Методика работы социального педагога в социальных приютах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 18:09, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы – провести исследование методов работы социального педагога в социальных приютах.
Дя решения поставленной цели требуется решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы профессионального мастерства и деятельности социального педагога;
- определть методы работы социального педагога с детьми-сиротами в социальном приюте;
- раскрыть сущность программ коррекционно-развивающей работы социального педагога с детьми в условиях социального приюта.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...4
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВО И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА.
1.1 Профессиональное мастерство и педагогическая технология социального педагога в современных условиях……………………………………………….6
1.2 Актуальность деятельности социального педагога в современных условиях……………………………………………………………………………8
1.3 Методы работы социального педагога………………………………………9
2. МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В СОЦИАЛЬНЫХ ПРИЮТАХ.
2.1 Основные направления социально-педагогической деятельности по адаптации воспитанников социального приюта……………………………….11
2.2 Приют как особый тип социально-педагогического учреждения………..18
2.3 Социально-педагогические технологии работы с детьми группы риска в социальных приютах…………………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………….41
Литература……………………………………………………………………….42
Приложение………………………………………………………………………44

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 124.03 Кб (Скачать файл)

Социальный педагог совместно  с социально-психологической службой  в целом, администрацией школы выступает  организатором и инициатором  построения связей с органами и службами, призванными оказывать помощь и  поддержку несовершеннолетним в  рамках государственной системы  профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Социальный педагог имеет  право и должен обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних в случае, если необходима помощь в организации  связей или в том случае, когда  представителями системы профилактики возложенные на них функции исполняются ненадлежащим образом.

Реализация функциональных направлений деятельности социального  педагога в рамках организационной  технологии создает каркасную основу для применения определенных социально-педагогических технологий индивидуальной или групповой  работы с детьми, оказавшимися в  социально опасной ситуации.

Социально-педагогические технологии индивидуальной и групповой работы с детьми группы риска. Они также  имеют свои составляющие и этапы, каждый из которых, выполняя собственное  целевое, локальное назначение:

- во-первых, позволяет конкретизировать  особые проблемы ребенка, при  этом динамичность и изменчивость  состояния последнего принимаются  в технологии за основу и  учитываются повсеместно как  на момент первичной диагностики,  так и во время, и по окончании  социально-педагогического взаимодействия  специалиста и ребенка;

- во-вторых, содержательно  связан с последующим и предыдущим  этапами, таким образом, что  невыполнение задач любого из  этапов на практике приводит  к необходимости его выполнения или повторения вновь, но обычно уже в условиях ухудшенной социально-педагогической ситуации;

- в-третьих, сам по себе  может рассматриваться как инструмент  стабилизации положения ребенка,  ибо как показывает практика  социально-педагогической работы, примерно  в 10% случаев самого факта педагогического  внимания к проблемам ребенка  и его семьи достаточно для  оказания позитивного воздействия.

Содержание той или  иной социально-педагогической технологии индивидуальной (групповой) работы определяется конкретной проблемой ребенка. При  этом существуют проблемы, которые  наиболее характерны для детей группы риска.

Одной из таких проблем  в настоящее время является употребление несовершеннолетними алкоголя и  наркотиков. Очевидно, что решение  этой проблемы, которая уже приобрела  масштабы социальной болезни, требует  участия не только очень многих специалистов социально сферы, но и государственных  структур, средств массовой информации, общественности и др. однако немаловажная роль в проведении работы по проблемам  опасных для здоровья зависимостей среди несовершеннолетних отводится и социальному педагогу общеобразовательного учреждения. Этот специалист может обеспечить в школе:

- профилактику опасных  для здоровья детей зависимостей (алкогольной, наркотической, токсической);

- оказание индивидуальной  конфиденциальной помощи и сопровождения  детям, уже имеющим проблемы  с данными зависимостями.

Социально-педагогическая технология индивидуально-групповой профилактической работы с детьми по проблемам наркотиков в общеобразовательном учреждении включает в себя следующие направления  деятельности социального педагога.

1. Формирование и исследование банка данных детей, склонных к зависимостям.

Социальный педагог, на основе банка данных детей группы риска, формирует отдельный – закрытый для постороннего доступа – банк данных детей, склонных к зависимостям, который дополняется сведениями, полученными самим социальным педагогом  из разнообразных источников.

2.Разработка «портрета» зависимостей несовершеннолетних в образовательном учреждении.

Ее цель – конкретизация  общих тенденций развития зависимостей среди несовершеннолетних в данном учреждении.

Осуществляя разработку «портрета» зависимостей несовершеннолетних, социальный педагог реализует диагностические  технологии и разнообразные методы исследования социальных ситуаций несовершеннолетних для определения:

- типов веществ употребляемых  учащимися (алкоголь, наркотики,  токсические вещества, медицинские  препараты);

- опыта употребления веществ;

- источников приобщения  к веществам;

- очагов возможного возникновения  зависимостей;

- отношения несовершеннолетних: а) к употреблению веществ,  б) к употребляющим, в) к распространению, г) к возможной помощи.

3. Исследование источников  информации о несовершеннолетних, склонных к зависимостям, в образовательных  учреждениях.

Данная функция – очень  важный компонент работы социального  педагога, связанный с необходимостью тщательной, постоянной экспертизы как  самой информации о несовершеннолетних, употребляющих вещества, вызывающие зависимость, их проблемах, путях распространения  веществ, так и каналов, по которым  эта информация может поступать.

Социальный педагог, осуществляет свою работу в рамках педагогической этики, профессиональной конфиденциальности и тайны, должен организовать интенсивный  обмен, сбор информации о детях, склонных к употреблению, попробовавших вещества, уже употребляющих, которые вызывают беспокойство в связи с вышеназванными проблемами. Источниками такой информации могут быть: учителя, классный руководитель, психолог, родители.

4. Разработка схем организации  контактов с детьми и родителями.

Организация положительных  устойчивых контактов социального  педагога с потенциальными клиентами  – несовершеннолетними и их родителями – заключается:

- в установлении доверительно-уважительного  тона отношений с несовершеннолетними  в условиях учреждения, адекватного  отношения к их проблемам и  возможным трудностям;

- в донесении до потенциального  клиента – ребенка, родителя  – значимости для преодоления  возможных опасных зависимостей, как позитивных возможностей  самого ребенка, так и профессиональной  помощи социального педагога, гарантирующей  конфиденциальность и тайну обращения;

- в налаживании обратной  связи со средой несовершеннолетних  и их ближайшим окружением (педагогами, родителями и др.) путем разнообразных  опросов, анкет, интервью, нерегламентированного  общения с несовершеннолетними.

В условиях контакта наиболее полно проявляются все личностные свойства субъектов взаимодействия, сам факт его установления приносит им интеллектуальное и эмоциональное удовлетворение.

 

Основными принципами организации  контакта должны выступать:

- эмоциональное и интеллектуальное  сопереживание;

- заинтересованность;

- содействие;

- доверие.

5. Консультирование.

Консультирование выступает  в деятельности социального педагога в качестве:

- инструмента организации  контактов с потенциальным клиентом;

- способа оказания помощи  и социально-педагогической поддержки  ребенку, переживающему определенные  проблемы с алкоголем, наркотиками,  другими веществами, всем несовершеннолетним, обращающимся с разнообразными  вопросами.

6.Разработка программ  профилактической работы.

Это направление деятельности осуществляется на основе возможностей эффективного взаимодействия социального  педагога и потенциального клиента, реально складывающихся на предшествующих этапах работы.

Программы индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, имеющими проблемы с зависимостями, могут  разрабатываться и реализовываться  социальным педагогом только под  контролем научного консультанта –  профессионального специалиста  по вопросам зависимостей (врача-нарколога, психолога, специализирующегося в  этой области, и др.).

Ведя индивидуальную профилактическую работу, социальный педагог может:

- обратить внимание на  позитивные стороны личности  ребенка, учитывая которые, он  начинает решение своих проблем;

- помочь в осознании  ответственности за выбор стратегии  поведения;

- содействовать в определении  шагов по выходу из проблемной  ситуации;

- способствовать осознанию необходимости обращения к специалистам, способным оказать действенную помощь (наркологу, специалистам центров социальной, психологической, медицинской помощи и др.).

Особенности социально-педагогической профилактики проявляются в том, что, с одной стороны, она направлена на опережающее формирование позитивных жизненных установок, ценностей, опыта  ребенка; с другой – объектом ее внимания выступают дети, получившие негативный жизненный опыт и оказавшиеся  в социально опасной ситуации. Очевидно, что педагогическое взаимодействие в рамках социально-педагогический профилактики должно базироваться на постулатах гуманной педагогики, а  сам педагог должен выступать  сознательным носителем и организатором  гуманной педагогики в ежегодном  педагогическом взаимодействии с ребенком. При этом принципиально важно, чтобы  базовые принципы социальной педагогики, такие как: принятие ребенка в  качестве цели и ценности педагогического  процесса, адекватный учет во взаимодействии с ним его психологических, физиологических, половых и возрастных особенностей, – были бы обеспечены и управленчески, и технологически [1].

Это означает, что для  обеспечения эффективной реализации технологии индивидуально-групповой  профилактической работы социальный педагог  должен быть:

- наделен ясными полномочиями в организации профилактической работы и помощи детям, находящимся в социально опасной ситуации;

- обеспечен на уровне территориальной административной системы возможностями сотрудничества и взаимодействия с организациями и специалистами, способными оказать позитивное влияние на решение проблем несовершеннолетнего;

- включен в целостную региональную систему контроля и анализа результатов профилактической работы структур управления, учреждений, организаций;

- обеспечен научно-методическим и технологическим инструментарием профилактической работы.

Кроме того, он должен обладать следующими личностными и профессиональными  характеристиками:

- стабильным авторитетом  и доверие в среде учащихся;

- умением устанавливать  и поддерживать положительные  контакты и отношения с детьми, педагогами;

- способностью сохранять  тайну ребенка и его проблем,  какими бы шокирующими ни были  факты, ставшие ему известными;

- готовностью к разрешению проблем детей, какими бы личностными особенностями они ни обладали.

В своей индивидуально-профилактической работе с ребенком, находящимся в  социально опасной ситуации, социальный педагог должен руководствоваться  следующими «заповедями»:

- не навреди;

- не оценивай;

- принимай человека таким,  каков он есть;

- соблюдай конфиденциальность;

- соблюдай меру взаимного  откровения с клиентом, но сохраняй  некоторую дистанцию;

- не отнимай у клиента  право отвечать за свои поступки, никогда не давай советов;

- минимум специальных  терминов;

- соблюдай принцип добровольности.

Оказание индивидуальной конфиденциальной помощи и сопровождения  детям, уже имеющим проблемы с  опасными для здоровья зависимостями  – задача еще более сложная, чем  эффективная социально-профилактическая работа по проблемам наркомании. В  основном же в этой деятельности социальный педагог может выступать лишь как посредник, организатор позитивных отношений несовершеннолетнего, имеющего проблемы с наркотиками, со специалистами, способными оказать ему квалифицированную  помощь (наркологом, психологом, специалистами  центров социальной, психологической, медицинской помощи и др.).

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Категория детей проживающих  в приюте, нуждаются в специально организованной, профессиональной социально-педагогической помощи и поддержке, заключающейся  в выявлении, определении и разрешении проблем ребенка с целью реализации и защиты его прав на полноценное  развитие и образование.

Было определено, что социально-педагогическую работу в приюте с детьми нужно  начинать с адаптации их к жизни  в самом приюте, которая является одной из ступенек адаптации в  обществе. А затем создать такие  человеческие связи и взаимоотношения, которые бы позволяли ребенку  восстановить коммуникативную деятельность, преодолеть трудности общения с  взрослыми и сверстниками, а также  затем развить трудовую, познавательную и игровую деятельность.

Результаты проведенного исследования показали, что резкое изменение условий жизни, привычной  среды, наличие стойкой психотравмирующей  ситуации, особенности индивидуального  развития и возрастной кризис, не позволяют  подросткам вырабатывать адекватные новым  условиям формы поведения и деятельности.

Информация о работе Методика работы социального педагога в социальных приютах