Нарконашествие в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 09:59, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является выявление особенностей искажения межличностного взаимодействия, процессов коммуникации, способности принимать активную позицию в решении вопросов устройства своей дальнейшей жизни, а также необходимости осуществления вследствие этого психосоциальной работы.
Задачами исследования являются: 1) проведение анализа литературы по исследуемой проблеме;
2) поэтапное исследование факта отсутствия психосоциальной работы в учреждении и её необходимости для пациентов;
3) сопоставление полученных данных с выдвинутой гипотезой.

Содержание работы

Введение
Глава I Особенности психосоциальной работы с пациентами психиатрической больницы
1.1 Психосоциальная работа как один из подходов социальной работы
1.2 Пациенты психиатрической больницы
1.3 Психосоциальная работа с пациентами психиатрической больницы
Глава II Эмпирическое исследование психосоциальной работы с пациентами психиатрической больницы
2.1 Ход и организация исследования
2.2 Анализ и интерпретация данных
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 125.73 Кб (Скачать файл)

Третье направление –  социальное вмешательство на макросоциальном  уровне. Этот уровень относится к  сфере влияния общественно-ориентированной  психиатрии как концепции, способствующей повышению толерантности населения  к психически больным, преодолению  проблемы стигматизации, совершенствованию  законодательства в области охраны психического здоровья и в социальной сфере, профилактике психических и  психосоциальных расстройств, привлечению  внимания как государственных, так  и частных, благотворительных, общественных организаций, средств массовой информации к проблемам психического здоровья и психосоциальной реабилитации лиц с психическими проблемами и  хронически психических больных [22].

Совершенствование структуры  психиатрических служб, переход  к биопсихосоциальной модели и введение полипрофессионального бригадного метода создают предпосылки формирования системы обоснованной дифференцированной социальной работы как важной составной  части помощи психически больным [22].

Итак, для нас наиболее предпочтительным направлением социальной работы в психиатрии является психосоциальное, основные аспекты которого были рассмотрены  нами ранее. Именно в рамках этого  направления будет осуществляться наша дальшейшая работа.

Каким же образом мы можем  представить психосоциальную работу с психически больными людьми в действительности? Это можно сделать, рассматривая конкретные примеры. Одним из таких  примеров является внедрение новых  форм оказания практической социально-психологической  помощи психически больным людям  на опыте работы общественной организации  «Мост» (г. Архангельск).

Исходя из убеждений, что  все люди на земле рождаются с  равными правами на жизнь и  любые виды человеческой деятельности, инициативная группа врачей-психиатров Архангельской областной клинической  психиатрической больницы учредила в 2000 году Архангельскую региональную общественную организацию «Мост».

Основными целями организации  являются:

- привлечение внимания  общественности и специалистов  к проблемам психически больных  людей;

- создание условий, способствующих  социальной адаптации (повышению  социально-адаптивных функций личности, формированию способности к адекватному  общению, совместной деятельности, социальной компетенции) психически  больных людей посредством приобщения  их к общению, трудовой занятости;

- содействие в оказании  практической социально-психологической  помощи психически больным людям  [23].

Организация осуществляет свою деятельность при поддержке немецкого  благотворительного фонда «Акция человек», немецкой общественной организации  «Брюкке» (Мост), департамента здравоохранения  администрации Архангельской области.

Общественная организация  «Мост» развивает связи в области  здравоохранения, образования и  социальной поддержки лиц, страдающих психическими расстройствами, в г. Архангельске [23].

Практической стороной деятельности организации явилось:

- открытие центра дневного  пребывания психически больных  людей, где осуществляется комплекс  социально-психиатрической работы  по программе «место контактных  встреч»;

- содействие в открытии  швейного цеха, организации трудового  обучения и трудовой занятости  25 пациентов психиатрической больницы, находящихся на принудительном  лечении в центре судебной  психиатрии;

- содействие в организации  программы физической, психосоциальной  и личностной реабилитации людей  с психическими расстройствами, базирующееся на использовании  иппотерапии.

Сотрудниками организации, на основе оценки медико-социальных характеристик  пациентов, разработаны методические материалы по социальной работе, направленной на дегоспитализацию пациентов, а также  их социальную интеграцию [23].

Этот пример полностью  отражает главную цель психосоциальной  работы с душевнобольными людьми и имеет результативное практическое применение. Но, по мнению И.С. Бердышева, в нашей стране для людей с  психической патологией практически  отсутствует возможность продолжать квалифицированную работу. Здесь  вина работодателей, а не психиатров. Низкоквалифицированный труд в лечебно-трудовых мастерских и мизерная пенсия по инвалидности — вот максимально возможная  социальная поддержка психически проблемных членов нашего общества. Отсутствует  квотирование рабочих мест, широко распространенное в западных странах. В Дании, например, 25% налогов тратится на социальные нужды. Там создана  целая система адаптирования  людей с различными интеллектуальными  нарушениями. Существуют специальные  центры, где основную работу ведут  не психологи и не врачи, а педагоги — специалисты по адаптации. Когда, по их мнению, человек готов выйти  в жизнь (обычно к 18–19 годам), его  устраивают на работу. Корпорациям  благодаря государственной финансовой поддержке выгодно получить подобного  работника, так что они за него даже борются. Выделяется соответствующее  количество рабочих мест, прикрепляются  наставники; если что-нибудь не получается, то в любой момент приглашаются специалисты-посредники, если же совсем ничего не получается —  такой человек может вернуться  в центр, получить психологическую  поддержку, соответствующие профессиональные навыки и снова пойти на работу [24

Здесь сопоставляется бездействие  российского общества и властей  в отношении психически больных  и положительный опыт европейского государства. Это естественно, что  подобный контраст зрительно усугубляет положение изучаемой нами группы людей в России. Продолжим исследовать  практические наблюдения И.С.Бердышева  с целью изучения объективного положения  душевнобольных в нашей стране.

Сейчас интеграция психически проблемных наших сограждан в  здоровый социум, в частности в  Санкт-Петербурге, происходит опосредованным образом — за счет того, что специализированная помощь оказывается им на более высоком  уровне. Причем все это на фоне крайне усеченного, нищенского бюджета: в Петербурге есть программы по оказанию помощи, в том числе людям с психическими проблемами, но финансируется только зарплата и еще несколько жизненно важных статей расхода, да и то на 70%. Конкретных же программ, направленных непосредственно на интеграцию этой категории жителей нашего города, нет, равно как и специалистов по социализации таких людей. Сейчас социальные педагоги еще более или  менее работают с детьми и с  так называемым «гериатрическим  контингентом», то есть с пожилыми людьми. Социальных работников по обслуживанию людей с теми или иными нечрезвычайными  состояниями просто нет. И не будет.

Большинство специалистов, работа которых непосредственно связана  с охраной психического здоровья населения России, считают, что общество еще не готово («не созрело») для  полноценной интеграции людей, имеющих  психические расстройства [24].

Многочисленные общества детей-инвалидов, например ассоциация «Даун-синдром», ведут преимущественно  замкнутый образ жизни, не пытаясь  активно сотрудничать с коллективами здоровых и благополучных детей. В то же время в УВМ «Детская психиатрия», в течение многих лет  осуществляется деятельность, непосредственно  связанная с интеграцией детей, имеющих различные психические  нарушения, в среду здоровых ровесников. Там есть давно уже сформированное сообщество подростков (часть из них  — бывшие пациенты, имевшие какие-то сложности, часть — пришла со стороны), которые объединяются по интересам, по направлениям волонтерства.

И на Западе, в Америке  существует много программ: «Подросток, помогающий подростку», «Ребенок, помогающий ребенку». В основе этих программ идея: помочь всем подросткам осознать необходимость  человеческого отношения к инаким, воспитать милосердие. И.С.Бердышев считает, что будущее за теми школами, коллективами, сообществами, которые  будут сознательно осуществлять программы интеграции [24].

Продолжая рассматривать  опыт по адаптации и интеграции психически больных людей в г. Санкт-Петербурге, приведём пример создания театральной  студии как центра психосоциальной  реабилитации в психиатрическом  стационаре.

Снижение уровня социального  функционирования психически больных, в первую очередь больных шизофренией, во многом обусловлено так называемым социально-когнитивным дефектом, включающим недостаточную способность к  эмоциональному и вербальному самовыражению  и тонкой оценке ситуации, трудности  коммуникации.

Психосоциальная работа, направленная на стимулирование личной творческой активности, самовыражения, навыков  общения, в последние годы все  более активно включается в программы  реабилитации психически больных [25].

С этой целью в конце 2001 года в СППБ №1 им.П.П.Кащенко была создана театральная студия. Помещение  площадью около 60 квадратных метров после  косметического ремонта было переоборудовано в небольшой театральный зал на 30 мест с примыкающей к нему костюмерной, оснащено необходимым реквизитом – театральными креслами, софитами, осветительными приборами (“пистолет”), ширмами, задником, небольшим музыкальным центром и пианино.

Студию, названную “Артишок” (“Арт и шок”), возглавил социальный работник - профессиональный театральный  режиссер.

Первой формой работы стали  тренинги, проводившиеся с использованием методов психодрамы, (Морено, Киппер) и “Системы” Станиславского, поскольку  элементы “Системы”, направленные на развитие сценического общения, одновременно стимулируют умения межличностной  коммуникации, научают моделям поведения  в различных предполагаемых обстоятельствах [25].

Группы пациентов, которых  направляли в студию врачи отделений, были гетерогенны (по полу, возрасту, нозологии, длительности нахождения в больнице); противопоказанием являлись “острые” состояния или глубоко выраженный психический дефект. Включение в  студийную работу каждого пациента происходило постепенно: предварительные (тестирующие) беседы с режиссером; посещение занятий в качестве наблюдателя, участие в технической  работе (с осветительной и музыкальной  аппаратурой, реквизитом и костюмами) и, наконец, непосредственное участие  в тренингах, включавших сценическое  чтение, пантомиму, танец и т.д.

Тренинги, в которых приняли  участие более 100 пациентов, позволили  их участникам улучшить навыки общения, повысить чувство уверенности в  себе, возможности эмоционального и  вербального самовыражения.

Следующим шагом стала  постановка спектакля, участниками  которого были пациенты относительно стабильной группы (около 30 человек). Постановка "Здорово" была построена в  форме коротких интермедий с песнями, играми, “рекламой”, парафразами на темы больничной жизни, и представляла собой пародию на телевизионную  передачу “Здоровье”. Кроме пациентов (спектакль посмотрели около тысячи больных), зрителями постановки были многочисленные гости больницы, ученые, врачи, журналисты. Следующим шагом  стали выездные спектакли – в  ряде психиатрических больниц С-Петербург  и Ленинградской области [25].

Желание иметь постоянную труппу уже “опытных” актеров  вступает в противоречие с тенденцией максимально скорой выписки больных  из стационара. Это приводит к постоянной смене состава пациентов отделений  и заставляет начинать работу “заново”.

Этот непродолжительный  опыт свидетельствует о перспективности  использования эстетически ориентированных  методов работы в системе психосоциальной  реабилитации психически больных [25].

Итак, мы видим, что в работе с психически больными людьми положительные  результаты имеют творческие методы. Но здесь нужно оговориться: подобную работу должен выполнять опытный  специалист по социальной работе, прошедший  подготовку.

Далее обратимся к примерам социально-трудовой реабилитации как  возвращении больному способности  к участию в общественно полезном труде, самостоятельному жизнеобеспечению.

В Калужской областной  психиатрической больнице № 1 в 1973 г. на базе лечебно-трудовых мастерских был  открыт специальный цех турбинного завода, который стал не только центром  трудовой и социальной реабилитации, но и местом производственного обучения больных в условиях промышленного  предприятия. В цехе работали инвалиды I и II групп по психическому заболеванию, а также больные, которые не имели  инвалидности, но не могли по своему состоянию работать в условиях обычного производства. Больные зачислялись  в штат спеццеха и выполняли соответствующие  производственные операции. Соблюдение условий труда, правильность использования  труда больных, выполнение санитарно-гигиени-ческих мероприятий и наблюдение за психическим  состоянием пациентов осуществлялись специалистами психиатрической  больницы. Все это позволяло во многих случаях достичь повышения  уровня социальной адаптации. Производственные задания подбирались для больных  в строгом соответствии с задачами реабилитации. Администрация завода предоставляла больным одноразовое  питание и оплату лечения, обеспечивала их различными по сложности видами труда от простых картонажных  работ до сборки электросхем радиоаппаратуры. Поскольку цех располагался на территории больницы, возможность работать в  нем больные получали еще будучи в стационаре. В свою очередь больные, занятые в цехе, при ухудшении  состояния или временной нетрудоспособности могли быть переведены в больницу на режим дневного или полного  стационирования. Трудоустроенные  в цехе больные приравнивались в  своих правах к рабочим завода (получали зарплату, надбавки за выполнение плана, имели весь комплекс социальных услуг, предоставляемых заводом). Более  того, входя в состав профсоюзной  организации, больные иногда активно  привлекались к общественной работе, что способствовало восстановлению реальных социальных навыков и связей. При отсутствии необходимости в  повседневном психиатрическом наблюдении больные могли переводиться на обычное  производство [26].

Информация о работе Нарконашествие в России