Методика работы социального педагога в социальных приютах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 18:09, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы – провести исследование методов работы социального педагога в социальных приютах.
Дя решения поставленной цели требуется решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы профессионального мастерства и деятельности социального педагога;
- определть методы работы социального педагога с детьми-сиротами в социальном приюте;
- раскрыть сущность программ коррекционно-развивающей работы социального педагога с детьми в условиях социального приюта.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...4
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВО И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА.
1.1 Профессиональное мастерство и педагогическая технология социального педагога в современных условиях……………………………………………….6
1.2 Актуальность деятельности социального педагога в современных условиях……………………………………………………………………………8
1.3 Методы работы социального педагога………………………………………9
2. МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В СОЦИАЛЬНЫХ ПРИЮТАХ.
2.1 Основные направления социально-педагогической деятельности по адаптации воспитанников социального приюта……………………………….11
2.2 Приют как особый тип социально-педагогического учреждения………..18
2.3 Социально-педагогические технологии работы с детьми группы риска в социальных приютах…………………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………….41
Литература……………………………………………………………………….42
Приложение………………………………………………………………………44

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 124.03 Кб (Скачать файл)

Особый раздел деятельности социального педагога - влияние на содержание активных форм досуга и трудовой деятельности вне учебного процесса (социокультурная программа). Вспомогательный процесс в приюте требует от воспитателей уяснения не только его сегодняшних, текущих задач, но и раскрытия тенденций развития как ребенка, так и коллектива, в котором он находится. Одна из главных задач при этом - формирование гуманных отношений, которые выражаются в бескорыстной помощи всем, кто в этом нуждается; в уважении другого человека, в чуткости, эмоциональности, отзывчивости на чужое горе и на чужую радость, на переживание другого, в бережном отношении к достоинству человеческой личности.

Проблемы адаптации ребенка, попавшего в приют, реабилитация детей девиантного поведения, интеграция воспитанников в общество являются важными в деятельности социального педагога. Реабилитация ребенка происходит с помощью медиков, психологов, социальных педагогов и других специалистов приюта.

Медицинская реабилитация полагает проведение комплекса оздоровительных  и лечебных мероприятий. Психологическая  реабилитация связана с проведением  занятий по снятию тревоги, беспокойства, напряжения ребенка в приюте. Педагогическая реабилитация предполагает проведение дополнительных занятий по программе  школы или приюта, а также коррекционных  занятий.

В ходе реализации социально-организованного  направления своей деятельности социальный педагог выполняет посреднические функции между воспитанниками с  одной стороны и администрацией, педагогами, социальными службами вне  приюта - с другой. С его помощью  в приюте могут быть сформированы кратко - и долгосрочные группы, в которых дети овладевают знаниями о жизни. Социальный педагог взаимодействует с различными социальными службами, учреждениями, центрами вне школы, оказывая необходимую помощь детям, нуждающимся в опеке и попечительстве.

Важнейшим направлением деятельности социального педагога приюта является представление интересов ребенка  в правозащитных и административных органах. Реализуя эту посредническую функцию, социальный педагог охраняет и защищает права воспитанников, обозначенные как в международных актах, так и в наших отечественных федеральных и региональных законодательных актах. Социальный педагог оформляет документы на взыскание алиментов с родителей, на получение пенсии в случае утери кормильца, ведет систематическую работу по соблюдению жилищных прав воспитанников, несет ответственность за своевременную подготовку различных документов, касающихся интересов воспитанников. В его обязанности входит также работа по сбору информации и накоплению документов юридического статуса ребенка: розыск родителей, родственников, оформление опекунства и так далее.

Существенным фактором, влияющим на снижение уровня социального сиротства, является система дополнительных профилактических мер для неблагополучных семей. Основными направлениями социальной работы с неблагополучными семьями  должны стать: поддержка родителей  в воспитании детей, помощь в определении  их физических, психологических, социальных нужд, социальное и терапевтическое  содействие семьям в трудном положении: информирование, юридическая помощь и советы.

Специальной формой социально-педагогической деятельности, нацеленной на молодежь на первом уровне, является воспитание родительских чувств и обязанностей.

Второй уровень предотвращения социального сиротства осуществляется путем выявления и работы в  семьях групп повышенного риска. Выявлению и прогнозированию  потенциального и актуального жестокого  обращения с детьми и детской  заброшенности способствует включение  профессионалов во всевозможные консультации, «горячие линии», «телефоны доверия», посещения школ, детских домов  и клиник. Вторичная профилактика заключается в установлении «заслонов» для жестокого обращения с  детьми и детской заброшенности.

Социальный педагог, встречаясь с семьей группы риска, должен принять  решение о необходимости выводить ребенка из семьи. Здесь возможны три решения:

- создать временный «буфер», сохранить ребенка в семье, оттянуть принятие решения о лишении родительских прав;

- временно вывести ребенка из семьи, перевести его на время в замещающую семью, приют, профилактический стационар и т.д.;

- поставить вопрос о лишении родительских прав и окончательно вывести ребенка из семьи.

При работе с семьей социальным педагогом должны быть учтены:

- социальное место родителей: возраст, образование, пол, социально-экономический, социально-этический статусы;

- отсутствие у родителей умений по управлению и разрешению конфликтов, налаживанию дисциплины, степень неприятия обоих родителей по отношению к своему ребенку;

- опыт социализации: наличие в опыте родителей жестокого отношения к себе, собственной заброшенности, агрессивных взаимодействий;

- психопатический статус родителей: личностные черты, черты характера, слабый самоконтроль, психические расстройства, наркомания и алкоголизм.

Социальная работа третьего уровня направлена на помощь семьям, находящимся  в кризисе, по сохранению и возвращению  ребенка в семью и на профилактику повторных кризисов.

2.2 Приют как особый тип социально-педагогического учреждения

Социально-экономические преобразования в России в 90-е гг. наряду с позитивными  моментами имели целый ряд  и негативных: снижение жизненного уровня многих семей, разрушение ее нравственных устоев, утрата жизненно важных человеческих ценностей. Как следствие это привело к росту числа обездоленных детей, детской безнадзорности и беспризорности, ряды которых пополнялись и вследствие лишения родителей их родительских прав из-за пьянства, аморального образа жизни, отказа матерей от содержания и воспитания своих детей, роста числа матерей-одиночек, несовершеннолетних матерей и других причин. Вместе с тем, следует иметь ввиду, что по отношению к такому явлению, как приют для детей-сирот, можно отметить, что отказ родителей от своего ребенка - распространенный, глубоко исторический факт.

Долгое время обездоленными  детьми, беспризорниками занимались частные лица и организации, монастыри, а государство стало систематически заниматься ими со второй половины XIX века. Правда, еще при Петре I стали  создаваться «сиропитальные госпитали», находившиеся под контролем государства. При Екатерине II под ее покровительством были построены Московский и Петербургский воспитательные дома. Особый вклад в развитие системы особых учреждений для воспитания беспризорных детей внесло известное Ведомство учреждений императрицы Марии. Только во второй половине XIX века с возрастанием числа детей, нуждающихся в помощи, активно растет и число особых учреждений для детей - так называемых - приютов. К концу века их было уже более 160.

Различалось три типа приютов в  зависимости от состава поступающих в них детей. Первый тип - это приюты для «нравственно - заброшенных» детей. В 1839 году около Риги открыто «Спасательно-воспитательное учреждение» с целью воспитания заброшенных и нищенствующих детей. В 50-е годы подобного рода воспитательные учреждения созданы были в Нарве, Ярославле, Санкт-Петербурге. В 1874 году был открыт Большой исправительный приют для нищенствующих девочек от 4 до 14 лет.

В 1864 году был создан первый приют закрытого типа для осужденных детей. Наиболее известными среди таких учреждений были Руковишниковский, Зубовский, Гаазовский приюты.

К третьему типу относятся приюты для детей, уже отбывших наказание. Таким было, например, Убежище в  Санкт-Петербурге. В начале XX века стали  открываться приюты для детей, матери которых нуждались в поддержке  в связи с военными невзгодами, гибелью кормильцев и необходимостью идти на работу.

Как, правило, эти приюты были небольшими по числу воспитанников и часто  функционировали как учреждения семейного типа. Для них была характерна ориентация на трудовое участия детей  совместно с воспитателями в  самообеспечении, сочетание как принято сейчас говорить, образовательной и профессиональной подготовки. Воспитание во всех приютах носило религиозный характер.

Важными принципами существования  приютов были самообслуживание, самоорганизация, подготовка к самостоятельной жизни. Одним из средств воспитания и  исправления считался установленный  распорядок дня, а также система  поощрений и наказаний. Требовалось, чтобы наказание логически вытекало из проступка, а поощрение выражалось в получении (и расширении по мере успехов воспитанника) эмоционально позитивных и желанных для ребят  возможностей.

Под влиянием Первой мировой и Гражданской войн, голода и разрухи в стране неимоверно выросло число беспризорных и обездоленных детей. Но, не смотря на все трудности развития, в Советской стране уже в 20-е годы создаются учреждения реабилитационного направления: «дома открытых дверей», «детские чайные» клубы РКСМ, дома больного ребенка, детские больницы, изоляторы, ночлежки. С 1918 года создаются сиротские дома, которые становятся типичной формой учреждений для беспризорных и безнадзорных детей. Создаваемые детские дома ориентировались на разные категории детей: учреждения для детей нормального развития; для детей выросших в антисоциальном окружении; для слабых и больных детей и т.д. Тогда же создавались и приемники как первичные учреждения, в которых ребенок получал скорую социальную помощь без различия причин и форм беспризорности, а затем после изучения его состояния направлялся в соответствующий детский дом.

В эти же годы складываются и многие общие концептуальные подходы к  работе по социальному восстановлению дезадаптированных детей. Прежде всего, была обоснованна необходимость медико-педагогического изучения и социального оздоровления беспризорных детей. В соответствии с этим дезадаптация фиксировалась по медико-педагогическим показателям (умственная, нравственная недостаточность и др.). Подчеркивалась необходимость лечебной педагогики, без которой считалось невозможным справиться с задачей исправления «социальных вывихов» у детей. В.П. Кащенко считал такой подход основным методом развития детей, а лечебную педагогику понимал, как синтез медико-терапевтических, учебно-образовательных приемов, имеющих целью выправление характера и личности в целом. Он требовал, чтобы на практике любое дело, которое делает ребенок, любое мероприятие в котором он участвует, оказывали терапевтическое воздействие. Например, даже детские праздники должны представлять рычаг коррективного воспитания, прежде всего слабых детей, наиболее трудных по характеру, застенчивых, наименее склонных к коллективной работе.

В 20-е годы четко сформировался  и принцип трудового воспитания бездомных детей. Труд рассматривался непросто, как средство занять детей  и дать определенные знания, умения и навыки, но и как важный источник само обеспечения детского учреждения. Такой подход требовал, чтобы учреждение социальной реабилитации детей строились  как воспитательно-образовательные  производительные трудкоммунны, в которых среда должна удовлетворять детей богатой эмоциональности и чуткой возбудимости, давать простор для детской трудовой активности. Жизнь в учреждении должна включать в себя возможность полезного использования энергии воспитанников.

В этот период утверждается принцип  общественной направленности воспитания в целом, трудового в частности. Безнадзорные и беспризорные дети не всегда понимали и воспринимали общепринятые нормы, правила поведения. В связи с этим на детские учреждения возлагалась ответственность организовать их для участия в общественной жизни. Одним из важнейших средств решения этой задачи рассматривалась организация общественно полезной деятельности, в разработке принципов которой большая заслуга принадлежит М.В. Крупениной. Нередко беспризорные дети привлекались к созданию детских площадок, ясель, изб-читален, проводили праздники для жителей своего района, посещали предприятия, в летнее время становились участниками сельскохозяйственных работ.

В 20-е годы в теорию и практику работы с беспризорными входит и  принцип коллективизма, развитию которого способствовали общие собрания коллектива, общий труд по самообслуживанию, участие  в органах самоуправления, совместный труд педагогов и детей. Вместе с тем работа по формированию детского коллектива сочеталась с дифференцированным подходам к детям с учетом их индивидуальных особенностей и наклонностей. Этому способствовали занятия в кружках, работа в мастерских, общественно-полезная деятельность. Кроме того, рекомендовалось выделять отдельные комнаты, в которых ребенок мог бы некоторое время заниматься обособленно своим любимым делом.

В последующие десятилетия в  стране продолжала сохраняться система  учреждений и развивалась педагогика работы с социально-дезадаптированными детьми, но большинство последних составляли сироты. В годы Великой Отечественной войны число беспризорных и бездомных детей увеличилось, и, следовательно, выросло число детских домов, а также появились такие виды учреждений, как суворовские и нахимовские училища, ремесленные и другие учебно-воспитательные заведения. В них дети получали не только кров и одежду, но и соответствующий уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки, позволяющий им полноценно жить и трудиться в обществе.

В современной России снижение благосостояния значительной части населения, рост безработицы, слабая защищенность семьи  и детей, как социальной ценности, со стороны государства и общества привели к возрастанию числа  детей - «социальных сирот». В настоящее время насчитывается более 500 тыс. детей, лишенных попечения родителей.

В последние годы в России стали  появляться учреждения социальной помощи нового типа - приюты для детей и подростков. Сейчас их в стране более 400. Отправным юридическим актом создания приютов для беспризорных детей в наши дни можно считать Указ Президента РФ от 01.10.1992г. « О первоочередных мерах по реализации всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы». Следующим документом был Указ Президента РФ от 06.09.1993г. «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав», где впервые используется понятие «приют» и создание их рассматривается как основа профилактики детской беспризорности.

Информация о работе Методика работы социального педагога в социальных приютах