Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 09:59, курсовая работа
Целью исследования является выявление особенностей искажения межличностного взаимодействия, процессов коммуникации, способности принимать активную позицию в решении вопросов устройства своей дальнейшей жизни, а также необходимости осуществления вследствие этого психосоциальной работы.
Задачами исследования являются: 1) проведение анализа литературы по исследуемой проблеме;
2) поэтапное исследование факта отсутствия психосоциальной работы в учреждении и её необходимости для пациентов;
3) сопоставление полученных данных с выдвинутой гипотезой.
Введение
Глава I Особенности психосоциальной работы с пациентами психиатрической больницы
1.1 Психосоциальная работа как один из подходов социальной работы
1.2 Пациенты психиатрической больницы
1.3 Психосоциальная работа с пациентами психиатрической больницы
Глава II Эмпирическое исследование психосоциальной работы с пациентами психиатрической больницы
2.1 Ход и организация исследования
2.2 Анализ и интерпретация данных
Заключение
Библиография
Исследование представляет собой работу, состоящую из следующих основных этапов:
1) проведение беседы с заведующим одного из отделений больницы с целью ознакомления с деятельностью социальных работников – как идеальной модели осуществления социальной работы, а также одного из направлений – психосоциальной работы;
2) подобную же беседу необходимо провести с социальным работником, для того чтобы оценить реальную действительность, то есть понять, соответствуют ли требования, предъявляемые к деятельности социального работника, их непосредственной выполняемости;
3) уровень эффективности выполняемой социальной работы могут безошибочно оценить в первую очередь те, на кого она направлена, то есть пациенты. На данном этапе необходимо получить так называемую «обратную связь» от объекта. Данные о том, насколько важна и необходима пациентам психосоциальная работа, можно получить, проведя опрос.
Итак, в соответствии с первым этапом, была проведена беседа с заведующей первого мужского отделения. Беседа представляет собой набор последовательных вопросов (см. Приложение №1).
Содержание беседы и её ключевые моменты будут представлены несколько ниже.
Получив при помощи беседы
первое общее представление о
специфике социальной работы в психиатрии,
переходим ко второму этапу, заключающемуся
в похожей беседе с самим специалистом
по социальной работе. Особенность
вопросов (см. Приложение №2) для беседы
состоит в их конкретике, более
узком смысле, а ответы предполагают
реальное положение дел в настоящий
момент. Это необходимо для оценки
работы специалиста как связующего
звена между пациентом и
Анализ беседы и её ключевые
моменты также будут
На третьем этапе исследования, состоящего в получении информации от пациентов по поводу проводимой социальной работы, мы использовали опрос, представляющий собой набор вопросов (см. Приложение №3), исключающих выявление личных данных пациента. В начале опроса исследователь мог уточнить лишь имя опрашиваемого, которое при анализе и интерпретации данных зашифровывается.
Данный опрос направлен на выявление адаптированности пациентов к условиям жизни в больнице, особенностей времяпрепровождения, сохранения навыков и ценностей из жизни до поступления в больницу, способности вовлекаться во что-то новое, заинтересовываться, сохранности навыков общения, связей с родственниками и друзьями, роли и необходимости социального работника в учреждении – то есть всего того, что можно скорректировать либо восстановить посредством психосоциальной работы. Опрос также показывает необходимость психосоциальной работы для пациентов.
Отобранную для опроса
группу пациентов можно
Данные, полученные в результате опроса, были сведены в таблицу (см. Приложение №4).
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов
Итак, на первом этапе нашего исследования мы провели беседу с заведующей первого мужского отделения, основные аспекты которой представлены ниже.
Заведующая отделения
отметила, что сама необходимость
в социальном работнике в психиатрической
больнице появилась в связи с
тем, что многие пациенты стали поступать
с утерянными документами, удостоверяющими
личность. Процесс восстановления документов
занимает большое количество времени,
следовательно, нужен специалист, который
выполнял бы эту работу. Первоначальными
функциями социального
В настоящее время из всех
социальных работников больницы (а
всего их четыре, как и отделений)
только один является специалистом по
социальной работе, который и занимается
организацией социальной работы в отделении.
В больнице лишь только начинает зарождаться
психосоциальная работа, являющаяся
одним из основных направлений социальной
работы в психиатрии. Она проявляется
в двух своих формах: индивидуальной
(беседа, консультирование) и групповой
(ведение психосоциальных
Специалист по социальной
работе также организует досуг больных.
По словам заведующей отделения, в советские
времена больница сотрудничала с
производственными
Помимо трудотерапии пациенты проводят время за просмотром телепередач, настольными играми. В дальнейшем планируется сотрудничество с городскими учреждениями культуры: музеями, кинотеатрами.
Как уже было упомянуто выше, трудности с организацией психосоциальной работы состоят в нехватке специалистов по социальной работе с опытом. Трудности в организации некоторых видов досуга – в отсутствии отдельных оборудованных помещений. Трудности с трудовой реабилитацией пациентов и их дальнейшей интеграцией в общество – в нежелании различных организаций идти навстречу таким людям, заключающееся в невыгодности данного мероприятия.
Психосоциальная работа сможет
решить в дальнейшем многие проблемы
психически больных, среди которых:
выработка бытовых навыков, развитие
коммуникативных способностей, умение
взаимодействовать с
На данном этапе социальная работа в психиатрии далека от идеала, и потребуется много сил и времени для поднятия её на высокий уровень. Но начало уже положено, а поле деятельности обширно и бесконечно.
В перспективе в больнице
планируется создание групп специалистов
для комплексной работы с больными.
В такую группу должны входить: специалист
по социальной работе, психолог, психотерапевт
и лечащий врач. Это будет способствовать
использованию опыта других специалистов
для более эффективной и
В ходе беседы со специалистом
по социальной работе, что предполагалось
нами в качестве второго этапа
исследования, было выяснено, что до
появления в больнице специалиста
по социальной работе с высшим образованием
психосоциальной работы как таковой
никогда не проводилось. В данный
момент у специалиста по социальной
работе (который в том числе
выполняет и функции
Индивидуальная работа как форма психосоциальной работы представляет собой индивидуальное консультирование пациента со специалистом по вопросам, касающимся непосредственного ведения документации, встреч с родственниками, приёма некоторых препаратов, самочувствия.
Довольно большим недостатком работы является то, что специалист по социальной работе выполняет функции социального работника, которые занимают практически всё его время. Из-за чего страдает организация психосоциальной работы. В то время как необходимость в ней остро ощущается. Достаточно лишь пройтись по отделению и посмотреть, чем заняты больные. В основном это настольные игры, просмотр телепередач, сон. С другой стороны, сами сотрудники отмечают, что бывает довольно трудно организовать их на какую-либо деятельность ввиду специфики заболевания. На словах пациенты готовы выполнить какую-либо работу, заняться чем-либо, на деле – нет.
Также сложность в проведении групповых занятий в больнице обосновывается ещё и отсутствием свободных помещений, подходящих для подобной работы. А проводить занятия в холе не предоставляется возможным, поскольку многие пациенты не изъявляют желания делиться своими мыслями со всеми, а не только с группой и её руководителями. Хотя специалист по социальной работе отметил, что многим первые пробные тренинги понравились, что поспособствовало появлению мотивации к их продолжению.
Досуг больных (который также должен организовывать специалист) в целом однообразен, что создаёт большое количество возможностей для деятельности специалиста.
Единственное, что используется в работе с пациентами (в рамках психосоциальной работы) – это трудотерапия в целях поддержания порядка в палатах, отделении и на территории больницы.
Выходные дни в больнице проходят так же, как и будни. По праздникам устраиваются чаепития, иногда – концерты.
При поступлении пациентов в больницу проводится первичная адаптация, состоящая в ознакомлении больного с персоналом, структурой учреждения, распорядком дня, режимом приёма лекарств. Хотя, как отмечает специалист по социальной работе, нужно проводить с больными занятия, посвящённые навыкам бытового обслуживания, необходимости приёма лекарств, тренинги на тему «Жизнь с болезнью», что поспособствует адаптации пациента к новым условиям. Этого опять же, не проводится. При выписке пациента дальнейшей его деятельностью лишь интересуются, но не курируют пациента, поскольку в диспансере нет должности социального работника. И через некоторое время этот выписавшийся пациент в большинстве случаев вновь возвращается в больницу.
Родственники посещают больных довольно часто. В основном их задача – покупка продуктов и вещей, в которых нуждается больной, на деньги, выписанные по доверенности. Свидания с родственниками короткие, составляют 10-15 минут. Выезды домой – только с разрешения врача и крайне редко.
Больные интересуются тем, что происходит в мире, следят за новостями, читают газеты. Общаются в основном по подгруппам. Налаживанию контактов между пациентами способствует проведение тренингов и занятий.
Социальный работник работает самостоятельно. Совместная работа с другими специалистами не ведётся.
Итак, из беседы со специалистом
по социальной работе было выяснено, что
психосоциальная работа с больными
лишь только начала осуществляться. И
в основном она имеет одностороннее
направление – групповая
Далее мы представим анализ опроса, проведённого с пациентами мужского отделения психиатрической больницы. Этот вид работы был предусмотрен в качестве третьего этапа нашего исследования.
Рассмотрим вначале те вопросы, которые предполагают выявление особенностей времяпрепровождения в больнице. Режим дня чётко расписан и подлежит выполнению. В соответствии с этим все пациенты живут по расписанию, которое и формирует их времяпрепровождение. Это в основном приём пищи, лекарств, сон, просмотр телевизора, настольные игры. Половина опрошенных признались, что такое положение дел их не устраивает вовсе, либо они хотели что-то изменить. Например, добавить прогулки на свежем воздухе, «чтобы кормили лучше», разрешали посмотреть телевизор «часов до 12», среди особых желаний – наличие бассейна.
Среди увлечений больных можно отметить просмотр фильмов, чтение книг, прессы, интернет, музыку. Но всё это пациентам недоступно. Лишь единицы пишут стихи, рисуют. Творческая деятельность в больнице приветствуется.
Большинство опрошенных ничем не хотят заниматься в больнице по собственной инициативе, поскольку многие их желания недопустимы. Но, что особо важно, многие с удовольствием принимали бы участие в различных занятиях, кружках, мероприятиях, организуемых персоналом.
Все опрошенные пациенты интересуются событиями, происходящими в мире, стране, городе. Это можно объяснить их, пожалуй, единственным всеобщим занятием – просмотром телевизора. Но при этом многие читают журналы, газеты, книги, узнают информацию от вновь поступивших пациентов, по слухам, от сотрудников.
Многие больные часто общаются друг с другом, имеют друзей, но в то же время большую часть времени проводят в одиночестве. Этот факт порождает противоречия на счёт характера и целей такого общения. Один из пациентов отметил, что он скорее не общается, а спрашивает что-либо у других пациентов. Таким образом, можно сказать, что у многих видоизменено представление об общении, межличностном взаимодействии, потерян интерес к собеседнику, поскольку информация, которую можно получить от него, не имеет новизны. Поэтому лучшим «собеседником» считается телевизор, дающий пищу для размышлений в одиночестве, а не в группе.