Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2014 в 07:58, реферат
Объект изучения данной курсовой работы является труд А.А. Богданова «Тектология: всеобщая организационная наука»
Предмет принципы и методы, которые применял А.А. Богданов к изучению простых (физических) и сложных (социальные) систем: обобщенный опыт всех наук
Цель - изучение взгляда Богданова на обобщенный опыт.
О.С.Анисимов называет Богданова «первым методологом», сформулировавшим проблему, исходную для методологического пространства. Объединяя специализированные научные методы, решая вопросы универсумально-практического характера организованности форм, А.А.Богданов создал уникальную концепцию системного подхода к анализу явлений в природе и социуме. «Тектология» по поставленным задачам, по своему подходу, по используемым методам решения задач и проблем является прототипом современной методологии.
I. Введение
1. Определение объекта, предмета, цели курсовой работы…………………………………………. …3
2. Историческая необходимость и научная возможность тектологии: организационная точка зрения, единство организационных методов, путь к организационной науке, прообразы тектологии…….3
II. Основная часть
1. Основные понятия и методы…………………………………………………………………………11
- организованность и дезорганизованность: организованные комплексы, активности-сопротивления и типы их сочетаний, относительность организационных понятий;
- методы тектологии;
- соотношение тектологии к частным наукам и к философии.
2. Основные организационные механизмы…………………………………………………………….16
- механизм формирующий: конъюгация, цепная связь, ингрессия, дезингрессия, отдельность комплексов, кризисы, роль разностей в опыте, познавательное значение ингрессии, социальная и мировая ингрессия;
- механизм регулирующий: консервативный подбор, подвижное равновесие, прогрессивный подбор.
3. Устойчивость и организованность форм………………………………………………………….26
- количественная и структурная устойчивость;
- закон относительных сопротивлений (закон наименьших);
- закон наименьших в решении практических задач;
- структура слитная и «четочная»;
- системы равновесия.
4. Расхождение и схождение форм……………………………………………………………………33
- Введение для части II работы А.А. Богданова
- закон расхождения;
- дополнительные соотношения;
- противоречия системного расхождения;
- разрешение системных противоречий (контрдифференциация): образование связки, механизм устранения противоречий;
- схождение форм;
- жизненная ассимиляция.
5. Формы централистические и скелетные («эгрессия» и «дегрессия»)………………………………40
- происхождение и развитие эгрессии;
- значение и границы эгрессии;
- происхождение и значение дегрессии;
- развитие и противоречия дегрессии;
- отношение эгрессии и дегрессии.
6. Пути и результаты подбора…………………………………………………………………………..46
- подбор в сложных системах;
- подбор в изменяющейся среде;
- подбор прямой и репрезентативный;
- обобщающая роль подбора;
- познавательный подбор: гедонический, дарвинизм и учение Мальтуса, теория Крукса о развитии материи;
- соотношение подбора отрицательного и положительного.
7. Кризисы форм……………………………………………………………………………………53
- общее понятие о кризисах;
- типы кризисов;
- предельное равновесие;
- кризисы С;
- кризисы D;
- универсальность понятия кризисов.
8. Организационная диалектика…………………………………………………………………….56
- тектологический акт;
- диалектика формальная и организационная
III. Заключение: методологическое значение тектологии А.А. Богданова……………………56
1. Тектология
2. Диалектика и тектология
3. Комплексность как свойство объекта
4. Организационная деятельность
5. Организационная идея в науке
Что нужно делать:
Эту схему нужно сравнивать с другими, аналогично полученными схемами и этим путем вырабатывать тектологические обобщения, дающие понять о формах и типах организации: индуктивный путь исследования.
Основные формы индукции: обобщающе-описательная, статистическая, абстрактно-аналитическая. Все они применимы конкретно и к явлениям организации-дезорганизации.
Дело в том, что хотя этой науки формально еще не существовало, но организационные эксперименты уже имеются.
Пример, старинный эксперимент Плато, путем вращения жидкого шара в уравновешивающей его среде (другой жидкости того же удельного веса), воспроизводит картину колец Сатурна. Из какой это научной области? Ни гидромеханика, ни космогония не могут с полным правом присвоить себе этот опыт, относящийся к вопросам основной архитектуры миры. Он по существу и полностью принадлежит организационной науке.
Применение абстрактного метода в тектологии отличается от жизненного явления реальным отвлечением от «биологического» материала; причем затем нужно еще мысленно отвлечься от материала, на котором эксперимент воспроизводится. И тогда реальное абстрагирование необходимо дополняется мысленным.
Только абстрактный метод способен дать нам настоящие и универсальные тектологические законы.
На их основе станет возможна широкая тектологическая дедукция, которая будет прилагать и комбинировать их для новых теоретических и практических выводов.
Когда же выяснены общие законы, то дедукцией дается твердая опора для планомерной организационной деятельности – практической и теоретической: тогда устраняется элемент стихийности, случайности, анархичного искания, делаемых ощупью попыток в труде и в познании. Ибо всякая задача практики и теории сводится к тектологическому вопросу: о способе наиболее целесообразно организовать некоторую совокупность элементов – реальных или идеальных.
Применяясь на деле, каждая тектологическая дедукция будет получать экспериментальную проверку, Которая в то же время явится и проверкой законов, послуживших основной дедукции. Успех тектологических обобщений и выводов зависит, прежде всего, от правильного анализа изучаемых комплексов, от целесообразного их разложения на элементы.
Мы видим, что тектология в своих методах с абстрактным символизмом математики соединяет экспериментальный характер естественных наук. При этом в самой постановке своих задач, в самом понимании организованности она должна стоять на социально-исторической точке зрения. Материал же тектологии охватывает весь мир опыта. Таким образом, они и методами, и по содержанию наука действительно универсальная.
Отношение тектологии к частным наукам и к философии
Организационная наука характеризуется прежде всего и больше всего своей точкой зрения. Отсюда вытекают все особенности ее задач, ее методов и результатов. Различие с другими науками в их современном виде выступает уже, начиная с самой постановки вопроса.
Здесь существуют два момента:
Отсюда легко устанавливается отношение к специальным наукам: объединяющее и контролирующее. Весь их материал и все добытые ими результаты законно принадлежат ей как основа ее работы; все их обобщения и выводы подлежат ее проверке со стороны своей точности и полноты, поскольку на той и другой может отразиться относительная узость точки зрения.
Методы всех наук для тектологии – только способы организации материала, доставляемого опытом; и она исследует их в этом смысле, как и всевозможные методы практики. Ее собственные методы не составляют исключения: они для ее такой же точно предмет исследования, тоже организационные приемы, не более. Так называемую «гносеологию», или философскую теорию познания, которая стремится исследовать условия и способы познания не как жизненного и организационного процесса в ряду других а отвлеченно, как процесса, по существу отличающегося от практики, тектология, конечно, отбрасывает, признавая это бесплодной схоластикой.
Тектологию не следует смешивать с философией. Философия при своем зарождении была просто совокупностью тогда еще не разъединенного по специальностям научного знания, связанного наивным обобщающими гипотезами. В эпоху специализации наук она является надстройкой над научным знанием, выражающей стремление человеческой мысли к единству. Но она тем меньше могла его достигать на деле, что сама распалась соответственно основному разрыву социальной жизни на теоретическую и практическую ветви. И та и другая коренным образом отличается от тектологии.
Практическая философия имеет в виду общее моральное руководство поведением людей. Для тектологии мораль – только предмет исследования, как организационная форма в ряду других; моральные связи людей она рассматривает с той же точки зрения, как связи клеток организма, частей машины, электронов в атоме и т.п. Она так же чужда морали, как математика.
Философия теоретическая стремилась найти единство опыта, а именно в форме какого-нибудь универсального объяснения. Она хотела дать картину мира, гармонически целостную и во всем понятную. Ее тенденция – созерцательная. Для тектологии единство опыта не «находится», а создается активно-организационным путем. Объяснение же организационных форм и методов тектологией направлено не к созерцанию их единство, а к практическому овладению ими.
Философские идеи отличаются от научных тем, что не подлежат опытной проверке; например, «философский эксперимент» есть совершенно неестественное сочетание понятий. Для тектологии постоянная проверка ее выводов на опыте обязательна: организационные законы нужны прежде всего для того, чтобы их применять; и тектологические эксперименты не только возможны, но и существуют. Здесь коренное различие особенно ясно.
В своей объединительной работе философия не раз предвосхищала широкие научные обобщения; самый яркий пример – идея неуничтожимости материи и энергии. В этом смысле философия является предтечей тектологии. Такие философские концепции, как диалектика или как учение Спенсера об эволюции, имеют скрытый и неосознанный, но несомненных тектологический характер. Поскольку они будут исследованы, проверены и организационно истолкованы, они войдут в новую науку, а вместе с тем потеряют свой философский характер. Вообще, по мере своего развития тектология должна делать излишней философию, и уже с самого начала стоит над нею, соединяя с ее универсальностью научный и практический характер. Философские идеи и схемы для тектологии – предмет исследования, как всякие иные организационные формы опыта.
Тектология – всеобщая естественная наука. Она еще только зарождается; но т.к. ей принадлежит весь организационный опыт человечества, то ее развитие должно стать стремительно-быстрым, революционным, как она сама революционна по своей природе. Полный расцвет ее будет выражать сознательное господство людей как над природой внешней, так и над природой социальной. Ибо всякая задача практики и теории сводится к тектологическому вопросу: как наиболее целесообразно организовать некоторую совокупность элементов – реальных и идеальных.
Основные организационные механизмы
А Механизм формирующий
Конъюгация
Человек в своей организующей деятельности является только учеником и подражателем великого всеобщего организатора – природы. Поэтому методы человеческие не могут выйти за пределы методов природы и представляют по отношению к ним только частные случаи, и поэтому изучение организационных методов приходится вести исходя именно из них, а от них переходя уже к более общим и затем всеобщим путям организации в природе.
Давно замечено и установлено, что во всей своей деятельности – практике и мышлении – человек только соединяет и разделяет какие-нибудь наличные элементы. Процесс труда сводится к соединению разных «материалов», «орудий» труда и «рабочей силы» и к отделению разных частей этих комплексов, в результате чего получается организованное целое – «продукт». Так же в области мышления. Усилие обобщающее связывает, объединяет элементы или комплексы опыта, усилие различающее обособляет их; ничего иного, выходящего за эти рамки, здесь быть не может. Никакая логика, никакая методология не находили до сих пор ничего третьего.
НО дальнейшее исследование обнаруживает, что это два акта – соединение и разделение – играют неравную роль в деятельности человека, занимают в ней неодинаковое место: один из них является первичным, другой – производным, один может быть непосредственным, другой всегда бывает только результатом.
Первичный момент, порождающий изменение, возникновение, разрушение, развитие организационных форм, или основа формирующего тектологического механизма, есть соединение комплексов – это будет называть конъюгацией (термин взят из биологии).
Нужно отчетливо себе представить всеобщность этого понятия, чтобы тектологически им оперировать. Конъюгация – это и сотрудничество, и всякое иное общение, например, разговор, и соединение понятий в идеи, и встреча образов и стремлений в поле сознаний, и схватка враждебный отрядов…
Субъективные цели сторон здесь безразличны; важно объективное соотношение: оба комплекса находятся во «взаимодействии», их элементы-активности перемешиваются, «влияют» одни на другие, вообще «комбинируются», переходят их одного комплекса в другой, в виде обоюдного заимствования опыта, усваивания друг от друга хотя бы приемов борьбы, часто и других практических сведений.
Результаты конъюгации бывают тектологически различны. Исследуя вопрос о них в общем виде, по отношению к элементам-активностям, образующим содержание комплексов, легко наметить три мыслимых случая.
Аналитическая сумма – результат соединения специфических активностей или соответственных сопротивлений при всякой конъюгации.
Цепная связь
Рассмотрим, каковы в общем виде результаты конъюгации со стороны формы получающихся систем.
Процесс конъюгации сопровождается преобразованием вступивших в нее комплексов, в той или иной степени. Оно может доходить, как до «уничтожения» или, точнее нейтрализации одного комплекса или некоторых из них, если конъюгаций несколько. Но и преобразование может быть столь глубоким, что наблюдение уже «не узнает» прежних комплексов, не признает их за те же самые: например, конъюгация кислорода и водорода с образование воды. Однако наиболее общим является тот случай, когда и после преобразования мы принимаем, что комплексы «сохраняются», продолжают существовать, лишь в измененном виде. Крайние случаи – уничтожение или радикальная реорганизация – при достаточном исследовании сводятся к нему: прослеживая элементы прежних комплексов в новых сочетаниях; научное мышление как бы восстанавливает для себя эти прежние комплексы, находит под измененными формами «уничтожаемую» материю или энергию.
Информация о работе Историческая необходимость и научная возможность тектологии