Методы и функции экономической социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 21:33, лекция

Описание работы

Метод экономической социологии в изучении экономических отношений характеризуется двумя особенностями: междисциплинарностью и рассмотрением изучаемых явлений с позиций социального механизма развития экономики.
В экономической социологии применяются различные методы: экономические, математико-статистические и социологические. Следует также отметить некоторые смежные методы, широко распространенные и часто используемые в экономической социологии.
Экономико-математические методы - современные приемы нахождения оптимальных решений экономических задач на основе достижений научных дисциплин на стыке экономики с математикой и кибернетикой.
Математико-статистический метод отражает математическую систематизацию и использование статистических данных экономики для научных и практических выводов.

Файлы: 1 файл

otvety_na_sotsiologiyu.docx

— 164.51 Кб (Скачать файл)

А. Смит сформулировал четыре правила налогообложения:

• пропорциональность –  граждане государства обязаны платить  налоги соразмерно получаемым средствам;

• минимальность – каждый налог должен взиматься так, чтобы  он извлекал у населения возможно меньше сверх того, что поступает  в государство;

• определенность – должны быть четко установлены время  уплаты, способ и размер налога. Эта  информация должна быть доступна любому налогоплательщику;

• удобство для плательщика  – время и способ уплаты налога должны соответствовать требованиям  плательщиков.

Ученый выступал в защиту свободной торговли между странами. Показал взаимовыгодность международной торговли исходя из различных уровней издержек производства в различных странах.

Д. Рикардо: Д. Рикардо, различая потребительную и меновую стоимость, считал, что последняя обусловливается количеством затраченного труда, а также величиной и продолжительностью капиталовложений.

Цена товара в краткосрочном  периоде определяется спросом и  предложением, а в долгосрочном –  издержками на производство товара.

Изменение заработной платы  работников ведет к изменению  прибыли предпринимателя, а не цены, причем рост заработной платы ведет  к снижению прибыли, и наоборот. Это  положение называют «системой раздора  между классами».

Снижение стоимости денег  как товара ведет к росту заработной платы и повышению цен на товары.

Заработная плата, по Д. Рикардо, представляет собой доход наемного рабочего, плату за труд.

Заработная плата зависит  от демографических процессов. Чем  больше предложение рабочих рук, тем ниже заработная плата работником, и наоборот.

Заработная плата удерживается в пределах прожиточного минимума в  силу естественного закона численности  народонаселения – «железный  закон» заработной платы.

Положение рабочего класса, несмотря на экономический рост, будет  ухудшаться из-за роста цен на сельскохозяйственную продукцию.

Тенденция падения заработной платы может быть остановлена  при контроле заработной платы со стороны государства.

Прибыль, по мнению Д. Рикардо, есть избыток стоимости над заработной платой; это продукт неоплаченного труда рабочего.

Рост производительности труда является одним из способов увеличения прибыли.

Д. Рикардо сформулировал «закон падения нормы прибыли». Его суть в следующем: падение производительности труда сельскохозяйственного производства приведет к росту цен на продукты питания и росту минимальной заработной платы, которая будет занимать большую часть и стоимости продукции, а, следовательно, норма прибыли будет снижаться.

Рента – это избыток  стоимости над средней прибылью, который образуется за счет различного плодородия и местоположения земель.

Основанием на получение  ренты служит собственность на землю.

К факторам, образующим ренту, Д. Рикардо относил:

• различное плодородие участков;

• местоположение участка  относительно рынка сбыта продукции.

Д. Рикардо правильно охарактеризовал дифференциальную ренту как разницу между стоимостью продуктов сельского хозяйства на лучших и на худших участках.

Д. Рикардо признавал «закон убывающего плодородия почвы».

Главным условием роста экономики  является устойчивое денежное обращение.

Лучшей базой денежной системы Д. Рикардо считал золото.

Возможна замена золота на бумажные деньги, но по твердому курсу.

Ценность бумажных денег  зависит от их количества в обращении.

Д. Рикардо сформулировал теорию сравнительного преимущества. В этой теории Д. Рикардо доказал выгодность (преимущество) международной торговли на основе сопоставления сравнительных издержек. То есть если различные страны обладают сравнительным преимуществом по различным экспортным товарам, то международное разделение труда и торговля между этими странами являются взаимовыгодными.

Д. Рикардо сформулировал теорию сравнительных преимуществ, которая регулирует, в частности, внешнюю торговлю.

 

 

5.     Социологические  взгляды К. Маркса.

Характерной особенностью методологии  К. Маркса (1818 – 1883) является социальный подход к экономике. К. Маркс рассматривал закономерности экономического развития с позиций интересов, деятельности и отношений классов и, соответственно, стержнем социального механизма  развития экономики выступала классовая  борьба пролетариата и буржуазии (разрушение, революция, взрыв). Основу социального  механизма составляет, по К. Марксу, экономический институт собственности, а скрытыми пружинами, посредством  которых можно управлять ходом  социально-экономических процессов, являются экономические интересы разных социальных групп, взаимодействующих  по поводу производства, распределения  и потребления ограниченных экономических  ресурсов. В реализации этих экономических  интересов буржуазия действует  как управляющий, а пролетариат  — как управляемый, эксплуатируемый  класс. Регулятором социальной активности буржуазии является получение максимальной прибыли путем эксплуатации рабочих; последние же стремятся дороже продать  свой труд, чтобы улучшить условия  и возможности воспроизводства  своей рабочей силы.

 Управляемыми элементами общественного устройства являются, в контексте концепции К. Маркса, удовлетворение и стимулирование экономических интересов, создание благоприятных условий труда и воспроизводства рабочей силы и др. В качестве неуправляемых элементов, т. е. тех, на которые нельзя влиять непосредственно, выступают уровень и масштабы первичного накопления капитала, состояние экономических отношений, состояние и уровень развития техники и технологии, социальная организация гражданского общества.

Действие (точнее, бездействие) социального механизма, по К. Марксу, состоит в углублении противоречия и нарастании конфликта между  экономическими интересами буржуазии  и рабочих, который проявляется в усилении дифференциации общества по доходам и осознании ими этого усиления. К. Маркс считал, что противоречие между экономическими интересами буржуазии и пролетариата, не подлежит регулированию и ведет к насильственной смене форм экономических и политических отношений. Очевидно, что К. Маркс не увидел (или не захотел увидеть) неисчерпаемых возможностей социальных механизмов регулирования экономических процессов, а потому сделал радикально негативный вывод из своего анализа процесса производства капитала в пользу разрушения, в пользу революции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Сущность социологии  технократизма.

Технократизм – социологическая концепция, постулирующая необходимость передачи государственной власти в руки технических специалистов. Технические специалисты могут поставить процесс принятия решений на научную основу.

Этапы в истории технократизма

1. Эпоха просвещения. Философские  основы технократизма (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Дж. Локк)

2. Начало 19 века. Концепции  Сен-Симона и Конта

3. 20 век. Технократические  концепции претендуют на главное  место в сознании различных  стран.

В учении Сен-Симона роль этих специалистов отводилась промышленникам. В процессе  индустриализации на смену промышленникам пришли технократы.

Главные ценности технократизма: особая роль технократическому стилю мышления; приоритетная роль техники, научному фактору в целом.

Научно-техническая элита  – социальная группа, от которой  напрямую зависит ход НТР.

Социальный прогресс  =  технический прогресс.

Технократизм ориентирует познание и общественную деятельность на рационалистический способ решения проблем. Сущность технического рационализма: сложные социальные, экономические, политические  и прочие проблемы общества подменяются решением технических проблем.

Технократические концепции  об основных типах цивилизации

Т. Веблен:

Развитие технологии приводит к появлению новых ценностей, которые противостоят ценностям  праздного порядка. Именно инженеры способы на радикальное перепроизводство.

3 основные типа цивилизации:  дотехнологическая; технологическая; постехнологическая

  Д. Бэлл:

Схема исторического развития:

1.Доиндустриальное общество 

2. Индустриальное 

3. Постиндустриальное общество 

Дж. Бенхейм « Революция менеджеров»:

 Повышения числа менеджеров  ведет к образованию нового  класса менеджеров, которые заменяют  класс капиталистов. Происходит  сдвиг в системе управления, т.е.  корпорацию контролируют менеджеры  (отделение функции владения от  функции управления).

Теория конвергенции. (Гэлбрейт, Сорокин, Бжезинский, Ростоу):

Конвергенция – «схождение». Сближение разнотипных обществ  с последующей интеграцией.

Сближение стран ведет  к: развитию мирового рынка; усилению научно-технического обмена; расширению средств массовой коммуникации; глобальным проблемам

2 направления: 

Конвергенция ведет к  поглощению капитализма социализмом (Арон, Ростоу).

Параллельная эволюция –  и у капитализма и у социализма есть положительные черты, сглаживание  различий => общество гибрид. Т.конвергенции направлена против марксисткой теории однолинейного развития (Сорокин).

 Тоффлер:

Переход от индустриального к постиндустриальному обществу будет осуществляться на основе компьютерной революции. Работа «Третья волна».

3 волны, порождающие 3 цивилизации:

1. Доиндустриальная . До середины 17-18 веков. Технологическая основа - соха.

2. Индустриальная (промышленная). До наших дней. Технологическая  основа- машина. Отрыв от природы, человек теряет индивидуальность.

3. Постиндустриальная. Компьютерно-информационная  цивилизация. В основе лежат  информационные технологии; классовая  структура теряет значимость; развитие  демократии.

 Маклюен:

3 этапа, 3 эпохи:

1. «Человек слушающий»

Доалфавитная эпоха. Коммуникация - устная речь. Господство мифологического сознания.

2. «Человек смотрящий»

Коммуникация - печать (как  преобладание над устной речью). Человек  стал думать логически и последовательно. Эпоха рационального сознания.

3.«Человек слушающий и  смотрящий»

Эпоха информационного индивида. Аудио коммуникация. Развитие творческого  потенциала личности. Синтез информационного  и рационального сознания.

Выводы:

Существование множества  подходов к пониманию человеческого  развития. В большинстве случаев  авторы согласны в выделении 3-х основных типов цивилизаций – это доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная.

 

7. Социальные институты  в западной социологии

Парсонсон выделяет следующие социальные институты по подсистемам:

1. В экономической подсистеме: заводы, банки, магазины и т.п.,  осуществляющие регулирование адаптационными процессами.

2. Подсистема - политика и политические организации - партии, движения и т.п. Они вырабатывают целевые установки и занимаются политическими видами деятельности через функционеров, побуждая членов общества работать на эти цели.

3. Институтами социального контроля посредством создания и поддержания общих норм и ценностей, набора символов и общей культуры является государственный аппарат.

4. К подсистеме «Социализация» Парсонсон отнес такие семью, религию, школу.

М. Вебер, характеризуя социальные институты, метко назвал их «фабриками»  по воспроизводству социальных связей

Э. Дюркгейм при рассмотрении системы общества, ее равновесия особое внимание обращал на то, что противоречит реализации стабилизирующих функций  социальных институтов.

 Н. Смелзер рассматривает социальный институт как «совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности». А. Джонсон определяет социальный институт как «прочную систему идей и отношений, организованных вокруг достижения наиболее важных (значимых) целей».

Ф. Бейгс и Р. Харви отмечают, что институт характеризуется как относительно сложная социальная практика, подверженная обширному социальному контролю, прежде всего системе позитивных и негативных санкций (например, институт частной собственности и институт брака); как сложная система действий и отношений, выполняющая определенные социальные функции (экономический институт, институт образования и т.д.).

 Для Спенсера социальные  институты – это нечто вроде  органов общественного суперорганизма, позволяющих вести совместную жизнь и деятельность людей.

Всего Спенсер выделяет шесть  групп институтов:

1. Домашние (семейные) - характеризуют включенность людей в различные формы жизни, связанные с межиндивидуальными отношениями.

Информация о работе Методы и функции экономической социологии