оказался в диапазоне от 19 до 21 гг. Исходя из данных анкетирования, женщин оказалось намного больше, чем мужчин – 78% из 100%. Это можно объяснить тем, что в политической ролевой игре, принимают участия преимущественно учащиеся гуманитарных специальностей. Как известно, в гуманитарных Вузах существует преобладание женского общества, а в технических - абсолютно другая картина.67
Вернемся к вопросу о политической активности молодежи. Из 100% респондентов лишь пятая часть планирует связать свою дальнейшую жизнь с политикой. Важно, что подобный ответ дают как опытные моделисты, те студенты, которые являются организаторами и активными участниками форума, так и первичные участники. В целом, 24% из 100% это тоже довольно весомый шаг с точки зрения функционирования конференции. Интересно, что большинство «новичков», а именно 52% из всех, кто участвовал в Модели впервые, ответили на вопрос «планируете ли вы связывать дальнейшую жизнь с политикой?» «да» и «скорее да». А среди постоянных участников из 22% опрошенный, принимавших участие более, чем в 5 моделях, политикой планируют заниматься14% (См. Приложение 3. Таблица №2 «Планируете ли Вы связывать свою дальнейшую жизнь с политикой?»68). Можно сделать предположение, что если 24% участников активно заинтересовано в работе в данном направлении, то после игры оставшаяся часть уже будет иметь более подробное представление политической сфере и вполне возможно в ближайшем будущем сменят выжидательную позицию обывателя на активные действия.
Политическая активность – понятие, раскрывающее совокупность действий индивидов и социальных групп, направленные на изменение своего политического статуса и окружения. Рассматривается, как правило, в единстве двух компонентов: материальных (реальное изменение политических отношений) и духовных (аккумуляция и трансляция политического знания и опыта, обмен информацией, межгрупповая и межличностная координация и пр.). Политическая активность проявляется в политических деятельности, общении, поведении и может быть направлена как на конструктивно-реформационное изменение политического качества, так и на деструкцию отживших политических форм. Активность индивидуальная направлена на проявление тех способов жизнедеятельности, которые способствуют вовлечению личности в активное соучастие в политическом процессе, затрагивающем ее кардинальные интересы и ценности.
Если сравнивать данные авторского исследования и данные всероссийского исследования «Новые явления в социальном поведении учащейся молодежи современной России», проведенного Институтом социологии РАН совместно с Фондом им. Ф.Эберта в марте-апреле 2007г. (Н.И.Белова, М.Б.Буланова, А.А.Радов, М.С.Цапко; метод анкетного опроса; выборочная совокупность 1500 человек) получим следующую картину. По данным исследования, проведенного Институтом социологии РАН, доля молодых людей, непосредственно участвующих в политической деятельности, варьируется в пределах 1-2%.69 На вопрос «Интересуетесь ли Вы политикой?» положительный ответ дали большинство опрошенных респондентов – 62,5 % («да, постоянно» – 12,9%; «да, но отдельными событиями» – 49,6%). Ответили отрицательно 31,2 % молодых людей, а затруднились с ответом – 6,4%. (См. Диаграмму № 1 Распределение ответов респондентов на вопрос «Интересуетесь ли Вы политикой?»70).
Диаграмма №1. Распределение ответов респондентов на вопрос «Интересуетесь ли Вы политикой?»
Анализ приведенных данных показал, что интерес к политике возрастает по мере взросления молодежи и достигает максимума в возрастной группе от 24 до 29 лет (ответ «да, постоянно» дали 14,3%; «да, но отдельными событиями» – 51,6%). Устойчивый интерес к политике показывают молодые люди с высшим образованием: среди них постоянно интересуются этим вопросом 18,7%, отдельными событиями – 56,1%. Правда, среди этих людей одна пятая не интересуются политикой вообще (20,4%). Интересно, что постоянный интерес к политике присутствует у тех, кто получает второе высшее образование и обучается в аспирантуре (26,8% и 26,2% соответственно). В какой-то мере, видимо, этот факт можно объяснить политическим профилем получаемого молодыми людьми поствузовского образования. Как видно, политический образовательный компонент достаточно явно присутствует на данных ступенях. Меньше всего интересуются политикой в училище (48,7%), техникуме (55,3%), колледже (42,9%), скорее всего, за счет прикладного характера получаемого образования (в первую очередь, приобретение профессиональных навыков).