Методика работы социального педагога в социальных приютах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 18:09, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы – провести исследование методов работы социального педагога в социальных приютах.
Дя решения поставленной цели требуется решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы профессионального мастерства и деятельности социального педагога;
- определть методы работы социального педагога с детьми-сиротами в социальном приюте;
- раскрыть сущность программ коррекционно-развивающей работы социального педагога с детьми в условиях социального приюта.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...4
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВО И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА.
1.1 Профессиональное мастерство и педагогическая технология социального педагога в современных условиях……………………………………………….6
1.2 Актуальность деятельности социального педагога в современных условиях……………………………………………………………………………8
1.3 Методы работы социального педагога………………………………………9
2. МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В СОЦИАЛЬНЫХ ПРИЮТАХ.
2.1 Основные направления социально-педагогической деятельности по адаптации воспитанников социального приюта……………………………….11
2.2 Приют как особый тип социально-педагогического учреждения………..18
2.3 Социально-педагогические технологии работы с детьми группы риска в социальных приютах…………………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………….41
Литература……………………………………………………………………….42
Приложение………………………………………………………………………44

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 124.03 Кб (Скачать файл)

Дети, лишенные право жить и воспитываться в семье, согласно закону, находятся под опекой и попечительством государства, его защитой, что должно гарантировать наличие условий, как для нормального развития ребенка, так и для специальной реабилитационной работы по устранению дефектов в состоянии его здоровья.

Министерством труда и социального  развития Российской Федерации принято  Постановление от 29 марта 2002 года № 25 «Об утверждении рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» определен порядок организации социальных приютов, штатное расписание, структура и основные направления деятельности.

Социальные приюты - это образовательно-воспитательные учреждения, где детям и подросткам оказывается помощь по разрешению их жизненных проблем. Их функция - обеспечить безопасность ребенка, защитить его  от жестокости и внешних угроз, снять  остроту психического напряжения в  отношении с семьей, с педагогами, сверстниками.

Особенность приютов состоит в  том, что это учреждение временного пребывания. Программа реабилитации для каждого воспитанника индивидуальна. Существующие сейчас приюты работают по типовому положению и предназначены для детей и подростков в возрасте от 4 до 18 лет: добровольно обратившихся, подкинутых, утративших семейные, родственные и другие социальные связи, оставшиеся без попечения, постоянного места жительства, средств к существованию, нуждающихся в экстренной социальной помощи.

Основной целью приюта является оказание безнадзорным детям социальной поддержки, организации их временного проживания и содержания, оказание медико-психолого-педагогической помощи, дальнейшее жизнеустройство и всесторонняя реабилитация.

В приют принимаются несовершеннолетние:

- оставшиеся без попечения родителей;

- нуждающиеся в социальной реабилитации  и экстренной медико-социальной  помощи;

- испытывающие трудности в общении  с родителями, сверстниками, педагогами  и другими лицами;

- проживающие в неблагополучных семьях;

- подвергшиеся физическому или психологическому насилию;

- отказавшиеся жить в семье;

Основными задачами приюта являются:

- участие в выявлении и устранение  причин и условий, способствующих  безнадзорности и беспризорности  несовершеннолетних;

- оказание психологической, социальной и иной помощи несовершеннолетним, их родителям или законным представителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействие возвращению ребенка к родителям;

- содержание в установленном  порядке на полном государственном  обеспечении несовершеннолетних, находящихся  в отделении для несовершеннолетних, осуществление их социальной реабилитации, защиты их прав и законных интересов, организация медицинского обслуживания и обучения несовершеннолетних по соответствующим образовательным программам;

- оказать психологическую, психокоррекционную и иную помощь по ликвидации кризисной ситуации в семье и содействовать возращению ребенка к родителям или лицам их замещающих, устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- содействовать в определении  дальнейшей судьбы несовершеннолетнего  совместно с заинтересованными  ведомствами (помощь в устройстве  на постоянное место жительства, возвращение в интернат (детский  дом) или решение вопроса о  переводе в другое учреждение, постоянное или временное трудоустройство  подростков, нуждающихся в этом).

В соответствии со своими задачами приют:

- предоставляет временное проживание  несовершеннолетним, оказавшимся в  трудной жизненной ситуации и  нуждающимся в помощи государства;

- оказывает первую доврачебную  помощь и проведение санитарной  обработки;

- оказывает комплексную медико-социальную  помощь и содействие органам  опеки и попечительства в устройстве  несовершеннолетних в интернатное учреждение, семью и т.д.;

- выявляет и анализирует причины,  обусловившие социальную дезадаптацию несовершеннолетнего;

- разрабатывает и реализует  программы социальной реабилитации  несовершеннолетних, включающие комплекс  мероприятий, направленных на  вывод их из трудной жизненной  ситуации.

Приют несет ответственность за реализацию своей образовательной  программы по осуществлению социальной, психолого-педагогической, медицинской, правовой работы среди детей и  подростков, а также их семей

Направить в приют ребенка могут  органы социальной защиты населения, внутренних дел, образования, здравоохранения, опеки  и попечительства, по просьбе частных  лиц.

Дети содержатся в приюте от нескольких суток до 6 месяцев, если же в этот срок ребенок не будет устроен, то допускается пребывание и на более  длительный период.

Не допускается содержание в  приюте детей с заболеваниями, требующие активного медицинского вмешательства, а также находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, психически больных, с отсутствием функций самообслуживания, совершивших преступление. Заболевшие в приюте дети госпитализируются в стационары лечебных учреждений.

При приеме уточняются данные несовершеннолетнего, его родителей, или лиц, их заменяющих, фактическое место проживания. Администрация  отделения обязана в течение  суток известить лиц, отвечающих за воспитание ребенка, о месте его  нахождения.

Попав в приют, ребенок проходит несколько воспитательных этапов - от адаптации к условиям приюта до реабилитации. Поэтапная работа воспитателей дает возможность учитывать возрастные особенности ребенка, четко ставить  цели в овладении теми навыками, которые необходимы ребенку в  данный момент. При этом активизируется процесс самовоспитания, самореализации личности ребенка. Адаптация ребенка  в приюте - первый шаг к его адаптации в обществе.

2.3 Социально-педагогические технологии работы с детьми группы риска в социальных приютах.

В России ежегодно выявляют около 100 тысяч детей нуждающихся  в опеке. Среди воспитанников социальных приютов 68% детей, родители которых лишены родительских прав, 8% детей одиноких родителей, 7% детей, от которых отказались родители. Чтобы ребенок развивался нормально, необходимо, чтобы окружающие его условия этому способствовали – необходимы устроенный быт, полноценное питание, общение со сверстниками, принятие окружающими. Но во всех интернатных учреждениях среда обитания, как правило, сиротская, казарменная. Сами условия, в которых живут дети, тормозят их умственное развитие, искажают процесс формирования личности. Попадающие в эти учреждения дети, как правило, уже имеют какие-либо отклонения в физическом и психическом развитии. У них наблюдается задержка умственного развития, нарушение половой идентификации, склонность к наркотикам и правонарушениям. Педагогу в работе с подростками следует стимулировать у них процесс самопознания, поощрять ведение дневников, обучать этому. Дневник способствует самоанализу, самоутверждению, развитию внутреннего мира автономности представлений подростка о себе, их независимости от суждений и оценок окружающих. Социальному педагогу следует стимулировать интерес подростков к будущему, к своей личности, способностям, регулярно проводить с ними профессиональные консультации, развивать интерес к профессии.

Рекомендуется составить  план будущей жизни подростка, учитывая его профессиональные намерения, жизненную  позицию. В плане определяются ближние  и дальние цели, этапы их осуществления, возможные препятствия и пути их преодоления. План поможет решить проблему ранней профессиональной подготовки подростка, обрести ему уверенность  в своем будущем.

Перед социальным педагогом  стоит одновременно ряд задач: создать  для ребенка домашнюю обстановку в приюте, установить взаимодействие с ним, научить соблюдать нормы  общежития, направить на путь самоанализа, самовоспитания. В осуществлении  реабилитации подростка педагогу помогают прочие работники приюта: врач, психолог, юрист, хозяйственник.

Собрать необходимую информацию о ребенке поможет специальная  документация [Приложения]: опросник при посещении семьи ребенка, находящегося в приюте, социальная карта ребенка, находящегося в приюте.

Социальный педагог должен быть подготовлен к трудностям работы с детьми «группы риска», так как  они составляют большинство поступающих  в приют детей.

  Он должен знать обо всех проявлениях психических отклонений у подростков: вспыльчивость, драчливость, повышенная внушаемость, истеричность, заторможенность, низкая трудоспособность, гиперактивность и т.д. Работа с агрессивными, вечно всем недовольными, предпочитающими одиночество детьми может быть построена в несколько этапов:

1. «накопление согласий»;

2. поиск нейтральных интересов,  увлечений, создание условий для  контакта;

3. анализ сообщений подростка  о себе, с принятием их на  веру;

4. выяснение качеств личности, которые он не принимает;

5. совместные действия  воспитателя и воспитанника по  взаимному соглашению, построенные  на взаимодействии.

Одним из приемов воспитания является оценка поведения подростка. Важно, чтобы она совпадала с  мнением, как детей, так и взрослых, то есть была объективной. Объективная оценка взрослыми успехов ребенка способствует формированию у него правильной самооценки, у него развиваются уверенность в себе, самоуважение.

Большую роль в социальной реабилитации воспитанников играет вовлечение их в трудовую деятельность. Стимулом в работе может являться оплата труда [7]. Важную воспитательную роль в приюте играет библиотека. Работа с книгой – метод приобщения к знаниям. При формировании у детей приюта стремления к знаниям используется индивидуальный подход, который предполагает:

- соотнесение уровня развития  детей приюта с уровнем развития  детей данного возраста;

- положительную оценку  успехов;

- учет склонностей и  возможностей ребенка;

- занимательность и наглядность  материала в процессе обучения  и воспитания;

- помощь в налаживании отношений со сверстниками и учителями;

- обучение владению словом.

Работа с детьми «группы  риска» - одно из самых важных, и в  то же время наиболее сложных направлений  профессиональной деятельности социального  педагога – социально-педагогическая работа с детьми, которых так или иначе всегда выделяют в самостоятельную категорию, но называют при этом по-разному: трудные, трудновоспитуемые, педагогически запущенные, проблемные, дезадаптированние, дети с отклоняющимся (девиантным) поведением, дети группы риска и т.д.

Разные названия отражают различные точки зрения на эту  категорию детей, которые, в свою очередь, обусловливают и различные  подходы в работе с ними. Так, определения «трудные», «трудновоспитуемые», «педагогически запущенные», «проблемные» даны таким детям с позиции педагога, для которого они создают особые трудности, проблемы, неудобства в работе и этим выделяются среди «обычных» детей. Такая точка зрения лежит в основе традиционных педагогических подходов в отношении этих детей, которые в конечном итоге, как правило, сводились к изоляции «обычных» детей от «трудных», например, к исключению последних из школы. Поскольку их трудно воспитывать, к ним должны применятся особые меры воспитательного воздействия (нередко с участием милиции (полиции)).

Понятия «дезадаптированные дети» и « дети с отклоняющимся (девиантным) поведение» имеют социальный, или скорее социально-психологический, оттенок и характеризуют данную категорию детей с позиции социальной норма, а точнее – несоответствия ей. Наиболее характерными проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации этих детей является их агрессивное поведение, конфликты с учителями и сверстниками, употребление алкоголя и наркотиков, совершение правонарушений (драки, воровство, мошенничество и др.), непосещение школы, бродяжничество, попытки суицида и т.д. поэтому такие дети нуждаются в корректировке их социального функционирования и поведения, или шире – процесса их социализации. То есть главная цель при таком подходе – приспособить, адаптировать их к социуму, сделать так, чтобы их поведение не выходило за рамки социальной нормы, не препятствовало установлению нормальных отношений с окружающими.

Одним из самых распространенных и при этом самым неопределенным среди именований данной категории  детей является понятие «дети  группы риска».

Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как  правило, негативного, нежелательного, что может произойти либо не произойти. Поэтому когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что они находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать. При этом речь фактически идет о двух аспектах.

Первый аспект – это  риск для общества, который создают  дети данной категории. Понятие «группа  риска» появилось еще в советский  период именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие  позволяло выделять категории людей, семей и т.п., поведение которых  могло представлять потенциальную  опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило  общепринятым социальным нормам и правилам.

Информация о работе Методика работы социального педагога в социальных приютах