Молодежная политика стран СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Появление в начале последнего десятилетия XX в. Содружества Независимых Государств (СНГ) поставило вопрос о необходимости построения сотрудничества входящих в него стран в различных областях жизнедеятельности. При этом не стала исключением и молодежная политика. В государствах – участниках СНГ она выделилась в самостоятельную область государственной деятельности в 90-е годы прошлого века.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….5
Глава 1. Молодежная полтика Республики Беларусь
1.1 Об общих началах молодежной политике РБ…………………………......18
1.2.Особенности правового статуса молодежи в РБ. …………………………21
1.3.Правовое положение молодежных объединений в РБ…………………….29
1.4. Гарантии по осуществлению законов РБ по молодежной политике.…..30
1.5. Деятельность официально-зарегестрированных молодежных организаций на территории Республики Беларусь……………………………………………….…33
1.6. Деятельность незарегистрированных молодежных организаций в Республике Беларусь…………………………………………………………………………...39
1.7. Создание целостной системы воспитания гражданина-патриота………..45
1.8. Вывод………………………………………………………………………...54
Глава 2. Государственная молодежная политика Украины
2.1 Молодежная политика Украины……………………………………………56
2.2. Проблемы молодежной политики Украины………………………………72
2.3. Молодежные организации как элемент молодежной политики в Украине…………………………………………………………………………………………75
2.4. Проблемы трудоустройства молодежи в Украине………………………79
2.5. Государственное регулирование занятости молодежи………………….82
2.6.Вывод…………………………………………………………………………83
Глава 3. Государственная молодежная политика Казахстана
3.1.Общие положения……………………………………………………………84
3.2 Основные направления государственной молодежной политики в Республике Казахстан…………………………………………………………...…………..…88
3.3. Образование для молодежи……………………………………………….104
3.4. Политические молодёжные организации Казахстана…………………...115
3.5. Вывод……………………………………………………………………….121
Глава 4 Государственная молодежная политика в Молдове
4.1 Государственная молодежная политика в Преднестровской Молдавской республике………………………………………………………………………...…...122
4.1. Объекты и субъекты государственной молодежной политики…………123
4.2Основная цель, принципы и приоритеты государственной молодежной политики в Приднестровской Молдавской Республике……………………………123
4.3 Законодательство Приднестровской Молдавской Республики о государственной молодежной политике в Приднестровской Молдавской Республике….125
4.4.Участие молодежи в формировании и реализации государственной молодежной политики в Приднестровской Молдавской Республике…………………..127
4.5. Участие коммерческих и некоммерческих организаций в реализации государственной молодежной политики Приднестровской Молдавской Республики……………………………………………………………………………………….128
4.6. Гражданское, патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи…………………………………………………………………………………….129
4.7. Меры в области охраны здоровья молодежи и содействие ее здоровому образу жизни…………………………………………………………………………..130
4.8. Основные гарантии прав молодых граждан в области образования…132
4.9.Государственная поддержка молодой семьи……………………………..134
4.10. Содействие экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их права на труд……………………………………………………….…….136
4.11. Проблемы молодежи в Молдове………………………...………………137
4.12 Молодежная организация Молдовы……………..………………………138
4.13. Вывод……………………………………………...………………………144
Глава 5.Государственная молодежная политика Азербайджана
5.1Молодежная политика Азербайджана…………………………………….145
5.2.Вывод………………………………………………………………………..156
Глава 6. Государственная молодежная политика Кыргызстана
6.1 Молодежная политика Кыргызстана………………………………….…..157
6.2.На сегодняшний день………………………………………………………157
6.3.Мировые тенденции и ГМП в Кыргызстане……………………………...158
6.4.Программа "Кыргызстан жаштары"………………………………………162
6.5.Пути совершенствования молодежной политики концептуальные подходы………………………………………………………………………………………164
6.6.Вывод………………………………………………………………………..171
Глава 7.Государственная молодежная политика Узбекистана
7.1 Молодежная политика Узбекистана………………………………………172
7.2.Закон Республики Узбекистан “об основах молодежной политики”…175
7.3.Молодежные организации Узбекистана…………………………………199
7.4.Вывод……………………………………………………………………….200
Глава 8. Государственная молодежная политика Армении
8.1.Концепция государственной молодежной политики……………………201
8.2.Международная молодежная политика Армении (Международный обзор совета Европы)…………………………………………..………………...206
8.3.Молодежные организации………………………………………………....210
8.4.Вывод………………………………………………………………………..212
Заключение……………………………………………………………………..213
Список литературы………………………………………………………….…215

Файлы: 1 файл

курс.doc

— 1.55 Мб (Скачать файл)

Немало подзаконных актов в странах СНГ посвящено и вопросам управления в сфере государственной молодежной политики.

 Этими актами регулируются вопросы: установления порядка анализа реализации ГМП и оценки ее состояния; образования и организации деятельности органов по делам молодежи; создания координационных советов по ГМП; совершенствования системы организации работы по воспитанию детей и молодежи во внешкольных учебных заведениях; организации работы с детьми, подростками и молодежью по месту жительства; развития молодежных лотерей; принятия комплексных мер по реализации ГМП; установления и проведения Дня молодежи и др.

 Нетрудно заметить, что в России имеются соответствующие подзаконные акты, которые связаны как с вопросами реализации прав и свобод молодежи, так и управления работой с ней. При этом главное отличие заключается в том, что в нашей стране такого рода акты чаще принимаются на региональном уровне.

 Особенно надо отметить, что широко распространенными в странах СНГ стали общегосударственные комплексные программы молодежной политики («Молодежь»).

 Например, в Республике Беларусь действует Республиканская программа «Молодежь Беларуси» на 2006-2010 гг., а до этого реализовывалась соответствующая программа на 2004-2005 гг.

 В Республике Украина утверждена Государственная целевая социальная программа «Молодежь Украины» на 2009-2015 гг., которая является логическим продолжением Общегосударственной программы поддержки молодежи на 2004-2008 гг.

 В Республике Казахстан реализуется программа «Молодежь Казахстана».

В Азербайджанской Республике утверждена Государственная программа Азербайджанской молодежи.

 В Российской Федерации начиная с 1994 г. утверждалась федеральная целевая программа «Молодежь России». Последняя такая программа, как известно, была утверждена в 2000 г., и срок ее действия истек в 2005 г.

 В настоящее время продолжает обсуждаться проект концепции федеральной целевой программы «Молодежь России» на 2011-2015 гг., одобренный на заседании Президиума коллегии Министерства спорта, туризма и молодежной политики, состоявшемся в конце ноября 2009 г.

 Примечательно, что в государствах, входящих в состав СНГ, принято утверждать не только комплексные программы в сфере ГМП, а и программы, касающиеся отдельных направлений работы с молодежью.

 Например, в Республике Азербайджан утверждена Государственная программа по обучению молодежи Азербайджана в зарубежных странах в 2007-2015 гг., в Республике Беларусь – Государственная программа «Молодые таланты Беларуси» на 2006-2013 гг., в Республике Молдова – Национальная программа по предупреждению и снижению безработицы среди молодежи, в Республике Украина – Государственная программа обеспечения молодежи жильем на 2002-2012 гг.

 В странах СНГ на основе соответствующих подзаконных актов созданы и функционируют структуры исполнительной власти, реализующие ГМП – органы по делам молодежи.

 В Республике Украина действует Министерство по делам семьи, молодежи и спорта, в Азербайджане – Министерство молодежи и спорта, в Армении – Министерство спорта и по делам молодежи, в Кыргызской Республике – Государственное агентство по физической культуре и спорту, делам молодежи и защите детей, в Таджикистане – Комитет по делам молодежи, спорта и туризма.

 В Республике Молдова действует Министерство просвещения и молодежи, В республиках Беларусь и Туркменистан вопросы осуществления ГМП возложены на Министерство образования, в Республике Казахстан – на Министерство образования и науки.

 Надо заметить, что во всех странах СНГ органы по делам молодежи сформированы в структурах исполнительной власти не только на центральном, но и на региональном и местном уровнях. Россия в этом плане не является исключением,

Имеется в странах СНГ и опыт создания специальных консультативно-совещательных органов – советов по проблемам молодежи (молодежной политике), действующих на основе специальных положений о них.

 В частности, при Президенте Украины образован Национальный совет по вопросам становления и развития молодежи.

Совет по молодежной политике создан при Президенте Республики Казахстан.

Национальный совет по проблемам молодежи действует в Республике Молдова.

 Во многих странах СНГ принято готовить доклады о положении молодежи. Так, Государственный совет Республики Узбекистан по делам молодежи ежегодно представляет Олий Мажлису и Президенту Республики Узбекистан доклад о положении молодежи.

 В Верховной Раде Украины с 1995 г. ежегодно проводятся слушания о положении молодежи, готовится доклад по этому вопросу Президенту, Верховной Раде, Кабинету Министров.

 Рассматривая вопрос о правовом регулировании ГМП в странах СНГ, можно обратить внимание на то, что в их законодательствах имеются как схожие, так и различающиеся толкования термина «государственная молодежная политика».

 В Республике Туркменистан ГМП рассматривается как составная часть общей политики государства, направленная на обеспечение социально-экономических, политических прав и свобод молодых граждан.

 В Республике Узбекистан она определяется как приоритетное направление государственной деятельности в целях создания социально-экономических, правовых, организационных условий и гарантий для социального становления и развития молодежи, раскрытия ее творческого потенциала в интересах всего общества.

В Республике Казахстан ГМП трактуется как деятельность государства, направленная на создание правовых, социально-экономических условий и гарантий для воспитания, социального становления, развития и самореализации молодежи и подростков в общественной жизни, защиты их прав и законных интересов.2

 Данный подход фактически тождествен соответствующему российскому пониманию ГМЛ в «Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации», где она определяется как деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив.

 Правда, надо заметить, что в Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной Правительством РФ в декабре 2006 г., ГМП трактуется как система формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.

 В Республике Украина ГМП понимается как системная деятельность государства в отношениях с личностью, молодежью, молодежным движением, которая осуществляются в законодательной, исполнительной, судебной сферах и ставит своей целью создание социально-экономических, политических, организационных, правовых условий и гарантий для жизненного самоопределения, интеллектуального, морального, физического развития молодежи, реализации ее творческого потенциала, как в собственных интересах, так и в интересах Украины.

В Республике Беларусь ГМП определяется как система социально-экономических, политических, организационных и правовых мер, направленных на поддержку молодых граждан в возрасте до 31 года, осуществляемых государством для социального становления, развития молодежи и наиболее полной реализации ее потенциала в интересах всего общества.

 Схожие в некоторой степени определения содержатся в нормативных правовых актах и других государств – участников СНГ. Как система мер ГМП рассматривается также в Кыргызской Республике, Республике Молдова и Республике Таджикистан:

    • система социально-экономических, политических, организационных и правовых мер, осуществляемых государством и направленных на поддержку молодежи (Кыргызская Республика);
    • система мер, призванных обеспечить социально-экономические, политико-правовые и организационные условия и гарантии, необходимые для социального формирования многосторонне развитой личности (Республика Молдова);
    • система социально-экономических, политических, организационных и правовых мер, осуществляемых государственными органами с цель создания условий и гарантий для социального становления и развития молодежи и наиболее полной реализации ее творческого потенциала в интересах всего общества (Республика Таджикистан).

 В Азербайджанской Республике ГМП видится как система мероприятий, направленных на создание государством общественно-политических, социально-экономических, организационно-правовых условий и гарантий с целью обеспечения всестороннего развития молодежи, ее активного участия в жизни общества.

Отметим, что в странах СНГ существуют и некоторые различия в определении возрастных рамок категории «молодежь».  В частности, как и в России, под молодежью в республиках Таджикистан и Узбекистан понимаются лица и возрасте от 14 до 30 лет.

 В Республике Беларусь к молодежи относят лицо, в возрасте от 14 до 31 года, в Республике Казахстан, от 14 до 29 лет, в Республике Украине и Кыргызской Республике – от 14 до 35 лет, в Республике Молдова – от 16 до 30 лет, в Азербайджанской Республике – oт 16 до 35 лег. На эти подходы стоит обратить внимание тех, кто ратует в России за ограничение молодежного возраста рамками 25 лет.

 Россия могла бы перенять опыт отражения вопросов ГМП в правовых классификаторах других стран СНГ. По аналогии с ними целесообразно обеспечить внесение соответствующих изменений и дополнений в действующий Классификатор правовых актов, в котором до сих пор отсутствует молодежная составляющая.

 Например, Общеправовой классификатор отраслей законодательства Республики Узбекистан имеет раздел 010.310.000 «Законодательство о молодежной политике».

 В Едином правовом классификаторе Республики Беларусь вопросы ГМП предусматриваются в разделе 01 «Конституционное законодательство (подраздел 01.10.06 – «Молодежные, детские, женские организации, объединения ветеранов и инвалидов»).

 В правовой системе Республики Казахстан законодательство о государственной молодежной политике рассматривается в разделе «Основы конституционного строя». Характерным для стран СНГ является заключение двусторонних соглашений по вопросам государственной молодежной политики, как между собой, так и с другими государствами. Россия, в частности, заключила ряд международных соглашений, непосредственно посвященных сотрудничеству в сфере ГМП, в том числе с республиками Беларусь и Украина.

 Таким образом, анализ опыта правового регулирования государственной молодежной политики в странах СНГ показывает, что данная политика находит широкое отражение в законодательствах этих стран.

 Следует обратить внимание на то, что принятые в них законы, регулирующие вопросы ГМП, в значительной мере сориентированы на многие положения Закона СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР».

Во многом «знаковым» для сотрудничества стран СНГ по вопросам правового регулирования ГМП можно считать введенное в действие Межпарламентской Ассамблеей государств – участников Содружества Независимых Государств в мае 2009 г. постановление «О формировании законодательных основ современной молодежной политики в государствах – участниках СИГ».

 Данным постановлением принята Декларация Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ «О приоритетных направлениях современной молодежной политики в государствах – участниках СНГ».

 Была также поддержана инициатива Совета по делам молодежи государств – участников СНГ о разработке Стратегии международного молодежного сотрудничества государств – участников СНГ и принят модельный закон «О воспитании детей и молодежи», направленный в парламенты государств – участников Межпарламентской Ассамблеи СНГ, который рекомендован для использования в национальном законодательстве. 3

 К сожалению, нельзя сказать, что Российская Федерация лидирует среди государств – участников СНГ в вопросах формирования действенной законодательной базы работы с молодежью.

 Не исключено, что все идет к тому, что Россия, вероятно, в следующее десятилетие XXI в. войдет единственной страной на пространстве СНГ, не имеющей своего базового закона в сфере государственной молодежной политики. Объективных причин этому нет.

Нельзя считать нормальной правовой конструкцией состояние, при котором 85% субъектов РФ имеют базовые законы в сфере ГМП, а соответствующего федерального закона нет. Ведь ГМП есть предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Нужно с системных позиций подойти к формированию российского законодательства о ГМП и обеспечить его единство на всех уровнях, используя отечественный и зарубежный опыт.

 Федеральным органам государственной власти целесообразно соизмерить свои законотворческие действия и сфере ГМП с тенденциями ее правового регулирования в других странах СНГ.

 Нельзя «замыкаться» на собственных, часто субъективных взглядах на данный процесс. Нашей стране есть что позаимствовать из опыта формирования законодательства в сфере ГМП за рубежом, в том числе у государств – участников СНГ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Государственная молодежная политика Белоруссии

 

1.1 Об общих началах молодежной политике РБ

 

Часто в прессе и литературе встречается понятие «Государственная молодежная политика». Но что же она собой представляет понять тяжело. Закон РБ от 24 апреля 1992г. дает ответ на этот вопрос.  Государственная молодежная политика – это система социально экономических, политических, организационных и правовых мер, направленных на поддержку молодых граждан Республики Беларусь в возрасте до 31 года, осуществляемых государством для социального становления, развития молодежи и наиболее полной реализации ее потенциала в интересах всего общества. 4

Информация о работе Молодежная политика стран СНГ