Методика работы социального педагога в социальных приютах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 18:09, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы – провести исследование методов работы социального педагога в социальных приютах.
Дя решения поставленной цели требуется решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы профессионального мастерства и деятельности социального педагога;
- определть методы работы социального педагога с детьми-сиротами в социальном приюте;
- раскрыть сущность программ коррекционно-развивающей работы социального педагога с детьми в условиях социального приюта.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...4
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВО И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА.
1.1 Профессиональное мастерство и педагогическая технология социального педагога в современных условиях……………………………………………….6
1.2 Актуальность деятельности социального педагога в современных условиях……………………………………………………………………………8
1.3 Методы работы социального педагога………………………………………9
2. МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В СОЦИАЛЬНЫХ ПРИЮТАХ.
2.1 Основные направления социально-педагогической деятельности по адаптации воспитанников социального приюта……………………………….11
2.2 Приют как особый тип социально-педагогического учреждения………..18
2.3 Социально-педагогические технологии работы с детьми группы риска в социальных приютах…………………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………….41
Литература……………………………………………………………………….42
Приложение………………………………………………………………………44

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 124.03 Кб (Скачать файл)

Второй аспект – и именно под этим углом зрения проблема предстала  наиболее выпукло в последнее  время – тот риск, которому сами дети постоянно подвергаются в обществе: риск потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития.

Дети приобретают столь  «неприглядный» социальный облик не потому, что они такими рождаются, а под воздействием различных, главным  образом не зависящих от них факторов риса. Среди этих факторов можно  выделить следующие основные группы;

- медико-биологические (состояние  здоровья, наследственные и врожденные  свойства, нарушения в психическом  и физическом развитии, травмы  внутриутробного развития и т.д.);

- социально-экономические  (материальные проблемы семьи,  неблагоприятный психологический  климат в семье, аморальный  образ жизни родителей, неприспособленность  к жизни в обществе и т.д.);

- психологические (неприятие  себя, невротические реакции, эмоциональная  неустойчивость, трудности общения,  взаимодействия со сверстниками  и взрослыми и т.д.);

- педагогические (несоответствие  содержания программ образовательного  учреждения и условий обучения  детей их психофизиологическим  особенностям, темпа психического  развития и обучения детей;  отсутствие интереса к учебе,  закрытость для положительного  опыта, несоответствие образу  школьника и т.д.);

Именно под воздействием этих факторов дети оказываются в  группе риска. Обычно сюда относят следующие  категории детей:

- дети с проблемами  в развитии, не имеющими резко  выраженной клинико-патологической  характеристики;

- дети, оставшиеся без  попечения родителей в силу  разных не имеющих юридической  силы обстоятельств;

- дети из неблагополучных,  асоциальных семей;

- дети из семей, нуждающихся  в социально-экономической и социально-психологической  помощи и поддержке.

Такие дети, как правило, лишены нормальных условий для развития, что и приводит к негативным последствиям психологического и социального характера. Поэтому вполне закономерно, что появилось еще одно название данной категории детей, которое введено Законом РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999) – «ребенок, оказавшийся в социально опасной ситуации».

Это понятие высвечивает  как главное судьбу самого ребенка, его неоднозначную социальную перспективу. Такой ребенок нуждается в  помощи, направленной, с одной стороны, на изменение трудной жизненной  или социально опасной ситуации, в которой он оказался, а с другой – на минимизацию его социальных, психологических и педагогических проблем и трудностей с целью  их поэтапного освоения и разрешения [8].

Именно такой комплексный  социально-педагогический подход в  работе с этой категорией детей и  должен быть положен в основу разработки социально-педагогических технологий работы с ними. При этом необходимо учитывать, что социально-педагогическая работы с детьми группы риска имеет две основные составляющие:

- выявление детей этой  категории в детской среде  и организация работы с ними;

- непосредственная индивидуальная  или групповая работа с детьми.

Комплексность проблем, которые  требуют решения в процессе социально-педагогической работы с детьми группы риска, требует  участия в этой деятельности разных специалистов. Однако ведущая роль принадлежит социальному педагогу, и прежде всего социальному педагогу общеобразовательного учреждения.

Это обусловлено тем, что  в поле зрения общеобразовательных  учреждений находятся практически  все дети, поскольку они обязаны  посещать школу. Даже если ребенок не обучается в школе, она имеет  возможность и полномочия выявлять таких детей, проживающих в микрорайоне, который она обслуживает. Поэтому  только школа может обеспечить наиболее полное выявление детей, оказавшихся  в социально опасной ситуации.

Каждая из выделенных составляющих работы социального педагога должна быть обеспечена своими социально-педагогическими  технологиями, которые соответственно можно разделить на две группы:

- организационные социально-педагогические  технологии;

- социально-педагогические  технологии индивидуальной работы.

Организационные социально-педагогические технологии. В целом они направлены на выявление детей «группы риска», диагностику их проблем, разработку программ индивидуально-групповой работы и обеспечение условий их реализации. Эти функциональные направления деятельности социального педагога обусловливают необходимые этапы и составляющие социально-педагогической технологии.

1. Формирование банка данных детей и подростков группы риска.

Данная функция выделяется в деятельности социального педагога как ключевая, так как позволяет  организовать взаимодействия различных  структур, решающих проблемы несовершеннолетних.

Инициатива создания целостного банка данных должна принадлежать социальному  педагогу и осуществляться им совместно  с инспекторами отделов предупреждения правонарушений несовершеннолетних, участковыми  инспекторами органов внутренних дел, с представителями органов опеки  и попечительства, управления образования, социальной защиты, здравоохранения  и комиссии по делам несовершеннолетних.

В целостный банк данных включаются сведения о проживающих  на микроучастке образовательного учреждения (как обучающихся в нем, так и не обучающихся) детях и подростках:

- из семей, находящихся  в социально опасном положении;

- безнадзорных и беспризорных;

- занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

- содержащихся в социально-реабилитационных  центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи  детям, оставшимся без попечения  родителей, специальных учебно-воспитательных  и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи  и (или) реабилитации;

- употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо одурманивающие вещества;

- совершивших правонарушение, повлекшее меры административного взыскания;

- совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

- освобожденных от уголовной  ответственности вследствие акта  об амнистии или в связи  с изменением обстановки, а также  в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

- не подлежащих уголовной  ответственности в связи с  не достижением возраста, с которого  наступает уголовная ответственность,  или вследствие отставания в  психическом развитии, не связанного  с психическим расстройством;

- обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

- получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;

- состоящих на учете  в отделе профилактики правонарушений  несовершеннолетних;

- состоящих на внутреннем учете;

- состоящих на учете  в комиссии по делам несовершеннолетних.

При формировании банка данных уточняются следующие позиции:

- каковы основания постановки  на учет;

- какие структуры работают  с подростком;

- какая работа проводится  для разрешения проблемы;

- что еще можно предпринять  для разрешения данной проблемы;

- нет ли детей, которые  имеют основания, но на учет  не поставлены.

На данном этапе работы социальный педагог выступает в качестве исследователя и организатора должностного, подчас формального взаимодействия различных организаций, призванных оказывать помощь детям. Формируя банк данных, специалист соблюдает принципы конфиденциальности и тайны ребенка, информацией пользуется только для служебных целей. Осуществляя сбор данных, социальный педагог дифференцирует проблематику детей и молодежи, ситуацией, в которой они оказались, и тем самым осваивает необходимый элемент профессиональной адаптации – эмоциональное принятие и переживание детских проблем.

2. Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков, попадающих в сферу деятельности социального педагога.

Данная функция необходима для уточнений социальных и психолого-педагогических особенностей каждого ребенка, сведения о котором поступили в банк данных.

Для этого социальный педагог  работает с ребенком, с классным руководителем, учителями, родителями с целью выяснения ситуации, в которой находится ребенок.

Социальный педагог:

- изучает индивидуальные  особенности ребенка и выявляет  его интересы и потребности,  трудности и проблемы, конфликтные  ситуации, отклонения в поведении,  определяет их причины, отслеживает  истоки возникновения конфликтных  ситуаций;

- исследует условия и  особенности отношений микросреды  жизнедеятельности ребенка.

Социальный педагог использует в работе апробированный и утвержденный пакет психолого-педагогической диагностики.

При этом важнейшим инструментом педагогической диагностики выступает  педагогическое наблюдение, которое  предопределяет успешность, как диагностики, так и последующих мер влияния  и социально-педагогического взаимодействия ребенка и социального педагога [12].

3. Разработка и утверждение программ социально-педагогической деятельности с ребенком, группой, общностью.

По результатам диагностики  социальный педагог определяет суть проблемы или совокупности проблем, подбирает адекватные психолого-педагогические, социальные средства для их эффективного разрешения как индивидуально, так  и в группах.

Индивидуальные социально-педагогические программы разрабатываются с  целью оказания своевременной социально-педагогической помощи и поддержки ребенку, находящемуся в социально опасном положении.

Групповые программы разрабатываются  для решения проблем определенной группы подростков, выявленных в ходе диагностики.

Общественные программы  разрабатываются для решения  проблем, присущих нескольким группам  или части школьного коллектива, и включаются в общешкольную программу.

Индивидуальные, групповые  и общественные программы разрабатываются  с привлечением представителей всех необходимых для разрешения проблемы служб, ведомств, административных органов.

Все разрабатываемые программы  должны отвечать следующим характеристикам:

- целесообразности методов,  форм и средств социально-педагогической  деятельности, в том числе и  целесообразности привлечения различных  служб, ведомств и административных  органов;

- прогнозируемости;

- измеряемости ожидаемых результатов.

Проекты индивидуальных, групповых  программ экспертируются и рецензируются социально-психологической службой, научными консультантами и выносятся на обсуждение методического совета или педагогического совета образовательного учреждения.

4. Обеспечение условий реализации программ.

Социальный педагог, являясь, в зависимости от целей и задач  программ, посредником между учащимися  и образовательным учреждением, семьей, средой, специалистами различных  социальных служб, ведомств и административных органов, выступает одновременно в  нескольких ролях. Социальный педагог  распределяет совместно с комиссией  по делам несовершеннолетних, управлением  образования и руководством школы, сообразно целям и задачам  программ, участие и ответственность  всех привлеченных к реализации программы  сторон:

- организует реализацию  и осуществляет индивидуальные  социально-педагогические программы;

- организует, координирует, контролирует и принимает участие  в реализации групповых и общественных  программ;

- отслеживает результаты;

- информирует: 

- комиссию по делам  несовершеннолетних о результатах  взаимодействия межведомственных  структур по реализации индивидуальных  программ, выполненных по заказу  комиссии;

- директора школы о  ходе выполнения программ;

- педагогический коллектив  о результатах взаимодействия  внутришкольных структур по выполнению программ;

- начальника управления образования о результатах взаимодействия внутришкольных структур по выполнению программ.

5. Консультирование.

Данная функция предполагает консультирование лиц, заинтересованных в разрешении социально-педагогических проблем детей группы риска. С  этой целью социальный педагог проводит в школе, в установление рабочим  расписанием дни и часы, консультации для учащихся, родителей, учителей и  других лиц при их обращении.

6. Межведомственные связи социального педагога.

Работая в составе социально-психологической  службы образовательного учреждения, социальный педагог планирует и  осуществляет свою работу в тесном контакте с психологом и другими  специалистами службы, а также  ответственным секретарем комиссии по делам несовершеннолетних, другими  задействованными в этой работе лицами.

Межведомственные связи  социального педагога реализуются  с ограничениями, обусловленными соблюдением  норм конфиденциальности и тайны  клиента.

Информация о работе Методика работы социального педагога в социальных приютах