Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 20:07, курсовая работа
Российское общество за последнее десятилетие переживает глубокие социально-экономические и политические трансформации, которые отражаются и на молодом поколении. Студенческий возраст – это определенный жизненный этап, для которого характерны свои закономерности развития человека как индивида, личности, субъекта познания и коммуникации. Студенческая молодежь проходит сложный, вариативный и очень индивидуальный период структурирования интеллекта. В социально-психологическом аспекте студенчество по сравнению с другими социально-демографическими группами отличается более высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации. В то же время студенчество – социальная общность, характеризуемая наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости1.
Введение
Глава I. Методологичекие основы изучения ролевых игр
§ 1. Мотивационные основания участия в ролевых играх;
§ 2. Теоретические подходы к играм как фактору политической социализации;
Глава II. Мотивация участия студенческой молодежи в политической ролевой игре «Модель ООН»;
§ 1. Основные мотивы участия студенческой молодежи в политических ролевых играх;
§ 2. Участие в политической ролевой игре «Модель ООН» как фактор политической социализации студенческой молодежи;
Заключение
Список источников
Но вернемся к студенческой молодежи. По результатам авторского исследования за новостями мировой политики 76% респондентов следят регулярно, 20% время от времени, и незначительный процент (4%) не следит за политическими событиями совершенно. См. Приложение 3: Диаграмма №3 Распределение ответов респондентов на вопрос «Следите ли Вы за новостями мировой политики?». Интересно, что наиболее внимательными наблюдателями являются участники – «новички», 47% из 58% участвующих впервые, следят за новостями мировой политики регулярно, и лишь 12% из 22% постоянных участников Модели. (См. Приложение. Таблица №3 «Следите ли Вы за новостями мировой политики?»)
«Обсуждаете ли Вы политические вопросы с друзьями, родственниками или знакомыми?» один из вопросов авторского исследования, позволяющий определить степень неголословной заинтересованности в политической жизни, выявил следующее. В целом 96% из 100 обсуждают политические проблемы или регулярно или время от времени. (См. Диаграмму №2 Распределение ответов респондентов на вопрос «Обсуждаете ли Вы с друзьями политические проблемы?») Приведенные данные свидетельствуют о том, что аполитичность не свойственна современной учащейся молодежи.
Диаграмма №2. Распределение ответов респондентов на вопрос «Обсуждаете ли Вы с друзьями политические проблемы?»
Данные исследования, проведенного Институтом социологии РАН, подтверждают результаты авторского исследования. Обсуждением политических проблем в повседневной жизни в кругу друзей и родственников занимаются около 53,5% («да, часто» – 9,4%; «иногда» – 44,1%) опрошенных респондентов. См. Диаграмма №3. Распределение ответов респондентов на вопрос «Обсуждаете ли Вы с друзьями политические проблемы?». Отрицательный ответ дали почти половина опрошенных респондентов – 46,0 % («почти не обсуждаем» - 30,7%; «никогда не обсуждаем» – 15,3%). Интересно, что равнодушных практически не было – затруднились отвечать всего 0,5% респондентов. Конечно, чаще между собой о политике говорят мужчины – 57,3 % («да, часто» – 11,7%; «иногда» – 45,6%) в возрасте 24–29 лет.
Диаграмма №3. Распределение ответов респондентов на вопрос «Обсуждаете ли Вы с друзьями политические проблемы?»
Одной из задач авторского исследования было выявления степени политической активности молодежи, принимающей участие в Модели ООН.
Посмотрим распределение ответов респондентов в зависимости от количества раз участия в Модели. Большинство постоянных участников модели (12% из 22%) не никогда не принимали участие в политических митингах и пикетах. Но из молодых участников форума всего лишь 18% из 58% имели подобный опыт, при этом 40% из них ответило отрицательно.
Это означает, что политическая сфера для молодого поколения представляется первоначально чем-то далеким и недосягаемым. И в принципе форма выражения политической активности мало интересует молодежь. Условно можно сказать, что для студента вполне сопоставимые вещи – уличная демонстрация и политическая ролевая игра. Несмотря на то, что игра всего лишь подразумевает реальную ситуацию, а митинг или пикет вполне реален.
Из 100% опрошенных только 18% состоит в каких-либо политических партиях и движениях (в частности «Единая Россия», «Наши», партия ЛДПР и др.). При этом, 34% из всех опрошенных поступали предложения вступить в какую либо политическую партию или движение. Отсюда следует, что участники моделей, не смотря на активные заверения о желании связать свою жизнь с политической сферой, преимущественно еще не достаточно политически активны. (См. Приложение 3: Таблицы №4, 5, 6). Эти данные также подтверждаются результатами всероссийского исследования Института социологии РАН. См. Приложение 3 Диаграмма №6 Распределение ответов респондентов на вопрос «Приходилось ли Вам участвовать в политических митингах и демонстрациях в этом учебном году».
По результатам всероссийского исследования Института социологии РАН для современной молодежи такие политические понятия как гражданственность, патриотизм, долг идентифицируются, прежде всего, с формальной принадлежностью к государству. Патриотизм остается ценностью для современной молодежи, но практическая реализация патриотического поведения определяется некими исключительными факторами. На поставленный вопрос: «Готовы ли Вы пожертвовать личными интересами ради интересов своей страны?» однозначно положительный ответ дали 6,6% респондентов. Практически четверть (24%) готова пожертвовать своими личными интересами в определенных случаях, а 38,6% могут поступиться своими личными интересами лишь в исключительных случаях. См. Приложение 3: Диаграмма №7. Распределение ответов респондентов на вопрос «Готовы ли Вы пожертвовать личными интересами ради интересов своей страны?». Большинство респондентов дали отрицательный ответ «нет, и не хочу» (67,4%). Можно сделать вывод, о том, что политическая активность молодежи (ответ «да, много раз») по данным нашего исследования вполне коррелируется с другими российскими данными – в пределах 2%. Больше всего активна учащаяся молодежь в возрасте 15-18 лет: ответ «да, много раз» дали 2,9 % опрошенных респондентов.
Целью данного исследования являлось
определение влияния
Проведенный авторский анализ проблему мотивации участия студенческой молодежи в политической игре Модель ООН позволяет сделать следующие выводы:
Авторами работы был выявлен некоторый спектр мотивов, обобщенный в три основные группы: глобальные, прикладные и развлекательные мотивы. Каждая из которых является весьма значительной, и рассматривается детально.
Глобальные мотивы формируют новый тип личности, полноценного члена современного общества с гражданской позицией. Отдельное внимание в рамках данной группы уделяется такому мотиву как политическая социализация. Игра позволяет студентам обращаться к политике с профессиональной, а не с обывательской стороны. Накопленный потенциал знаний и навыков при правильном выборе образования и сферы деятельности моделистов крайне велик. Исследование показало, что основная масса участников, использует Модель ООН для личных интересов и социализации, скорее общей, чем политической. На основе полученных данных нет оснований говорить об аполитичности современной учащейся молодежи, но есть основания говорить о ее политической пассивности. Одна из причин данного явления – четко осознаваемая большинством респондентов возможность реализовать свои права на практике только частично. При этом итогом ролевой игры становиться повышение рейтинга участников в международных обследованиях качества образования и как следствие их политической социализации. Но, по результатам исследования, в качестве «стартовой площадки» для карьерного роста, Модель ООН использует всего 18 % студентов.
Модель ООН предполагает обучение, но не содействует дальнейшему продвижению молодых, квалифицированных специалистов, что является одним из важных прикладных мотивирующих факторов участия. Авторам работы видится интересным развитие игры в данном направлении. В ходе проведенного исследования выяснилось, что большинство участников обладает профессиональными навыками, постоянно развивает их и при этом, далеко не все моделисты имеют четко ориентированные планы на будущее. Содействие организаторов проекта в данной области поможет студентам сделать карьеру более доступной, и не занимать второстепенные посты в различных агентствах в течение длительных испытательных сроков. Потенциальные работодатели, которые могут быть приглашены на игры в качестве визитеров, имеют возможность лично увидеть качество подготовки моделистов. И игра сможет заменить целый ряд подготовительных этапов перед приемом на работу, сможет выполнять, в частности, роль собеседования. Тем более, что сегодня ведущие компании, работающие в сферах юриспруденции, экономики, международных отношений и проч. зачастую используют игровые механизмы во время отбора персонала. Подобного рода практика позволит представителям HR-отделов компаний сэкономить время на подборе специалистов и гораздо быстрее выделить именно тех, кто действительно качественно подготовлен и способен грамотно выполнять поставленные задачи. Таким образом, предлагается к рассмотрению авторский проект «Экспресс форум Модель ООН», подразумевающий совмещение политической ролевой игры с карьерным ростом участников, а также способствующие реализации прикладной группы мотивов. Более подробное описание проекта См. Приложение 1. Помощь студентам и аспирантам в определении сферы дальнейшего роста и развития в рамках Модели может вполне качественно функционировать как проект по дальнейшему развитию перспективной, подготовленной молодежной прослойки.
Возвращаясь к прикладным мотивам, еще раз отметим, что Модель способствует формированию более четкого представления о политической сфере общества, более детального понимания глобальной политической ситуации в мире. Кроме того, благодаря игре воспитывается личность, характеризующаяся такими качествами как социальная ответственность, способность рассчитывать на собственные силы, целеустремленность, ориентированность на достижение результата в профессиональной сфере. Данная группа мотивов способствует самоопределению, более детальному пониманию своей специальности, возможности подготовки к карьерному развитию.
Касательно развлекательных мотивов кратко уточним, что происходит развитие таких навыков как коммуникабельность, социальная активность, сочетаемая с интеллектуальной и социальной зрелостью студента. В игровом и доступном формате студент воспринимает основные стандарты поведения широкого спектра сфер человеческой деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современном обществе молодежь представляет собой неоднородную социальную группу, недостаточно приспособленную к меняющемуся миру взрослых. В то же время объективно это наиболее активная часть общества, обладающая большим инновационным потенциалом его изменения. Поиск новых явлений в социальном поведении учащейся молодежи и составление социального портрета, входящих в ее состав групп, позволяет узнать ее реальные потребности, устремления, интересы, жизненные цели и стратегии, а также позицию по отношению глобальной политике и политике современной России.
Современная социально-политическая ситуация требует формирования нового типа личности. Сегодня формируется личность амбициозная, творческая, способная к пониманию и анализу глобальной политической ситуации в мире, личность способная мыслить, профессионально развиваться, стремиться к достижению успеха в выбранной сфере деятельности. Социальная ответственность, способность рассчитывать на свои силы и подготовку – вот основные ее характеристики. Безусловно, особенности портрета современной студенческой молодежи во многом складываются из ее (молодежи – авт.) взаимодействия с окружающей социальной средой. Модель ООН, именно такая игра, которая позволяет участникам приобрести более четкое представление о функционировании политической сферы общества, кроме того, она может использоваться как некая площадка для возможности быть услышанным, позволяющая внести свой личный, пусть и небольшой вклад в развитие гражданского общества. Соответственно мотивация участия студентов в данной игре во многом обусловлена современными реалиями.
Перед тем как перейти к рассмотрению практических задач отметим, что методологическую основу изучения ролевых игр и мотивацию участия в них составили процессуальные теории, в частности В.Врума, Дж.Адамса, Э.Лока. Этот подход в наибольшей степени отражает, каким образом осуществляется мотивирование аудитории на достижение желаемых результатов, а также описывает возможности реализации мотивов и вариативность целей. Для решения первой задачи исследования (рассмотрение методологичеких основ изучения ролевых игр и мотивацию участия в них) потребовалось обратиться к таким теоретическим подходам как теория играизация С.А. Кравченко, рассматривающая игру как самостоятельный вид социального и культурного производства, и предполагающая внедрение ее принципов в прагматические жизненные стратегии. А также концепция игры А.Хейзинги. Теория рассматривает игру как деятельность, зависимую только от желания самих участников, функционирующую по строго определенным, регламентированным правилам, но в целом свободную. Этот подход наиболее точно отражает игровой процесс Модели ООН, в рамках которой в моделируемых органах проводятся заседания согласно жестким правилам процедуры. Безусловно, участие или не участие в самой игре зависит только от желания студента. Но при согласии и после вхождения в игру подразумевается четкое следование правилам, иным образом игра просто потеряет смысл как таковой. Обе концепции представляют игру как феномен глобальный. И Кравченко, и Хейзинга, отмечают, что игры затрагивают различные сферы общества, в частности политическую. Многообразие игровых проявлений предстает перед нами как развивающаяся система социальных форм игровой деятельности человека. Но отметим важное отличие игры от играизации. Последняя «предполагает освоение специфического знания конкретных общественных сфер, которое происходит на этапе вторичной социализации – последующего процесса, позволяющего уже социализированному индивиду входить в новые сектора объективного мира общества»71.
Опираясь на выделенные подходы, Модель ООН можно определяется авторами работы как сюжетно-ролевая игра, подразумевающая воспроизведение отношений между взрослыми людьми, при ролевом поведении, которое заранее обозначается и в процессе игры реализует условную игровую позицию в рамках заранее оговоренных и установленных правил.
Итак, на основе данных авторского исследования, полученных при анкетировании и интервьюировании кураторов, организаторов и участников проекта Модель ООН, с целью изучения мотивации участия в игре, были получены следующие результаты:
По второй задаче были выявлены 3 обобщенные группы мотивов участия студенческой молодежи России в Модели ООН. «Глобальные» мотивы способствуют формированию членов гражданского общества, политической социализации молодежи, и ее политической активности. Их реализация способствует формированию нового типа личности, компетентного профессионала, обладающего четкой гражданской позицией. Одной из задач исследования было проанализировать степень политической социализации молодежи, принимающей участие в ролевых играх, как один из основных мотивов. Результаты исследования показали, что в Модель играет в основном молодежь, проявляющая устойчивый интерес к политике. Около 96% участников в повседневной жизни занимаются обсуждением политических проблем в кругу друзей и родственников. При этом форма выражения политической активности интересует участников весьма посредственно. Организаторы и кураторы единогласно утверждают, что Модель ООН вне политики, она занимается воспитанием понимания личности. Политическая социализация через Модель ООН подразумевает сохранение и передачу культурных традиций предыдущих поколений. Основное – это процесс усвоения человеком опыта и норм политической культуры, процесс приобщения к социальному опыту, и составная часть социализации в целом. Стимулирование к активной жизненной позиции и к активному политическому участию, если и было первоначально заложено в концепцию игры, то на практике отошло на второй план.