Спенсер
объявил социологию наукой, которая
всеобъемлюще синтезирует биологические
и психологические, антропологические
и демографические, этнографические и
исторические, политические и экономические
знания. Признавая общество в качестве
главного объекта социологии, английский
ученый видел в нем целостное системное
образование. В его представлении общество,
с одной стороны, - совокупность индивидов,
ас другой - социальный организм, подобный
организму биологическому.
Для
Спенсера социальный организм
также как и биологический
растет и увеличивается в объеме
- от маленьких поселений и государств
до крупных городов и империй. Социальный
организм имеет сходную с биологическим
организмом структуру, которая в процессе
развития усложняется вследствие дифференциации
функций, составляющих общество органов.
В структуре развитого социального организма
Спенсер выделял три жизненно важные системы
органов. Первая - «поддерживающая система»,
которая обеспечивает производство необходимых
для членов общества средств существования.
Вторая - «распределительная система»,
которая организует социальную коммуникацию
в обществе. Третья - «регулятивная система»,
которая осуществляет социальный контроль
за деятельностью членов общества.
Среди
отличий социального организма от биологического
Спенсер выделял более автономное функционирование
социальных систем и наличие в каждом
элементе социального организма сознания.
По его мнению, общество должно существовать
«для блага своих членов, а не члены его
существуют для блага общества». Специфическим
элементом социального организма он признавал
социальные институты как устойчивые
структуры социальных действий членов
общества. Все многообразие социальных
институтов им было сведено к шести основным
группам: домашние, обрядовые, профессиональные,
промышленные, политические, церковные.
Социальная
эволюция
Понятие
«эволюция» занимает центральное
место в позитивной социологии
Спенсера. Он отрицал революционный
путь развития, считая его ведущим
к регрессу, а не к прогрессу. Спенсер
различал три вида эволюции: неорганическая,
органическая и надорганическая (социальная).
Согласно
представлению Спенсера, эволюция
общества, подобно эволюции биологического
организма, осуществляется в результате
развития от простого к сложному,
перехода от состояния относительной
неопределенности, однородности к состоянию
относительной определенности, разнородности.
Социальную эволюцию английский социолог
представлял как два взаимосвязанных
процесса: расширение объема и усложнение
структуры общества. Рост объема общества
происходит как за счет простого размножения
индивидов, так и за счет объединения социальных
общностей в союзы. Усложнение структуры
общества осуществляется путем дифференциации
социальных функций.
По
предложенной Спенсером схеме,
социальная эволюция происходит
следующим образом: семьи объединяются
в роды, роды - в племена, племена - в
нации. Начиная с племенной организации,
рост численности населения приводит
к усложнению социальной структуры и специализации
социальных функций. В результате чего
возникает общественное разделение труда.
Дальнейшая социальная эволюция связана
с переходом от сложной к сверхсложной
социальной структуре, что повышает эффективность
функционирования общества. С точки зрения
Спенсера, когда начинается переход от
сложного к сверхсложному социальному
организму, социальная эволюция продолжает
«проявлять себя в прогрессирующей интеграции».
ЭМИЛЬ
ДЮРКГЕЙМ (1856 - 1917)
Развивая
позитивистские идеи в социологии,
Дюркгейм первым во Франции стал
официально читать курс социологии и издавать
журнал «Социологический ежегодник».
В работах «О разделении общественного
труда» (1893), «Правила социологического
метода» (1895) и «Самоубийство» (1897) он дал
анализ предмета и метода социологии,
представил концепции разделения труда
и социальной солидарности, эмпирически
обосновал социальные причины аномалий
в обществе.
Предмет
и метод социологии
Дюркгейм,
также как и О. Конт, ставил
социологию в один ряд с
естественными науками, считая
ее высшей ступенью научного познания.
С его точки зрения, социология должна
изучать общество как совокупность социальных
фактов. Под социальными фактами Дюркгейм
понимал «коллективные представления»,
«совокупность идей», которые существуют
независимо от конфетной личности, но
оказывают побудительное воздействие
на ее поведение. Социальные факты выступают
в форме норм и законов, ценностей и идеалов,
обычаев и традиций, которые вырабатываются
такими формами общественного сознания,
как право, мораль, искусство, религия.
Социальные факты могут быть «нормальными»,
то есть способствующие укреплению социальных
связей, и «патологическими», которые
приводят к социальной «аномии».
В
структуре социологии Дюркгейм
выделил три раздела. Первый -
социальная морфология, которая
должна изучать естественные основы жизни
разных народов и включать в себя географическую
и демографическую социологии. Второй
- социальная физиология, которая должна
изучать социальные факты и включать в
себя социологии морали и религии, юридическую
и экономическую, лингвистическую и эстетическую
социологии. Третий - общая социология,
которая на основании синтеза знаний двух
первых разделов должна устанавливать
общие социологические законы и правила
социологического метода.
Основу
социологического метода Дюркгейм
видел в рассмотрении социальных фактов
как вещей, то есть как независимых от
сознания конкретных людей реальностей,
с помощью методов естественных наук,
которыми изучаются, например, физические
и химические факты. К основным правилам
социологического метода, которые должны
использоваться при исследовании любого
общественного явления, французский социолог
относил следующие:
- использование
косвенного наблюдения;
- проведение
сравнения по аналогии;
- выявление
общего, закономерного через изучение
единичного;
- обнаружение
причинно-следственных связей;
- установление
источников исторического развития.
Социальная солидарность и общественное
разделение труда Центральной социологической
проблемой Дюркгейм считал проблему социальной
солидарности, под которой понимал сплоченность
людей как представителей какой-либо социальной
группы. Социальная солидарность проявляется
в том, заявлял он, что «группа думает,
чувствует, действует совершенно иначе,
чем это сделали бы ее члены, если бы они
были разъединены». Социальная солидарность
способствует сохранению целостности
общества. Если в обществе, полагал Дюркгейм,
снижается уровень социальной сплоченности,
то оно вступает в состояние кризиса, наступает
социальная аномия, при которой у людей
утрачивается значимость социальных норм,
ценностей и ориентации и начинает господствовать
разгул человеческих желаний и страстей.
Выделяя
два этапа социальной эволюции,
Дюркгейм специфику этих этапов
видел в различных формах социальной
солидарности. Согласно его представлению,
на первом - архаическом (примитивном)
этапе эволюции обществу присуща «механическая»
солидарность, а на втором - индустриальном
- «органическая». Механическая солидарность
основана на том, что большинство членов
общества выполняют одинаковые виды деятельности
и индивидуальное сознание людей растворено
в коллективном. Органическая солидарность
в своей основе имеет общественное разделение
труда и относительную самостоятельность
индивидуального сознания.
В
качестве главной причины появления
разделения труда в обществе французский
социолог указывал на борьбу людей за
существование. В процессе этой борьбы
каждый, чтобы выжить, вместо соперничества
и уничтожения себе подобных начинает
выполнять такой вид деятельности, в результатах
которой заинтересованы другие. Это приводит,
в конечном счете, к сотрудничеству и взаимозависимости
людей друг от друга, «становится важным
источником социальной солидарности»
и цементирует социальные связи.
Дюркгейм
различал два вида форм проявления
общественного разделения труда:
«нормальные» и «ненормальные». К ненормальным
формам проявления разделение общественного
труда в капиталистическом обществе он
относил социальное неравенство, анархию
производства, неограниченную конкуренцию,
бесконтрольность рыночных отношений,
отсутствие механизмов моральной регуляции
поведения людей. Переход к нормальным
формам проявления общественного разделения
труда Дюркгейм связывал с проведением
реформ по интенсификации и научной организации
труда, с моральным воспитанием в духе
ценностей социальной солидарности. Установление
нормальных форм проявления общественного
разделения труда, по его мнению, будет
происходить тогда, когда общество перестанет
навязывать индивиду тот вид деятельности,
который противоречит его способностям
и умениям.
Социологический
анализ самоубийства
Дюркгейм
провел тщательный эмпирический
анализ одного из проявлений
социальной аномии - самоубийства. Им
было установлено, что ни психическое
состояние человека, ни его наследственность,
ни климат, ни время года и
суток не являются главными факторами
роста процента самоубийств. Главной причиной
увеличения числа самоубийств французский
социолог признал снижение степени интеграции
личности в семейно-бытовых, национальных,
экономических, политических и религиозных
социальных общностях. Им были выведены
следующие социологические закономерности:
- «число
самоубийств обратно пропорционально
степени интеграции тех социальных
групп, в которые входит индивид»;
- чем
прочнее социальные связи внутри
социальной группы, тем меньше
процент самоубийств среди ее членов.
Исходя
из характера нарушения нормальных
социальных связей личности с
социальной группой, Дюркгейм
выделил такие типы самоубийств,
как «эгоистическое», «альтруистическое»,
«анемическое» и «фаталистическое».
Эгоистическое самоубийство является
следствием разрыва самим индивидом социальных
связей со своей социальной группой. К
альтруистскому самоубийству приводит
утрата личностью, независимо от ее желания,
связи с близкими людьми или нарушение
привычно сложившихся связей в социальной
группе. Анемическое самоубийство, как
правило, обусловлено крупными общественными
потрясениями и невозможностью личности
приспособиться к новым социальным связям
в группе. Фаталистическое самоубийство
происходит из-за страха личности перед
той социальной группой, социальные связи
с которой у нее очень сильны. Уменьшить
количество самоубийств, по мнению Дюркгейма,
возможно только тогда, когда социальные
группы станут «достаточно сплоченными»
и личность будет чувствовать «свою солидарность
с коллективным существом».
Основоположники
марксистского направления в
социологии
КАРЛ
МАРКС (1818 - 1883) И ФРИДРИХ ЭНГЕЛЬС
(1820 - 1895)
Немецкие
философы, экономисты, социологи и
политические деятели К. Маркс
и Ф. Энгельс известны как
основоположники социологической концепции
материалистического понимания истории
и теории научного коммунизма. Они участвовали
в создании первой международной коммунистической
организации и являлись авторами ее программы
- «Манифеста Коммунистической партии»
(1848), организовали Международное товарищество
рабочих - Интернационал. Среди многочисленных
социологических публикаций выделяют
у Маркса: «Классовую борьбу во Франции
с 1848 по 1850 г.» (1850) и «Критику Готской программы»
(1875), у Энгельса« Положение рабочего класса
в Англии» (1845) и «Происхождение семьи,
частной собственности и государства»
(1884).
Общественное
развитие
Особенность
социологического подхода Маркса
и Энгельса к рассмотрению
проблемы общественного развития
состояла в том, что они применили диалектику
и материализм к анализу истории развития
общества. В основе их «материалистического
понимания истории» лежало признание
того факта, что «люди в первую очередь
должны есть, пить, иметь жилище и одеваться,
прежде чем быть в состоянии заниматься
политикой, наукой, искусством, религией».
Отсюда, делалось заключение о том, что
экономическая структура общества является
реальным базисом, на котором возвышается
идеологическая надстройка в виде форм
общественного сознания, таких как политика,
право, мораль, искусство, религия. Общий
вывод, к которому пришли основоположники
«исторического материализма», состоял
в утверждении того, что «не сознание людей
определяет их бытие, а, наоборот, общественное
бытие определяет их сознание».
Источник
и главную причину общественного
развития Маркс и Энгельс видели
в противоречиях, которые возникают в
недрах экономического базиса. Не отрицая
активного влияния надстройки на процесс
развития общества в отдельные исторические
периоды, они заявляли, что «в конечном
счете» противоречие в способе производства
материальной жизни (несоответствие содержания
производительных сил характеру производственных
отношений) «обуславливает социальный,
политический и духовный процессы жизни
общества», их функционирование и развитие.
Теоретики
материалистического понимания истории
представляли общественное развитие как
смену этапов, периодов, эпох. В качестве
глобальных исторических этапов они выделяли:
доисторический этап, этап предыстории
человечества и этап подлинной истории
человечества. Исходя из классового подхода,
этим этапам, по их мнению, соответствовали
доклассовое, классовое и бесклассовое
общества. Сочетание классового и материалистического
подходов позволило немецким социологам
выделить пять основных общественно-экономических
формаций и соответствующих им эпох исторического
развития общества, таких как первобытнообщинная,
рабовладельческая, феодальная, капиталистическая,
коммунистическая. Наглядно представить
предложенную Марксом и Энгельсом схему
исторического развития общества позволяет
таблица.