Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 20:07, курсовая работа
Российское общество за последнее десятилетие переживает глубокие социально-экономические и политические трансформации, которые отражаются и на молодом поколении. Студенческий возраст – это определенный жизненный этап, для которого характерны свои закономерности развития человека как индивида, личности, субъекта познания и коммуникации. Студенческая молодежь проходит сложный, вариативный и очень индивидуальный период структурирования интеллекта. В социально-психологическом аспекте студенчество по сравнению с другими социально-демографическими группами отличается более высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации. В то же время студенчество – социальная общность, характеризуемая наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости1.
Введение
Глава I. Методологичекие основы изучения ролевых игр
§ 1. Мотивационные основания участия в ролевых играх;
§ 2. Теоретические подходы к играм как фактору политической социализации;
Глава II. Мотивация участия студенческой молодежи в политической ролевой игре «Модель ООН»;
§ 1. Основные мотивы участия студенческой молодежи в политических ролевых играх;
§ 2. Участие в политической ролевой игре «Модель ООН» как фактор политической социализации студенческой молодежи;
Заключение
Список источников
Мероприятие носит образовательный характер и ставит своей целью38:
Итогом ролевой игры становиться
повышение рейтинга участников в
международных обследованиях
Поскольку Модель ООН представляет собой серьезное тренинговое мероприятие, и каждая из них (Моделей) зарегистрирована при ООН, то постепенно они получают поддержку из разных источников, в частности Российской Ассоциации Содействия ООН, Информационного Центра при ООН в Москве, различных СМИ и др. Научные исследования в сфере моделирования деятельности международных организаций – одно из направлений изучения современной политической науки. Сама методика моделирования, иными словами, выделения наиболее значимых компонентов и исследование их возможностей в среде, максимально приближенной к реальной, является весьма перспективной. Вся вышеперечисленная информация – это официальное понимание Модели. Главный вопрос нашей работы заключается в том, каковы же реально существующие мотивы участия студентов в игре. В период с февраля по март 2011г. (г.Москва) авторами работы было проведено исследование «Мотивы участия студенческой молодежи России в политических ролевых играх (на примере «Модели ООН»)» Для участия в исследовании, проведенного методом глубинного интервью, были отобраны организаторы и кураторы проекта в каждом из Вузов, проводящих Модель ООН в Москве. Выборочная совокупность составила 12 человек. Среди опрошенных: представители РГГУ (3 респондента), МГИМО (У) МИД России (4 респондента), МГУ им. М.Ломоносова (3 респондента), Академии гражданской защиты МЧС России (2 респондента), исполнявшие в период с 2006 по настоящее время роль куратора проекта или генерального секретаря (т.е. организатора). Большинство опрошенных работают над проектом Модель ООН более 5-ти лет. Возрастные колебания респондентов следующие. Респонденты, выполнявшие роль генерального секретаря Модели – от 21 до 24 лет, кураторы проекта от 35 до 70. Распределение по полу: респонденты представлены в равных долях.
По результатам исследования было выявлено несколько основных групп мотивов, каждая из которых будет рассмотрена нами подобно:
- Участие в создании
- Политическая социализация и политическая активность;
- Развитие прикладных навыков (Модель ООН как тренинг по многосторонней дипломатии, современный тип образования);
- Более детальное понимание
своей специальности и
- Карьерный рост (применение развитых навыков в дальнейшем, получение новых связей, знакомств);
- Мода;
- Досуг (как следствие –
Рассмотрим более детально каждый из мотивационных компонентов.
«Глобальные» мотивы. Основная цель игры Модель ООН, как отмечает большая часть респондентов (9 из 12) заключается в следующем: «Моделируя ООН, мы каждый день сталкиваемся с ооновскими принципами, нормами, нормами международного права, соответственно со всеми теми ценностями, которые пропагандирует Организация Объединенных Наций… В ооновской среде, распространен лозунг: «мысли глобально, действуй локально». Мы, как организаторы, приняли этот лозунг и локально организовываем тренинги, клубы по интересам, формируем определенную общность студентов, которым интересно на почве международных вопросов проводить время вместе. И в голове держим для себя мысль, что это пусть и небольшой, но все-таки вклад в общее дело. Вклад в содействие ООН»39. Значимость Модели подтверждается поддержкой «не только национальных правительств, но и надгосударственных образований, международных объединений, некоммерческих организаций и представителей гражданского общества»40, в том числе местными Министерствами и Организациями Содействия ООН, специальными департаментами, курирующими работу ООН с молодежью. Последние несколько десятилетий огромный интерес к модельному движению проявляет и сама Организация Объединенных Наций, которая проводит международные конференции под патронатом штаб-квартир ООН в Вене, Женеве и Нью-Йорке. В 2009 году была учреждена ежегодная Глобальная Модель ООН, проводимая в разных городах, участники которой имеют честь пообщаться с самим Генеральным Секретарём ООН. «Участие в этой Модели … можно считать пиком карьеры любого моделиста, ведь это поистине глобальный опыт, который останется с будущими мировыми лидерами как прекрасный старт в мир большой политики»41.
Современная социально-политическая ситуация требует формирования нового типа личности, характеризующегося личностной ответственностью за свои поступки, способностью рассчитывать на свои силы, стремлением к достижению успеха в профессиональной сфере, пониманием глобальной политической ситуации в мире. Благодаря участию в игре, студенты приобретают более четкое представление о функционировании политической сферы общества, кроме того, они могут использовать Модель как некую площадку для возможности быть услышанным многими. Именно свой личный, небольшой вклад в глобальное развитие гражданского общества мотивирует студентов играть в ООН. По мнению респондентов, которых, в данном случае, можно было бы отнести к экспертам, распространение Модели ООН в России преследует два основных аспекта: «Один аспект образовательный – приобщение молодежи к глобальным проблемам, к мировым ценностям», второй рассматривает Модель ООН как инструмент, «который помогает формировать гражданскую позицию, и соответственно готовит молодежь к более активному, более грамотному, более квалифицированному участию в делах гражданского общества и в решении проблем, которые их непосредственно касаются»42.
Более подробный анализ политической социализации и политической активности моделистов приводится в следующем параграфе.
«Прикладные» мотивы.
Мотивация как таковая представляет собой комплекс условий побуждающих человека к осуществлению действий, направленных на достижение цели с максимальным эффектом. Данный комплекс условий формируется на основе выявления потребностей, а затем формирования и развития мотивов. Прикладные мотивы участия в Модели ООН, т.е. мотивы участия, характеризующиеся получением прикладных навыков, определенного опыта в политической и социальной сфере. В авторском исследовании респондентам было предложено выделить наиболее значимые из них. Спектр заявленных мотивов является наиболее широким из выделенных групп, и включает в себя следующие составляющие, перечисленные в порядке частоты упоминания:
Развитие прикладных навыков было отмечено всеми респондентами. Обратимся к цитате респондента № 4 о двух основных аспектах распространения модельного движения в России. Если первый из них относился к «глобальным» мотивам, то второй – «подготовка молодежи к более активному, более грамотному, более квалифицированному участию в делах гражданского общества и в решении проблем, которые их непосредственно касаются»43 – характеризует непосредственно «прикладные». «Модель ООН – это великолепная иллюстрация и практическая поддержка теоретическому курсу по многосторонней дипломатии»44. Респондент, занимающийся курированием Модели ООН в МГИМО, рассказывает: в институте международных отношений модель, появившаяся еще в 90-е гг., постепенно развивалась, доказывая руководству Вуза, что игра – это «хороший практический курс по основам многосторонней дипломатии»45. Так, с 2008г. Модель ООН стала частью учебного курса факультета международных отношений, и теперь студенты МГИМО получают зачет по «моделированию работы органов ООН». Следовательно, можно выделить еще один мотив – получение аттестации по определенной дисциплине, причем, заметим, что такая форма получение учебного материала гораздо эффективнее общепринятой.
Характерными чертами данной группы
мотивов является четкое понимание
участниками дальнейшего
Интересным фактом показалось авторам исследования, что при ответе на вопрос: «Что стимулирует студентов присоединяться к этой игре?», респондент привел случай из собственной жизни. «В первые годы работы после института, я попал на конференцию в международную организацию труда. И там столкнулся с какими-то вопросами, о которых совершенно не имел представления. Например, «правила процедуры», я такого термина не слышал, и когда я прочитал их и понял: как правила уличного движения надо хорошо знать на дороге, так надо правила процедуры знать хорошо на конференции, чтобы правильно двигаться и знать, как решать какие вопросы. Естественно, я помнил об этом долгое время, и, придя в институт, подумал, что хорошо было бы ребят этому научить, чтобы им не надо было много времени тратить на вхождение в международную конференцию. Я должен признаться, что впоследствии мне не раз приходилось на конференциях видеть, как наши специалисты неловко себя чувствуют, попав в чужую среду, где все понимают, что надо делать и как делать…стесняются, ведут себя неуверенно…». Модель ООН – метод, «позволяющий избавить российских молодых специалистов от этой неловкости еще в студенческие годы»46.
Подобное высказывание в адрес российских специалистов в международной сфере не единично. 9 из 12 респондентов акцентируют внимание на существующей проблеме даже не столько непрофессионализма, сколько не знания форм функционирования международный форумов, конференций, как проводимых ООН, так и других. «У нас мало в гуманитарных Вузах практических возможностей для освоения профессии, а вот Модель ООН – это один из таких инструментов, который как раз может играть просто великолепную роль»47.
В рамках рассмотрения группы мотивов развития прикладных компетенций, работе такого органа как Секретариат стоит уделить отдельное внимание. Секретариат Модели – отдельный орган, занимающийся подготовкой и проведением международной конференции, функционирует в период всей подготовки игры (которая может длиться от нескольких месяцев до года). Именно этот орган способствует развитию лидерских качеств. Работа в Секретариате, как и в остальных моделируемых органах, подразумевает хоть и игровую, но строгую должностную иерархию, и позволяет развивать умение принимать решения и брать за них ответственность. Понимание структуры функционирования подобного рода мероприятий, знание всех его тонкостей, возможность на практике пройти все этапы от формирования идейной концепции до последнего дня игры, позволяет участнику профессионально сориентироваться в достаточно узкой области деятельности. В частности: журналистике, аналитике, юриспруденции, фандрайзинге, связях с общественностью, менеджменте, информатике, графическом дизайне и др. Именно от качества работы «секретариатчиков» будет зависеть уровень проводимой Модели. «Секретариат, это тоже очень важный и полезный аспект, потому что организация международных конференций это тоже не простая вещь. Надо понимать все компоненты, которые делают международную конференцию хорошей… потому как они (студенты – авт.) работают и в организации и в Модели самой, видна личность будущая. А по личности можно видеть, какой она станет в разных ролях».48
Понимание своей роли в будущем,
более детальное понимание
Через игровые процессы молодежь, как наиболее социально активная общность, характеризуемая сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости, воспринимает основные стандарты поведения и понимания политической сферы жизни общества. При этом углубление в профессию, по мнению 7 респондентов, безусловно, зависит от познавательной мотивации самого участника. Степень образовательного уровня, активного потребления информации, определением профессионально-личностной специализации зависит от жизненных стратегий и целей, установленных самими участниками. Как отмечает один из респондентов, Модель ООН с одной стороны способствует углублению в специальность, с другой наоборот: «…мешает, в том смысле, что на какое-то время человека могут постигнуть сомнения относительно выбора жизненного пути, и дальше уже зависит от него самого, извлечет от из этих сомнений какой либо урок, либо нет»50. Кроме того, респонденты акцентируют внимание на том, что несмотря на свои предпочтения в игре, «подавляющее большинство идет все-таки работать на какие-то определенные условия, я думаю, что они готовы к выполнению различных ролей в жизни. И поскольку они не узкие специалисты, международники все-таки специалисты широкого профиля… Хотя Модель помогает студентам в принципе лучше разбираться в том, что им интересно, что их привлекает, что они бы хотели делать»51.