Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 09:59, курсовая работа
Целью исследования является выявление особенностей искажения межличностного взаимодействия, процессов коммуникации, способности принимать активную позицию в решении вопросов устройства своей дальнейшей жизни, а также необходимости осуществления вследствие этого психосоциальной работы.
Задачами исследования являются: 1) проведение анализа литературы по исследуемой проблеме;
2) поэтапное исследование факта отсутствия психосоциальной работы в учреждении и её необходимости для пациентов;
3) сопоставление полученных данных с выдвинутой гипотезой.
Введение
Глава I Особенности психосоциальной работы с пациентами психиатрической больницы
1.1 Психосоциальная работа как один из подходов социальной работы
1.2 Пациенты психиатрической больницы
1.3 Психосоциальная работа с пациентами психиатрической больницы
Глава II Эмпирическое исследование психосоциальной работы с пациентами психиатрической больницы
2.1 Ход и организация исследования
2.2 Анализ и интерпретация данных
Заключение
Библиография
Третье направление –
социальное вмешательство на макросоциальном
уровне. Этот уровень относится к
сфере влияния общественно-
Совершенствование структуры
психиатрических служб, переход
к биопсихосоциальной модели и введение
полипрофессионального
Итак, для нас наиболее
предпочтительным направлением социальной
работы в психиатрии является психосоциальное,
основные аспекты которого были рассмотрены
нами ранее. Именно в рамках этого
направления будет
Каким же образом мы можем
представить психосоциальную
Исходя из убеждений, что
все люди на земле рождаются с
равными правами на жизнь и
любые виды человеческой деятельности,
инициативная группа врачей-психиатров
Архангельской областной
Основными целями организации являются:
- привлечение внимания
общественности и специалистов
к проблемам психически
- создание условий,
- содействие в оказании
практической социально-
Организация осуществляет свою
деятельность при поддержке немецкого
благотворительного фонда «Акция человек»,
немецкой общественной организации
«Брюкке» (Мост), департамента здравоохранения
администрации Архангельской
Общественная организация «Мост» развивает связи в области здравоохранения, образования и социальной поддержки лиц, страдающих психическими расстройствами, в г. Архангельске [23].
Практической стороной деятельности организации явилось:
- открытие центра дневного
пребывания психически больных
людей, где осуществляется
- содействие в открытии
швейного цеха, организации трудового
обучения и трудовой занятости
25 пациентов психиатрической
- содействие в организации
программы физической, психосоциальной
и личностной реабилитации
Сотрудниками организации, на основе оценки медико-социальных характеристик пациентов, разработаны методические материалы по социальной работе, направленной на дегоспитализацию пациентов, а также их социальную интеграцию [23].
Этот пример полностью
отражает главную цель психосоциальной
работы с душевнобольными людьми
и имеет результативное практическое
применение. Но, по мнению И.С. Бердышева,
в нашей стране для людей с
психической патологией практически
отсутствует возможность
Здесь сопоставляется бездействие российского общества и властей в отношении психически больных и положительный опыт европейского государства. Это естественно, что подобный контраст зрительно усугубляет положение изучаемой нами группы людей в России. Продолжим исследовать практические наблюдения И.С.Бердышева с целью изучения объективного положения душевнобольных в нашей стране.
Сейчас интеграция психически
проблемных наших сограждан в
здоровый социум, в частности в
Санкт-Петербурге, происходит опосредованным
образом — за счет того, что специализированная
помощь оказывается им на более высоком
уровне. Причем все это на фоне крайне
усеченного, нищенского бюджета: в Петербурге
есть программы по оказанию помощи,
в том числе людям с
Большинство специалистов, работа
которых непосредственно
Многочисленные общества детей-инвалидов, например ассоциация «Даун-синдром», ведут преимущественно замкнутый образ жизни, не пытаясь активно сотрудничать с коллективами здоровых и благополучных детей. В то же время в УВМ «Детская психиатрия», в течение многих лет осуществляется деятельность, непосредственно связанная с интеграцией детей, имеющих различные психические нарушения, в среду здоровых ровесников. Там есть давно уже сформированное сообщество подростков (часть из них — бывшие пациенты, имевшие какие-то сложности, часть — пришла со стороны), которые объединяются по интересам, по направлениям волонтерства.
И на Западе, в Америке
существует много программ: «Подросток,
помогающий подростку», «Ребенок, помогающий
ребенку». В основе этих программ идея:
помочь всем подросткам осознать необходимость
человеческого отношения к
Продолжая рассматривать опыт по адаптации и интеграции психически больных людей в г. Санкт-Петербурге, приведём пример создания театральной студии как центра психосоциальной реабилитации в психиатрическом стационаре.
Снижение уровня социального
функционирования психически больных,
в первую очередь больных шизофренией,
во многом обусловлено так называемым
социально-когнитивным
Психосоциальная работа, направленная на стимулирование личной творческой активности, самовыражения, навыков общения, в последние годы все более активно включается в программы реабилитации психически больных [25].
С этой целью в конце 2001 года в СППБ №1 им.П.П.Кащенко была создана театральная студия. Помещение площадью около 60 квадратных метров после косметического ремонта было переоборудовано в небольшой театральный зал на 30 мест с примыкающей к нему костюмерной, оснащено необходимым реквизитом – театральными креслами, софитами, осветительными приборами (“пистолет”), ширмами, задником, небольшим музыкальным центром и пианино.
Студию, названную “Артишок” (“Арт и шок”), возглавил социальный работник - профессиональный театральный режиссер.
Первой формой работы стали тренинги, проводившиеся с использованием методов психодрамы, (Морено, Киппер) и “Системы” Станиславского, поскольку элементы “Системы”, направленные на развитие сценического общения, одновременно стимулируют умения межличностной коммуникации, научают моделям поведения в различных предполагаемых обстоятельствах [25].
Группы пациентов, которых
направляли в студию врачи отделений,
были гетерогенны (по полу, возрасту, нозологии,
длительности нахождения в больнице);
противопоказанием являлись “острые”
состояния или глубоко
Тренинги, в которых приняли участие более 100 пациентов, позволили их участникам улучшить навыки общения, повысить чувство уверенности в себе, возможности эмоционального и вербального самовыражения.
Следующим шагом стала
постановка спектакля, участниками
которого были пациенты относительно
стабильной группы (около 30 человек). Постановка
"Здорово" была построена в
форме коротких интермедий с песнями,
играми, “рекламой”, парафразами на
темы больничной жизни, и представляла
собой пародию на телевизионную
передачу “Здоровье”. Кроме пациентов
(спектакль посмотрели около тысячи
больных), зрителями постановки были
многочисленные гости больницы, ученые,
врачи, журналисты. Следующим шагом
стали выездные спектакли – в
ряде психиатрических больниц С-
Желание иметь постоянную
труппу уже “опытных” актеров
вступает в противоречие с тенденцией
максимально скорой выписки больных
из стационара. Это приводит к постоянной
смене состава пациентов
Этот непродолжительный
опыт свидетельствует о
Итак, мы видим, что в работе с психически больными людьми положительные результаты имеют творческие методы. Но здесь нужно оговориться: подобную работу должен выполнять опытный специалист по социальной работе, прошедший подготовку.
Далее обратимся к примерам
социально-трудовой реабилитации как
возвращении больному способности
к участию в общественно
В Калужской областной
психиатрической больнице № 1 в 1973 г.
на базе лечебно-трудовых мастерских был
открыт специальный цех турбинного
завода, который стал не только центром
трудовой и социальной реабилитации,
но и местом производственного обучения
больных в условиях промышленного
предприятия. В цехе работали инвалиды
I и II групп по психическому заболеванию,
а также больные, которые не имели
инвалидности, но не могли по своему
состоянию работать в условиях обычного
производства. Больные зачислялись
в штат спеццеха и выполняли соответствующие
производственные операции. Соблюдение
условий труда, правильность использования
труда больных, выполнение санитарно-гигиени-ческих
мероприятий и наблюдение за психическим
состоянием пациентов осуществлялись
специалистами психиатрической
больницы. Все это позволяло во
многих случаях достичь повышения
уровня социальной адаптации. Производственные
задания подбирались для