Методы и функции экономической социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 21:33, лекция

Описание работы

Метод экономической социологии в изучении экономических отношений характеризуется двумя особенностями: междисциплинарностью и рассмотрением изучаемых явлений с позиций социального механизма развития экономики.
В экономической социологии применяются различные методы: экономические, математико-статистические и социологические. Следует также отметить некоторые смежные методы, широко распространенные и часто используемые в экономической социологии.
Экономико-математические методы - современные приемы нахождения оптимальных решений экономических задач на основе достижений научных дисциплин на стыке экономики с математикой и кибернетикой.
Математико-статистический метод отражает математическую систематизацию и использование статистических данных экономики для научных и практических выводов.

Файлы: 1 файл

otvety_na_sotsiologiyu.docx

— 164.51 Кб (Скачать файл)

2. Обрядовые - или церемониальные институты регулируют поведение людей через установление, утверждение в качестве принятых большинством населения обычаев, обрядов, этикета, моды, привычек и т. д.

3. Политические - (государство, армия, право, полиция, суд и т.д.) устанавливают и регулируют политические и правовые отношения между людьми, их группами, классами.

4. Церковные - обеспечивают интеграцию в общество различных групп населения, хотя и используют для достижения этой цели иные средства и механизмы

5. Профессиональные (гильдии, цехи, профессиональные союзы) - охватывают различные виды производства и их организацию на заводах и фабриках.

6. Промышленные – их развитие основано, прежде всего, на усиливающемся разделении труда и оптимизации управления производством.

Р. Миллс насчитывал в современном  обществе пять институциональных подходов, подразумевая главные институты:

1. экономический — институт, организующий хозяйственную деятельность;

2. политический - институт  власти;

3. семейный — институт, регулирующий половые отношения,  рождение и социализацию детей;

4. военный — институт, организующий законное наследие;

5. религиозный — институт, организующий коллективное почитание  богов.

Зиммель выделял деньги в качестве социального института, интегрирующего действия и усилия миллионов людей по единым правилам, стандартам и на единой территории и обеспечивающий концентрацию и экономию социальной энергии в такой форме, которая позволяет при минимуме затрат достигать максимального результата перед лицом каждой потребности.

10. Разделение труда  и профессиональная мобильность

Закономерность разделение труда проявляется в том, что  это исторически-объективный процесс, создающий предпосылки экономического, политического и интеллектуального  развития человечества.

Дюркгейм отметил: «Хотя  разделение труда существует не со вчерашнего дня, но только в конце  прошлого века общества начали осознавать этот закон, который до этого времени  управлял ими почти без их ведома.»

Данный закон определял  динамику разделения труда на виды (физический и умственный, производственный и с/х), исполнительские, управленческие и одновременное деление общества на социальные группы, занятые видами труда и отношениями между  группами, в зависимости от их социального  статуса и престижа труда.

Закон разделения труда наиболее ранний из всех (в рабовладельческом  строе, в условиях почти полного  отрыва умственной деятельности от задач  материального производства).

Черты разделения труда в  античную эпоху - развитие кооперации труда, без которого оснащение примитивными орудиями труда рабов не могла  бы обеспечить выполнение большого объема работ.

Особенности разделения труда  в феодальную эпоху связаны с  характером феодальной собственности  в соответствии с двумя формами  собственности (земельной (феодалы) и  корпоративной (ремесленники)) все более  резкие черты у общего разделения труда на с/х и ремесленный.

Кроме того, отделение производства от торговли вызвало новое разделение труда между городом.

Разделение труда качественно  меняет свой характер и становится из эволюционного революционным  в период  промышленной  революции 18-19 века, когда наука превращается в необходимый компонент производства.

Превращение науки в производственную силу влечет за собой коренные изменения  не только в функциях рабочих (увеличение умственного труда и сокращение физического), но и в общих комбинациях производственного труда (появление новых видов производства).

Соотношение процессов умственного  и физического труда становится главным показателем НТР по мере развертывания этой закономерности, разделение труда становится главным  фактором развития универсальной рабочей  силы.

Резко увеличивается удельный вес работника умственного труда. В развитых странах затраты на образование растут. В развитых социально-стратифицированных обществах усиление разделения труда  сопровождается увеличением отраслевой и профессиональной мобильности  за счет образования.

В социальном аспекте разделение труда способствует понижению элементов  расслоения общества и росту профессионализма и квалифицированности.

Революционное разделение труда  побуждает рабочую силу к непрерывной  отраслевой и профессиональной мобильности, способствует ее социальному продвижению  и закреплению в среднем классе общества.

Средний класс общества становится гарантом выработки согласия, а так  же способствует научному и социальному  развитию.

Люди часто стремятся  не только к сохранению, но и к  изменению своего положения в  социальной структуре (разумеется, в  лучшую, с их точки зрения, сторону). Это изменение выражается понятием социальной мобильности. Мобильность  бывает индивидуальная, семейная, групповая. Она может быть горизонтальной, когда  новое положение не меняет места  в социальной иерархии (например, при  переходе из токарей во фрезеровщики человек остается в одной и той же социальной страте), и вертикальной, когда происходит смена иерархических позиций. Вертикальная мобильность, в свою очередь, может быть восходящей и нисходящей.

11. Поведенческие  модели в экономической социологии.

Типичные варианты предпринимательского поведения по Верховину:

1. Большое число экономических субъектов пассивно приспосабливается к конъюнктуре рынка и ориентировано на минимальный доход/покрытие минимальных издержек.

2. Их действие не основано на оптимальных решениях. Возможное следствие - банкротство.

3. Активное приспособление к непредсказуемым ситуациям ведет за собой максимизацию возможной прибыли.

Модели предпринимательского поведения:

1)Инвестиционная – организация  и внедрение венчурных инвестиционных  проектов, которые осуществляются  на основе свободных или заемных  капиталов

2) Инвенторная - характеризуетет поведение собственника инновационных продуктов, процессов, самостоятельно продвигающих товары на рынок/ передающий за контрактной или иной основе свое ноу-хау агентам.

3) Организационная  – описывает действие рыночных субъектов, реализует инновационные методы комбинирования и интегрирования с целью максимизации нестандартных решений.

4) Посредническая – обеспечивает  интеграцию экономических интересов  и получение экономической выгоды  дополнительно, которая возникает  как следствие арбитражных сделок.

5) Активизационная – характеризует действия экономических субъектов, которые устанавливают контроль над экономическими ресурсами других собственников с целью концентрации ресурсов в своих руках и запуска в оборот. Направление на создание новых нестандартных каналов сделок, которые позволяют резко увеличить норму прибыли.

6) Конъюктурно-игровая. Основана на венчурных методах комбинирования ценовой и другой конфиденциальной информации с целью получения преимущества.

7) Консалтинговая – профессиональная  поддержка по широкому кругу  вопросов экономической деятельности.

Девиантное поведение (отклоняющееся, нужно его контролировать силовыми ведомствами и социальным контролем общества).

Трудовое поведение - это  специализированная активность, преимущественно  связанная с использованием и  применением исходных ресурсов (факторов производства), преобразующихся, трансформирующихся в конечные или промежуточные  продукты, которые предлагаются и  спрашиваются на рынке.

Монетарное поведение:

Деньги понимаются как  фактор и средство социально-экономического поведения. Они определяют реальные возможности социальных субъектов, регулируют и детерминируют вектор свободы поведения практически  всех субъектов. Деньги являются и фактором, и средством. Без них невозможна реализация модели экономического поведения  или в ограниченном пределе.

Обладатель денег может  приобретать любые экономические  блага, соизмерять их количество и качество, сравнивать полезность этих благ, устанавливать  равновесие между потребностями  и возможностями.

Первая модель, основанная на методологии английского экономиста и философа А. Смита, строится на признании  компенсаторной роли заработной платы  в качестве основы Э.П. субъекта.

Существуют два базовых  типа Э.П. индивидов:

Дорыночный тип поведения характеризуется формулой "гарантированный доход ценой минимума трудовых затрат", или "минимум дохода при минимуме трудовых затрат". Рыночный тип поведения характеризуется формулой "максимум дохода ценой максимума трудовых затрат".

Вторая модель, основанная на методологии американского экономиста П. Хейне, исходит из того, что экономический образ мышления имеет четыре взаимосвязанные особенности: люди выбирают; только индивиды выбирают; индивиды выбирают рационально; все общественные отношения можно трактовать как рыночные отношения. Названные условия создают определенный баланс действительных или воображаемых выгод и издержек, на которых основывается рациональный выбор индивида. Делая этот выбор, индивид предпринимает действие, которое принесет ему в соответствии с его ожиданиями наибольшую чистую пользу.

В экономической теории используются следующие две основные модели рационального  поведения:

1) Рациональность (как таковая);

2) Следование своим интересам. 

Стратегия профессионального  поведения исходит из установки  получить интересную работу в будущем. Данный тип поведения теснее всего  связан с уровнем образования  индивидов.

Стратегия безразличного  поведения исходит из того, что  нужно просто получить образование. Этот тип поведения почти не связан с уровнем образования и полом  индивидов.

По Парсонсону:

Обменное поведение обеспечивает движение различных экономических  благ (товаров, услуг, информации) по каналам  рынка на основе учета и сравнения  их ценности по отношению друг к  другу.

Дистрибутивное (распределительное) поведение соединяет рыночных субъектов  с экономическими ресурсами, определяет нормы и меру присвоения полезных свойств этих ресурсов и выгоды от их обращения, а также механизмы  и способы их перераспределения  от одного пользователя к другому

Производственное поведение  связано, прежде всего, с накоплением, концентрацией материальных, технологических, интеллектуальных, организационных  и других ресурсов, их соединением  и комбинированием с целью  получения благ с фиксированными потребительскими свойствами и прибыли (дохода) от их обращения на рынке.

Потребительское поведение  обеспечивает извлечение (абсолютное или относительное) экономических  благ из товарного оборота и присвоение их полезных свойств с целью удовлетворения человеческих потребностей.

12. Риск в экономическом  поведении.

Экономическое поведение  является системой социальных действий, связанных с получением выгоды от обращения ограниченных ресурсов. Следствием ограниченности ресурсов является конкуренция  и неопределенность ситуаций, в которых  действует экономический агент, а неопределенность влечет за собой  риск. Сам же социальный субъект  не является абсолютно рациональным.

Ф. Найт определяет риск как ситуацию с неопределенным исходом, но известными вероятностями возможных событий. По его мнению, решения принимаются на основе приближенных оценок. Решение принимается подсознательно, затем оно вербализуется и рационализируется. Нужно оценить как масштабы влияния факторов, так и масштабы и вероятности их последствий.

По. Ф. Хайеку, поступление новой информации ведет к изменению субъективной оценки вероятности. Хайек пишет, что следование традиционным практикам, создающим рыночный порядок, не согласуется с рационалистическими требованиями; нет пользы от излишне продуманных поведенческих программ.

Если у Ф. Найта источником неопределенности и риска является незнание, то по Г. Саймону неопределенность неустранима из-за особенностей человеческой психики.

Что касается отечественной  экономической традиции, то ею провозглашалась  жесткая детерминированность экономических процессов, исключавшая неопределенность. Риск понимался как вызванное конкретной ситуацией и направленное на достижение оптимальных результатов принятие трудовыми коллективами хозяйственных решений в условиях вероятности, возникновения непредвиденных факторов, полностью или частично исключающих целесообразность принятых ранее решений. Неопределенность экономической деятельности являлась следствием ограниченности ресурсов при выборе и реализации решений. Риск, по А. Альгину, возникал в результате накопления неопределенности.

Некоторые виды экономического поведения с точки зрения содержащегося  в них риска: 1) Риск производителя: риск ошибки при оценке масштабов  потребности рынка в производимом товаре. При недопроизводстве теряется прибыль, при перепроизводстве не реализуется  товар по предполагаемой цене; риск неудачного выбора места для организации  производства; риск неудачного подбора  персонала. 2) Риск покупателя: риск покупки  некачественного товара; риск покупки  по цене выше среднерыночной; риск превышения затрат на поиск удовлетворительного  сочетания цены и качества товара над выгодой от покупки первого  попавшегося товара с нужными  характеристиками. 3) Риск продавца: риск ошибки при установлении цены; риск потерь при необходимости обменять недоброкачественный товар. 4) Риск коммерсанта: риск превышения затрат на нахождение и транспортировку товара над ожидаемой прибылью; риск покупки  товара по цене выше среднерыночной; риск потерь при транспортировке товара от места покупки до места продажи. 5) Риск инвестора: риск вложения средств  в нежизнеспособный проект; риск неоптимального распределения средств между  различными проектами; риск обесценивания  приобретенных акций. 6) Риск собственника: риск утраты или порчи имущества; риск приобретения в собственность  имущества, рыночная стоимость которого подвержена изменениям. 7) Риск сберегателя: риск неудачного выбора формы сбережения средств; риск неудачного выбора банка; риск неудачного выбора момента для вложения или изъятия средств, хранящихся на банковском счету. 8) Риск потребителя: риск потребления некачественного товара; риск потребления товара, оказывающего негативное воздействие на определенные группы населения (алкогольные изделия для детей, лекарственные препараты с редко обнаруживающимися побочными эффектами…); риск приобретения товара, который не может оптимально удовлетворить имеющуюся потребность.

Информация о работе Методы и функции экономической социологии