Нарконашествие в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 09:59, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является выявление особенностей искажения межличностного взаимодействия, процессов коммуникации, способности принимать активную позицию в решении вопросов устройства своей дальнейшей жизни, а также необходимости осуществления вследствие этого психосоциальной работы.
Задачами исследования являются: 1) проведение анализа литературы по исследуемой проблеме;
2) поэтапное исследование факта отсутствия психосоциальной работы в учреждении и её необходимости для пациентов;
3) сопоставление полученных данных с выдвинутой гипотезой.

Содержание работы

Введение
Глава I Особенности психосоциальной работы с пациентами психиатрической больницы
1.1 Психосоциальная работа как один из подходов социальной работы
1.2 Пациенты психиатрической больницы
1.3 Психосоциальная работа с пациентами психиатрической больницы
Глава II Эмпирическое исследование психосоциальной работы с пациентами психиатрической больницы
2.1 Ход и организация исследования
2.2 Анализ и интерпретация данных
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 125.73 Кб (Скачать файл)

В узком смысле психосоциальная  работа – это деятельность специалиста  по социальной работе, направленная на восстановление утраченного психосоциального равновесия, на поиск ресурсов личности и ресурсов социальной среды для  преодоления трудностей в жизненной  ситуации.

Отсюда вытекает главная  цель психосоциальной работы, состоящая  в продуктивной социализации личности в изменившихся условиях, или, другими  словами, в формировании адаптивности как жизненного качества, что в  свою очередь является ещё и основным результатом психосоциальной работы. Адаптивность предполагает принятие жизни и себя как её части во всех проявлениях, относительную автономность, готовность и способность изменяться во времени и изменять условия жизни – быть её автором и творцом.

Психосоциальная работа проводится в тех случаях, когда требуется  общественное или индивидуальное воздействие, цель которого – забота о здоровье, создание условий нормальной адаптации  и социализации личности в социуме, коррекция, восстановление или компенсация  утраченных функций поведения, общения, взаимодействия в процессе жизнедеятельности.

Сущность социализации состоит  в приспособлении человека к условиям конкретной социально-культурной ситуации (адаптации) и в то же время обособления (автомизации) от них. Эффективная социализация предполагает определённый баланс, равновесие адаптации (приспособления) и автономизации (обособления) субъекта.

Если человек не умеет  приспосабливаться и гибко реагировать  на изменения внешней среды, в  том числе социальной, может произойти  дезадаптация, нарушение приспособления организма к условиям существования. Социальная дезадаптация в широком  смысле слова является одновременно и объектом, и предметом психосоциальной  работы.

Другими словами, объект психосоциальной  работы – часть населения, которая  в данный момент времени находится  в трудной жизненной ситуации.

К субъектам психосоциальной  работы относят людей с ограниченными  возможностями, инвалидов, детей-сирот, социально неблагополучных, входящих в «группу риска», аддиктивных, переживающих боль утрат и потерь, т.е. людей, находящихся  в трудной жизненной ситуации и неспособных самостоятельно справиться с ней.

Психосоциальная практика не может сегодня эффективно функционировать  без осознания проблематики, содержания и методики повседневной работы с  личностью в ситуации.

Содержание психосоциальной  работы определяет программы психосоциальной  помощи и социальной поддержки в  методических рекомендациях, реализуется  в методах, средствах и организационных  формах психосоциальной работы с  клиентом в период его адаптации  к изменившимся условиям жизни.

Основные методы психосоциальной  работы: психотерапевтическая беседа как метод индивидуальной работы с клиентом и ведение групп  как метод групповой работы с  сообществом: семьёй, группой, коллективом.

Здесь необходимо оговорить  один важный момент, касающийся используемых методов. В любой области социального  обслуживания используются методы психологического воздействия на личность и группу. Однако прямое перенесение методов  психологии в социальную работу нежелательно, поскольку такие сложные виды работы, как психологическое консультирование и психотерапия, требуют специальных  профессиональных навыков и практической подготовки специалиста.

Психологическое воздействие  специалиста подчинено определённой цели и направлено на изменение психологического состояния клиента, находящегося в  критической ситуации при условии  проявления у него признаков социальной дезадаптации, дезинтеграции и депривации.

Однако в задачу специалиста  не входит существенное изменение личности, её межличностных и социальных отношений, даже если эффект от контактов с  клиентом в определённой степени  приводит к такому результату.

К основным функциям психосоциальной  работы относятся информационная, диагностическая, консультативная, коррекционная, посредническая и терапевтическая.

Формы оказания психосоциальной  помощи: индивидуальные и групповые.

Также мы определили, в чём  состоят особенности методики и  технологии психосоциальной работы. Итак, методика психосоциальной работы – это частная дидактика, теория обучения психосоциальной практике.

Объектом исследования методики психосоциальной работы служит процесс  адаптации человека к изменившейся трудной жизненной ситуации, поиск  ресурсов и способов выхода из неё. Предмет исследования методики психосоциальной  работы – связь, взаимодействия и  взаимоотношения специалиста с  субъектом (личностью, группой, семьёй, сообществом), находящимся в трудной  жизненной ситуации.

Технология психосоциальной  работы предполагает присовокупление  к ней личности специалиста во всех многообразных проявлениях  профессиональных ролей и функций: «координатор», «консультант», «адвокат», «посредник», «терапевт», «друг», «помощник», «защитник», «менеджер» и др. Технология психосоциальной работы – это  совокупность способов организации  процесса адаптации, направленных на оптимизацию  ресурсов личности клиента и ресурсов социальной среды, на совладание с трудной  жизненной ситуацией. Психосоциальная  технология – это конкретно-технологическая  операция, действие (технологическая  цепочка): совокупность методов и  приёмов, направленных на достижение оптимального результата.

Итак, отличие технологии от методики психосоциальной работы в том, что в методике сделан акцент на индивидуальном характере психосоциальной  работы, а в технологии – на процессе жизнедеятельности клиента, разработке содержания и поиска ресурсов жизнедеятельности  самими клиентами.

1.2.  Пациенты психиатрической больницы

Пациентами (клиентами) психиатрической  больницы являются психически больные  люди (синоним – душевнобольные) — больные с врожденным или приобретенным расстройством психической деятельности.

На протяжении веков в  обществе сформировался собирательный  образ душевнобольного. К сожалению, в представлении все еще многих людей - это неопрятный, небритый человек  с горящим взором и явным или  тайным желанием наброситься на окружающих. Душевнобольных боятся, потому что, якобы, «невозможно понять логику их поступков». Психические болезни считают  ниспосланными свыше, передающимися  строго по наследству, неизлечимыми, заразными, ведущими к слабоумию. Многие полагают, что причиной душевных заболеваний  являются тяжелые условия жизни, длительные и тяжелые стрессы, сложные  внутрисемейные отношения, отсутствие сексуальных контактов. Душевнобольных считают или «слабаками», которые  просто не могут взять себя в руки или, впадая в другую крайность, изощренными, опасными и безжалостными маньяками, совершающими серийные и массовые убийства, сексуальные насилия. Полагают, что люди, страдающие психическими расстройствами, не считают себя больными и не способны думать о своем лечении.

К сожалению, родственники больного часто усваивают типичные в обществе взгляды и начинают относиться к  несчастному в соответствии с  господствующими в обществе заблуждениями. Нередко семьи, в которых появился душевнобольной, во что бы то ни стало  стремятся скрыть свою беду от окружающих и тем самым еще более усугубляют ее, обрекая себя и больного на изоляцию от общества [21].

Психическое расстройство - такое же заболевание, как и все  другие. Нет причин стыдиться того, что эта болезнь проявилась в  вашей семье. Болезнь имеет биологическое  происхождение, т.е. возникает в результате нарушения обмена ряда веществ в  головном мозге. Страдать психическим  расстройством - примерно то же самое, что болеть диабетом, язвенной болезнью или другим хроническим заболеванием. Душевная болезнь не является признаком  моральной слабости. Душевнобольные люди не могут усилием воли устранить  симптомы болезни, так же как усилием  воли невозможно улучшить зрение или  слух. Психические болезни не заразны. Заболевание не передается воздушно-капельным  или иным путем заражения, поэтому  невозможно заболеть психозом, тесно  общаясь с больным. Согласно статистическим данным случаи агрессивного поведения  среди душевнобольных встречается  реже, чем среди здоровых людей. Фактор наследственности у больных психическими заболеваниями проявляется так  же, как у больных онкологическими  заболеваниями или сахарным диабетом. Если больны двое родителей - ребенок  заболевает примерно в 50% случаев, если один - риск составляет 25%. Большинство  людей с психическими расстройствами понимают, что они больны, и стремятся  к лечению, хотя на начальных стадиях  болезни человеку трудно ее принять. Способность человека принимать  решения относительно собственного лечения значительно повышается, если члены его семьи занимают заинтересованную позицию, одобряют и  поддерживают его решения. И, конечно, не стоит забывать, что многие гениальные или знаменитые художники, писатели, архитекторы, музыканты, мыслители  страдали серьезными психическими расстройствами. Несмотря на тяжелый недуг, им удалось  обогатить сокровищницу человеческой культуры и знаний, обессмертить свое имя величайшими достижениями и  открытиями [21].

Психически больные существенно  отличаются от больных соматическими  заболеваниями. У одних душевнобольных, особенно с выраженными расстройствами психики, может отсутствовать критика  к своему состоянию, в других отмечаются неоправданно преувеличенное беспокойство о своем здоровье, различные неприятные ощущения в каких-либо органах при  отсутствии в них патологического  процесса. В связи с этим для  оценки состояния таких больных  и постановки диагноза проводят клиническое  обследование, получают дополнительные данные (объективные) от родственников, сослуживцев и т.д. Надежные методы лабораторной диагностики психически больных отсутствуют. Редко предоставляется  возможность уточнить диагноз психической  болезни с помощью объективных  методов исследования, выявляющих патологию  различных органов, систем, включая  головной мозг [19].

По характеру выраженности психических нарушений можно  выделить больных психозами и  больных пограничными психическими расстройствами [19]. Более подробная  классификация психических расстройств  и их краткая характеристика будет  представлена нами немного позже.

У больных первой группы психические  расстройства в связи с глубоким поражением головного мозга наблюдаются  в виде очерченных приступов или  принимают хроническое течение; при этом полностью изменяются поведение  и установки, в восприятии и осознании  больным окружающего определяющее значение приобретают болезненные  мотивы. У многих больных отмечаются бред и галлюцинации, глубокие расстройства познавательной деятельности, эмоциональной  сферы [19]. В общем можно сказать, что психозы характеризуются  существенными нарушениями личности и искажением контакта с реальностью [1, с. 116].

Вторая группа включает больных  психопатиями и неврозами, а также  больных с неврозоподобными психопатоподобными расстройствами и с некоторыми редуцированными  проявлениями психозов. Способность  к восприятию и познанию окружающего  у них, как правило, не нарушается; психические отклонения проявляются  преимущественно изменением поведения  и межличностных отношений. Определение  этой группы как пограничной указывает  на то, что больные, входящие в нее, занимают как бы промежуточное положение  между больными психозами и психически здоровыми. Однако следует иметь  в виду, что такое подразделение  в некоторых случаях (например, при  депрессии, снижении уровня личности) условно [19].

Анализ показателей заболеваемости и распространенности психических  болезней в разные временные периоды  и в различных группах населения, в том числе и за рубежом, свидетельствует  об известной условности этих показателей, т.к. их величина зависит от особенностей организации психиатрической помощи, от терпимости общества к психически больным, надежности критериев диагностики  психических болезней и отграничения их психического здоровья.

Усилилось внимание к изучению психических расстройств у лиц  предстарческого и старческого  возраста. Их частота составляет 30% от числа всех расстройств у лиц  старше 65 лет. Однако в связи со сложностью клинической оценки состояния лиц пожилого возраста данные показатели нуждаются в уточнении [19].

Далее мы перейдём к подробному рассмотрению и характеристике психических  расстройств личности, чтобы сформировать представление о группе людей, с  которой нам предстоит работать (прямо или косвенно) в дальнейшем.

Существует мало областей, более противоречивых, чем проблема классификации психических расстройств. И в этом мы уже убедились, представляя  одну из классификаций немного ранее. Даже при ближайшем рассмотрении понятно, что возможны два принципа классификации. Например, этиологическая классификация или клиническая  классификация. Но в силу недостаточности  наших нынешних знаний, невозможно составить чисто этиологическую классификацию. Напротив, чисто клиническая  классификация объединяет синдромы, которым не всегда соответствует  прообраз физиологических причин. Таким  образом, большинство классификаций  используют одновременно оба принципа. Добавим, что в формирование симптомов  в психиатрии, больше чем причина  болезни или нарушения, вносит реакция  личности больного [14,с. 14].

Мы будем придерживаться следующей классификации.

1.  Расстройства настроения и поведения:

1)  депрессия;

2)  гиперэмоциональность;

3)  невроз;

4)  сенестопатия и деперсонализация;

5)  психастения, навязчивые и фобические состояния;

6)  тревожные и ипохондрические состояния;

7)  питиатизм, истерия, психическая анорексия.

2.  Пертурбации/расстройства и девиации характера:

1)  сексуальные перверсии;

2)  криминогенные перверсии;

3)  бред характера;

4)  невроз неудачи;

5)  психотические тенденции.

3.  Токсикомании:

1)  алкоголь, морфий.

4.  Шизофрения:

1)  гебефрения;

2)  кататония и каталепсия;

3)  параноидальная и паранойяльная деменция.

5.  Маниакально-депрессивный психоз.

6.  Расстройства психического развития.

7.  Инволюционные психиатрические синдромы:

1)  пресенильные недементные синдромы;

2)  дементные синдромы.

8.  Дементные состояния и органические психозы:

Информация о работе Нарконашествие в России