Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2014 в 07:58, реферат
Объект изучения данной курсовой работы является труд А.А. Богданова «Тектология: всеобщая организационная наука»
Предмет принципы и методы, которые применял А.А. Богданов к изучению простых (физических) и сложных (социальные) систем: обобщенный опыт всех наук
Цель - изучение взгляда Богданова на обобщенный опыт.
О.С.Анисимов называет Богданова «первым методологом», сформулировавшим проблему, исходную для методологического пространства. Объединяя специализированные научные методы, решая вопросы универсумально-практического характера организованности форм, А.А.Богданов создал уникальную концепцию системного подхода к анализу явлений в природе и социуме. «Тектология» по поставленным задачам, по своему подходу, по используемым методам решения задач и проблем является прототипом современной методологии.
I. Введение
1. Определение объекта, предмета, цели курсовой работы…………………………………………. …3
2. Историческая необходимость и научная возможность тектологии: организационная точка зрения, единство организационных методов, путь к организационной науке, прообразы тектологии…….3
II. Основная часть
1. Основные понятия и методы…………………………………………………………………………11
- организованность и дезорганизованность: организованные комплексы, активности-сопротивления и типы их сочетаний, относительность организационных понятий;
- методы тектологии;
- соотношение тектологии к частным наукам и к философии.
2. Основные организационные механизмы…………………………………………………………….16
- механизм формирующий: конъюгация, цепная связь, ингрессия, дезингрессия, отдельность комплексов, кризисы, роль разностей в опыте, познавательное значение ингрессии, социальная и мировая ингрессия;
- механизм регулирующий: консервативный подбор, подвижное равновесие, прогрессивный подбор.
3. Устойчивость и организованность форм………………………………………………………….26
- количественная и структурная устойчивость;
- закон относительных сопротивлений (закон наименьших);
- закон наименьших в решении практических задач;
- структура слитная и «четочная»;
- системы равновесия.
4. Расхождение и схождение форм……………………………………………………………………33
- Введение для части II работы А.А. Богданова
- закон расхождения;
- дополнительные соотношения;
- противоречия системного расхождения;
- разрешение системных противоречий (контрдифференциация): образование связки, механизм устранения противоречий;
- схождение форм;
- жизненная ассимиляция.
5. Формы централистические и скелетные («эгрессия» и «дегрессия»)………………………………40
- происхождение и развитие эгрессии;
- значение и границы эгрессии;
- происхождение и значение дегрессии;
- развитие и противоречия дегрессии;
- отношение эгрессии и дегрессии.
6. Пути и результаты подбора…………………………………………………………………………..46
- подбор в сложных системах;
- подбор в изменяющейся среде;
- подбор прямой и репрезентативный;
- обобщающая роль подбора;
- познавательный подбор: гедонический, дарвинизм и учение Мальтуса, теория Крукса о развитии материи;
- соотношение подбора отрицательного и положительного.
7. Кризисы форм……………………………………………………………………………………53
- общее понятие о кризисах;
- типы кризисов;
- предельное равновесие;
- кризисы С;
- кризисы D;
- универсальность понятия кризисов.
8. Организационная диалектика…………………………………………………………………….56
- тектологический акт;
- диалектика формальная и организационная
III. Заключение: методологическое значение тектологии А.А. Богданова……………………56
1. Тектология
2. Диалектика и тектология
3. Комплексность как свойство объекта
4. Организационная деятельность
5. Организационная идея в науке
Следовательно, с научной точки зрения результатом конъюгации вообще является система из преобразованных конъюгировавших комплексов.
Эти комплексы могут либо остаться во взаимной связи, либо вновь разъединиться в самом ходе изменений, порожденных конъюгацией.
Обратим внимание на состав самих конъюгирующих комплексов. Можем брать организованные комплексы самого различного типа и строения; но если исследовать, из каких элементов они слагаются, то можно констатировать для целой массы случаев одну их общую черту – однородность или известную степень сходства между отдельными частями такого комплекса. Так, например, общество состоит из многих однородных биологических единиц – клеток; клетка заключает в своем составе ряд белковых соединений, представляющих между собою большое сходство по химических свойствам.
Каким путем такие комплексы могут практически получаться?
Пусть имеется два однородных элемента, которые должны быть объединены в организованную комбинацию: два человека, две вещи, два представления, две величина и т.п. Называя их однородными, мы, очевидно, признаем тем самым наличность в них чего-то общего; но мы не считаем их за одно и тоже, следовательно, находим в них нечто различное – элементы второго порядка. В этих общих элементах наш анализ и должен искать условия организационной связи.
Предположим, что два человека объединяются в сотрудничестве. Что их тогда объединяет? Общая цель, которая входит в сознание того и другого. Это и есть элемент их психики, который здесь выполняет организационную функцию. Нужно определит точнее его значение.
Слово «общая» означает не сходства, а не совпадение. При конкуренции одинаковые цели не совпадают, а расходятся: они различно ориентированы. Организованность достигается постольку, поскольку направление активностей, выражаемое целью, тождественно для обоих сотрудников. Следовательно, связь создается элементов действительно общим, одним и тем же, входящим в оба комплекса.
Консонанс представляет организованное, диссонанс - дезорганизованное сочетание звуков по отношению к воспринимающей активности человека.
Совпадающие элементы, на которых основывается связь данного типа могут быть самыми различными. Это легко видеть на так называемых «ассоциациях по сходству» - самой обычной форме психических группировок. Представление А влечет за собой в поле сознание представление В, с которым у него имеются некоторые общие элементы: такова формула подобных ассоциаций.
Для понимания характера изучаемой связи очень важны те ее формы, которые можно назвать полярными или контрастными. На первый взгляд они кажутся совершенно иным типом, притом даже противоположным намеченному до сих пор. Таково сближение, часто наблюдаемое между людьми со способностями и склонностями настолько различными, что они как бы дополняют один другого. Сюда же относятся так называемые «ассоциации по контрасту», когда, например, яркий день вызывает воспоминание о ночном мраке, зимний холод – о летней жаре и т.п.
Легко убедиться, что это отнюдь не особый, противоположный раньше намеченному тип связи, а тот же самые, его частная форма.
Контрастные ассоциации белого и черного, теплого и холодного, мягкого и твердого, приятного и неприятного основаны на том, что в восприятии обоих полюсов каждой такой пары участвуют одни и те же элементы нервного аппарата, только в различных или противоположных органических состояниях.
Взаимное тяготение противоположных натур наблюдается тогда, когда два человека способны реально «дополнять» друг друга. Но «дополнять» возможно лишь там, где имеется неполнота, пробел, в которой «дополняющее» входит, как выпуклая поверхность в соответственную вогнутую. Пусть у одного человека имеется недостаток какой-либо специфической активности, у другого же – избыток ее. Организационная связь между нами в виде сотрудничества, дружбы, подчинения и т.п. получится тогда, когда эта активность у обоих имеет одно и то же по существу направление, ориентирована одинаково, к общим целям. За понятием «контраста» скрывается определенная общность элементов, без которой это понятие и не имеет смысла.
Цепная связь – всякое объединение посредством общих звеньев.
В примерах выше мы брали пары однородных комплексов или же целые ряды их с одинаковыми соединительными звеньями. Но опыт показывает, что цепная связь может неограниченно развертываться по самым различным направлениям и с постоянно меняющимися связующими элементами. Например, капля воды напоминает о море, море – о небе, небо – об его светилах, об астрологии, затем о смерти людей, о гибели вселенной, и т.д. без конца, с иною для каждого случая основой сцепления образов. Аналогично развертывается обыденная связь людей в обществе: А с В соединяют общие вкусы, В с С – общие задачи, С с D – общие несчастью и проч., цепь извивается, переплетается, спутывается с другой цепью, образует клубок, охватывая миллионы людей, из которых огромное большинство не знают даже о существовании друг друга.
Вязкость - вся совокупность общих, совпадающих элементов между комплексами, входящими в цепную связь. Ясно, что развитием связки определяется степень связи, то, что называют ее «глубиной» и «прочностью».
Также цепная связь может быть двух родов:
Причем, нужно заменить, что полной, абсолютной однородности никогда на деле не бывает: два комплекса, два отношения не могут быть в точности, до тождества одинаковы; но разнородность может быть так мала, что не имеет практического значения для той или иной поставленной задачи.
Ясно, что при однородной связи комплексы – части организованной системы – выполняют в ней одинаковую организационную функцию, при разнородной разную.
Цепная связь устанавливается путем точного исследования, с применением усовершенствованных методов, т.к. общие звенья могут ускользать от обычных способов восприятия, иногда их нужно дополнять теоретически.
Из этого видно, что цепная связь есть форма нашего мышления об организационных комбинациях, если мы не находим общие звенья, то вынуждены конструировать их мысленно.
Ингрессия
Все задачи практики, познания, художественного творчества сводятся к тому, что требуется организовать какие-либо наличные элементы или комплексы в группировки, более сложные и соответствующие определенным целям. Простейший тип разрешения этих задач есть именно установление – реальное или мысленное, смотря по характеру задачи, - цепной связи между объединяемыми элементами или комплексами. При этом могут представиться различные случаи.
Предположим, что мы имеем всего два комплекса – человеческие личности, и что нам надо сорганизовать воедино их усилия по отношению к определенным сопротивлениям. Из постановки задач видно, что общего звена пока еще нет, т.е. такого, которое связывало бы их соответственно поставленной задаче. Необходимым звеном здесь явится сознание общей цели, входящее в психику обеих личностей, и совпадающее по содержанию в достаточной мере, только это необходимое звено дает ту организованность, какая требуется. Сущность дела сводится к изменению обоих организуемых комплексов – обогащению двух психик новыми ассоциациями.
Предположим, что технически требуется прочно соединить два куска металла, дерева или веревки. Связка создается вхождением элементов одного комплекса в другой. Осуществить такое вхождение не всегда просто. Например, если веревки легко можно связать между собой, т.к. элементы ее обладают относительной подвижностью; а вот с металлом труднее, его можно «сварить», т.е. путем нагревания увеличить подвижность элементов металла. Куски дерева такими приемами соединить нельзя.
В таких случаях обычно применяется метод ингрессии, т.е. метод «вводных» или «посредствующих» комплексов. Эту роль может сыграть, например, клей, в жидком виде он легко конъюгирует с поверхностью дерева, а затем твердеет, не теряя приобретенной связи.
Итак, говоря вообще, для цепного соединения двух комплексов требуется их изменить так, чтобы в них получились общие элементы, соответствующие задаче, для которой служит данный организационный процесс. Но далеко не все комплексы удается всячески изменять по мере надобности. Тогда решение задачи требует введения «посредствующих» комплексов.
Предположим, что двум лицам надо объединить свои усилия для одного дела. Им нужно «столковаться» - тектологических процесс, орудием которого является речь. Но они говорят на разных языках и не могут понимать друг друга. Успешное разрешение задачи в пределах этих двух комплексов невозможно: цепная связь прямо не устанавливается. Между ними надо подставить подходящее третье, в данном случае – это переводчик. Особенность этого третьего звена – оно обладает общими элементами, соответствующими поставленной задаче, с каждым из крайних звеньев. Третье звено как бы «входит» между двумя другими, отсюда и название самого метода – ингрессия, т.е. вхождение.
В любой связи двух комплексов мы можем выделить «связку», как особое, третье звено между ними. Тогда и эта вся комбинация оказывается ингрессией. Следовательно, ингрессия есть всеобщая форма цепной связи.
Дезингрессия
Научное определение дезорганизации сводится к тому, что она противоположна организации: там целое практически больше суммы своих частей, тут оно меньше этой суммы. Когда говорится о дезорганизации, то мыслится не столько взаимоуничтожение противоположно направленных действий, сколько нечто иное: разрыв каких-либо связей, разделение какого-нибудь целого, обособление его частей. Уточнение этого понятия.
Свободно живущая клетка выросла до предельного размера и распадается на две. Это не дезорганизация, а размножение, т.е. один из процессов, которым организуется жизнь в природе. Следовательно дело не в простом разрыве связей.
А вот случай, вполне аналогичные: капля росы распадается на две или больше, это разрушение, т.е. дезорганизация. Почему? Известно, что разбившая на мелкие капли капля исчезает быстрее, т.е. сумма ее сопротивлений внешней среде становится меньше, тогда как относительно размножения клетки подразумевается иное. В обыденном понятии дезорганизация – уменьшение практической суммы активностей самим способом их сочетания.
Основной тип организационной связи есть ингрессия. Соответственно основную форму дезорганизации удобно обозначить как «дезингрессию», т.е. как отрицательную ингрессию, она и получается тем же способом.
Соотношение дезингресии и разрыва связи.
Положим, что на укрепленной одним концом нитки висит гирька – физическим маятник. Вес гирьки и ничтожный вес нити – одна активность, направленная к центру земли, «сцепление», которое противодействует падению – другая активность.
Если мы повесим еще гирьку, сумма активностей натяжения возрастет, но в том месте, где нить тоньше, натяжение оказалось в точности равно сумме активности сцепления, т.е. произошла нейтрализация. С первого взгляда может показаться, что ничего не произойдет, но это не так. Т.к. исчезает сопротивление внешним активностям. Но нет и не может быть комплексов изолированных от внешней среды, и поэтом в этом случае даже бесконечно малых воздействий будет достаточно, чтобы начался распад комплекса. Через этот разрыв прошла тектологическая граница. Она прошла там, где совершилась полная нейтрализация активностей, то что назовем «полной дезингрессией».
Разрыв связи можно представлять как внедрение элементов среды в систему по линиям уничтоженных сопротивлений, т.е. полных дезингрессий.
Разрыв связи всегда заключает в себе момент дезингрессии как первую свою фару, но не всегда он должен рассматриваться, как явление дезорганизации.
Например, брак – маленькая организация двух лиц – иногда приходит в такой вид, что обе стороны «отравляют жизнь» друг другу, т.е. их энергия растрачивается во взаимных противодействиях. Тогда развод, или вообще разрыв, выступает как прекращение дезорганизации двух личностей. Но так как первоначально брак – ингрессия, есть еще и иная возможность, а именно, что результат распадения тектологически различен для обеих частей: для одного супруга – «освобождение», для другого – «полное крушение».
Существуют слишком различные комбинации организационных условий и соотношений, поэтому научная тектология и должна устанавливать только методы для исследования всяких подобных комбинаций и для конкретного решения, а не готовые универсальные решения.
Отдельность комплексов
Разрыв связи, основанный на дезингрессии, создает отдельные комплексы там, где было одно целое, т.е. он производит «отдельность» Мир полон отдельных форм, и возникает вопрос: всякая ли отдельность имеет происхождение дезингрессии? Это один из коренных тектологических вопросов.
Понятие «отдельности» имеет прежде всего чисто практический смысл и означает перерыв каких-либо активностей (сопротивлений), с которыми встречается наша деятельность.
Вопрос об отдельности комплексов сводится к вопросу об условиях, в которых практически обнаруживается перерыв действия некоторых активностей-сопротивлений. Все развитие наук о природе до сих пор вело к господству идеи непрерывности, к ее распространению на все области явлений, на все процессы и соотношения, встречаемые в нашем опыте.
Если движущееся тело не встречает препятствий, его путь продолжается до бесконечности, оставаясь себе равным. С этим характером активностей приходится согласовывать идею отдельности, т.е. перерыва в их действии. Есть один способ – перерыв создается дезингрессией.
Комплекс А находится в соприкосновении с комплексов В, но принимается за отдельный от него, потому что заключает активности А, которых в комплексе В нет, или они там есть, но не обнаруживаются в пограничной области обоих комплексов, т.е. которые так или иначе прерываются при переходе от А к В. Эти комплексы не проникают друг в друга, т.к. активности А встречают определенные препятствия своему распространению в промежуточной области между А и В – это сопротивление, равное и противоположное действию А в определенных пунктах, которые образуют границу. Сопротивление равное и противоположное активности, составляет с границей полную дезингрессию.
Информация о работе Историческая необходимость и научная возможность тектологии