Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 09:59, курсовая работа
Целью исследования является выявление особенностей искажения межличностного взаимодействия, процессов коммуникации, способности принимать активную позицию в решении вопросов устройства своей дальнейшей жизни, а также необходимости осуществления вследствие этого психосоциальной работы.
Задачами исследования являются: 1) проведение анализа литературы по исследуемой проблеме;
2) поэтапное исследование факта отсутствия психосоциальной работы в учреждении и её необходимости для пациентов;
3) сопоставление полученных данных с выдвинутой гипотезой.
Введение
Глава I Особенности психосоциальной работы с пациентами психиатрической больницы
1.1 Психосоциальная работа как один из подходов социальной работы
1.2 Пациенты психиатрической больницы
1.3 Психосоциальная работа с пациентами психиатрической больницы
Глава II Эмпирическое исследование психосоциальной работы с пациентами психиатрической больницы
2.1 Ход и организация исследования
2.2 Анализ и интерпретация данных
Заключение
Библиография
Почти все респонденты до поступления в больницу либо работали, учились, либо занимались любимым делом. И только один из пациентов имеет желание работать, находясь на лечении, при предоставлении ему такой возможности. Хотя опять же превалирующее число больных после выписки хотят работать и устраивать свою жизнь. Это говорит о том, что в больнице жизнь пациентов как бы приостанавливается, теряет смысл из-за отсутствия возможности заниматься любимым делом.
Что касается взаимодействий
больных со специалистом по социальной
работе, то тут интересным будет
следующий факт: с просьбами и
вопросами к специалисту почти
никто не обращается, а если и
обращается, то только по вопросам, связанным
с документами, пенсиями и покупкой
продуктов. При этом необходимость
наличия специалиста в
Итак, проанализировав данные, полученные в ходе опроса пациентов, отметим основные аспекты:
1) досуг пациентов и времяпрепровождение в целом однообразны, что способствует снижению собственной инициативы пациента;
2) по мере длительности госпитализации у больных теряются навыки общения, межличностного взаимодействия, ведения беседы, интереса к другим как к личностям;
3) теряется мотивация к труду и другим видам активной деятельности;
4) у пациентов сложилось представление о специалисте по социальной работе как о социальном работнике.
Важно отметить, что подобные признаки длительной госпитализации можно постепенно сгладить путём продуманной и тщательно спланированной психосоциальной работы, необходимость которой ещё раз подтверждается существующим на данный момент состоянием пациентов. Это, пожалуй, является основополагающей рекомендацией.
Итак, гипотеза исследования, состоящая в том, что отсутствие психосоциальной работы с психически больными людьми способствует искажению межличностного взаимодействия, процессов коммуникации, способности принимать активную позицию в решении вопросов устройства своей дальнейшей жизни, подтвердилась.
Заключение
Пациенты психиатрической больницы, как было выяснено в ходе нашего исследования, теряют либо частично утрачивают навыки, которые были приобретены ими в процессе жизнедеятельности до поступления в больницу. Это навыки межличностного взаимодействия, общения, бытового самообслуживания, а также такие важные показатели самостоятельной жизни, как цели, планы, интересы, увлечения. Это подтверждается и экспериментально, и тем анализом психологической литературы, который мы осуществили.
Факторами, способствующими этому, являются: специфика психического заболевания, условия проживания в больнице и, что наиболее важно, отсутствие психосоциальной работы с больными.
В ходе нашего исследования
мы достигли поставленной цели, а именно:
выявили необходимость
Достичь цели нам помогло
решение поставленных задач, среди
которых был анализ литературы по
специфике психосоциальной
Все эти последовательные шаги и привели нас к подтверждению выдвинутой гипотезы.
Библиография
1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – Екатеринбург; М., 1995.
2. Аскевис-Леерпе, Ф. Психология: краткий курс/ Ф. Аскевис-Леерпе, К.Барух, А.Картрон; пер. с франц. М.Л.Карачун. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 155, [5] с.: ил.
3. Барбру Леннер-Аксельсон, Ингела Тюлефорс. Психосоциальная помощь населению. – М., 1998. – 232 с.
4. Беззубик К.В. Содержание и методики психосоциальной работы в системе социальной работы: Уч. пособие/ Под ред. проф. Е.А. Сигиды. – М.: ИНФРА – М, 2008. 168 с. – (Высшее образование).
5. Беличева С.А. Проблемы подготовки в России специалистов по психосоциальной работе// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – М., 2000. - № 3.
6. Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. – СПб., 2001.
7. Гурович И.Я. Психосоциальная терапия и психосоциальная реабилитация психически больных// Российский психиатрический журнал. 2006. № 2.
8. Калитеевская Е.Р., Ильичёва В.Н. Адаптация как развитие: выбор психотерапевтической стратегии// Психологический журнал. – 1995. – Т.16. - №1.
9. Кирпиченко А.А. Нервные и психические болезни (с основами ухода за больными): Учеб. пособие/ А.А. Кирпиченко, А.М. Гурленя, А.А. Пашков. – Мн.: Высшая школа, 1997. – 256 с.
10. Курс лекций по методике психосоциальной деятельности в системе социальной работы
11. Лекция. Введение в курс «Содержание и методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы.
12. Лукьянова И.Е. Инновационная реабилитация – приоритетеное направление медико-социальной работы// Социальные технологии и исследования. 2006. №2.
13. Матвеев В.Ф. Основы медицинской психологии, этики и деонтологии: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1989. -176 с.; ил. – (Учеб. пособие. Для учащихся мед. Училищ).
14. Основы педагогических технологий: краткий толковый словарь. – Екатеринбург, 1995.
15. Психитерапия / Г.Палмад. – 11-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 160 с. – (Серия «Концентрированная психология»).
16. Сафонова Л.В. Содержание и методика психосоциальной работы:
Учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений/ Л.В. Сафонова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 224 с.
17. Социологический энциклопедический словарь/ под ред. Г.В. Осипова. – М., 1998.
18. Фирсов М.В. Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы.: Содержание и методы психосоциальной практики: Учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений. – М.: Изд. Центр «Академия», 2002. – 192 с.
19. Франкл В.Э. Основы логотерапии. Психотерапия и религия – СПб: Речь, 2000. – 286 с.
20. http://www.doktorvisus.ru/
21. http://ru.wikipedia.org/wiki
22. http://1stepisode.com.ua/ru/
23. http://do.teleclinica.ru/
24. http://www.talagi.ru/info/
25. http://tumbalalaika.memo.ru/
И.С. Бердышев. Интеграция в общество людей с психическими нарушениями.
25. http://psysphera.narod.ru/