Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 20:07, курсовая работа
Российское общество за последнее десятилетие переживает глубокие социально-экономические и политические трансформации, которые отражаются и на молодом поколении. Студенческий возраст – это определенный жизненный этап, для которого характерны свои закономерности развития человека как индивида, личности, субъекта познания и коммуникации. Студенческая молодежь проходит сложный, вариативный и очень индивидуальный период структурирования интеллекта. В социально-психологическом аспекте студенчество по сравнению с другими социально-демографическими группами отличается более высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации. В то же время студенчество – социальная общность, характеризуемая наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости1.
Введение
Глава I. Методологичекие основы изучения ролевых игр
§ 1. Мотивационные основания участия в ролевых играх;
§ 2. Теоретические подходы к играм как фактору политической социализации;
Глава II. Мотивация участия студенческой молодежи в политической ролевой игре «Модель ООН»;
§ 1. Основные мотивы участия студенческой молодежи в политических ролевых играх;
§ 2. Участие в политической ролевой игре «Модель ООН» как фактор политической социализации студенческой молодежи;
Заключение
Список источников
В целом ролевая игра, преимущественно свойственна детям дошкольного возраста, с началом обучения в психическом развитии ребенка ее роль значительно уменьшается. Значение приобретают игры с правилами – интеллектуальные и подвижные. Но роль сюжетных моментов не исчезает насовсем.
Обращаясь к сюжетно-ролевой игре можно выделить следующие мотивы, способствующие развитию психики участников33:
Данная классификация рассматривается авторами в контексте детской психологии. Со своей стороны считаю вполне возможным перенести данные особенности детской игры на юношеский возраст, в рамки политического моделирования.
В России можно выделить следующие периоды эмпирической актуализации игры:
Российскую социологическую
Сравнивая концепции
игры А.Хейзинга и играизацию С.А.Кравченко,
обратимся к мнению последнего. Кравченко
пишет, что играизация и игра олицетворяют
собой свободную деятельность человека,
не осуществляясь «по принуждению»
Как было сказано выше, играизация затрагивает различные сферы общества, в частности политическую. Говоря о сегодняшней политической ситуации в России, Кравченко полагает, что основу ее составляют задачи с сохранения или обретения властных полномочий, а вовсе не реальные проблемы социальной действительности, не реализация конкретных программ. В связи с чем и появляются «симулякры источников власти – структуры с размытыми функциями», виртуальные партии и движения, осуществляющие лишь образы власти, борьбы за справедливость, образуя играизированные массы. Организуют фонды, международные саммиты, дипломатические встречи, где игра становиться их органичной частью, и происходит не ради игры как таковой, а по причине преследования конкретных прагматических целей ради социальной и профессиональной необходимости. Все это, безусловно, трансформирует и характер коммуникации и социального взаимодействия общества. «Через играизацию люди входят во многие секторы современной жизни, находящиеся в процессе постоянной самоорганизации, и тем самым более или менее успешно адаптируются к неравновесной культурной среде, справляясь со случайностями и непредсказуемыми флуктуациями, плюрализмом и неопределенностями»36. Порождая некоторую виртуальную реальность, играизация может способствовать формированию играизованной ментальности, нового ложного типа сознания. Это приводит к стиранию граней между реальностью и игрой. Играизация создает новую рациональность, что отличает теорию С.А.Кравченко от концепции игровой культуры. Эффективность играизации Кравченко понимает как оптимальный возможно быстрый способ достижения прагматической цели, осуществляемый с нарушением общепринятых правил. Благодаря данному феномену становиться возможным быстрое достижение целей индивидуальных, не общественных.
Играизация представляет собой «новую, формирующуюся парадигму рациональности, «позволяющую в предпринимательстве, политике, культуре и даже личной жизни противостоять давлению хаоса, становясь фактором социального порядка – порядка, порожденного из хаоса». Она оказывает определенное позитивное влияние на социокультурное развитие современного общества. Она расширяет число благ и услуг, предоставляя их многомиллионным массам людей.
Конец XX и начало XXI века обусловлены активным развитием мирового политического сообщества в целом, и в частности, активным развитием новых методов исследований и технологий. К таким методам можно отнести игровые практики, все больше наполняющие систему российского образования. Стоит отметить, что пока и школы, и Вузы больше внимания акцентируют на обучении и организации занятий дидактического характера, что не оставляет времени на свободную творческую игру. И все-таки, игры постепенно начинают использовать в качестве самостоятельных технологии и определенной составляющей различных политических процессов. И несмотря на то, что остаются открытыми такие вопросы как статус игры, ее продуктивной направленности как метода исследования, а также возможности использования игровых технологий при решении конкретных политических проблем, устойчивый интерес к феномену игры в отечественной науке можно квалифицировать как закономерный процесс. Неслучайно пик использования игровых процессов в России приходится на переходные периоды развития политики, экономики и культуры, важно понимать, что игра, как и многие другие социальные технологии, связана с развитием и изменениями самого общества.
Следует подчеркнуть, что как политологией, так и другими науками проблема игры как многомерного объекта научного анализа не затрагивалась, игра оказалась на межнаучном и междисциплинарном «перепутье» и выпала из контекста научной парадигмы. Однако игра, как неотъемлемая часть человеческого и общественного бытия, подчиняется общим законам социального развития. Игровые механизмы являются обязательными составляющими рациональных и внерациональных форм культуры, они присущи различным этапам развития общества и гармонично встроены в политическую жизнь. Поэтому в игре, как и в любом социальном явлении, фиксируются грани свободного и необходимого, проявления объективного и субъективного в функционировании, и как в любой социальной модели действуют механизмы и принципы моделирования. Современная политическая наука не может позволить, чтобы игра оставалась, по выражению американского исследователя С.Миллер, «лингвистической мусорной корзиной». Проблема дефинизации игры начинается с того, что затруднительно ответить на сущностный для исследования вопрос: игра – это явление, метод исследования, модель или технология. С другой стороны, не следует также ограничиваться рассмотрением частных вопросов игры. Многообразие игровых проявлений должно предстать перед нами как развивающаяся система социальных форм игровой деятельности человека.
Изучение феномена игры в социально-политическом пространстве с политологических позиций приобретает особую актуальность еще и в силу ряда следующих причин.
В целом можно заключить, что на основе проведенного анализа, авторами работы были рассмотрены некоторые узко-специальные особенности изучения ролевых игр и выделены следующие мотивационные основания участия в них: самореализация (личностный рост), групповая работа (поддержка, безопасность), оценка результатов и получение вознаграждения, решение конкретных целей (как личных, так и общих), эмоциональный компонент. Направленность мотивации выделяется авторами как основная характеристика личности, определяющая её интересы, убеждения и потребности, социальную и нравственную ценность, и как следствие, идеалы и мировоззрение. Так как мотивационный процесс строится на комплексе различных подходов и понятий авторы работы в рамках данного исследования выделяют основным – процессуальный, отражающий непосредственный механизм деятельности мотивации, комплекс условий, побуждающий индивида к определенного рода деятельности. Кроме того, подход показывает зависимость мотивов от потребностей, описывает результативность осуществляемой деятельности, целеполагание, вариативность целей в зависимости достижения тех или иных результатов.
Модель ООН как ролевая игра требует от участников принятия определенных социальных ролей и соответственного им социального поведения. Методика моделирования, иными словами, выделения наиболее значимых компонентов и исследование их возможностей в среде, максимально приближенной к реальной, является весьма перспективной. Основу теоретической базы авторского исследования составляют две основные концепции. Теория играизация С.А. Кравченко, которая рассматривает игру как самостоятельный вид социального и культурного производства, предполагает внедрение принципов игры в прагматические жизненные стратегии и обладает глобальным характером. А также подход А.Хейзинги, описывающий игру как деятельность свободную, зависимую только от желания самих участников, но осуществляемую согласно строго установленным правилам. Как и в концепции Кравченко, Хейзинга представляет игру как глобальный феномен, охватывающий множество сфер общества. Концепцию Й.Хейзинга развивают такие ученые как Д.Б. Эльконин, Л.С.Выготским, и др. Основа игры, по словам Д.Б.Эльконина, это роль, которую берет на себя участник и соответствующее ей поведение. Данный подход подразумевает, что любая роль во время игры определяет некоторые фиксированные правила, по которым и происходит развитие игры. Игра обычно имеет массовый, групповой характер. Д.Б.Эльконин выделяет несколько стадий игры. Модель ООН можно определить как сюжетно-ролевую игру, подразумевающую воспроизведение отношений между взрослыми людьми, при ролевом поведении, которое заранее обозначается и в процессе игры реализует условную игровую позицию.
Глава II
МОТИВАЦИЯ УЧАСТИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ РОЛЕВОЙ ИГРЕ «МОДЕЛЬ ООН»
§ 1. Основные мотивы участия студенческой молодежи в политических ролевых играх
Игра есть истинный способ изучения жизни
Й.Хейзенга
Московская Международная
История «Моделей» уходит корнями
в образовательную систему
Подобные мероприятия
Основные задачи, которые ставят
перед собой организаторы – дать
возможность студентам на практике
почувствовать механизмы и