Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2014 в 07:58, реферат
Объект изучения данной курсовой работы является труд А.А. Богданова «Тектология: всеобщая организационная наука»
Предмет принципы и методы, которые применял А.А. Богданов к изучению простых (физических) и сложных (социальные) систем: обобщенный опыт всех наук
Цель - изучение взгляда Богданова на обобщенный опыт.
О.С.Анисимов называет Богданова «первым методологом», сформулировавшим проблему, исходную для методологического пространства. Объединяя специализированные научные методы, решая вопросы универсумально-практического характера организованности форм, А.А.Богданов создал уникальную концепцию системного подхода к анализу явлений в природе и социуме. «Тектология» по поставленным задачам, по своему подходу, по используемым методам решения задач и проблем является прототипом современной методологии.
I. Введение
1. Определение объекта, предмета, цели курсовой работы…………………………………………. …3
2. Историческая необходимость и научная возможность тектологии: организационная точка зрения, единство организационных методов, путь к организационной науке, прообразы тектологии…….3
II. Основная часть
1. Основные понятия и методы…………………………………………………………………………11
- организованность и дезорганизованность: организованные комплексы, активности-сопротивления и типы их сочетаний, относительность организационных понятий;
- методы тектологии;
- соотношение тектологии к частным наукам и к философии.
2. Основные организационные механизмы…………………………………………………………….16
- механизм формирующий: конъюгация, цепная связь, ингрессия, дезингрессия, отдельность комплексов, кризисы, роль разностей в опыте, познавательное значение ингрессии, социальная и мировая ингрессия;
- механизм регулирующий: консервативный подбор, подвижное равновесие, прогрессивный подбор.
3. Устойчивость и организованность форм………………………………………………………….26
- количественная и структурная устойчивость;
- закон относительных сопротивлений (закон наименьших);
- закон наименьших в решении практических задач;
- структура слитная и «четочная»;
- системы равновесия.
4. Расхождение и схождение форм……………………………………………………………………33
- Введение для части II работы А.А. Богданова
- закон расхождения;
- дополнительные соотношения;
- противоречия системного расхождения;
- разрешение системных противоречий (контрдифференциация): образование связки, механизм устранения противоречий;
- схождение форм;
- жизненная ассимиляция.
5. Формы централистические и скелетные («эгрессия» и «дегрессия»)………………………………40
- происхождение и развитие эгрессии;
- значение и границы эгрессии;
- происхождение и значение дегрессии;
- развитие и противоречия дегрессии;
- отношение эгрессии и дегрессии.
6. Пути и результаты подбора…………………………………………………………………………..46
- подбор в сложных системах;
- подбор в изменяющейся среде;
- подбор прямой и репрезентативный;
- обобщающая роль подбора;
- познавательный подбор: гедонический, дарвинизм и учение Мальтуса, теория Крукса о развитии материи;
- соотношение подбора отрицательного и положительного.
7. Кризисы форм……………………………………………………………………………………53
- общее понятие о кризисах;
- типы кризисов;
- предельное равновесие;
- кризисы С;
- кризисы D;
- универсальность понятия кризисов.
8. Организационная диалектика…………………………………………………………………….56
- тектологический акт;
- диалектика формальная и организационная
III. Заключение: методологическое значение тектологии А.А. Богданова……………………56
1. Тектология
2. Диалектика и тектология
3. Комплексность как свойство объекта
4. Организационная деятельность
5. Организационная идея в науке
В обще организационном смысле все производство, вся социальная борьба, вся работа мышления ведутся непрерывно и неуклонно путем подбора: систематическое поддержание комплексов, соответствующих жизненным целям людей, уничтожение противоречащих этим целям.
Там, люди во всех странах истребляют хищников или иных «вредителей», разводят домашних животных и охраняют полезных диких животных; разрушают или устраняют одни комплексы, сохраняют другие: взрывают скалы, иногда целые горы, осушают болота, охраняют их где надо, от размывания берега, специально их укрепляя и т.п.
В этом смысле принцип подбора весьма еще далек от своей теоретической, т.е. обобщенной, формы. Переходным звеном служат те частные технические применения подбора, которые можно назвать «косвенным трудовым подбором»: обособление полезного от ненужного или вредного для сохранения одного и устранения другого в них выполняется не прямой активностью человека, а иными активностями и сопротивлениями. Один из самых простых приемов – механизм сита. Его техническая задача – из смеси, например, муки с отрубями выделить полезную муку, с одной стороны, и бесполезные, или менее полезные отрубе – с другой. В действительности все сложнее, но суть такова: механизм, в котором сохраняются движение одних комплексов уничтожает движение других в зависимости от его сопротивлений.
Этот способ господствует не только в технике, но и в других сферах человеческой практики. Посредство подбора образуются всевозможные организации людей: экономические, политические, идейные. Например, капиталист организует рабочую силу для своего предприятия, приглашая желающих наняться и ставя им определенные условия: приглашение играет роль толчка, приводящего рабочих на рынке в движение, желательное для предпринимателя, - к его предприятию: условия же найма играют роль сита, допускающего в предприятие подходящих капиталисту рабочих, задерживающего остальных. Конкурсные экзамены – типичный образец организационного подбора.
Механизм подбора разлагается на элементы:
Теоретическая схема подбора имеет особенность: с ее точки зрения и человечество может рассматриваться как объект подбора, деятелем которого является «среда», внешняя природа; т.е. тут формула теоретическая перевертывает первоначальный практический принцип подбора, для которого деятель – активность человека, а объект разные комплексы среды. Теоретический принцип применяется теперь в целом ряде различный теорий – научных и философских. Он выступает в разных видах и с неодинаковой отчетливостью.
Раньше всего этот принцип был сформулирован Эмпедоклом как философская схема для объяснения целесообразности в природе. Суть: творчество природы вполне стихийно и сводится к слепой борьбе двух сило- притяжения и отталкивания («любви» и «раздора»). В них бесконечно изменяющихся соотношениях возникают бесчисленные, самые разнообразные комбинации элементов вселенной. Но все те из них, которые устроены нецелесообразно, естественным образом разрушаются, остаются только те, причем случайно, которые устроены целесообразно.
Иной вид получил принцип подбора, когда в социальной науке его применил Роберт Мальтус. Его мысль о гибели неприспособленных к конкуренции, происходящей на основе общей недостаточности жизненных средств, является центральной для его теории. Для него исходным пунктом схемы была борьба, господствующая на капиталистической рынке.
У Дарвина идея подбора выступает уже в двух видах: естественный и половой, причем основным и научно-важнейшим представляется первый. Его корни лежали, с одной стороны, в экономической практике капитализма, а с другой – в технической практике разведения домашних животных и полезных растений: выработка новых разновидностей путем искусственного подбора.
В психологии принцип подбора в неопределенной и общей форме признается многими.
В общественных науках делался за последние десятилетия целый ряд попыток провести точку зрения подбора. Большинство их было неудачными вследствие смутности самой концепции подбора: чаще всего объектом подбора являлось только личности и группы, что очень суживает применение этого метода, а также он отягчался априорных эклектизмом – убеждением, что принцип подбора в этой области допускает разные исключения, ограничения и т.д.
Так в самых различных специальных отраслях пробивает себе дорогу один и тот же принцип. Но благодаря господству специализации в этом его развитии нет единства. Общность метода очевидна, но его схема не определена точно и перенесение его из одной области в другую происходит не планомерно, а оттого результаты часто бывают ничтожны там, где при большей сознательности применения метод был бы более полезен. Здесь лежит задача тектологии: объединить разрозненное, установить его общий организационных метод.
Первая схема подбора, в которой дело идет только о сохранении организационных форм или их не сохранности, может быть обозначена термином консервативный подбор.
Подвижное равновесие
Тектология имеет дело только с активностями, а активности характеризуются всегда тем, что они производят изменения. Сохранение форм является всегда лишь результатом того, что каждое из возникающих изменений уравновешивается тут же другим, ему противоположным – оно есть подвижное равновесие изменений.
Организм в своей жизнедеятельности постоянно затрачивает, теряет, отдавая окружающей среде, свои активности в виде вещества своих тканей и энергии своих органов. Это не мешает ему оставаться – приблизительно, практически – «тем же самым», т.е. сохраняться.. Взамен затраченного он столь же непрерывно берет, усваивает из окружающей среды элементы ее активностей, в виде пищи, в виде энергии, получаемых впечатлений и т.п. Это и есть подвижное равновесие обмена веществ и энергии между живым или неживым комплексом и его средой. Прежде подвижное равновесие считалось специальной особенностью живых тел. Биологи дали двум его сторонам, двум образующим его потокам названия ассимиляции – дезассимиляции, т.е. буквально «уподобления – разуподобления».
В тектологии же термины будут относиться ко всяким организованным комплексам, ко всем возможным тектологическим формам. Тектология всякое сохранение форм должна рассматривать как подвижное их равновесие и всякое подвижное равновесие – как практически относительное равенство двух процессов – ассимиляции – дезассимиляции.
Прогрессивный подбор
Итак, точного сохранения не существует, а сохранение приблизительное означает лишь практически малые изменения – в сторону ли перевеса ассимиляции над дезассимиляцией, или наоборот. Например, младенец не просто сохраняется, а развивается и без этого не мог бы выжить под усложняющимися воздействиями среды
Если дитя сохраняется таким, как есть, мы полагаем, что его жизнеспособность понизилась, что ему угрожает упадок. Легко доказать, что действительное сохранение форм в природе возможно только путем прогрессивного их развития, и без него сохранение сводится к разрушение, хотя бы и не заметному.
Предположим, удалось бы констатировать, что комплекс А совсем не разрушается, но и не испытывает изменений в другую сторону, в смысле перевеса ассимиляции над дезассимилицией. В таком случае увидим пред собой чистую идеальную статику; но легко убедиться, что она бы не могла удержаться, а неминуемо свелась бы к упадку, т.к. комплекс А находится в определенной среде, и в полном подвижном равновесии с нею, и только когда среда остается той же самой, равновесие гарантировано для комплекса. Но среда не может быть безусловно устойчивой: она связана с мировым потоком событий, она необходимо изменяется. Следовательно, изменяется и отношения комплекса А к среде.
Вообще же изменения среды неблагоприятны для комплекса.
Таким образом, для сохранения в изменяющейся, т.е. во всякой среде, не достаточно простого обменного равновесия, а нужна гарантия возрастания суммы активностей, перевес ассимиляции: тогда новые неблагоприятные воздействия встречают не прежнее, а увеличенное сопротивление. Т.е. динамическим элементом сохранения комплекса является возрастание его активностей за счет среды. Также динамический элемент разрушения надо представлять в виде уменьшения активностей комплекса, их отнятие окружающей средой.
Разрыв связей, содержание этот процесса, возникают из дезингрессий, парализующих сопротивления комплекса противоположными им активностям, разрушительными для него. Эта дизингрессия развивается путем вторжения внешних активностей в комплекс, это вторжение парализует, т.е. практически отнимает, дезассимилирует собственные элементы-активности комплекса.
Отсюда новое понимание подбора, основанного на идее подвижного равновесия и отклонений от него, которая охватывает и прогрессивное развитие комплексов, и их относительный упадок, она разлагает процессы сохранения и разрушения на их элементы.
Обозначим и назовем этот процесс прогрессивным подбором: положительный при возрастании активностей комплекса, т.е. перевесе ассимиляции над дезассимиляцией, и отрицательный при уменьшении суммы активностей, т.е. преобладание дезассимиляции.
Простейший пример из такого подбора.
Во впадине листа лежит капля воды. С ее поверхности непрерывно испаряются водяные молекулы (дизассимиляция), и в то же время другие молекулы осаждаются в нее из атмосферы, оба эти процессы равны, т.е. находятся в подвижном равновесии. Когда воздух пересыщен влагой, то получается перевес осаждения молекул: капля увеличивается; это прогрессивный подбор в положительной форме. Когда насыщение атмосферы парами становится неполным, то преобладает испарение; оно старается уничтожить каплю, это прогрессивный подбор в отрицательной форме.
Результаты прогрессивного подбора выражаются увеличением или уменьшением числа элементов комплекса: причем увеличение и уменьшение самих элементов сводится к тому же. Например, положительный подбор для взрослого организма может не сопровождаться увеличением число его клеток, а сводится к росту этих клеток; по это означает увеличение суммы химических и физических активностей, входящих в состав клеток, а следовательно, в состав организма в целом.
Подбор отрицательны в примере с каплей – постепенное ее испарение – тоже изменяет форму, что свидетельствует об изменениях внутренних.
Всюду – нарастание изменений структуры, которое на известном уровне переходят в кризисы. В самой общей форме возможно определить характер этих структурных изменений. При положительном подборе форма капли становится менее правильной и геометрически более сложной. Это указывает на возрастающую сложность и неопределенность внутренних отношений комплекса. Это справедливо для всех других подобных случаев: вновь вступающие элементы, врываясь в прежние связи, конечно, усложняют их и нарушают их однородность, поскольку она имелась.
Под отрицательным подбором форма капли делается геометрически правильнее и проще, а ее сопротивление разрыву относительно возрастает. Это говорит об упрощении внутренней структуры и увеличении ее однородности: т.е. тенденция, противоположная предыдущей. Она понятна, потому что убывают под воздействием среды в первую очередь элементы, менее прочно связанные с целым, связи которым, тем самым уменьшали однородность этого целого, а уменьшение числа связей и увеличение однородности как раз означает упрощение структуры.
Эти характеристики действительны в тех пределах, пока подбор не приводит к кризису, а тогда сравнение затрудняется тем, что сама форма признается уже качественно иной, чем прежде, да и направление подбора будет резко меняться.
Получается, что консервативная схема подбора менее совершенна, чем прогрессивная, но отсюда не следует, что ее всегда правильно применять. Прогрессивная связана и в практике, и в теории с вопросами развитие данных, наличных комплексов, поэтому она особенно важна и полезна там, где от наших действий может зависеть такое развитие.
А в тек случаях, где имеющийся комплекс ощутимо не развивается, а только служит готовым материалом для более сложных формирований, приходится применять схему консервативного подбора.
Заключение
А.А.Богданов понимал тектологию как развитую и обобщенную методологию науки, объединяющую в себе организационные методы всех наук. Он ставил задачу «выработки универсально-общих организационных методов, которая положила бы предел анархичности в дроблении организационного опыта». Критикуя ограниченность мышления, воспитанного на специализации, Богданов осуществил попытку заложить универсальные, обобщенные, методологические основы науки, объединяющей организационный опыт человечества.
Рис. 1 Универсально-обобщенная постановка задачи
Организационную точку зрения Богданов рассматривал как универсально-обобщенную и призванную служить средством решения практических задач. «Весь опыт науки убеждает нас, что возможность и вероятность решения задач возрастают при их постановке в обобщенной форме… Обобщение в то же время есть упрощение. Задача сводится к минимальному числу наиболее повторяющихся элементов; из нее выделяются, и отбрасываются многочисленные осложняющие моменты; понятно, что решение этим облегчается; а раз оно получено в такой форме, переход к более частной задаче совершается путем обратного включения устраненных конкретных данных. Так мы приходим к вопросу об универсально-обобщенной постановке задач. Это и есть наша постановка». Богданов для повышения результативности решения конкретных, практических задач (К-уровень) (Рис. 1), предполагает обязательное сведение процесса решения задач к выявлению абстрактной (А-уровень) составляющей в процессе решения. Решение абстрактной, облегченной задачи при переводе на конкретный уровень, при детализации позволяет получить конкретное решение. Этим методом, методом дедукции и пользуется Богданов при постановке и решении тектологических задач.
Рис. 2 Применение обобщенных способов решения задач.
Информация о работе Историческая необходимость и научная возможность тектологии