Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 18:09, дипломная работа
Цель данной работы – провести исследование методов работы социального педагога в социальных приютах.
Дя решения поставленной цели требуется решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы профессионального мастерства и деятельности социального педагога;
- определть методы работы социального педагога с детьми-сиротами в социальном приюте;
- раскрыть сущность программ коррекционно-развивающей работы социального педагога с детьми в условиях социального приюта.
Введение…………………………………………………………………………...4
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВО И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА.
1.1 Профессиональное мастерство и педагогическая технология социального педагога в современных условиях……………………………………………….6
1.2 Актуальность деятельности социального педагога в современных условиях……………………………………………………………………………8
1.3 Методы работы социального педагога………………………………………9
2. МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В СОЦИАЛЬНЫХ ПРИЮТАХ.
2.1 Основные направления социально-педагогической деятельности по адаптации воспитанников социального приюта……………………………….11
2.2 Приют как особый тип социально-педагогического учреждения………..18
2.3 Социально-педагогические технологии работы с детьми группы риска в социальных приютах…………………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………….41
Литература……………………………………………………………………….42
Приложение………………………………………………………………………44
Особый раздел деятельности социального педагога - влияние на содержание активных форм досуга и трудовой деятельности вне учебного процесса (социокультурная программа). Вспомогательный процесс в приюте требует от воспитателей уяснения не только его сегодняшних, текущих задач, но и раскрытия тенденций развития как ребенка, так и коллектива, в котором он находится. Одна из главных задач при этом - формирование гуманных отношений, которые выражаются в бескорыстной помощи всем, кто в этом нуждается; в уважении другого человека, в чуткости, эмоциональности, отзывчивости на чужое горе и на чужую радость, на переживание другого, в бережном отношении к достоинству человеческой личности.
Проблемы адаптации ребенка, попавшего в приют, реабилитация детей девиантного поведения, интеграция воспитанников в общество являются важными в деятельности социального педагога. Реабилитация ребенка происходит с помощью медиков, психологов, социальных педагогов и других специалистов приюта.
Медицинская реабилитация полагает проведение комплекса оздоровительных и лечебных мероприятий. Психологическая реабилитация связана с проведением занятий по снятию тревоги, беспокойства, напряжения ребенка в приюте. Педагогическая реабилитация предполагает проведение дополнительных занятий по программе школы или приюта, а также коррекционных занятий.
В ходе реализации социально-организованного
направления своей деятельности
социальный педагог выполняет
Важнейшим направлением деятельности
социального педагога приюта является
представление интересов
Существенным фактором, влияющим
на снижение уровня социального сиротства,
является система дополнительных профилактических
мер для неблагополучных семей.
Основными направлениями
Специальной формой социально-педагогической деятельности, нацеленной на молодежь на первом уровне, является воспитание родительских чувств и обязанностей.
Второй уровень предотвращения
социального сиротства
Социальный педагог, встречаясь
с семьей группы риска, должен принять
решение о необходимости
- создать временный «буфер», сохранить ребенка в семье, оттянуть принятие решения о лишении родительских прав;
- временно вывести ребенка из семьи, перевести его на время в замещающую семью, приют, профилактический стационар и т.д.;
- поставить вопрос о лишении родительских прав и окончательно вывести ребенка из семьи.
При работе с семьей социальным педагогом должны быть учтены:
- социальное место родителей: возраст, образование, пол, социально-экономический, социально-этический статусы;
- отсутствие у родителей умений по управлению и разрешению конфликтов, налаживанию дисциплины, степень неприятия обоих родителей по отношению к своему ребенку;
- опыт социализации: наличие в опыте родителей жестокого отношения к себе, собственной заброшенности, агрессивных взаимодействий;
- психопатический статус родителей: личностные черты, черты характера, слабый самоконтроль, психические расстройства, наркомания и алкоголизм.
Социальная работа третьего уровня направлена на помощь семьям, находящимся в кризисе, по сохранению и возвращению ребенка в семью и на профилактику повторных кризисов.
2.2 Приют как особый тип социально-педагогического учреждения
Социально-экономические
Долгое время обездоленными
детьми, беспризорниками занимались
частные лица и организации, монастыри,
а государство стало
Различалось три типа приютов в зависимости от состава поступающих в них детей. Первый тип - это приюты для «нравственно - заброшенных» детей. В 1839 году около Риги открыто «Спасательно-воспитательное учреждение» с целью воспитания заброшенных и нищенствующих детей. В 50-е годы подобного рода воспитательные учреждения созданы были в Нарве, Ярославле, Санкт-Петербурге. В 1874 году был открыт Большой исправительный приют для нищенствующих девочек от 4 до 14 лет.
В 1864 году был создан первый приют закрытого типа для осужденных детей. Наиболее известными среди таких учреждений были Руковишниковский, Зубовский, Гаазовский приюты.
К третьему типу относятся приюты для детей, уже отбывших наказание. Таким было, например, Убежище в Санкт-Петербурге. В начале XX века стали открываться приюты для детей, матери которых нуждались в поддержке в связи с военными невзгодами, гибелью кормильцев и необходимостью идти на работу.
Как, правило, эти приюты были небольшими по числу воспитанников и часто функционировали как учреждения семейного типа. Для них была характерна ориентация на трудовое участия детей совместно с воспитателями в самообеспечении, сочетание как принято сейчас говорить, образовательной и профессиональной подготовки. Воспитание во всех приютах носило религиозный характер.
Важными принципами существования
приютов были самообслуживание, самоорганизация,
подготовка к самостоятельной жизни.
Одним из средств воспитания и
исправления считался установленный
распорядок дня, а также система
поощрений и наказаний. Требовалось,
чтобы наказание логически
Под влиянием Первой мировой и Гражданской войн, голода и разрухи в стране неимоверно выросло число беспризорных и обездоленных детей. Но, не смотря на все трудности развития, в Советской стране уже в 20-е годы создаются учреждения реабилитационного направления: «дома открытых дверей», «детские чайные» клубы РКСМ, дома больного ребенка, детские больницы, изоляторы, ночлежки. С 1918 года создаются сиротские дома, которые становятся типичной формой учреждений для беспризорных и безнадзорных детей. Создаваемые детские дома ориентировались на разные категории детей: учреждения для детей нормального развития; для детей выросших в антисоциальном окружении; для слабых и больных детей и т.д. Тогда же создавались и приемники как первичные учреждения, в которых ребенок получал скорую социальную помощь без различия причин и форм беспризорности, а затем после изучения его состояния направлялся в соответствующий детский дом.
В эти же годы складываются и многие общие концептуальные подходы к работе по социальному восстановлению дезадаптированных детей. Прежде всего, была обоснованна необходимость медико-педагогического изучения и социального оздоровления беспризорных детей. В соответствии с этим дезадаптация фиксировалась по медико-педагогическим показателям (умственная, нравственная недостаточность и др.). Подчеркивалась необходимость лечебной педагогики, без которой считалось невозможным справиться с задачей исправления «социальных вывихов» у детей. В.П. Кащенко считал такой подход основным методом развития детей, а лечебную педагогику понимал, как синтез медико-терапевтических, учебно-образовательных приемов, имеющих целью выправление характера и личности в целом. Он требовал, чтобы на практике любое дело, которое делает ребенок, любое мероприятие в котором он участвует, оказывали терапевтическое воздействие. Например, даже детские праздники должны представлять рычаг коррективного воспитания, прежде всего слабых детей, наиболее трудных по характеру, застенчивых, наименее склонных к коллективной работе.
В 20-е годы четко сформировался
и принцип трудового воспитания
бездомных детей. Труд рассматривался
непросто, как средство занять детей
и дать определенные знания, умения
и навыки, но и как важный источник
само обеспечения детского учреждения.
Такой подход требовал, чтобы учреждение
социальной реабилитации детей строились
как воспитательно-
В этот период утверждается принцип общественной направленности воспитания в целом, трудового в частности. Безнадзорные и беспризорные дети не всегда понимали и воспринимали общепринятые нормы, правила поведения. В связи с этим на детские учреждения возлагалась ответственность организовать их для участия в общественной жизни. Одним из важнейших средств решения этой задачи рассматривалась организация общественно полезной деятельности, в разработке принципов которой большая заслуга принадлежит М.В. Крупениной. Нередко беспризорные дети привлекались к созданию детских площадок, ясель, изб-читален, проводили праздники для жителей своего района, посещали предприятия, в летнее время становились участниками сельскохозяйственных работ.
В 20-е годы в теорию и практику работы с беспризорными входит и принцип коллективизма, развитию которого способствовали общие собрания коллектива, общий труд по самообслуживанию, участие в органах самоуправления, совместный труд педагогов и детей. Вместе с тем работа по формированию детского коллектива сочеталась с дифференцированным подходам к детям с учетом их индивидуальных особенностей и наклонностей. Этому способствовали занятия в кружках, работа в мастерских, общественно-полезная деятельность. Кроме того, рекомендовалось выделять отдельные комнаты, в которых ребенок мог бы некоторое время заниматься обособленно своим любимым делом.
В последующие десятилетия в стране продолжала сохраняться система учреждений и развивалась педагогика работы с социально-дезадаптированными детьми, но большинство последних составляли сироты. В годы Великой Отечественной войны число беспризорных и бездомных детей увеличилось, и, следовательно, выросло число детских домов, а также появились такие виды учреждений, как суворовские и нахимовские училища, ремесленные и другие учебно-воспитательные заведения. В них дети получали не только кров и одежду, но и соответствующий уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки, позволяющий им полноценно жить и трудиться в обществе.
В современной России снижение благосостояния значительной части населения, рост безработицы, слабая защищенность семьи и детей, как социальной ценности, со стороны государства и общества привели к возрастанию числа детей - «социальных сирот». В настоящее время насчитывается более 500 тыс. детей, лишенных попечения родителей.
В последние годы в России стали появляться учреждения социальной помощи нового типа - приюты для детей и подростков. Сейчас их в стране более 400. Отправным юридическим актом создания приютов для беспризорных детей в наши дни можно считать Указ Президента РФ от 01.10.1992г. « О первоочередных мерах по реализации всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы». Следующим документом был Указ Президента РФ от 06.09.1993г. «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав», где впервые используется понятие «приют» и создание их рассматривается как основа профилактики детской беспризорности.
Информация о работе Методика работы социального педагога в социальных приютах