Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 20:07, курсовая работа
Российское общество за последнее десятилетие переживает глубокие социально-экономические и политические трансформации, которые отражаются и на молодом поколении. Студенческий возраст – это определенный жизненный этап, для которого характерны свои закономерности развития человека как индивида, личности, субъекта познания и коммуникации. Студенческая молодежь проходит сложный, вариативный и очень индивидуальный период структурирования интеллекта. В социально-психологическом аспекте студенчество по сравнению с другими социально-демографическими группами отличается более высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации. В то же время студенчество – социальная общность, характеризуемая наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости1.
Введение
Глава I. Методологичекие основы изучения ролевых игр
§ 1. Мотивационные основания участия в ролевых играх;
§ 2. Теоретические подходы к играм как фактору политической социализации;
Глава II. Мотивация участия студенческой молодежи в политической ролевой игре «Модель ООН»;
§ 1. Основные мотивы участия студенческой молодежи в политических ролевых играх;
§ 2. Участие в политической ролевой игре «Модель ООН» как фактор политической социализации студенческой молодежи;
Заключение
Список источников
Авторская работа за основу берет преимущественно процессуальный подход к мотивации, т.к. он отражает непосредственный механизм ее деятельности. При этом, мотивы, безусловно, зависят от потребностей, в данном ключе из содержательных теорий можно выделить теорию Герцберга, точнее мотивационные и «гигиенические» факторы потребностей, оказывающие стимулирующее воздействие на результативность деятельности и отражающие наличие или отсутствие удовлетворенности определенного рода деятельностью соответственно, как одни из факторов, формирующих мотивационные основания деятельности.
Заметим, что даже знание логики процесса мотивации позволяет только предполагать, какие мотивы преобладают. Трудность заключается в вычленении их в конкретном виде в конкретных условиях. Мотивационный процесс изменчив, а его характер зависит от того, какие потребности его инициируют, при этом, сами потребности находятся между собой в сложном динамическом взаимодействии, нередко противореча друг другу либо. Тем не менее, авторами работы была предпринята попытка выделить некоторые мотивы, стимулирующие такую деятельность как участие, в частности:
§ 2. Теоретические подходы
к играм как фактору
Сегодняшняя политика России уделяет особое внимание работе с молодежью по следующим направлениям:
Приведу цитату президента РФ Д.А.Медеведева, относительно проведения ролевой игры «Модель ООН»: «Именно для готовности России в будущем конструктивно взаимодействовать и работать в рамках международных организаций необходимо проведение образовательной конференции – ролевой игры по вопросам работы международных организаций: ООН и ЕС. Данная конференция позволит современным студентам-международникам лучше понять структуру, логику принятия решений в этих международных организациях, что в будущем позволит России более эффективно работать на международной арене»25. Целью подобных проектов является привлечение молодежи к политике в целом, формирование у молодого поколения основ политической идентичности, побуждение к активному и осознанному участию в политической жизни страны, и, как итог, осуществление политической социализации личности.
Понятие политической социализации определяется как процесс, в ходе которого у личности поэтапно формируется определенная картина политического мира, опыт политической деятельности и политического общения. Стержнем политической социализации является обогащение личности политическим опытом предыдущих поколений, который выражен в политической культуре, где политическая культура – это совокупность общепринятых ценностных ориентации, убеждений и норм политической жизни общества26. По мере ее усвоения человек все больше адаптируется к существующей политической системе, становится в состоянии активно влиять на нее, т.е. все в большей степени делается субъектом политической жизни.
Важную роль в политической социализации личности играют и такие неполитические факторы, как социально-экономические условия и образ жизни человека, национальные традиции и даже отдельные важные для жизни индивида общественные факторы. В определенных общественных ситуациях неполитические факторы могут оказывать на политическую социализацию личности более существенное влияние, нежели собственно политические агенты. Особенно это касается современного открытого и взаимосвязанного общества, где все политические и неполитические факторы тесно переплетены.
Понятие социализация в рамках социологического подхода разработано подробно и дает возможность опираться на различные точки зрения. Все подходы к политической социализации и социализации в целом стоит рассматривать как взаимодополняющие. В рамках данной работы нам кажутся наиболее близкими две концепции.
Теория «обобщенного другого» Дж.Мида, в которой осознание происходит через процессы принятия и исполнения роли другого. Ролевое поведение индивида, претензия на игру позволяют ему последовательно пройти стадии исполнения других ролей, в результате чего у участников процесса формируется индивидуальный «Я – образ».27 И, продолжая ролевую теорию, отметим интерпретацию социализации Т.Парсонсом и Р.Бейлсом в контексте выполнения индивидом определенного рода деятельности в соответствии с ожиданиями», иными словами в контексте выполнения личностью социальных ролей. Т.Парсонс отмечает, что навыки, нормы и ценности, приобретенные в детстве, носят лишь обобщенный характер и не отвечают потребностям взрослой жизни, и предлагает дополнять социализацию, специфическими опытами, свойственные жизни взрослых. Взаимоотношения между личностью и средой, побуждающие к социальному действию, основанному на определенном опыте есть основная потребность социальной системы. Согласно теории Т.Парсонса Ролевая игра Модель ООН может являться именно таким специфическим опытом, направленным на углубление политической социализации индивида.
Игровая деятельность в целом и ролевая игра в частности, влияют на формирование всех социально-психических процессов, оказывают большое влияние на умственное развитие, способствует творческому воображению, помогает развитию общения. В контексте данной работы максимальным образом нас интересует та часть игры, которую называют – сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевая игра – это деятельность, в которой участники берут на себя трудовые или социальные функции специалистов (профессионалов или просто взрослых людей) и в специально создаваемых или игровых, воображаемых условиях воспроизводят фрагмент условной социальной реальности и отношения в ней28.
Модель ООН представляет собой двусторонний процесс, в котором участник, с одной стороны, испытывает на себе воздействие различного рода политических субъектов (в частности инструмента ООН), а с другой стороны, по мере социализации сам становится в состоянии влиять на политическую жизнь общества. В рамках данного исследования ролевая игра будет выступать как общественный фактор, влияющий на сознание индивида и его политическую социализацию.
Являясь деятельностью многоуровневой, сложноорганизованной игра привлекает к себе внимание специалистов самого разного профиля. Интересы ученых связаны с психологическими, педагогическими, этнографическими, социологическими, историческими и другими сторонами игры. Игра представляет собой явление парадоксальное и, на первый взгляд, внутренне противоречивое, что обусловливает факт отсутствия в литературе общей классификации игр. Фундаментальной считается работа Д.Б.Эльконина. В своей книге «Психология игры», автор обобщает наиболее важные достижения в этой области, выдвигает собственную теорию онтогенеза и филогенеза ролевой игры, формулирует идеи в отношении структуры игровой деятельности и ее значения в психическом развитии личности. В отечественной науке на протяжении длительного периода проблема игры мало изучалась, а проводимые исследования выполнялись в основном в рамках парадигмы Д.Эльконина, результаты которых, зачастую лишь подтверждали его идеи.
Сегодня выделяют несколько основных подходов к игровым практикам, формировавшимся в конце XIX – начале XX вв. Один из них – биологизаторский, которого придерживались такие ученые как Г.Спенсер (Теория избыка сил), К.Гроос (Теория упражнений), К.Бюлер, Ф.Бойтендайк, В.Штерн, Ф.Шиллер, 3.Фрейд, Ж.Пиаже, рассматривают игру как средство ухода ребенка в свой детский мир и как инстинктивное стремление к удовольствию. Первые теории игры рассматривали генезис, закономерности развития игры по аналогии с игрой животных. Убеждение об инстинктивно-биологической природе игры. Сторонники психоанализа так же не обходили этот вопрос. В рамках этого направления игра рассматривается как выражение бессознательных тенденций в символической форме.
В 30-е гг. ХХ в. появилась культурологическая концепция игры, автор которой – Й.Хейзинга в работе «Homo Ludens» придает игре столь фундаментальное значение, что считает возможным оценивать значение культуры, ее содержание и источники возникновения через понятие игры. В предисловии к книге Хейзинга писал: «человеческая культура возникает и развертывается в игре, как игра»29. В работе автор определяет теоретическую концепцию игры, исследует ее генезис, основные признаки и культурную ценность в жизни народов различных исторических эпох. Через призму игры он рассматривает широчайшее поле разнородных феноменов, таких как политические игры и военные маневры, игры детей словами и игры ученых терминами, коммерческие соревнования и спортивные технологии30.
Описывая основные ключевые признаки игры, Хейзинга определяет ее как свободную деятельность, определяемую желанием, личным настроением, которая предполагает жесткое соблюдение правил. «Игра есть добровольное действие либо занятие, совершаемое внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам, с целью, заключенной в нем самом, сопровождаемое чувством напряжения и радости, а также сознание «иного бытия», нежели «обыденная жизнь»31.
Этот же подход успешно рассматривался и развивался Д.Б.Элькониным, Л.С.Выготским, А.В.Запорожцем, А.Н.Леонтьевой и др. Отдельно выделяют социологизаторский подход, (В.Вундт, Э.Финк), а также эволюционно-информационный, разработанный Панариным.
Всякая ролевая игра имеет социальный характер – как по своему происхождению, так и по содержанию. Основной единицей игры (по терминологии Д.Б.Эльконина) является роль, которую берет на себя ребенок. При этом он не просто называет себя именем соответствующего взрослого человека («Я – мама», «Я – водитель», «Я – доктор»), а что самое главное, действует как взрослый, роль которого он взял на себя. Далее структура игры представляется следующим образом32:
Кроме внутренней структуры выделяют еще сюжетно-содержательное разделение: Сюжет – это область действительности, которая воссоздается в ролевой игре (семья, война, магазин, определенная организация и т.д.). Содержание – воспроизводимые участником (ребенком) отношения между профессионалами и экспертами (взрослыми), выполнение правил, регулирующих поведение и отношения людей. На основе сюжетно-содержательной классификации существует 4 ступени сюжетно-ролевой игры:
Что касается мотивации, то игра находится в процессе выполнения данной деятельности. Обычно игра имеет групповой характер. Есть организующее начало, основанное группой играющих, которое мотивирует каждого отдельного участника, санкционирует и поддерживает выполнение взятой им роли. В рамках самой игры так же выделяются реальные отношения между участниками, и игровые – отношения в соответствии с принятыми ролями.
Выделим основные стадии игры по Д. Б.Эльконину:
Большинство ученых выделяет следующие типы игр: Ролевая игра – это основная игровая форма, возникающая на границе раннего и дошкольного детства и достигающая своего расцвета в середине дошкольного возраста. Ролевая игра – деятельность, в которой участники берут на себя роли взрослых людей и в игровой ситуации воссоздают действия взрослых и их взаимоотношения. Особенностью игровой ситуации является игровое применение предметов, при котором значение одного предмета переносится на другой предмет, и он используется в связи с приданным ему новым значением. Роль взрослого, которую берет на себя ребенок, содержит в себе скрытые правила, регулирующие выполнение действий с предметами, установление отношений с другими участниками в соответствии с их ролями. Именно ролевая игра, вызывает у ребенка глубокие эмоциональные переживания, связанные с содержанием выполняемых ролей, качеством выполнения роли каждым ребенком и теми реальными отношениями, в которые вступают дети в процесс коллективной игры при реализации ее общего замысла. Происходит развитие воображения, становление элементов произвольного поведения, развитие знаково-символической функции.