Лекции по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 09:50, курс лекций

Описание работы

Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Социология".

Файлы: 46 файлов

1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА.doc

— 35.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

10. Российская социология в XX - начале XXI вв.doc

— 36.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

11. Понятие общества и его основные признаки.doc

— 35.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

12. Базовые элементы социальной жизни (социальное действие, взаимодействие, социальные отношения и другие).doc

— 29.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

13. Типология обществ.doc

— 33.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

14. Социальный институт понятие, виды, функции.doc

— 32.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

15. Социальная организация. Элементы организации. Бюрократия.doc

— 40.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

17. Характеристика толпы.doc

— 30.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

16. Социальные общности и группы, их классификация..doc

— 32.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

18 - 19. Малая социальная группа. Лидерство.doc

— 32.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

2. Уровни социологического знания.doc

— 29.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

20. Социальная структура и социальная стратификация. Критерии социальной стратификации..doc

— 40.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

21. Исторические типы социальной стратификации.doc

— 33.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

22. Стратификация в современной России. Проблема среднего класса..doc

— 32.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

23. Социальная мобильность понятие, виды, факторы.doc

— 47.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

27. Социальная поляризация..doc

— 27.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

24. Рабочий класс как элемент социальной структуры современного российского общества.doc

— 31.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

25. Бизнес-слой современного российского общества..doc

— 30.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

26. Безработные в современной России..doc

— 28.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

28. Семья как социальный институт и малая группа. Функции семьи.doc

— 37.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

29. Тенденции развития семьи в современном обществе. Проблема кризиса института семьи..doc

— 29.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

3. функции социологии.doc

— 34.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

30. Специфика социологического подхода к исследованию личности.doc

— 46.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

31. Социализация личности.doc

— 45.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

32. Ролевая теория личности.doc

— 33.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

33. Личность в теории Зеркального Я.doc

— 30.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

34. Типология личности.doc

— 42.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

39. Понятие и сущность культуры социологический подход..doc

— 38.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

4. Социально - исторические и научные предпосылки возникновения социологии.doc

— 34.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

40. Основные элементы культуры.doc

— 50.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

41. Многообразие культур в обществе.doc

— 37.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

42. Общественное мнение. понятие, структура, функции.doc

— 37.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

49. Анкетирование.doc

— 30.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

43. Манипулирование общественным мнением..doc

— 34.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

44. Социологическое исследование понятие, этапы, виды .doc

— 33.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

45. Программа социологического исследования.doc

— 32.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

46. Метод анализа документов.doc

— 70.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

47. Метод наблюдения.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

48. Опрос как метод сбора социальной информации.doc

— 29.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

5. Классическая и неклассическая традиции в социологии.doc

— 29.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

50. Интервью.doc

— 28.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

6. Эмпирическая социология первой половины XX в.doc

— 32.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопросник.doc

— 23.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

7. Функционализм Т.Парсонса и Р.Мертона.doc

— 47.50 Кб (Скачать файл)

7. Функционализм Т.Парсонса  и Р.Мертона. 

Функционалистские идеи в социологии восходят к теориям  О. Конта, Г. Спенсера и Э. Дюркгейма, понимавших общество как социальный организм, т. е. систему, а функции  тех или иных социальных явлений  или институтов – как их роль в удовлетворении потребностей общества. Большой вклад в развитие фукционализма внесли британские антропологи Бронислав Малиновский (1884–1942) и Альфред Рэдклифф-Браун (1881–1955). Наиболее выдающиеся теоретики функционализма середины XX века – американские социологи Талкотт Парсонс (1902–1979), основные работы: «Структура социального действия» (1937), «Социальная система» (1951); и Роберт Мертон (р.1910): «Социальная теория и социальная структура» (1949), «Структурный анализ в социологии» (1975). Ключевыми для данного направления являются понятия системы, под которой понимается целостность взаимосвязанных элементов и отношений между ними, и структуры – совокупности наиболее существенных для данной системы подсистем и отношений между ними. Система может быть закрытой, замкнутой на себя, и открытой, связанной с окружающей средой и являющейся подсистемой более общей системы. 

Т. Парсонс, критически перерабатывая идеи как Э. Дюркгейма, так и М. Вебера, создает теорию системы социального действия. Веберовское представление о необходимости рассматривать индивидуальные смыслы социальных действий он увязывает с позитивистской идеей об обществе как целостной системе. Социальное действие – это открытая система. Действующее лицо стремится к достижению цели и находится в ситуационном окружении, которое включает в себя изменяемые и неизменяемые факторы. Факторы, поддающиеся изменению, могут быть использованы в качестве средств достижения цели, а неизменяемые факторы составляют условия действия. Каждая открытая и существующая во времени система вынуждена ориентироваться как на внешнюю среду, так и внутрь себя, как на долговременные, так и на текущие проблемы. Этому соответствуют четыре необходимые системные функции: адаптации – приспособления к окружению, поддержания образца (латентности) – поддержки состояния равновесия, целеполагания (достижения целей), интеграции – внутренней координации частей. Внешней средой системы действия являются физико-органическое окружение и «конечная реальность», отношения с которой опосредованы символическими (прежде всего религиозными) компонентами культуры (Табл. 1). 

Подсистемы системы  действия и их функции 

Четырем основным фукциям системы действия соответствуют  четыре ее подсистемы. Функция адаптации  реализуется системой организма, функция поддержания образца – системой культуры, функция целеполагания – системой личности, функция интеграции – социальной системой. Культура понимается, с одной стороны, как продукт, а с другой, – как детерминанта систем человеческого взаимодействия. Основные элементы культуры – это ценности, такие нормативные стандарты, которые определяют желаемое поведение независимо от индивидуальных особенностей действующей единицы или конкретной ситуации. Они отличаются от норм, определяющих желаемое поведение для единицы или класса единиц в специфичных для них контекстах, отличающихся от контекстов действия других единиц. 

Социальная система  – одна из подсистем системы действия. Т. Парсонс определяет ее как систему, образуемую состояниями и процессами социального взаимодействия между действующими субъектами, свойства которых не выводимы из свойств действующих субъектов. Ее минимальным элементом является не индивид, а статус-роль; минимальное отношение представляет собой стандартизированное взаимодействие, когда каждый участник ориентируется на других. Функцию адаптации в социальной системе реализует подсистема экономики, функцию поддержания образца – подсистема социализации, функцию целеполагания – политическая подсистема, предполагающая возможность принудительного контроля за поведением индивидов, функцию интеграции – подсистема социального контроля, осуществляемого за поведением индивидов в силу их добровольной лояльности к тем социальным группам, в которые они входят. Некоторые социальные системы Т. Парсонс называет обществами. Общество – это такой тип социальной системы, который обладает наивысшей степенью самодостаточности относительно своей среды, включающей и другие социальные системы. Самодостаточность в отношении среды обозначает не замкнутость, но стабильность взаимообмена со средой и способность системы контролировать этот взаимообмен в интересах своего функционирования. 

Социальное развитие понимается Т. Парсонсом как закономерное эволюционирование социальных систем в направлении все большей  адаптации и самодостаточности. На этом пути во всякой социальной системе последовательно появляются подсистемы, знаменующие качественно новое состояние социальной системы и названные Т. Парсонсом эволюционными универсалиями. Это система вербальной коммуникации, система родства, религия, технология, социальная стратификация, легитимация стратификации, бюрократия, деньги и рыночный комплекс, безличные правовые нормы, демократические объединения. Наличие последних двух эволюционных универсалий характерно для так называемых современных обществ (обществ модерна), отличающихся от традиционных обществ. 

 В традиционных  обществах, с точки зрения Парсонса, доминируют отношения между личностями  в целом, а не между отдельными  статусами и ролями, как в современных  обществах. Традиционное общество характеризуется диффузностью (размытостью, неотчетливостью) социальных статусов и ролей, слабым разделением труда, в то время как в современных обществах существует развитое разделение труда, статусы и роли специфичны и могут быть отличены от индивида (например, в торговой сделке люди могут взаимодействовать как просто покупатель и просто продавец, а не как две личности во всем многообразии их черт). В традиционных обществах доминируют приписываемые статусы, многие из которых наследуются по рождению и родству; в современных – достигаемые, связанные с личными усилиями и заслугами. Поэтому в традиционных обществах человека оценивают прежде всего с точки зрения его принадлежности к той или иной группе, а в современных – с точки зрения его собственных способностей. При выборе партнеров по взаимодействию в традиционных обществах ориентируются на конкретных индивидов или членов определенных групп, а в современных обществах – на рынок, состоящий из абстрактных индивидов. В традиционных обществах доминирует коллективизм, а в современных – индивидуализм. Кроме того, традиционное общество характеризуется доминированием сельскохозяйственного населения над городским, доминированием мифологии и религии, неразвитостью наук западноевропейского типа, доминированием традиций и морали над абстрактными юридическими нормами, доминированием экономики над другими сферами общественной жизни. 

Развитие стратификации рассматривается Т. Парсонсом как один из аспектов адаптации социальной системы. В современных обществах профессиональное распределение осуществляется через систему признания личных способностей и заслуг, а мобильность намного интенсивнее, чем в традиционных обществах. Статусы профессий отвечают иерархии материальных вознаграждений и социального престижа в соответствии с их функциональной значимостью для общества в целом. Высокие вознаграждения необходимы для того, чтобы побудить людей выполнять функционально значимые работы. 

Процесс преобразования традиционных обществ в современные  называется модернизацией. Модернизация тесно связана с такими процессами как рост городов (урбанизация), развитие науки и техники, индустриализация, развитие рынка и капиталистических производственных отношений, развитие новых типов демографического воспроизводства (повышение возраста вступления в брак, понижение рождаемости, увеличение среднего возраста жизни). Теория модернизации – разновидность так называемых неоэволюционных теорий развития общества. 

Р. Мертон также  рассматривает общество в качестве системы институтов и также считает, что общество может быть единым и  стабильным лишь при условии существования  единых культурных ценностей. Но теория Т. Парсонса слабо связана с практикой, слишком абстрактна. Р. Мертон предлагает развивать теории среднего уровня, опирающиеся на эмпирические исследования, избегая крайностей как чистого эмпиризма, так и абстрактного теоретизирования. Р. Мертон уточняет понятие функции и критикует некоторые теоретические постулаты классического функционализма (прежде всего Б. Малиновского и А. Рэдклифф-Брауна): постулат функционального единства, согласно которому функцией отдельного социального явления (нормы, института) считается его положительный вклад в жизнь общества в целом и, следовательно, в благосостояние каждого его члена; постулат универсального функционализма, согласно которому каждое социальное явление или объект выполняет некоторую жизненно важную для общества функцию; постулат функциональной необходимости (незаменимости), согласно которому выполняющие функции явления или объекты являются необходимыми для жизни общества. Р. Мертон вводит понятие социальной единицы, обслуживаемой функцией, поскольку то или иное явление может быть фукционально не для всей системы, а лишь для ее части. Кроме того, далеко не все явления и не всегда являются функциональными. Функции – это те наблюдаемые последствия, которые способствуют адаптации обслуживаемой единицы или системы. Дисфункции – это те наблюдаемые последствия, которые уменьшают адаптацию. Нефункциональные явления – это те, последствия которых безразличны. Одно и то же социальное явление может быть в одном одношении функциональным, а в другом – дисфункциональным, поэтому имеет смысл говорить о функциональном балансе. Явные функции – такие, которые входили в намерения и осознавались людьми, латентные – такие, которые не входили в намерения и не осознавались. Следует отличать функциональные потребности системы и необходимые для ее существования функции от конкретных структур, явлений или объектов, эти функции реализующих. Многие институты, выполняющие ту или иную функцию, могут быть заменены на другие. В связи с этим Р. Мертон обращает внимание на понятие функциональных альтернатив (функциональных эквивалентов или заменителей). Взаимозависимость элементов социальной структуры ограничивает выбор альтернатив и возможности изменений, ограничивает социальную свободу индивидов в обществе. Это ограничивающее влияние структуры называется структурным контекстом. 

    Понятия  дисфункции и функциональных  альтернатив используются Р. Мертоном  для анализа проблемы социального  неравновесия и противоречий  внутри общества. В частности,  отклоняющееся поведение (нарушение  социальных норм) он рассматривает  как следствие несогласованности между порождаемыми культурой целями и социально-организованными средствами их достижения, т. е. между культурными ценностями с одной стороны и институциональными нормами с другой. Отклоняющееся поведение рассматривается Р. Мертоном в качестве одной из причин социального изменения.

8. Феноменологическая социология и другие направления социологии второй.doc

— 39.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

9. Российская социология во второй половине XIX - начале XX вв.doc

— 33.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Лекции по "Социологии"