Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 09:50, курс лекций
Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Социология".
10.
Российская социология
в XX — начале XXI вв.
Русская социология
складывается и начинает успешно
развиваться во второй половине XIX века.
В XX веке русская социология по сравнению
с XIX в. отличается меньшей абстрактностью,
ибо больше опирается на опыт. Возникло
несколько новых направлений. Сложились
основные школы: марксистская, субъективная,
психологическая, бихевиористская, формальная,
механическая, юридическая и историческая.
Всеми школами, особенно бихевиористской
и психологической, был внесен заметный
вклад в социологию. Во время революции
условия для развития социологии были
неблагоприятными. Тем не менее, экстраординарный
опыт революции обогатил знания русских
социологов. По мере снятия «внешний помех»
для реализации социологических исследований
в России, можно ожидать их дальнейшего
подъема.
Во второй половине
XIX века переход России на рельсы индустриальной
цивилизации сопровождался
Распространению
идей западных социологов в России
по—прежнему мешала цензура. Работы
О.Конта до 1889 года не публиковались
на русском языке. Тираж второго
тома книги Л.Уорда "Динамическая
социология" после ее издания в феврале
1891 года был уже в апреле изъят и уничтожен
на основании решения кабинета министров,
посчитавшего работу подрывной и вредной,
хотя автор выступал лишь за мирное устранение
классового неравенства [21, с. 58—59]. Очерк
Э.К.Ватсона "Огюст Конт и позитивная
философия", написанный в начале 60-х
годов, был опубликован только после смерти
автора в 1892 г., П.Л.Лаврову после политической
эмиграции в 1870 г. все статьи пришлось
печатать в России под многочисленными
псевдонимами или вообще без подписи.
Е.В.Де Роберти был "несравненно более
известен на берегах Сены, чем на берегах
Невы" [19, с. 31]. Основная работа Л.И.Мечникова
"Цивилизация и великие исторические
реки.
Российская социологическая
мысль XIX — начала XX вв. отличалась своим
историческим и культурным своеобразием.
Нельзя не отметить ее тесную связь с гуманистическими
идеалами российской философии. Это стало
основанием появления направления русской
идеи в социологии, яркими представителями
которой были Н.Я.Данилевский (1822—1885) и
К.Н.Леонтьев (1831—1891) [8; 24, с.432; 27, с.96—105].
Особенность развития социологии в России
заключалась также в том, что на начальном
этапе ее становления связь с наукой Запада
оказывалась в основном односторонней.
В 1897 г. Н.И.Кареев отмечал, что "к сожалению,
русская социологическая литература остается
до сих пор почти совершенно неизвестной
на Западе" [15, с. 366]. Но это не означало,
что на Западе вообще не было известно
о русских социологах. В основном, благодаря
личному общению, западноевропейские
ученые узнавали о научной жизни в России.
Например, там хорошо были известны длительное
время жившие и печатавшие свои работы
в Европе Е.В.Де Роберти, Л.И.Мечников, Я.А.Новиков,
М.М.Ковалевский.
Одна из характерных
особенностей отечественной социологии,
по мнению Н.И.Кареева, как раз и
заключалась в том, что, "будучи обязана
своим происхождением прогрессивному
течению нашей общественной мысли, она
в то же время совершала самостоятельный
синтез разнообразных научных идей, возникавших
у других народов" [15, с. 366]. Изучение
истории русской социологии показывает,
что имела место идейная перекличка, повторения
западных социологов, то есть то, что Т.Тард
называл "поединком идей". Шла прямая
полемика с западными социологами, а также
и споры вокруг разных интерпретаций их
концепций.
Можно отметить два наиболее сильных течения, с которыми было связано влияние "Запада" на развитие социологической мысли в России — это возникшие на Западе и воспринятые в России позитивизм и марксизм. До начала XX в. они "сосуществовали" достаточно мирно, но с победой Октябрьской революции и установлением советской власти ситуация кардинально изменилась. После короткого периода оживления социологической работы надежды нового режима на соединении социологии с марксистским социализмом не оправдались, началось размежевание между "марксистскими" и "буржуазными" социологами (многие из которых вскоре подверглись репрессиям или покинули Россию). Марксистская социология была официально объявлена единственным научным направлением социологии, а к середине 30-х гг. и она оказалась поглощена историческим материализмом. У тоталитарной власти отсутствовала заинтересованность в науке, объективно изучающей социальную действительность, нужен был догматический и апологетический истмат. На протяжении почти 30 лет (до 60-х гг. XX в.) российская социология развивалась в условиях фактического запрета, однако нельзя сказать, что в этот период теоретической социологии вообще не осталось. Она оказалась включенной в исторический материализм как философскую дисциплину (точнее — квазинаучное учение).