Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 09:50, курс лекций
Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Социология".
46. Метод анализа документов.
АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ
- совокупность методических приемов
и процедур, применяемых для извлечения
из документальных источников социологической
информации при изучении социальных
процессов и явлений для
Во всех современных
обществах одним из важнейших
средств оформления, фиксации, сохранения,
передачи информации, обмена ею являются
документы. Для отдельного человека
- это свидетельство о рождении,
паспорт, удостоверение личности, аттестат
зрелости, диплом о высшем образовании
и т.п. Для семьи - это свидетельство о бракосочетании.
Для университета или исследовательского
института - это его устав. Для политической
партии - ее программа и устав, для государства
- это Конституция страны и ее законы.
В своем отношении
к документам социология исходит
из того, что они представляют собой
важный источник социальной информации,
и вместе с тем результат осмысления
и определенного оформления знаний
об определенной сфере, социальной структуре
или ячейке общества, об их отношениях
к другим структурам, сферам и ячейкам.
А.Д. позволяет социологу выявить определенные
особенности, свойства и взаимосвязи тех
или иных социальных явлений и процессов,
специфику включения в них различных индивидов,
групп и общностей, распознать нормы, ценности,
идеалы, которыми руководствуются на различных
этапах развития общества и в различных
социальных ситуациях, проследить динамику
развития тех или иных социальных слоев
и групп, их взаимоотношений друг с другом,
а также с государством, культурой, религией,
политическими партиями и т.п., выявить
основные тенденции и пропорции социального
развития.
Круг документов,
содержащих в себе интересующую социолога
информацию, настолько широк и
настолько информативен вследствие
чрезвычайной широты и разнообразия отображаемых
в них различных сторон социальной действительности,
что практически любое конкретное социологическое
исследование должно начинаться с анализа
существующих по исследуемой проблеме
документов. В частности, не рекомендуется
начинать на пилотажное, ни тем более полевое
исследование, не изучив предварительно
официальные статистические данные - отчеты
и публикации Госкомстата, данные ведомственной
статистики, отчеты, решения коллегий,
приказы и распоряжения соответствующих
государственных органов - законодательства,
принимаемого парламентом, указов президента,
решений и распоряжений министерств, публикаций
в средствах массовой информации.
Но для того,
чтобы огромный и разнообразный
массив документации можно было успешно
и эффективно использовать в целях
извлечения из нее необходимой социологам
информации, документы следует классифицировать.
Такая классификация осуществляется по
целому ряду оснований.
По общей значимости
документы обычно делятся на: 1) официальные
(законы, указы, декларации, распоряжения
и т.п.); 2) неофициальные (личные заявления,
письма, жалобы, дневники, семейные альбомы
и др.).
По форме изложения
документы подразделяются на: 1) статистические
(статистические отчеты, сборники статистических
материалов, содержащие экономические
и социальные показатели развития страны,
динамику рождаемости, смертности, материального
благосостояния населения, его образовательного
уровня и т.п.); 2) вербальные, т.е. такие,
в которых информация воплощена в словесно
выраженной форме (письма, пресса, книги
и т.п.).
По способу
фиксации информации выделяются следующие
разновидности документов: 1) письменные
документы, в которых информация
изложена в форме буквенного изображения
(рукописи, книги, сообщения прессы,
различного рода документальные свидетельства
- о рождении, о служебной должности, о
праве на владение имуществом и т.п.); 2)
иконографические документы, воспринимаемые
визуально (иконы, картины, кино- и фотодокументы,
видеозаписи); 3) фонетические, т.е. ориентированные
на слуховое восприятие (грампластинки,
магнитофонные записи, лазерные диски
и др.).
По критерию
авторства документы делятся
на: 1) индивидуальные, созданные одним
автором (письмо, заявление, жалоба); 2)
коллективные, созданные несколькими
авторами или группой людей (обращение
к депутатам, правительству или населению
страны, декларация о намерениях группы,
партии, движения и т.п.).
Документы могут
стать источником получения необходимых
сведений об изучаемом объекте только
тогда, когда социологами оценена
надежность имеющейся в их распоряжении
документальной информации. При оценке
надежности документальных данных необходимо
учитывать ряд обстоятельств. Во-первых,
официальные документы как правило, более
надежные, чем неофициальные. Во-вторых,
личные документы (характеристики, карточки
индивидуального учета, анкеты и др.) обладают
большей степенью надежности, чем безличные
(данные прессы, протоколы собраний, заседаний
и др.). В-третьих, повышенной надежностью
обладают документы юридического характера
(постановление суда, нотариально заверенные
данные и др.), а также те документы, которые
подвергаются финансовому контролю (сведения
об изготовленной продукции, о заработной
плате и т.п.). В-четвертых, необходимо учитывать,
что некоторые личные документы - автобиографии,
воспоминания и др. - имеют тенденциозный
характер и в силу этого позволяют оценить
некоторые личностные качества их авторов
- одаренность, скромность либо самовлюбленность,
заносчивость и т.п.
Важнейшим источником
социологической информации являются
документы, специально созданные для целей
исследования: анкеты, опросные листы,
бланки интервью, тесты, протоколы наблюдений,
данные контент-анализа, выраженные в
форме отчета.
Многообразие
документов, их содержания, направленности,
видов, форм и т.п. порождает и разнообразие
их использования в социологии, причем
формулирование такого использования
в значительной степени определяется
не только целями и задачами исследования,
но и особенностями изучаемого объекта.
Если объектом
исследования становится крупная социально-экономическая
проблема, например активизация экономического
поведения населения страны, то важными
источниками социологической информации
становятся официальные документы, содержащие
требуемые сведения - принятые парламентом
законы о предпринимательстве, труде,
заработной плате, социальном страховании,
указы президента, данные государственной
и ведомственной статистики, публикации
в прессе. Если же исследуются ценностные
ориентации молодежи, то наряду с названными
видами документов значительно большее
значение приобретают ответы респондентов
(опрашиваемых молодых людей) на вопросы
социологических анкет, а также экспертов,
полученные в процессе проведения стандартизированного
интервью, данные полученные и помощью
и тестирования и личных документов - писем,
документов и т.п.
Таким образом,
при исследовании различных социальных
процессов и явлений и при
решении различных
Многообразие
видов документов по-разному используется
в социологических
Традиционный
А.Д. представляет собой совокупность
определенных логических построений,
направленных на раскрытие основного
содержания изучаемого материала. Дело
в том, что в большинстве случаев интересующая
социолога информация, содержащаяся в
документе, присутствует в нем в неявном,
скрытом виде, в форме, отвечающей целям,
во имя которых документ был создан (статистический
отчет, закон, информационное сообщение
и т.п.), а это далеко не всегда совпадает
с интересами и задачами социологического
анализа. Традиционный А.Д. позволяет преобразовать
первоначальную форму информации, содержащейся
в документе, в ту форму, которая интересует
исследователя. При этом необходимо установить,
кто является автором документа, с какими
целями и в каком социальном контексте
создавался данный документ? Каково соотношение
фактов, отраженных в документе, с изучаемой
социологами действительностью? Как отражаются
на содержании документа взгляды, оценки,
социальные и политические предпочтения
автора, его статус и позиция? В поисках
ответа на эти вопросы социолог, осуществляющий
традиционный анализ документа, получает
возможность проникнуть в глубинный смысл
изучаемого документа, исчерпать его содержание
и повернуть его в сторону, необходимую
именно для данного конкретного исследования.
Традиционный
А.Д. представляет собой самостоятельный,
творческий процесс, который зависит
от: 1) содержания, направленности самого
документа; 2) условий, целей и задач проводимого
исследования; 3) научной квалификации,
богатства опыта и творческой интуиции
исследователя (более квалифицированный
и творчески мыслящий социолог сумеет
извлечь из одного и того же документа
гораздо более обширное и нужное для исследования
содержание, чем менее квалифицированный
и опытный, не обладающий творческим воображением.
Изложение особенности
традиционного А.Д. показывает, что
при всей его важности и значимости
такой вид аналитической деятельности
неотделим от личности исследователя,
а потому и несет в себе возможность субъективной
оценки и интерпретации изучаемого документа.
Стремление избавиться от налета субъективности,
вполне возможного при осуществлении
традиционного анализа, привело к разработке
существенно иного вида формализованного
анализа документов, т.е. контент-анализа.
Применять контент-анализ
начал еще в 1930-х известный
социолог Г. Лассуэл в сфере политики
и пропаганды, но широкое распространение
он получил начиная с 1950-х, когда в США
вышел фундаментальный труд Б. Берельсона
"Контент-анализ в коммуникационных
исследованиях". Этот вид А.Д. был ориентирован
на извлечение социологической информации
из больших массивов документальных источников,
трудно поддающихся или вовсе не поддающихся
традиционному интуитивному анализу.
Он основан на выявлении определенной
совокупности количественных, статистических
характеристик текстов (или сообщений).
При этом предполагается, что количественные
характеристики содержания изучаемых
массивов документов отражают некоторые
существенные особенности изучаемых социальных
явлений и процессов, например, тематика
телепередач, время, отводимое для тех
или иных тем телевизионными компаниями,
отражают в той или иной степени интересы
зрительской аудитории, информационную
политику данного источника информации
и существующие в обществе нормы их взаимодействия.
Процедура формализованного
А.Д. заключается в выделении в изучаемом
тексте определенных, интересующих исследователя
элементов содержания, классификации
выделенных элементов в соответствии
с концептуальной схемой исследования,
последующем их подсчете и количественном
анализе. Контент-анализ основан на стандартизации
процедур поиска, определении в содержании
изучаемого документа единиц счета, в
качестве каковых выступают отдельные
слова (термины, имена политических деятелей,
названия партий и движений, географические
названия и т.п.), суждения, выраженные
в форме предложений, абзацев, фрагментов
текстов, оценки, точки зрения, аргументы,
а также различные виды публикаций (по
тематике, жанру, типам авторов и др.). Определение
единиц счета зависит от целей исследования.
В социологических
исследованиях используются два вида
контент-анализа, различающиеся в зависимости
от характера представления содержания
текста: качественный и количественный.
Качественный контент-анализ основа на
использовании нечастотной модели содержания
текста и позволяет выявить типы качественных
характеристик содержания текста вне
зависимости от частоты (т.е. количества)
встречаемости каждого из этих типов.
Количественный контент-анализ основан
на использовании количественных мер,
его задача - получить количественную
характеристику содержания изучаемого
текста.
Содержательным
ядром контент-анализа
Категориальная
модель предмета анализа включает в
себя параметры и категории анализа,
отражающие признаки изучаемого объекта,
их основные характеристики и аспекты,
соответствующие целям и
Таким образом,
параметр контент-анализа жестко задан
проблемой и задачами исследования,
а категории анализа более
гибко приспособлены к тому процессу
или явлению, которое предстоит анализировать,
и тем задачам, которые придется решать
в процессе исследования. Следовательно,
каждый параметр контент-анализа может
быть представлен в виде определенного
набора, а еще лучше (особенно если необходимо
учитывать характер взаимосвязей между
различными аспектами изучаемого признака)
в виде целостной системы категорий анализа.
Взаимосвязь параметров и категорий контент-анализа,
сведенных в определенным образом упорядоченную
систему, предстает в качестве категориальной
модели предмета анализа, т.е. исследуемого
объекта социальной действительности.