Лекции по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 09:50, курс лекций

Описание работы

Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Социология".

Файлы: 46 файлов

1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА.doc

— 35.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

10. Российская социология в XX - начале XXI вв.doc

— 36.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

11. Понятие общества и его основные признаки.doc

— 35.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

12. Базовые элементы социальной жизни (социальное действие, взаимодействие, социальные отношения и другие).doc

— 29.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

13. Типология обществ.doc

— 33.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

14. Социальный институт понятие, виды, функции.doc

— 32.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

15. Социальная организация. Элементы организации. Бюрократия.doc

— 40.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

17. Характеристика толпы.doc

— 30.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

16. Социальные общности и группы, их классификация..doc

— 32.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

18 - 19. Малая социальная группа. Лидерство.doc

— 32.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

2. Уровни социологического знания.doc

— 29.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

20. Социальная структура и социальная стратификация. Критерии социальной стратификации..doc

— 40.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

21. Исторические типы социальной стратификации.doc

— 33.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

22. Стратификация в современной России. Проблема среднего класса..doc

— 32.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

23. Социальная мобильность понятие, виды, факторы.doc

— 47.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

27. Социальная поляризация..doc

— 27.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

24. Рабочий класс как элемент социальной структуры современного российского общества.doc

— 31.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

25. Бизнес-слой современного российского общества..doc

— 30.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

26. Безработные в современной России..doc

— 28.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

28. Семья как социальный институт и малая группа. Функции семьи.doc

— 37.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

29. Тенденции развития семьи в современном обществе. Проблема кризиса института семьи..doc

— 29.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

3. функции социологии.doc

— 34.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

30. Специфика социологического подхода к исследованию личности.doc

— 46.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

31. Социализация личности.doc

— 45.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

32. Ролевая теория личности.doc

— 33.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

33. Личность в теории Зеркального Я.doc

— 30.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

34. Типология личности.doc

— 42.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

39. Понятие и сущность культуры социологический подход..doc

— 38.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

4. Социально - исторические и научные предпосылки возникновения социологии.doc

— 34.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

40. Основные элементы культуры.doc

— 50.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

41. Многообразие культур в обществе.doc

— 37.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

42. Общественное мнение. понятие, структура, функции.doc

— 37.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

49. Анкетирование.doc

— 30.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

43. Манипулирование общественным мнением..doc

— 34.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

44. Социологическое исследование понятие, этапы, виды .doc

— 33.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

45. Программа социологического исследования.doc

— 32.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

46. Метод анализа документов.doc

— 70.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

47. Метод наблюдения.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

48. Опрос как метод сбора социальной информации.doc

— 29.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

5. Классическая и неклассическая традиции в социологии.doc

— 29.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

50. Интервью.doc

— 28.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

6. Эмпирическая социология первой половины XX в.doc

— 32.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопросник.doc

— 23.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

7. Функционализм Т.Парсонса и Р.Мертона.doc

— 47.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

8. Феноменологическая социология и другие направления социологии второй.doc

— 39.50 Кб (Скачать файл)

8. Феноменологическая социология и другие направления социологии второй половины XX — начала XXI вв.

Основатель  феноменологической социологии – Альфред  Щюц (1899–1959) опирается на идеи Э. Гуссерля, М. Вебера и американского философа и психолога У. Джеймса. Его основные работы – «Смысловое строение социального мира» (1932), «Собрание статей» (1962–1966), «Структуры жизненного мира» (1972). А. Щюц пишет, что существует множество миров человеческого опыта – миры сновидений, душевных болезней, игр и фантазий, научных теорий, религиозной веры, искусства. Он называет их конечными областями значений. Повседневность – это лишь одна из таких «сфер реальности», отличающаяся особыми характеристиками. Повседневность характеризуется бодрствующим напряженным вниманием к жизни, воздержанием от всякого сомнения в существовании мира и в том, что он мог бы быть иным, чем представляется бодрствующему и действующему индивиду. Повседневность – это сфера опыта, который индивид разделяет с другими людьми. Повседневность – интерсубъективный жизненный мир, который изначально воспринимается индивидом как существующий объективно и как общий для него и других.

Однако, в рамках феноменологии правомерным  считается вопрос о том, почему мы воспринимаем мир как единый и  объективно существующий? Ведь каждому очевидно лишь то, что он живет в том мире, который непосредственно наблюдает. Каждый человек живет в своем собственном социальном мире, потому что придает собственные значения окружающим вещам, людям и их действиям. Мы замечаем, выбираем из потока чувственных ощущений лишь то, что для нас значимо, для чего в нашем языке уже существуют слова, что укладывается в некоторую существующую в нашем сознании типологию. Какие-то вещи и существа в окружающем нас мире воспринимаются нами лишь как носители типических характеристик, но иногда нас интересуют их уникальные индивидуальные черты – в зависимости от их значения и ситуации. Социальный мир индивида – это некоторое смысловое пространство, которое формируется его социальными действиями. В этом мире существует не только сам индивид, но и другие люди, с которыми соотносятся его социальные действия. Но это социальное пространство централизовано, это его пространство, которое он конструирует, а не универсальное пространство, в которое он помещен. От смысла действий индивида, от его целей, зависит типизация восприятия других людей, их перемещение к центру или горизонту его пространства.

  Философской  основой феноменологической социологии  стали идеи   работ Э. Гуссерля, М. Мерло-Понти. Согласно Э.Гуссерлю  феноменология должна описывать феномены, к которым он относит данные не только чувственного опыта, но и воображения и т.д. Феномены, или «жизненный мир» (мир практической деятельности), т.е. первоначальный опыт, то, что предшествует всякому познанию, - предмет изучения всех вариантов феноменологической социологии. Э. Гуссерль считал, что цель феноменологии - выяснить смысл этого мира, который каждый из его обитателей воспринимает по-своему. Как решить эту задачу? С помощью науки нельзя. Наука, по Э. Гуссерлю, подменяет человеческий мир миром объективизированных абстракций. Поэтому только возврат к донаучной картине мира, повседневной жизни раскрывает процесс возникновения из этого мира различных систем знания. Понять жизненный мир можно с помощью интерсубъекивности, т.е. внутренней, присущей сознанию социальности. Она означает, что объективный мир другими переживается так же, как и мной. Он общий для всех, другие в него входят как элементы моей биографической ситуации. Порядок и согласие в обществе можно поддерживать благодаря интерсубъективности (внутренней ситуации).

Этнометодология, основанная Гарольдом Гарфинкелем (р. 1917), «Исследования по этнометодологии» (1967), разделяет многие идеи символического интеракционизма и феноменологической социологии. Само название «этнометодология» происходит от слов «этнос» (люди, народ) и методология (наука о правилах, методах) и обозначает «науку, исследующую правила повседневной жизни людей». В этнометодологии речь идет прежде всего не о методах самой науки, а о методах описания и конструирования социальной реальности, которые используются людьми в их повседневной обыденности. Причем этнометодологи особенно подчеркивают тот факт, что описание социальной реальности тождественно ее конструированию.

Наряду  с теоретической процедурой феноменологической редукции, Г. Гарфинкель придумывает  экспериментальные ситуации, в которых  разрушается привычное определение  ситуаций, обнажая ожидания, соответствующие  здравому смыслу. Если феноменологическая редукция позволяет мысленно абстрагироваться от здравого смысла, то эксперименты Г. Гарфинкеля позволяют реально посмотреть на него со стороны. Например, Г. Гарфинкель рекомендовал в порядке эксперимента вести себя дома так, как если находишься в гостях: просить разрешения помыть руки, неумеренно хвалить все, что подают за стол и т. д. Другой экспериментальный прием заключается в том, чтобы сделать вид, что не понимаешь смысл простейших повседневных обращений. Например, экспериментатора спрашивают: «Как дела?», а он уточняет: «Какие дела? Что значит как? Какими конкретно из моих дел ты интересуешься?». Еще один прием заключается в том, что во время беседы с человеком, экспериментатор приближает к нему свое лицо, ничего при этом не объясняя.

Такое поведение разрушает привычную  ситуацию, выявляет особенности поведения, которое будучи повседневным и привычным, далеко не всегда осознается, будучи своеобразным фоном, на котором разворачиваются  наши взаимодействия. Совокупность привычных, не всегда осознаваемых способов (методов) поведения, взаимодействия, восприятия, описания ситуаций называется фоновыми практиками. Изучение фоновых практик и составляющих их методов, а также объяснение того, каким образом на основе этих практик возникают представления об объективных социальных институтах, иерархиях власти и других структурах – основная задача этнометодологии.

Сами  по себе человеческие взаимодействия и образующаяся в их результате социальная реальность могут быть не только субъективными, но и иррациональными. Однако применяемые людьми методы их интерпретации, язык описания таковы, что свойства объективности и рациональности неизбежно привносятся в них. Участвуя во взаимодействии, индивид неизбежно анализирует все происходящее и выражает результаты своего анализа в общепонятных терминах. Принимаемые нами в качестве объективных черты социальной реальности объективны лишь потому, что мы выражаем их в терминах их общих свойств. Эти общие свойства не обязательно присущи самим объектам, но приписываются им в ходе их описания. Вербальное выражение придает описываемому опыту рациональный, связный и систематический характер, делает его осмысленным и рациональным. Социальный порядок поэтому возникает лишь ситуативно, как результат описанных элементарных взаимодействий.

9. Российская социология во второй половине XIX - начале XX вв.doc

— 33.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Лекции по "Социологии"