Методы и функции экономической социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 21:33, лекция

Описание работы

Метод экономической социологии в изучении экономических отношений характеризуется двумя особенностями: междисциплинарностью и рассмотрением изучаемых явлений с позиций социального механизма развития экономики.
В экономической социологии применяются различные методы: экономические, математико-статистические и социологические. Следует также отметить некоторые смежные методы, широко распространенные и часто используемые в экономической социологии.
Экономико-математические методы - современные приемы нахождения оптимальных решений экономических задач на основе достижений научных дисциплин на стыке экономики с математикой и кибернетикой.
Математико-статистический метод отражает математическую систематизацию и использование статистических данных экономики для научных и практических выводов.

Файлы: 1 файл

otvety_na_sotsiologiyu.docx

— 164.51 Кб (Скачать файл)

2. Методы и функции  экономической социологии

Метод экономической социологии в изучении экономических отношений  характеризуется двумя особенностями: междисциплинарностью и рассмотрением изучаемых явлений с позиций социального механизма развития экономики.

В экономической социологии применяются различные методы: экономические, математико-статистические и социологические. Следует также отметить некоторые  смежные методы, широко распространенные и часто используемые в экономической  социологии.

          Экономико-математические методы - современные приемы нахождения  оптимальных решений экономических  задач на основе достижений  научных дисциплин на стыке  экономики с математикой и  кибернетикой.

Математико-статистический метод отражает математическую систематизацию и использование статистических данных экономики для научных  и практических выводов.

Метод экономического эксперимента – это исследовательская научная  проверка на отдельных предприятиях или в отраслях народного хозяйства  эффективности теоретических положений, экономических мероприятий или  хозяйственного механизма.

Метод управленческого эксперимента – пробное внедрение управленческого  нововведения с целью оценки возможных  ни последствий и принятия решения  об его целесообразности и  эффективности.

          Метод факторного эксперимента  – это эксперимент, при котором  оценивается влияние двух или  более переменных одновременно. При этом исследуются их взаимосвязи  и влияние на конечные результаты.

Метод социологических исследований экономических явлений и процессов  – это способы построения и  обоснования социологического знания; совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной действительности.

Метод социальной инженерии  – это совокупность подходов в  прикладных социальных науках, ориентированных  на изменение поведения и установок  людей, разрешение социальных проблем, на адаптацию социальных институтов к меняющимся условиям и сохранение социальной стабильности.

Метод социального эксперимента – это метод изучения социальных аспектов экономических процессов и явлений, осуществляемый путем наблюдения за изменением социальных объектов под воздействием факторов, которые контролируют,  направляют его развитие в соответствии с программами и практическими целями исследования.

В целом социологическая  методология – это учение о  методе социального познания, система  социально-философских принципов, объясняющая  пути и обосновывающая способы приращения, построения и применения социологического знания.

Функции:

1. Познавательная функция  имеет своей целью изучение  особенностей социально-экономических  процессов на определенной исторической  ступени развития общества.

2. Объясняющая функция  дает научное понимание причин, порождающих те или иные социально-экономические  явления и процессы.

3. Оценочная функция осуществляет  оценку развивающихся в обществе  экономических и социальных процессов, действующих в нем социальных институтов с точки зрения соответствия их интересам и потребностям людей, прежде всего экономических.

4. Концептуально-теоретическая  функция воплощается в научном  определении и трактовке действующих  в обществе социально-экономических  тенденций и закономерностей.

5. Прогностическая функция  представляет собой построение  вероятных прогнозов и сценариев  социально-экономических трансформаций  в более или менее долгосрочной  перспективе.                                                                         

6. Управленческая функция  связана с тем, что, выявив  тенденции и закономерности социально-экономического  развития, определив прогнозные  варианты тех или иных изменений  в экономике и социальной сфере  общества, экономическая социология  в состоянии способствовать совершенствованию  управления социально-экономическими  процессами,.

7. Образовательная функция реализуется посредством распространения знаний через систему учебных заведений, различные институты повышения квалификации кадров, а это помогает людям (в первую очередь обучающимся и активно действующим в тех или иных отраслях экономики и социальной сферы) лучше узнать, понять и оценить те социально-экономические процессы, которые происходят в обществе, чтобы изменить их к лучшему.

 

 

3. Взаимосвязь  экономической социологии с другими  науками об обществе.

Социология относится  к числу наук, изучающих не только общество в целом, но и отдельные  его части, сферы, элементы. Общество — настолько сложный объект, что  одной науке изучить его не по силам. Только объединяя усилия многих наук, можно полно и непротиворечиво  описать и изучить такое сложное  образование, как человеческое общество.

Философия и социология. Социальная философия раскрывает субъективно-объективные  отношения, сознательную деятельность на высшем уровне обобществления, рассматривает  ее как родовую. Социология же, опираясь на философию, ориентируется на более  конкретный анализ, на исследование сложной  и разнообразной мозаики этой деятельности, поведения и отношений  в том или ином обществе. Вместе с тем, описывая жизнедеятельность  личности и социальных групп, социология оказывает воздействие на философию, заставляет ее расширять и углублять  уровни обобщения.

История и социология. Между  данными науками существует множество  точек соприкосновения и взаимодействия. Известно, что в процессе развития общества нормы деятельности, поведения  и отношений, ценности передаются из поколения в поколение. Прерывание преемственности, отрицание накопленного опыта, традиций, культуры в целом, как  мы вновь и вновь убеждаемся, чревато  большими бедами для человека и общества. Решить данную задачу можно лишь совместными  усилиями истории и социологии.

Социология и экономическая  наука. Материальное производство, экономическая  деятельность - основная форма деятельности общества. Следовательно, социология не может не взаимодействовать с  теорией этой деятельности - экономической  наукой. Радикальные сдвиги в средствах труда, изменения в связи с этим места и роли человека в производственном процессе - все это оказывает прямое и опосредованное влияние на эволюцию социальной деятельности, поведения и отношений. Сама же трудовая деятельность меняется с учетом развития человека как социального существа, что исследуется социологией.

Социология и политология. Социология по существу имеет дело с гражданским обществом. Политология  же изучает политическую жизнь. Ясно, что между данными науками  существует взаимодействие. Раскрыть закономерности политической жизни  и на этой основе оптимизировать ее структуры, органы власти и т.д. можно  лишь учитывая особенности общества в целом как социальной системы, что является предметом исследования социологии. Вместе с тем общество нельзя понять и реформировать без  того воздействия, которое оказывают  на него политические структуры и  различные режимы. 

Социология и психология.   Индивидуальная психология исследует  строение и процессы  индивидуальной психики и сознания. Она не может  распутать клубок социальных факторов, а, следовательно, не может отождествляться  с социологией.  Социальная психология  имеет объект изучения - это явление  человеческого взаимодействия, единицами  которого являются индивиды. Психология сосредоточена на внутреннем мире человека,  его восприятии, а социология изучает  человека через призму его социальных связей и взаимоотношений.

В отличие от других наук социология, если можно так выразиться, мыслит крупными блоками. Она способна описать поведение больших масс людей, поэтому тяготеет к статистике.

Кроме социальных и гуманитарных дисциплин существуют дисциплины естественные и технические. Физика, химия и  биология (так например социология изучает потребности человека) относятся  к разряду естественных фундаментальных  наук, они раскрывают структуру материального  мира. Они опираются на фундаментальное  знание и служат практическим целям.

Родственные дисциплины заимствуют друг у друга понятия и категории, обмениваются результатами исследований, методами и теоретическими выводами. В практической сфере, скажем в области  управленческого консультирования, от выпускника социологического факультета часто требуется знание также  основ психологии (тестирование личных и деловых качеств персонала  фирмы) и экономики (определение  цены рабочей силы, производительности труда, затрат на обучение персонала  и др.).

 

4.Социально-экономические  взгляды А. Смита и Д. Риккардо.

А. Смит: В развитие этой идеи Смит вводит такие понятия, как «экономический человек» и «невидимая рука». «Сущность  экономического человека состоит в  том, что не от благожелательства мясника или лавочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к их гуманности, а к их эгоизму и никогда не говорим им о наших нуждах, а говорим об их выгодах».

Смысл «невидимой руки» заключается  в пропаганде таких общественных условий и правил, при которых  благодаря свободной конкуренции  предпринимателей и через их частные  интересы рыночная экономика будет  наилучшим образом решать общественные задачи и приведет к гармонии личную и коллективную волю с максимально возможной выгодой для всех и каждого.

В основе экономических взглядов А. Смита лежит следующая идея: продукты материального производства – это богатство нации; а величина последнего зависит от:

• доли населения, занятого производительным трудом;

• производительности труда.

Главный фактор увеличения уровня производительности труда – разделение труда, или специализация.

Результатом разделения труда  являются:

• экономия рабочего времени;

• совершенствование навыков  работы;

• изобретение машин, облегчающих  ручной труд.

Деньги, по А. Смиту, есть особый товар, который является всеобщим средством  обмена.

А. Смит считал, что издержки обращения должны быть минимальными, и поэтому отдавал предпочтение бумажным деньгам.

В теории стоимости ярко выражена противоречивость взглядов А. Смита.

В своих работах он дает три подхода к понятию «стоимость»:

1) стоимость определяется  затратами труда; 2) стоимость определяется  покупаемым трудом, то есть количеством  труда, на которое можно приобрести  данный товар. Это положение  справедливо для простого товарного  производства, а в условиях капиталистического  производства – нет, так как  товаропроизводитель при обмене  получает больше, чем затратил  на оплату труда; 3) стоимость определяется  доходами, то есть источниками  дохода, к которым ученый относил  заработную плату, прибыль и  ренту. 

Это определение носит  название «догма Смита» и легло в  основу теории факторов производства.

Признавая, что в стоимость  единичного товара, кроме доходов, входит также стоимость потребленных средств производства, Смит, однако, утверждал, что их стоимость создается живым трудом в других отраслях, так что, в конечном счете, стоимость совокупного общественного продукта сводится к сумме доходов. Таким образом, получается, что стоимость средств производства, созданная трудом прошлых лет, исчезла.

Заработная плата –  это «продукт труда», вознаграждение за труд. Размер заработной платы зависит  от экономической ситуации в стране, поскольку при увеличении богатства  увеличивается спрос на труд.

Прибыль – это «вычет из продукта труда», разница между стоимостью произведенного продукта и заработной платой рабочих.

Земельная рента – это  также «вычет из продукта труда», который  создается неоплаченным трудом работников.

Капитал – это часть  запасов, на которую капиталист ожидает  получить.

Главный фактор накопления капитала, по А. Смиту, – бережливость.

А. Смит ввел деление капитала на основной и оборотный. Под основным капиталом он понимал капитал, не вступающий в процесс обращения, а под оборотным – капитал, который меняет форму в процессе производства.

Однако в соответствии со своей теорией стоимости, которая  не учитывала стоимости средств производства, созданной трудом прошлых лет, он игнорировал постоянный капитал.

Принцип полного невмешательства  государства в экономику страны «laissez faire» – является условием богатства. Государственное регулирование необходимо при возникновении угрозы всеобщему благу.

Информация о работе Методы и функции экономической социологии