Методика работы социального педагога в социальных приютах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 18:09, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы – провести исследование методов работы социального педагога в социальных приютах.
Дя решения поставленной цели требуется решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы профессионального мастерства и деятельности социального педагога;
- определть методы работы социального педагога с детьми-сиротами в социальном приюте;
- раскрыть сущность программ коррекционно-развивающей работы социального педагога с детьми в условиях социального приюта.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...4
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВО И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА.
1.1 Профессиональное мастерство и педагогическая технология социального педагога в современных условиях……………………………………………….6
1.2 Актуальность деятельности социального педагога в современных условиях……………………………………………………………………………8
1.3 Методы работы социального педагога………………………………………9
2. МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В СОЦИАЛЬНЫХ ПРИЮТАХ.
2.1 Основные направления социально-педагогической деятельности по адаптации воспитанников социального приюта……………………………….11
2.2 Приют как особый тип социально-педагогического учреждения………..18
2.3 Социально-педагогические технологии работы с детьми группы риска в социальных приютах…………………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………….41
Литература……………………………………………………………………….42
Приложение………………………………………………………………………44

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 124.03 Кб (Скачать файл)

Мы рассмотрели только несколько вопросов деятельности социального  педагога. Хочу только подчеркнуть, что  в практике педагога бывают и успехи и много ошибок. Последние – и по неопытности, и по незнанию, но самое страшное, если они произошли из-за недобросовестности. Ошибки случаются, когда воспитатель идет «за учеником», что ведет к цинизму подростка. Но общей, точнее, характерной ошибкой является несдержанность и необоснованные запреты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. МЕТОДИКА И ТХНОЛОГИЯ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В СОЦИАЛЬНЫХ ПРИЮТАХ.

2.1 Основные направления социально-педагогической деятельности по адаптации воспитанников социального приюта

Адаптация (от лат. adaptare - приспособлять),  в широком смысле - приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Адаптация человека имеет два аспекта: биологический и психологический.

Биологический аспект адаптации - общий для человека и животных - включает приспособление организма (биологического существа) к устойчивым и изменяющимся условиям внешней среды: температуре, атмосферному давлению, влажности, освещенности и др. физическим условиям, а также к изменениям в организме: заболеванию, ограничению его функций.

Психологический аспект адаптации - приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами. Процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией. Социальная адаптация осуществляется путем усвоения представлений о нормах и ценностях данного общества (как в широком смысле, так и применительно к ближайшему социальному окружению - общественной группе, трудовому коллективу, семье). Основные проявления социальной адаптации - взаимодействие человека с окружающими людьми и его активная деятельность. Важнейшим средством достижения успешной социальной адаптации являются общее образование и воспитание, а также трудовая и профессиональная подготовка.

Особые трудности социальной адаптации испытывают лица с психическими и физическими недостатками (дефектами слуха, зрения, речи и т. д.). В этих случаях адаптации способствует применение в процессе обучения и в повседневной жизни различных специальных средств коррекции нарушенных и компенсации отсутствующих функций.

Процесс социализации непрерывно связан с общением и совместной деятельностью  людей. Социализация рассматривается как двусторонний процесс, означающий становление человека как личности и как субъекта деятельности. Конечной целью подобной социализации является формирование индивидуальности.

Ребенок поступил в приют. Первейшая  задача оказание ему поддержки в  процессе освоения новой жизни. По сути дела приют заменяет ребенку семью. Поэтому социальному педагогу приходится выполнять как бы двойную функцию: непосредственно свою и родительскую.

Успешное решение этих задач  во многом определяется уровнем информированности педагога об особенностях своих воспитанников. Так, у детей дошкольного возраста доминирующей и подчас неудовлетворенной выступает потребность во внимании и доброжелательности со стороны взрослых. Стремление к сотрудничеству и к совместной деятельности с взрослыми у них недостаточно развито. Мотивы, побуждающие детей к общению, вызваны тем, что ребенка привлекает сам взрослый человек, дети охотно принимают обращение и предложение взрослых. И эти контакты, как правило, сходятся к поиску внимания и расположенности взрослых.

Детей характеризует достаточно низкий уровень развития личностного общения, в основе которого лежит потребность  во взаимопонимании и сопереживании. Это вызвано главным образом  тем, что в приюте по сравнению  с семьей значительно меньше практика общения ребенка и взрослого: ребенок получает меньше личного  внимания со стороны взрослых, воздействие  которых в приюте скорее адресовано группе детей, нежели отдельному ребенку.

У оторванного от родителей и  помещенного в условия приюта ребенка снижается общий психический  тонус, нарушаются процессы саморегуляции, доминирует угнетенное настроение. У большинства детей развивается чувство тревоги и неуверенности в себе, исчезает заинтересованное отношение к миру. Ухудшаются эмоциональная регуляция, эмоционально-познавательные взаимодействия и, как результат, тормозится интеллектуальное развитие.

Помимо задержек интеллектуального  развития, формируется комплекс сложных  нарушений эмоционального развития: обеднение эмоциональных проявлений, затруднения в общении, вплоть до полного отсутствия тенденций к  сотрудничеству, нарастание пассивности, быстрая утрата побудительных мотивов.

Очень важно создать условия психологического комфорта. Вся энергия педагога должна быть направлена на то, чтобы побудить воспитанника к той или иной деятельности, вникнуть в мир его интересов, знать прежние условия его жизни.

Для приобретения детьми опыта нравственных отношений необходимо изменить социальный фон. В приюте всегда чистота и  порядок. Это в какой-то степени  формирует новый стиль отношений. В отделении создана атмосфера  терпения, заботы и внимания. Существует распорядок дня, но в тоже время ребенок  чувствует себя свободным. Он может  почитать книгу, пообщаться с кем-либо из сотрудников, побыть с братьями и  сестрами, посмотреть телевизор, помочь работникам кухни.

Прежде, чем принять важное для  ребенка решение, определить круг мероприятий  по его социальной адаптации, необходимо изучить обстоятельства семейной жизни ребенка, его родственные и социальные связи (круг общения, включающий взрослых и детей), его привязанности. То есть, прежде всего, необходимо провести диагностическое исследование. Первым лицом в этой работе, как и в проведении социальной адаптации ребенка, является социальный педагог при активной поддержке и помощи со стороны администрации, педагогов-воспитателей, психологов и других сотрудников

Для детей, поступающих в приют, независимо от их возраста, характерна общая черта - нарушенная социализация, имеющая широкий спектр проявлений - от неумения вести себя за столом и неспособности адаптироваться к незнакомой среде и новым обстоятельствам, до различных проявлений девиантного поведения - воровства, алкоголизм или наркомания, нарушение половой ориентации. Одной из причин этого явления - отсутствие или неправильное воспитание в семье, отсутствие положительного примера и опыта родителей, нарушение эмоциональных связей между родителями и детьми, а также неблагоприятное влияние уличного окружения.

Основной задачей деятельности социального педагога в приюте является социализация его воспитанников. Она  может быть реализована по различным  направлениям: определение статуса  ребенка, составление индивидуальной программы развития воспитанника, адаптация, реабилитация, интеграция ребенка, представление  интересов ребенка в правозащитных  и административных органах. Основными  функциями социально-педагогической деятельности являются диагностическая, прогностическая, посредническая, коррекционно-реабилитационная и другие.

Социальная адаптация полагает успешное освоение воспитанниками социальных ролей в системе общественных отношений. Социальная адаптация происходит через формирование и развитие навыков  ведения домашнего хозяйства, трудовых умений и навыков, самообслуживания. В ходе реализации социально-организованного  направления своей деятельности социальный педагог выполняет посреднические функции между воспитанниками с  одной стороны и администрацией, педагогами, социальными службами вне  детского дома - с другой.

Задачи, стоящие перед социальным педагогом, решаются с помощью различных  методов и форм организации труда, беседой, анкетированием, тестированием, интервьюированием, анализом документов ребенка и т.д. Вся работа социального  педагога построена на тесном контакте с другими специалистами, работниками, воспитателями, учителями, дефектологами, инструкторами по труду, музыке и  т.д. Всю деятельность социального  педагога можно разбить на несколько  этапов:

1. Определение социального статуса ребенка. Путем изучения документов, бесед, тестирования социальный педагог узнает ребенка, выделяет проблемы, которые предстоит ему решать.

2. Изучение медико-психологических, возрастных, личностных особенностей ребенка, его интересов, отношения к школе, поведения, круга общения. В процессе этой работы выявляются позитивные и негативные влияния на развитие личности ребенка.

3. Сбор сведений о родителях ребенка, изучение социального профиля семьи (если она имеется), взаимоотношений родителей, родственников детей, что позволит в дальнейшем спрогнозировать влияние родных и близких на самостоятельную жизнь ребенка.

4. Изучение материальных и жилищных условий подопечного, что позволит позаботиться о его жилищном обеспечении в будущем.

Социальному педагогу необходимо систематически анализировать те или иные жизненные  коллизии, в центре которых оказывается  воспитанник, и чем точнее определяется «диагноз социального заболевания» ребенка, тем легче определить виды помощи, которые может оказать  социальный педагог воспитаннику.

Диагностическое исследование начинается с первичного интервьюирования ребенка. В ходе бесед социальный педагог  ставит задачу выяснить круг вопросов, знание которых помогает построить  работу с ребенком:

1. Прежде всего - представить  семейную ситуацию глазами самого  ребенка. Необходимо выяснить  отношения ребенка к происходящему  в семье, к родителям, их  знакомым, а также братьям, сестрам,  если они есть. Нужно установить  есть ли связь с другими  родственниками, какие взаимоотношения  между ними и родителями ребенка,  чтобы найти, на что опереться  в своей работе.

Дети дошкольного возраста часто  продолжают любить своих непутевых  родителей, очень скучают по своим  мамам. Бывает, что они идеализируют своих родителей, вспоминают только хорошее. Иногда это чувство резко  констатирует с отношением к детям  своих родителей, погрязших в  пьянстве и разврате.

У детей старшего возраста иллюзий  в отношении родителей гораздо  меньше. Чаще они примиряются с  той обстановкой, которая имеется  в семье, приспосабливаются к  ней, иногда убегают из дома.

2. Выяснить круг интересов ребенка  или подростка. У детей старшего  дошкольного возраста и школьников  следует спросить, посещают ли  они школу или дошкольное учреждение, или работают. Чем они увлекаются, чем занимаются в свободное время. Выяснить их отношения со сверстниками, учителями, другими лицами, кто для ребенка или подростка является авторитетом.

3. Отношение ребенка к нормам  морали и нравственности, принятым  в обществе. В отделении находятся  подростки, как правило, не  получившие семейного воспитания и социализации, в результате чего они не имеют четких нравственных ориентиров, отдают предпочтение бездуховному времяпрепровождению, погоне за удовольствиями, легким заработкам. Все это ведет к утрате интереса к труду, знаниям. Некоторые из них состоят на учете в милиции, неоднократно совершали кражи и другие противоправные действия, рано втянулись в употребление спиртных напитков, наркотиков, сексуальные отношения. Как правило, особенно в первые дни, дети скрывают свои проступки, часто лгут. Желательно, чтобы социальный педагог, приступая к беседе с такими детьми, по возможности располагал данными из инспекции по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства, других источников. Наблюдение за ребенком в приюте способствует выявлению девиантных форм поведения.

Социальный педагог должен быть подготовлен к трудностям работы с детьми «группы риска», так как  последние составляют большинство  поступающих в приют детей. Он должен знать обо всех проявлениях психических отклонений у детей, причины этих проявлений и следовать тем психолого-педагогическим приёмам, которые дадут положительный результат в работе.

Психологами разработаны типы детей  с различными отклонениями, которые  требуют самого разного подхода  со стороны социального педагога. Так, одному ребенку требуется вмешательство  социального педагога, чтобы помочь ему обрести самостоятельность  и стойкость; другого нужно занять общественной работой, чтобы он стал лидером, или включить в такую  деятельность, где бы он мог проявить смелость и уверенность в себе. Некоторые дети не любят захваливания, некоторых необходимо увлечь творчеством или трудом. У ребят замкнутых, эмоционально холодных нужно развивать культуру общения. В работе социального педагога встречаются дети с быстрой утомляемостью, раздражительные, склонные к депрессии, с преобладанием плохого настроения, постоянно сосредоточенные на мрачных сторонах жизни. Все эти особенности «трудных» детей и подростков необходимо учитывать социальному педагогу в работе.

Перед социальным педагогом  стоит одновременно ряд задач: создать  для ребенка домашнюю обстановку в приюте, установить взаимодоверие  с ним, научить соблюдать нормы  общежития, направить на путь самоанализа, самовоспитания. Для осуществления  этих задач педагог устанавливает  взаимосвязь с другими работниками  приюта: врачом, психологом, юристом, хозяйственником.

Работая с детьми в учреждении, социальный педагог на каждого воспитанника составляет психологическую карту. В этом особенность работы социального  педагога - работа с личностью. Учитывая, что трудные дети чаще всего особенно возбудимы, социальному педагогу важно  выбрать для ребенка тот вид  деятельности, который поможет ему  во время конфликта быть сдержанным и терпеливым. Задача педагога состоит  в воспитании у ребенка терпимости, внимания, сдержанности.

Информация о работе Методика работы социального педагога в социальных приютах