31.
Социализация личности.
Социализация
- есть процесс усвоения норм, ценностей,
установок социального окружения.
- Первичная – протекает
в юном детском возрасте. Тут многое зависит
от первичных групп: семьи, детского коллектива,
компании сверстников. В это время формируются
шаблоны поведения, шаблоны чувств. «У
мальчика формируется идеальный образ
девочки, у девочки - идеальный образ мальчика,
и это сопровождает их всю жизнь». Этот
этап социализации завершается тогда,
когда в сознании ребенка формируется
образ «обобщенного другого» - это некая
контролирующая инстанция, но абстрактная,
сформированная в сознании. Сначала образцом
для поведения являются друзья, родители,
но потом постепенно формируется такой
образ , как образ обобщенных человеческих
качеств, который изнутри контролирует
поведение личности и тут уже внутренний
мир ребенка становится симметричным
внешнему миру, то есть личность адекватно
начинает отражать внешнюю действительность.
- Вторичная - протекает
преимущественно во вторичных группах.
Это социализация, проходящая на основе
первичной.
Процессам
социализации помогают люди- «агенты
социализации».
- Агенты первичной
социализации : родители, братья, сестры,
друзья, учителя. Также это воображаемые
компаньоны – они созданы самой личностью,
их конструируют дети (феи, волшебники).
Являются универсальными агентами .
- Агенты вторичной
социализации – люди, представители вторичных
групп: представители администрации учебного
заведения, милиционеры, начальники, сотрудники
компаний и т.п.
Институты
социализации – закрепленные определенным
образом социальные отношения
- Школа
- Семья
- Армия
- Политические
движения
- СМИ
- Церковь
- Трудовые коллективы
Петр Штомпка
называет среди них слабые звенья:
- Семья – именно
современная семья стала слабым звеном.
Самый лучший пример – личный. Но родители
не все могут похвастаться хорошим жизненным
примером. Также наблюдается распады семей
и это своеобразное потрясение для ребенка
- Школа – больше
ориентирована на информирование школьника,
на подачу знаний. Человеческие качества
остаются в стороне .
- Церковь – происходит
секуляризация – отход от церковных ценностей.
Она не имеет того влияния на социализацию
как раньше.
- Поселенческая
община – личность раньше находилась
в постоянном контроле общины. Сейчас
в современных городах это менее заметно.
Этапы
социализации
- В соответствии
с этапами жизненного пути.
- Детство
- Отрочество
- Юность
- Зрелость
- Более старшие
Самый оптимальный
возраст – ранние этапы. В молодости
личность впитывает жизненный опыт
и элементы культуры.
Социализация
протекает всю жизнь.
Социализация
взрослых отличается от детей:
- У детей в процессе
социализации формируются базовые ценностные
ориентации, стержень личности, жизненные
приоритеты. А у взрослых меняется в основном
внешнее поведение.
- Дети усваивают
новые нормы, а взрослые их оценивают.
- У детей социализация
проходит менее гибко (черно-белый мир,
хорошее - плохое), чем у взрослых (полутона,
им не свойственнен розовый оптимизим
или черный пессимизм).
Жизнь это
постоянное преодоление кризисов, но
это дается недаром и личность становится
другой: приобретает качества и жизненный
опыт.
- В соответствии
с главным статусом личности. Главный
статус – трудовой статус.
- Дотрудовой
- Трудовой
- Послетрудовой
Времена меняются,
и выделяют:
- Ресоциализация
– обучение новым ценностям. Ролям, нормам
и правилам поведения взамен старым.
- Десоциализация
– отучение от старых ценностей, норм,
ролей и правил поведения
- Личность переезжает
жить в другое общество
Это две
стороны одного процесса, процесса
продолженной (взрослой) социализации.
Механизмы
социализации
- По степени целенаправленности
- Целенаправленный
- воспитательный процесс.
Если оставить
один из этих процессов, то можно получить
перекосы в свойствах личности.
- По позитивности
- Позитивный –
идентификация личности, имитация поведения
с авторитетными людьми.
- Негативный –
индивид испытывает чувство нравственного
дискомфорта.