Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 09:50, курс лекций
Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Социология".
40. Основные элементы культуры
Каждая культура уникальна и многогранна.
Культур очень много и каждая из них уникальна, при этом имеются такие элементы в культуре которые присущи каждой.
Стало банальностью рассматривать язык как средство общения. Мы назовем определения в широком и узком смыслах.
Существуют разные языки. В Настоящее время существует порядка 2000 живых языков. Есть ещё и вымирающие языки. А 60% говорит на 10 языках. Русский в их числе.
Каждый народ в силу специфики своего развития фиксирует в языке опыт своего народа. Пример: те народы, которые жили благодаря овцеводству, имеют 10ки наименований овцы. У некоторых народов только человек обозначается как одушевленный предмет, а животные наряду с мебелью, домашней утварью рассматриваются как неодушевленные предметы (что?). С помощью языка человек структурируется и воспринимается людьми окружающий мир. Пример: если животные – неодушевленные предметы, то навряд ли у человека возникнет мысль, что животные нуждаются в сострадании, ухаживании.
Нередко в язык вторгается нецензурная брань и те кто с детских лет пользуется этими выражениями то этому человеку будет труднее постичь язык русской классики. Эти люди мир воспринимают в более мрачных тонах нежели другие люди которые брезгливо относятся к таким выражениям и словам.
Идет
тенденция уплощения языка, язык
становится более плоским. В результате
человек перестает
Речь, язык отражают социальную структуру общества, мы пытаемся понять по языку к какому классу относится собеседник. В современном обществе происходит унификация бытового языка, но тем не менее профессия накладывает на человека свой отпечаток (словарный запас, профессионализмы и другое).
Язык является ретранслятором культуры, то есть с помощью языка передаются особенности культуры данного общества, В этом вопросе два полярных подхода:
Для сторонников первого подхода не очень важно вытесняется ли язык малого народа. Для них важно знать язык международного общения. Сохранять самобытность малого народа это значит превращать народ в этнографический заповедник без наличия больших возможностей для новых поколений.
Для сторонников второго подхода недопустимо отмена преподавания родного языка в школе, вымывание выражений присущих данной культуре, для них потеря языка, его вымирание равносильно исчезновению этнической единицы.
Истина как всегда по середине, национальная культура передается как с помощью национального языка так и с помощью других средств. Если язык – средство повседневной жизни - необходимо его сохранять. В противном случае язык нужно обогащать язык новыми словами либо дополнять его ещё одним, но уже международным языком.
Они бесспорно нужны. Человек получает их в процессе деятельности с другими людьми, то есть в личном опыте, но жизнь и общество настолько сложны что все знания через опыт получить невозможно. Поэтому есть специальные учреждения которые снабжают личность знаниями, но и дают и пытаются дать опережающие знания. Пример: средняя школа пытается готовить школьников к будущей взрослой жизни. ВУЗ готовит студентов к будущей профессии. Те кто живет сегодняшним днем, то получают что-то новое сложнее.
Знания бывают поверхностными и глубокими. Степень глубины влияют на отношения к окружающему миру. Поверхностные знания – порождают излишнюю, наивную уверенность. Глубокие знания – знания отражающие сущность явлений, отражают устойчивые повторяющиеся связи между фактами. Кто обладает глубокими знаниями тот свободно ориентируется в определенной сфере.
В настоящее время СМИ перестали быть таковыми, это средства массовой коммуникации. Основная функция средств массовой коммуникации - это рекламные услуги бизнесу. Пример: радио слушают пенсионеры – реклама для пенсионеров.
Поэтому в перерывах между рекламой можно получить хоть какие то знания. Какую информацию дают современные средства массовой коммуникации – практическую информацию, информацию сиюминутной надобности. Информируют не только о том где меньше пробок, также и исторические факты другие. Дело в том, что сюжеты меняются очень быстро и поэтому получается смешанная информация, тем более они никак не связаны. Эта информация она с такой легкостью залетает в сознание человека, что также легко и выходит.
Известный социолог Абрам Моль («социодинамика культуры») назвал такую культуру – мозаичной культурой. Он противопоставил её так называемой университетской культуре. С точки зрения Моля мы видим два вида культуры по структуре информации и по способу ее подачи.
Мозаичная культура – покрывает сознание человека, понемногу обо всем, в итоге ни о чем в серьез не знает, человек так и остается дилетантом. Он не способен соединить осколки каких-то чужих знаний в собственные убеждения
Университетская культура отличается основательностью, раскрываются внутренние и внешние связи явлений, основательное изучение каких-то явлений.
Тенденция
современности – мозаичная
Знания становятся основой для убеждения. Убеждение – это уверенность в правоте опирающееся на знание. Знание не каждое становится убеждением, а только то, которое обретает личностно-значимую окраску. Жизнь людей протекает в разных сферах. Тут важны различные убеждения (религиозные, нравственные и так далее). Личность обладающая прочными убеждениями имеет идейный стержень помогающий выстоять в сложной ситуации. Эти убеждения позволяют удержаться и не склониться к каким то пагубным увлечениям. Вместе с тем мы можем сказать что в прочных убеждениях изначально закладываются зерна личных драм и трагедий. Пример: в психологическом плане в годы перестройки пострадали люди, имеющие социалистические убеждения. Похожая драма у старообрядцев. Однако убежденные люди наиболее надежные. Об этом свидетельствует и опыт старообрядцев (честные, порядочные, трудолюбивые и так далее).
Их много, их нужно анализировать по различным основаниям. Социальная норма – есть общепризнанное правило, образец поведения или действия. Например: обычай. Обычай – это одобренные обществом массовые образцы действий которые рекомендуется выполнять. Это своего рода социальные шаблоны. Обычаи дополняются традициями. Обычай господствует в сфере быта и поведения людей, а традиции охватывают разнообразный спектр отношений. В настоящее время есть еще один регулятив – мода. Сфера экспансии моды – это быт и нравы. Иногда мода врывается и в другие сферы. Например, Ленин говорил о моде на марксизм. Правовой абсолютизм – абсолютизируют значение правовых норм, руководствуются только правом, и забывают о других регуляторах. Это также неправильно как и правовой нигилизм.
В настоящее время ведутся споры о том, что стало с советской системой ценностей. Некоторые авторы считают, что прошлая система ценностей фактически перевернулась, то есть плюсы сменились на минусы, минусы на плюсы. Система ценностей стала хаотичной, то есть перестала быть системой, то есть стала хаотичной. Все ценности общества можно каким то образом систематизировать и выстроить в виде строгой научно обоснованной доктрины и эта доктрина является ничто иное как идеология.