Методика работы социального педагога в социальных приютах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 18:09, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы – провести исследование методов работы социального педагога в социальных приютах.
Дя решения поставленной цели требуется решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы профессионального мастерства и деятельности социального педагога;
- определть методы работы социального педагога с детьми-сиротами в социальном приюте;
- раскрыть сущность программ коррекционно-развивающей работы социального педагога с детьми в условиях социального приюта.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...4
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВО И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА.
1.1 Профессиональное мастерство и педагогическая технология социального педагога в современных условиях……………………………………………….6
1.2 Актуальность деятельности социального педагога в современных условиях……………………………………………………………………………8
1.3 Методы работы социального педагога………………………………………9
2. МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В СОЦИАЛЬНЫХ ПРИЮТАХ.
2.1 Основные направления социально-педагогической деятельности по адаптации воспитанников социального приюта……………………………….11
2.2 Приют как особый тип социально-педагогического учреждения………..18
2.3 Социально-педагогические технологии работы с детьми группы риска в социальных приютах…………………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………….41
Литература……………………………………………………………………….42
Приложение………………………………………………………………………44

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 124.03 Кб (Скачать файл)

 

Тема: «Методика работы социального педагога в социальных приютах»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...4

1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВО И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА.

1.1 Профессиональное мастерство  и педагогическая технология  социального педагога в современных  условиях……………………………………………….6

1.2 Актуальность деятельности  социального педагога в современных  условиях……………………………………………………………………………8

1.3 Методы работы социального  педагога………………………………………9

2. МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИЯ  РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА  В СОЦИАЛЬНЫХ ПРИЮТАХ.

2.1 Основные направления  социально-педагогической деятельности  по адаптации воспитанников социального  приюта……………………………….11

2.2 Приют как особый  тип социально-педагогического учреждения………..18

2.3 Социально-педагогические  технологии работы с детьми  группы риска в социальных  приютах…………………………………………………………….24

Заключение……………………………………………………………………….41

Литература……………………………………………………………………….42

Приложение………………………………………………………………………44

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема сиротства в  нашей стране приобрела в современных  условиях качественно иное содержание. Теперь все чаще сиротой становится ребенок при живых родителях  – это дети, от которых отказываются сразу после их рождения, или дети из социально неблагополучных семей. Количество таких детей-сирот ежегодно возрастает.

Наряду с ростом числа  детей, оставшихся без родительского  попечения, распространенным явлением в последние годы стола увеличение размеров «социального сиротства». В 2010 году количество детей в сиротских учреждениях выросло до 272,7 тысяч, за три года этот прирост составил почти 120 тысяч человек [1].

За последние 100 лет Россия переживает третью волну сиротства: после первой мировой войны и  революции, после Великой Отечественной  войны и сейчас. И если в 1945 году причины сиротства были понятны, то в наше время трудно признать и принять эти причины как естественные.

Все вышесказанное подчеркивает актуальность и большую социальную значимость обращения к данной теме.

Анализ данной проблемы позволяет  выделить противоречие между увеличением  числа детей-сирот и недостаточным  изучением особенностей работы социального  педагога в социальном приюте.

Цель данной работы –  провести исследование методов работы социального педагога в социальных приютах.

Объект исследования: дети – сироты.

Предмет исследования: особенности  работы социального педагога в социальных приютах.

Для решения поставленной цели требуется решение следующих  задач:

- рассмотреть теоретические  основы профессионального мастерства  и деятельности социального педагога;

- определить методы работы  социального педагога с детьми-сиротами в социальном приюте;

- раскрыть сущность программ  коррекционно-развивающих работ  социального педагога с детьми  в условиях социального приюта.

Методологической основой  является системный подход к изучению особенностей работы социального педагога в социальных приютах.

Теоретической основой исследования являются труды А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской, Л.М. Шипицыной по проблемам детей находящихся в учреждениях интернатного типа, труды Л.С. Выгодского по детской психотерапии.

Методы: теоретический анализ литературы, изучение работы социального приюта для детей и подростков МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» г.Красноярск.

   Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА  И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА.

1.1 Профессиональное мастерство и педагогическая технология социального педагога в современных условиях

В современных условиях в  работе различных социальных структур определились основные направления  социальной работы, которой занимается социальный педагог. Это:

- оказание материальной  помощи (денежная, патронат, пособия  и льготы, помощь в быту);

- организация социальной  заботы (работа с людьми, подбор  сотрудников, проверка, пропаганда  лучшего опыта);

- влияние на человека.

Процесс влияния на человека – это процесс педагогического  и психологического воздействия. Этим занимается социальный работник, социальный педагог [2].

Социальному педагогу необходимо осознать, что такое социальное воспитание, педагогика семьи, личность ребенка, какие  существуют методы общения и воздействия  на ребенка, особенности работы с  трудными подростками.

Попытаемся выделить, что  же является главным в работе социального  педагога, чем она отличается от работы педагога школы, педагога-предметника  и даже классного руководителя или  воспитателя школы-интерната или  группы продленного дня.

Учителю чаще всего приходится работать с классом или группой, и в основном, его методы направлены на работу с коллективом. Социальный педагог работает с отдельной  личностью, с отдельным ребенком, подростком, а если с группой, то небольшой, если с семьей, то и здесь  с каждым в отдельности.

В чем основное назначение социального педагога? Это социальная защита ребенка, подростка, оказание ему  социальной или медицинской помощи, умение организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию.

Для решения этих задач  социальный педагог изучает ребенка, его состояние, уровень кризиса, планирует пути его преодоления. В этом одна из главнейших задач социального педагога. Поддержка ребенка в трудную минуту – дело не легкое. Как же помочь ребенку в беде? Как должен вести себя в такой ситуации социальный педагог?

Поддержать духовно, научить  свыкнуться с бедой, искать выход, найти  путь и принять решение, вселить  веру в ребенка, убедить его, что  все в его жизни можно изменить к лучшему.

Педагог связывается со специалистами, со службами социальной защиты, которые  способны помочь ребенку. Для этого  необходимо, чтобы он был профессионально  подготовлен, достаточно образован  для ведения воспитательной и  учебной работы. Сегодня это называется педагогическим мастерством.

Педагогическое мастерство в большей степени зависит  от личных качеств педагога, а также  от его знаний и умений. Каждый учитель  – это личность. Мы говорим о  формировании личности воспитанника и  забываем об учителе. Личность педагога, ее влияние на воспитанника огромно, ее никогда не заменит педагогическая техника.

Представить труд социального  педагога без рассмотрения вопроса  его профессионального педагогического  мастерства и педагогической техники  невозможно. Но так как диапазон его деятельности достаточно широк, чтобы создать общее представление, рассмотрим несколько вопросов.

Социальный педагог должен владеть профессиональными знаниями: знать педагогику и психологию, физиологию развития ребенка и методику воспитательной работы. Эти знания помогут педагогу изучить ребенка, проанализировать его поведение. Изучая ребенка, следует обратить внимание в первую очередь на круг его общения, будет ли он совместим в группе, куда его определяют. Социальный педагог должен уметь организовать деятельность и сотрудничество детей.

Существует еще понятие  педагогическая технология, которой  также должен владеть социальный педагог. Это значит владеть приемами, умениями и навыками влиять на воспитанников.

Это умение владеть некоторыми приемами артистизма, речью, дыханием, ритмом и постановкой голоса, мимикой  и жестами, находить в беседе тот  тон и язык, который даст возможность  говорить с нищими и алкоголиками, наркоманами и преступниками, или с попавшим в беду ребенком. И не просто говорить, а убедить, повлиять.

1.2 Актуальность  деятельности социального педагога  в современных условиях

В современном обществе работа социального педагога нужна:

- в школе, классе, для  работы с детьми из неблагополучных  семей;

- в школах-интернатах, детских  домах, приютах;

- в лесных школах, детских  санаториях;

- в социально-образовательных  центрах;

- в реабилитационно – коррекционных центрах;

- в культурных центрах,  центрах досуга, молодежных клубах;

- в летних лагерях труда  и отдыха.

Главным во всех этих учреждениях  является работа социального педагога с ребенком и семьей. Попробуем  выделить основное в деятельности социального  педагога в любом из перечисленных социально-педагогических и учебно-воспитательных учреждениях. Рассмотрим, что является общим в его работе во всех этих учреждениях.

Подчеркивая, что социальный педагог, в первую очередь, работает с личностью, ребенка или подростка, выделяют, как первостепенное, знание ребенка.

1. Только знание ребенка (подростка) поможет социальному педагогу принять правильное решение в оказании помощи ребенку или его перевоспитании. Необходимо знать о его здоровье, его отношениях в семье, в школе, среди сверстников во дворе. И только тогда, составив «карту личности» и «карту среды», педагог сможет принимать какие-то решения. Знания о ребенке он получает из беседы, проведения анкетирования, анализа поведения и круга его общения.

2. Дальнейший этап работы  социального педагога сводится  к тому, чтобы вместе с ребенком (подростком) осмыслить его положение,  ситуацию, в которой он оказался, при этом обращая внимание на поведение самого ребенка, а не на ссылку «виноваты все вокруг». Выяснив ситуацию, проявить участие, наметить пути выхода из кризиса.

3. Социальному педагогу  здесь необходимо проявить и  педагогический такт, и мастерство  в соблюдении меры в общении  с ребенком, сознательно дозировать свое воспитательное воздействие на него, передозировка – это уже давление, что может помешать общению с ребенком, а значит, и знанию его. Важно не только повлиять на ребенка (подростка), но и скоординировать влияние семьи, школы и сверстников, чтобы направить его на верный путь. Проанализировав его небольшие успехи, поставить большую цель.

4. Организаторские способности  социального педагога проявляются  в том, чтобы убедить ребенка  (подростка), что только он сам  сможет изменить свою жизнь  и выйти из сложившейся ситуации. Организаторская деятельность заключается  в том, чтобы добиться от  ребенка (подростка) стремления  встать на путь самовоспитания, самоорганизации.

5. Организаторская работа  социального педагога направлена  также на подготовку и оформление  опеки, на посредничество между  ребенком и обществом, государственными  и общественными организациями,  а главное помочь ребенку приспособиться  к новым жизненным условиям. Эта  деятельность социального педагога  направлена на то, чтобы помочь  ребенку (подростку) выйти из  кризиса, выбрать новый жизненный  путь, реализовать себя как личность, встать на путь самовоспитания, самореализации [5].

1.3 Методы работы социального педагога

Завершая разговор о деятельности социального педагога, следует остановиться на его методах работы. Их диапазон также многообразен. Рассмотрим первостепенные.

Самым распространенным и  естественным является метод наблюдения. Именно он дает педагогу больше всего  материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом. Не каждому педагогу удается достичь успеха в общении с детьми. Но эту способность можно развить. Нужно знать ребят. Начинающему педагогу помогут записи своих наблюдений, а общение поближе нужно начинать с двумя-тремя ребятами, постараться узнать их. Работая с группой делать пометки об отдельных ребятах, стараясь не оставить без внимания «незаметных». Заметки помогут обратить внимание и на пассивных.

Чаще всего социальный педагог прибегает к методу беседы. Важно, чтобы к беседе социальный педагог готовился. В этом ему поможет анкетирование, составленный заранее вопросник или результаты комиссии, которая сделала заключение при поступлении ребенка в данное учреждение.

Поможет составить представление  о ребенке изучение его биографии, его поступков и мотивов.

Исследователи выделяют еще  метод социометрии, при котором, для математической обработки собираются данные бесед, анкетирования, опросов  и алгоритмов, оценки кризисного состояния  ребенка [4].

При изучении ребенка педагог  не может обойтись без анализа  его психологического и социального  состояния, того, что исследователи  называют «ядром ребенка».

Информация о работе Методика работы социального педагога в социальных приютах