Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 18:09, дипломная работа
Цель данной работы – провести исследование методов работы социального педагога в социальных приютах.
Дя решения поставленной цели требуется решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы профессионального мастерства и деятельности социального педагога;
- определть методы работы социального педагога с детьми-сиротами в социальном приюте;
- раскрыть сущность программ коррекционно-развивающей работы социального педагога с детьми в условиях социального приюта.
Введение…………………………………………………………………………...4
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВО И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА.
1.1 Профессиональное мастерство и педагогическая технология социального педагога в современных условиях……………………………………………….6
1.2 Актуальность деятельности социального педагога в современных условиях……………………………………………………………………………8
1.3 Методы работы социального педагога………………………………………9
2. МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В СОЦИАЛЬНЫХ ПРИЮТАХ.
2.1 Основные направления социально-педагогической деятельности по адаптации воспитанников социального приюта……………………………….11
2.2 Приют как особый тип социально-педагогического учреждения………..18
2.3 Социально-педагогические технологии работы с детьми группы риска в социальных приютах…………………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………….41
Литература……………………………………………………………………….42
Приложение………………………………………………………………………44
Социальный педагог совместно
с социально-психологической
Социальный педагог имеет
право и должен обращаться в комиссию
по делам несовершеннолетних в случае,
если необходима помощь в организации
связей или в том случае, когда
представителями системы
Реализация функциональных направлений деятельности социального педагога в рамках организационной технологии создает каркасную основу для применения определенных социально-педагогических технологий индивидуальной или групповой работы с детьми, оказавшимися в социально опасной ситуации.
Социально-педагогические технологии индивидуальной и групповой работы с детьми группы риска. Они также имеют свои составляющие и этапы, каждый из которых, выполняя собственное целевое, локальное назначение:
- во-первых, позволяет конкретизировать
особые проблемы ребенка, при
этом динамичность и
- во-вторых, содержательно
связан с последующим и
- в-третьих, сам по себе
может рассматриваться как
Содержание той или иной социально-педагогической технологии индивидуальной (групповой) работы определяется конкретной проблемой ребенка. При этом существуют проблемы, которые наиболее характерны для детей группы риска.
Одной из таких проблем в настоящее время является употребление несовершеннолетними алкоголя и наркотиков. Очевидно, что решение этой проблемы, которая уже приобрела масштабы социальной болезни, требует участия не только очень многих специалистов социально сферы, но и государственных структур, средств массовой информации, общественности и др. однако немаловажная роль в проведении работы по проблемам опасных для здоровья зависимостей среди несовершеннолетних отводится и социальному педагогу общеобразовательного учреждения. Этот специалист может обеспечить в школе:
- профилактику опасных
для здоровья детей
- оказание индивидуальной
конфиденциальной помощи и
Социально-педагогическая технология
индивидуально-групповой
1. Формирование и исследование банка данных детей, склонных к зависимостям.
Социальный педагог, на основе
банка данных детей группы риска,
формирует отдельный – закрытый
для постороннего доступа – банк
данных детей, склонных к зависимостям,
который дополняется
2.Разработка «портрета» зависимостей несовершеннолетних в образовательном учреждении.
Ее цель – конкретизация общих тенденций развития зависимостей среди несовершеннолетних в данном учреждении.
Осуществляя разработку «портрета»
зависимостей несовершеннолетних, социальный
педагог реализует
- типов веществ употребляемых учащимися (алкоголь, наркотики, токсические вещества, медицинские препараты);
- опыта употребления веществ;
- источников приобщения к веществам;
- очагов возможного
- отношения несовершеннолетних: а) к употреблению веществ, б) к употребляющим, в) к распространению, г) к возможной помощи.
3. Исследование источников
информации о
Данная функция – очень важный компонент работы социального педагога, связанный с необходимостью тщательной, постоянной экспертизы как самой информации о несовершеннолетних, употребляющих вещества, вызывающие зависимость, их проблемах, путях распространения веществ, так и каналов, по которым эта информация может поступать.
Социальный педагог, осуществляет свою работу в рамках педагогической этики, профессиональной конфиденциальности и тайны, должен организовать интенсивный обмен, сбор информации о детях, склонных к употреблению, попробовавших вещества, уже употребляющих, которые вызывают беспокойство в связи с вышеназванными проблемами. Источниками такой информации могут быть: учителя, классный руководитель, психолог, родители.
4. Разработка схем организации
контактов с детьми и
Организация положительных устойчивых контактов социального педагога с потенциальными клиентами – несовершеннолетними и их родителями – заключается:
- в установлении доверительно-
- в донесении до потенциального
клиента – ребенка, родителя
– значимости для преодоления
возможных опасных
- в налаживании обратной
связи со средой
В условиях контакта наиболее
полно проявляются все
Основными принципами организации контакта должны выступать:
- эмоциональное и
- заинтересованность;
- содействие;
- доверие.
5. Консультирование.
Консультирование выступает в деятельности социального педагога в качестве:
- инструмента организации
контактов с потенциальным
- способа оказания помощи
и социально-педагогической
6.Разработка программ профилактической работы.
Это направление деятельности осуществляется на основе возможностей эффективного взаимодействия социального педагога и потенциального клиента, реально складывающихся на предшествующих этапах работы.
Программы индивидуальной профилактической
работы с несовершеннолетними, имеющими
проблемы с зависимостями, могут
разрабатываться и
Ведя индивидуальную профилактическую работу, социальный педагог может:
- обратить внимание на
позитивные стороны личности
ребенка, учитывая которые, он
начинает решение своих
- помочь в осознании
ответственности за выбор
- содействовать в определении шагов по выходу из проблемной ситуации;
- способствовать осознанию необходимости обращения к специалистам, способным оказать действенную помощь (наркологу, специалистам центров социальной, психологической, медицинской помощи и др.).
Особенности социально-педагогической профилактики проявляются в том, что, с одной стороны, она направлена на опережающее формирование позитивных жизненных установок, ценностей, опыта ребенка; с другой – объектом ее внимания выступают дети, получившие негативный жизненный опыт и оказавшиеся в социально опасной ситуации. Очевидно, что педагогическое взаимодействие в рамках социально-педагогический профилактики должно базироваться на постулатах гуманной педагогики, а сам педагог должен выступать сознательным носителем и организатором гуманной педагогики в ежегодном педагогическом взаимодействии с ребенком. При этом принципиально важно, чтобы базовые принципы социальной педагогики, такие как: принятие ребенка в качестве цели и ценности педагогического процесса, адекватный учет во взаимодействии с ним его психологических, физиологических, половых и возрастных особенностей, – были бы обеспечены и управленчески, и технологически [1].
Это означает, что для
обеспечения эффективной
- наделен ясными полномочиями в организации профилактической работы и помощи детям, находящимся в социально опасной ситуации;
- обеспечен на уровне территориальной административной системы возможностями сотрудничества и взаимодействия с организациями и специалистами, способными оказать позитивное влияние на решение проблем несовершеннолетнего;
- включен в целостную региональную систему контроля и анализа результатов профилактической работы структур управления, учреждений, организаций;
- обеспечен научно-методическим и технологическим инструментарием профилактической работы.
Кроме того, он должен обладать
следующими личностными и
- стабильным авторитетом и доверие в среде учащихся;
- умением устанавливать и поддерживать положительные контакты и отношения с детьми, педагогами;
- способностью сохранять тайну ребенка и его проблем, какими бы шокирующими ни были факты, ставшие ему известными;
- готовностью к разрешению проблем детей, какими бы личностными особенностями они ни обладали.
В своей индивидуально-
- не навреди;
- не оценивай;
- принимай человека таким, каков он есть;
- соблюдай конфиденциальность;
- соблюдай меру взаимного откровения с клиентом, но сохраняй некоторую дистанцию;
- не отнимай у клиента
право отвечать за свои
- минимум специальных терминов;
- соблюдай принцип
Оказание индивидуальной
конфиденциальной помощи и сопровождения
детям, уже имеющим проблемы с
опасными для здоровья зависимостями
– задача еще более сложная, чем
эффективная социально-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Категория детей проживающих
в приюте, нуждаются в специально
организованной, профессиональной социально-педагогической
помощи и поддержке, заключающейся
в выявлении, определении и разрешении
проблем ребенка с целью
Было определено, что социально-педагогическую работу в приюте с детьми нужно начинать с адаптации их к жизни в самом приюте, которая является одной из ступенек адаптации в обществе. А затем создать такие человеческие связи и взаимоотношения, которые бы позволяли ребенку восстановить коммуникативную деятельность, преодолеть трудности общения с взрослыми и сверстниками, а также затем развить трудовую, познавательную и игровую деятельность.
Результаты проведенного
исследования показали, что резкое
изменение условий жизни, привычной
среды, наличие стойкой
Информация о работе Методика работы социального педагога в социальных приютах