Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 09:50, курс лекций
Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Социология".
4 .
Социально - исторические
и научные предпосылки
возникновения социологии.
На возникновение и развитие любой социальной науки, предметом изучения которой выступает общественная жизнь, в первую очередь влияет наличие общественных потребностей в решении тех или иных задач, возникающих в социальной системе, а также теоретических предпосылок, обеспечивающих соответствующий уровень научного анализа.
Во многом становление социологии как самостоятельной науки связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, происходившими в Европе в конце XVIII начале XIX веков, когда социальные изменения приобрели глобальный характер. Это было время перехода от средневекового сословно-монархического устройства к новым формам организации экономической и политической жизни. Происходил процесс становления совершенно нового общества, утверждавшего торжество прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и автономность гражданина, оно шло на смену общества нормативного порядка, феодально-абсолютистского устройства, для которого была характерна жесточайшая тоталитарная регламентация экономической, общественно-политической и духовной жизни людей. Существенное расширение границ прав и свобод человека, увеличение возможностей выбора пробудили интерес людей к знанию основ жизни социальной группы, социальной общности, социальных процессов и явлений с целью наиболее рационального и эффективного использования обретенных прав и свобод.
Понимание необходимости изучения социальных общностей людей и процессов их развития и функционирования появилось сравнительно недавно. Политические революции, начавшиеся с Французской революции в Европе в 1789г. и продолжавшиеся в течение всего Х1Х в., послужили импульсом для социологических разработок. Промышленная революция, охватившая многие западноевропейские государства, привела к тому, что толпы людей из аграрных районов хлынули на поиски работы в город, на фабрики и мануфактуры. Возникли новые социальные и экономические структуры, необходимые для существования зарождающегося капитализма. Наметился процесс урбанизации.
В 1800 г. 27,2 млн. человек земного шара, т.е. 3% всего населения, проживало в городах (с населением 5 тыс. и более человек), из них 15,6 млн. человек, т.е. 1,7% всего населения, проживало в больших городах (население 100 тыс. и более человек). В 1900 г. уже 218,7 млн. человек (13,3%) проживало в городах, из них 88,6 млн. человек (5,5%) в больших городах.
Основатель социологии Огюст Конт одним из первых указал на ряд особенностей нового социального порядка:
1) концентрацию рабочей силы в городах;
2) установку на получение прибыли;
3) использование
в производстве достижений
4) возникновение
скрытого или явного
5) усиление социального неравенства;
6) формирование экономической системы, основанной на свободном предпринимательстве и конкуренции.
Усложнение всех
сфер жизнедеятельности людей
Развитие капитализма повлекло усиление социальной дифференциации, возникновение рабочего движения, появление идеологии социализма. Начала меняться социальная роль религии и науки: наметилось падение религиозных ценностей и становление научного мышления.
На возникновение теоретической социологии большое влияние оказали достижения в естественных науках. Важные открытия в геологии, биологии, химии, физике, астрономии существенно подорвали старый, метафизический взгляд на природу и повлияли изменение взгляда на мир в целом.
В конце XVIII начале XIX веков активно развиваются эмпирические науки, в т.ч. статистика и этнография и, как следствие, усиливается недоверие к философии. Развитие социальной философии обозначило ряд теоретических подходов, которые стали актуальными для зарождающейся социологии. Так, воззрение, согласно которому общество рассматривалось как механическая модель, позволило при анализе социальной реальности обращать внимание на ее составные части, или подсистемы. Механистическая картина мира, основанная на универсальном представлении о силовом взаимодействии масс, требовала измерительного инструментария для исчисления траекторий движения тел. Так возникла идея «социальной физики», предопределившая тематическую программу социологии.
Данный период связан и с усилением специализации в различных областях науки, что повлекло отделение ряда наук от философии и возникновении политологии, юриспруденции, экономики и др. Вместе с этим возникла потребность в обобщении всех сведений, представленных частными науками и появлении новой, т.н. обобщающей науке, которая отличалась бы от философии. Идею такой науки выдвинул Сен-Симон, у которого ее заимствовал О.Конт, сформулировав первые положения новой позитивной науки об обществе.
Клод Анри де Сен-Симон (1760-1825) был первым мыслителем, публично выразившим данную потребность и внесшим тем самым краеугольный камень в фундамент новой обществоведческой науки - социологии. Современное ему общество Сен-Симон назвал индустриальным, качественно отличным от традиционного (родоплеменного, рабовладельческого и феодального). Оно основывается на развитии промышленности, научной организации труда, благодаря чему человечество, находящееся на стадии индустриального общества, раскрывает все свои ресурсы. Главным субъектом этого общества, обеспечивающим его дальнейший прогресс, становится класс “индустриалов”, в состав которого Сен-Симон включал фабрикантов, купцов, банкиров и рабочих.
Наряду с трактовкой общества в качестве организма, Сен-Симон говорит о нем как о механизме, социальном агрегате, который можно и нужно регулировать, изменяя его части (детали) и взаимодействия между ними. Когда он пишет о всем человечестве, то в роли частей-деталей представляет государства (страны) и нации.
Итак, объединенными усилиями Монтескье, Руссо, Смита, Мальтуса, Лапласа, Бюффона, Лавуазье, Кинга, Галлея, Синклера, Сен-Симона и других мыслителей XVIII - начала XIX вв. обществоведение было доведено до такого состояния, когда возникла потребность в создании новой науки об обществе, основанной на интеграции достижений социальной философии и практики изучения общественных явлений методами естественных наук.