Лекции по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 09:50, курс лекций

Описание работы

Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Социология".

Файлы: 46 файлов

1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА.doc

— 35.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

10. Российская социология в XX - начале XXI вв.doc

— 36.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

11. Понятие общества и его основные признаки.doc

— 35.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

12. Базовые элементы социальной жизни (социальное действие, взаимодействие, социальные отношения и другие).doc

— 29.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

13. Типология обществ.doc

— 33.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

14. Социальный институт понятие, виды, функции.doc

— 32.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

15. Социальная организация. Элементы организации. Бюрократия.doc

— 40.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

17. Характеристика толпы.doc

— 30.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

16. Социальные общности и группы, их классификация..doc

— 32.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

18 - 19. Малая социальная группа. Лидерство.doc

— 32.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

2. Уровни социологического знания.doc

— 29.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

20. Социальная структура и социальная стратификация. Критерии социальной стратификации..doc

— 40.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

21. Исторические типы социальной стратификации.doc

— 33.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

22. Стратификация в современной России. Проблема среднего класса..doc

— 32.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

23. Социальная мобильность понятие, виды, факторы.doc

— 47.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

27. Социальная поляризация..doc

— 27.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

24. Рабочий класс как элемент социальной структуры современного российского общества.doc

— 31.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

25. Бизнес-слой современного российского общества..doc

— 30.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

26. Безработные в современной России..doc

— 28.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

28. Семья как социальный институт и малая группа. Функции семьи.doc

— 37.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

29. Тенденции развития семьи в современном обществе. Проблема кризиса института семьи..doc

— 29.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

3. функции социологии.doc

— 34.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

30. Специфика социологического подхода к исследованию личности.doc

— 46.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

31. Социализация личности.doc

— 45.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

32. Ролевая теория личности.doc

— 33.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

33. Личность в теории Зеркального Я.doc

— 30.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

34. Типология личности.doc

— 42.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

39. Понятие и сущность культуры социологический подход..doc

— 38.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

4. Социально - исторические и научные предпосылки возникновения социологии.doc

— 34.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

40. Основные элементы культуры.doc

— 50.50 Кб (Скачать файл)

40. Основные элементы культуры

Каждая  культура уникальна и многогранна.

Культур очень много и каждая из них  уникальна, при этом имеются такие  элементы в культуре которые присущи  каждой.

  1. Язык.

    Стало банальностью рассматривать язык как  средство общения. Мы назовем определения в широком и узком смыслах.

    1. В широком смысле язык – средство передачи информации путем не только звуковых сигналов, но и символов и жестов, то есть знаковых систем. Пример – язык дорожных знаков. Жесты и символы – это условные знаки и предметы с помощью которых выражаются идеи, понятия и чувства. Букет цветов в зависимости от количества стеблей – 1 стебель – знак внимание; 3 стебля – знак признания, 5 – знак уважения, 7 – знак любви.
    2. В узком смысле слова язык это понятийно-логический аппарат, с помощью которого излагаются мысли, чувства, отношение человека к человеку, отношение человека к миру.

    Существуют  разные языки. В Настоящее время  существует порядка 2000 живых языков. Есть ещё и вымирающие языки. А 60% говорит на 10 языках. Русский в их числе.

    Каждый  народ в силу специфики своего развития фиксирует в языке опыт своего народа. Пример: те народы, которые  жили благодаря овцеводству, имеют 10ки наименований овцы. У некоторых  народов только человек обозначается как одушевленный предмет, а животные наряду с мебелью, домашней утварью рассматриваются как неодушевленные предметы (что?). С помощью языка человек структурируется и воспринимается людьми окружающий мир. Пример: если животные – неодушевленные предметы, то навряд ли у человека возникнет мысль, что животные нуждаются в сострадании, ухаживании.

    Нередко в язык вторгается нецензурная брань  и те кто с детских лет пользуется этими выражениями то этому человеку будет труднее постичь язык русской  классики. Эти люди мир воспринимают в более мрачных тонах нежели другие люди которые брезгливо относятся к таким выражениям и словам.

    Идет  тенденция уплощения языка, язык становится более плоским. В результате человек перестает самостоятельно мыслить. Факт того что происходит уплощение  русского языка неоспоримо.

    Речь, язык отражают социальную структуру  общества, мы пытаемся понять по языку  к какому классу относится собеседник. В современном обществе происходит унификация бытового языка, но тем не менее профессия накладывает  на человека свой отпечаток (словарный запас, профессионализмы и другое).

    Язык  является ретранслятором культуры, то есть с помощью языка передаются особенности культуры данного общества, В этом вопросе два полярных подхода:

  1. Культура или своеобразие культуры передается различными средствами (особенности быта, обряды и другие), не только язык
  2. Своеобразие культуры передается преимущественно через язык, остальные способы вспомогательные

    Для сторонников первого подхода  не очень важно вытесняется ли язык малого народа. Для них важно  знать язык международного общения. Сохранять самобытность малого народа это значит превращать народ в этнографический заповедник без наличия больших возможностей для новых поколений.

    Для сторонников второго подхода  недопустимо отмена преподавания родного  языка в школе, вымывание выражений присущих данной культуре, для них потеря языка, его вымирание равносильно исчезновению этнической единицы.

    Истина  как всегда по середине, национальная культура передается как с помощью  национального языка так и  с помощью других средств. Если язык – средство повседневной жизни - необходимо его сохранять. В противном случае язык нужно обогащать язык новыми словами либо дополнять его ещё одним, но уже международным языком.

  1. Знания

    Они бесспорно нужны. Человек получает их в процессе деятельности с другими людьми, то есть в личном опыте, но жизнь и общество настолько сложны что все знания через опыт получить невозможно. Поэтому есть специальные учреждения которые снабжают личность знаниями, но и дают и пытаются дать опережающие знания. Пример: средняя школа пытается готовить школьников к будущей взрослой жизни. ВУЗ готовит студентов к будущей профессии. Те кто живет сегодняшним днем, то получают что-то новое сложнее.

    Знания  бывают поверхностными и глубокими. Степень глубины влияют на отношения к окружающему миру. Поверхностные знания – порождают излишнюю, наивную уверенность. Глубокие знания – знания отражающие сущность явлений, отражают устойчивые повторяющиеся связи между фактами. Кто обладает глубокими знаниями тот свободно ориентируется в определенной сфере.

    В настоящее  время СМИ перестали быть таковыми, это средства массовой коммуникации. Основная функция средств массовой коммуникации - это рекламные услуги бизнесу. Пример: радио слушают пенсионеры – реклама для пенсионеров.

    Поэтому в перерывах между рекламой можно получить хоть какие то знания. Какую информацию дают современные средства массовой коммуникации – практическую информацию, информацию сиюминутной надобности. Информируют не только о том где меньше пробок, также и исторические факты другие. Дело в том, что сюжеты меняются очень быстро и поэтому получается смешанная информация, тем более они никак не связаны. Эта информация она с такой легкостью залетает в сознание человека, что также легко и выходит.

    Известный социолог Абрам Моль («социодинамика культуры») назвал такую культуру –  мозаичной культурой. Он противопоставил  её так называемой университетской  культуре. С точки зрения Моля мы видим два вида культуры по структуре  информации и по способу ее подачи.

    Мозаичная культура – покрывает сознание человека, понемногу обо всем, в итоге  ни о чем в серьез не знает, человек  так и остается дилетантом. Он не способен соединить осколки каких-то чужих знаний в собственные убеждения

    Университетская культура отличается основательностью, раскрываются внутренние и внешние связи явлений, основательное изучение каких-то явлений.

    Тенденция современности – мозаичная культура, так сказать мозаизация культуры, культуру университетскую вытесняют. Пример: Уже лет 30-40 идет дискуссия по поводу преподавания русской литературы в школе. Разные мнения: одни считают что войну и мир надо исключить из школьной программы, изучать в сокращенном виде классику.

  1. Убеждения.

    Знания  становятся основой для убеждения. Убеждение – это уверенность в правоте опирающееся на знание. Знание не каждое становится убеждением, а только то, которое обретает личностно-значимую окраску. Жизнь людей протекает в разных сферах. Тут важны различные убеждения (религиозные, нравственные и так далее). Личность обладающая прочными убеждениями имеет идейный стержень помогающий выстоять в сложной ситуации. Эти убеждения позволяют удержаться и не склониться к каким то пагубным увлечениям. Вместе с тем мы можем сказать что в прочных убеждениях изначально закладываются зерна личных драм и трагедий. Пример: в психологическом плане в годы перестройки пострадали люди, имеющие социалистические убеждения. Похожая драма у старообрядцев. Однако убежденные люди наиболее надежные. Об этом свидетельствует и опыт старообрядцев (честные, порядочные, трудолюбивые и так далее).

  1. Нормы.

    Их  много, их нужно анализировать по различным основаниям. Социальная норма  – есть общепризнанное правило, образец  поведения или действия. Например: обычай. Обычай – это одобренные обществом массовые образцы действий которые рекомендуется выполнять. Это своего рода социальные шаблоны. Обычаи дополняются традициями. Обычай господствует в сфере быта и поведения людей, а традиции охватывают разнообразный спектр отношений. В настоящее время есть еще один регулятив – мода. Сфера экспансии моды – это быт и нравы. Иногда мода врывается и в другие сферы. Например, Ленин говорил о моде на марксизм. Правовой абсолютизм – абсолютизируют значение правовых норм, руководствуются только правом, и забывают о других регуляторах. Это также неправильно как и правовой нигилизм.

  1. Ценности. Это есть свойства предмета значимые для личности или группы или общества. Следовательно, в каждом обществе есть своя система ценностей, система приоритета. Помимо того есть у каждой личности система приоритетов. В каждой культуре заложены в качестве фундамента следующие ценности - нравственные ценности как фундамент системы ценностей. Личность имеет свободу выбора тех или иных действий. Она может поступить аморально, а может в рамках морали – это его выбор. Мораль предлагает наиболее приемлемые варианты для общества. Некоторые высшие нравственные ценности общества – честь, совесть, справедливость, долг, добро (центральная проблема этической науки).

    В настоящее  время ведутся споры о том, что стало с советской системой ценностей. Некоторые авторы считают, что прошлая система ценностей фактически перевернулась, то есть плюсы сменились на минусы, минусы на плюсы. Система ценностей стала хаотичной, то есть перестала быть системой, то есть стала хаотичной. Все ценности общества можно каким то образом систематизировать и выстроить в виде строгой научно обоснованной доктрины и эта доктрина является ничто иное как идеология.

  1. Идеология – это система взглядов, идей, теорий, мнений, которые являются логически обоснованным выражением чьих-то интересов (человечества, общества, группы, слои и другие). Например, идеология либерализма представляет интересы буржуазии. Идеология помогает личности ориентироваться в этом мире и задает личности перспективные цели и получается так, что возникает общая цель, которая объединяет людей. Ещё более важно, что жизнь личности становиться осмысленной и направленной. Таким образом, личность приобретает уверенность в собственном будущем. В обществе может пробивать себе дорогу не одна идеология, а несколько течений, тогда возникает идеологическая борьба. На рубеже 90х была объявлена деидеологизация – отказ от идеологии. Идеология выполняет функции компаса, направляет человека, в какое-то русло. Иногда идеологию сравнивают с нервной системой, так как согласует действия. Начался поиск новой идеологии, которая бы опиралась на общенациональную идею.

41. Многообразие культур в обществе.doc

— 37.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

42. Общественное мнение. понятие, структура, функции.doc

— 37.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

49. Анкетирование.doc

— 30.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

43. Манипулирование общественным мнением..doc

— 34.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

44. Социологическое исследование понятие, этапы, виды .doc

— 33.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

45. Программа социологического исследования.doc

— 32.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

46. Метод анализа документов.doc

— 70.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

47. Метод наблюдения.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

48. Опрос как метод сбора социальной информации.doc

— 29.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

5. Классическая и неклассическая традиции в социологии.doc

— 29.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

50. Интервью.doc

— 28.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

6. Эмпирическая социология первой половины XX в.doc

— 32.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопросник.doc

— 23.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

7. Функционализм Т.Парсонса и Р.Мертона.doc

— 47.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

8. Феноменологическая социология и другие направления социологии второй.doc

— 39.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

9. Российская социология во второй половине XIX - начале XX вв.doc

— 33.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Лекции по "Социологии"