Нарконашествие в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 09:59, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является выявление особенностей искажения межличностного взаимодействия, процессов коммуникации, способности принимать активную позицию в решении вопросов устройства своей дальнейшей жизни, а также необходимости осуществления вследствие этого психосоциальной работы.
Задачами исследования являются: 1) проведение анализа литературы по исследуемой проблеме;
2) поэтапное исследование факта отсутствия психосоциальной работы в учреждении и её необходимости для пациентов;
3) сопоставление полученных данных с выдвинутой гипотезой.

Содержание работы

Введение
Глава I Особенности психосоциальной работы с пациентами психиатрической больницы
1.1 Психосоциальная работа как один из подходов социальной работы
1.2 Пациенты психиатрической больницы
1.3 Психосоциальная работа с пациентами психиатрической больницы
Глава II Эмпирическое исследование психосоциальной работы с пациентами психиатрической больницы
2.1 Ход и организация исследования
2.2 Анализ и интерпретация данных
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 125.73 Кб (Скачать файл)

Воздействие более систематизировано  и структурировано, чем общественная психосоциальная работа. По продолжительности  оно простирается от многократных до многолетних контактов. Завязываются более личные отношения, которые  используются для осуществления  изменений. Такая психосоциальная  деятельность также направлена на изменение  личности, отношений и/или социальной ситуации [10].

Основные методы психосоциальной  работы: психотерапевтическая беседа как метод индивидуальной работы с клиентом и ведение групп  как метод групповой работы с  сообществом: семьёй, группой, коллективом.

Групповая работа может быть посвящена поиску способов решения  трудной жизненной ситуации и  овладению ими.

Довольно эффективен и  продуктивен метод системных  решений (семейных и организационных  расстановок) [15, с. 19].

Продолжая исследовать основные понятия и категории психосоциальной  работы как направления социальной работы, мы переходим к соотношению  таких понятий, как «содержание», «методика», «технология» и «техники»  психосоциальной работы.

В современной теории нет  однозначного определения научных  понятий «методика», «технология» и  «техники» психосоциальной работы, они только начинают складываться в  самостоятельное направление социальной практики. Отсюда возникают различные  проблемы и подходы к освещению  и пониманию методической, содержательной и технологической составляющих в организации психосоциальной  работы [15, с. 19].

В современных учебных  пособиях недостаточно обоснован понятийный аппарат психосоциальной работы. Не претендуя на полноту, можно представить  один из обобщённых взглядов на научно-методические аспекты психосоциальной практики.

Методика психосоциальной  работы – это частная дидактика, теория обучения психосоциальной практике.

Дидактика (от греч. didaktikos –  поучающий, относящийся к обучению) – теория образования и обучения. Предмет дидактики в нашем  случае – обучение как средство профессионального образования  и воспитания будущих специалистов по социальной работе.

Объектом исследования методики психосоциальной работы служит процесс  адаптации человека к изменившейся трудной жизненной ситуации, поиск  ресурсов и способов выхода из неё.

Предмет исследования методики психосоциальной работы – связь, взаимодействия и взаимоотношения  специалиста с субъектом (личностью, группой, семьёй, сообществом), находящимся  в трудной жизненной ситуации.

Содержание психосоциальной  работы определяет программы психосоциальной  помощи и социальной поддержки в  методических рекомендациях, реализуется  в методах, средствах и организационных  формах психосоциальной работы с  клиентом в период его адаптации  к изменившимся условиям жизни [15, с. 20-21].

Методика психосоциальной  работы отражает терапевтическую, организационную, профилактическую, реабилитационную и  развивающую функции профессиональной деятельности специалиста на основе изучения объективных закономерных связей между содержанием психосоциальной  работы, взаимодействием с клиентом и построением особых, помогающих отношений с ним, нормативные  требования к содержанию психосоциальной  работы.

Важное значение для развития методики психосоциальной работы имеет  изучение опыта психосоциальной  практики, в котором могут получить решении актуальные задачи, ещё не решённые средствами науки. Такой обобщённый опыт служит эмпирическим материалом для теоретического исследования и  позволяет решать новые проблемы [15, с. 21].

Ещё одна проблема в теории социальной работы – выявление соотношения  методики и технологии различных  направлений: медико-социальной, социально-правовой, психосоциальной. Можно выделить 3 основные точки зрения по данному вопросу:

1) среди специалистов-практиков  термин «методика» заменяется  термином «технология»;

2) «методика и технология  органически связаны между собой,  где методика понимается как  совокупность способов организации  процесса, а технология – как  средство реализации процесса»  [13];

Здесь необходимо оговориться. Методика более конкретна: например, существуют методики работы с детьми «группы риска», или с женщинами  – жертвами насилия, или с личностью, переживающей утрату и острое горе. Кроме того, в методике могут использоваться жёсткие требования, предписания, методы воздействия, ограничения. Технология (например, кризисной интервенции), наоборот, построена на взаимодействии. Функционирование и реализация технологии предусматривают взаимосвязанную  деятельность специалиста и клиента  на договорной основе (терапевтический  контракт, например) с учётом принципов  индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию терапевтических  возможностей специалиста и адаптивных, совладающих возможностей человека, находящегося в трудной жизненной  ситуации, использование диалога  и особых помогающих отношений. Поэтому  рассматривать технологию как частный  случай методики не совсем корректно.

3) методику и технологию  следует дифференцировать по  субъекту деятельности, т.е. понятие  «методика психосоциальной работы»  отражает процедуру использования  комплекса методов и приёмов  взаимодействий с клиентом, нуждающимся  в психосоциальной помощи, безотносительно  к осуществляющему их специалисту  [15, с. 21-22].

Технология психосоциальной  работы предполагает присовокупление  к ней личности специалиста во всех многообразных проявлениях  профессиональных ролей и функций: «координатор», «консультант», «адвокат», «посредник», «терапевт», «друг», «помощник», «защитник», «менеджер» и др.

В то же время технологии психосоциальной работы, в отличие  от методики психосоциальной работы, предполагают разработку содержания и  поиск ресурсов жизнедеятельности  самими клиентами.

Сведём воедино данные о методике и технологии психосоциальной  работы (а не психосоциальной технологии, которая, безусловно, шире и по масштабам, и по области применения, и по субъектам, включённым в терапевтический  процесс).

Методика психосоциальной  работы

Технология психосоциальной  работы

Определение

1.Частная дидактика, теория  обучения в психосоциальной работе.

2. Методика психосоциальной  работы отражает процедуру использования  комплекса методов и приёмов  взаимодействий с клиентом, нуждающимся  в психосоциальной помощи, безотносительно  к осуществляющему их специалисту.

1.Совокупность способов  организации процесса адаптации,  направленных на оптимизацию  ресурсов личности клиента и  ресурсов социальной среды, на  совладание с трудной жизненной  ситуацией.

2. Конструирование и применение  методов и приёмов для обеспечения  эффективности адаптации клиента  к изменившимся условиям жизни.

Предмет

Сфера пересечения профессиональной деятельности специалиста по социальной работе и научной области знаний в рамках психосоциального вспомоществования.

Система форм и видов содействия, воздействия и взаимодействия специалиста  с клиентом, адекватно применяемая  в различных трудных жизненных  ситуациях.

Задачи

1.Устанавливаются нормативные  требования к первичной (кризисной)  психологической помощи клиенту,  оказываемой специалистом по  социальной работе.

2.Определяются методы, методические  средства и организационные формы  взаимодействия с клиентом, наиболее  полно отвечающие задачам первичной  (кризисной) психологической помощи  и социальной поддержки.

3.Обеспечивается возможность  постоянного обновления теоретических  и методических знаний специалиста.

4.Создаются условия для  повышения профессионального мастерства  и обмена опытом, в том числе  методическим.

1. Обеспечивает решение  одновременно нескольких задач  в процессе помощи: социальной  – через организацию сети социальной  поддержки клиента; терапевтической  – для клиента; организационной.

2.Усиливает адаптацию,  оптимизирует совладающий (копинг) и адаптационный потенциал клиента;  организует процесс сопровождения  клиента в трудной жизненной  ситуации.

3.Обеспечивает конкретными  приёмами и навыками индивидуальной  и групповой работы в процессе  терапевтической деятельности.

4.Даёт клиентам представление  об основах совладания с трудными  жизненными ситуациями, о способах  получения и обработки информации  в ситуациях принятия решений.

Формы

Индивидуальные и групповые  консультации; анализ жизненной ситуации клиента; анализ ресурсов личности клиента  и ресурсов социальной среды; анализ и самоанализ деятельности специалиста; курсы повышения квалификации; семинары.

Индивидуальная и групповая  интервенция; группы встреч, группы поддержки, клубы, сети социальной поддержки, тренинги.


Сравнительный анализ позволяет  убедиться в том, что технология и методика психосоциальной работы действительно представляет собой  самостоятельные области научного знания, которые имеют общие компоненты (сфера психосоциальной практики, объекты и субъекты психосоциальной  работы), но каждая обладает своей спецификой и требованиями к реализации [15, с. 23-24].

Как явление психосоциальные  технологии вошли в ежедневную практику и теорию психосоциального вспомоществования, однако как понятие они ещё  требуют углубленной проработки. Попробуем разобраться с этим вопросом, хотя мы не ставим цель представить  этот анализ полно и во всём многообразии подходов.

В словарях приводятся три  основные трактовки термина «технология»:

– совокупность приёмов и  способов получения, обработки или  переработки (изменения состояния, свойств, формы) сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий в различных отраслях промышленности, строительстве;

– научная дисциплина, разрабатывающая  и совершенствующая эти приёмы и  способы;

– описание производственных процессов, инструкции по их выполнению, технологические карты [16].

Понятие «психосоциальная технология»  заимствовано из зарубежной научной  литературы, в отечественных научных  изданиях встречается довольно редко. Чаще всего используется в следующих  основных значениях:

1)  совокупность способов, методов, средств, приёмов организации деятельности специалиста с целью воздействия на процессы социальной адаптации, профилактики, реабилитации;

2)  описание способов, методов, средств, приёмов организации деятельности специалиста в методиках, которые включают в себя следующие разделы: цели, задачи и возможности метода; планируемое итоговое состояние социального субъекта; применяемые методы и приёмы; условия и последовательность их применения; необходимое время для применения данной технологии; квалификация работников; способы обучения приёмам технологии;

3)  деятельность по целенаправленному преобразованию субъектов психосоциальной помощи; оптимизация развития и функционирования клиентов в изменившихся трудных жизненных обстоятельствах [15, с. 24-25].

К задачам психосоциальных  технологий относятся:

– выбор точек-идентификаторов, по которым можно отслеживать  адаптационный или терапевтический  процесс;

– характеристика диагностики  этого процесса, выработка средства оценки наблюдаемых изменений и  результатов;

– осмысление этапности точек  сочленения, расхождения, ветвления  конкретных помогающих действий;

– определение операциональных  способов эффективной психосоциальной  помощи человеку, находящемуся в трудной  жизненной ситуации.

Обобщим подходы разных авторов. Итак, психосоциальные технологии могут  изучаться как:

– научное направление  с разрабатываемым научным аппаратом (объектом, предметом, задачам и), формирующейся  терминологией, самостоятельной областью для исследований;

– метаметодика. (Мы уже говорили о надпредметном характере многих предлагаемых в психосоциальной  практике технологий.)

В этой области обобщается описание терапевтических и адаптационных  процессов, выявляются профессиональные требования к их эффективному выполнению, разрабатываются технологические  карты: анализ жизненной ситуации клиента, ресурсов личности клиента и социальной среды, компьютерные варианты обработки  информации, тестирования;

– конкретно-технологическая  операция, действие (технологическая  цепочка): совокупность методов и  приёмов, позволяющих достичь оптимального результата; это собственно психотехника социальной практики (психотехника релаксации), практическое воплощение требований и  рекомендаций, разрабатываемых на научном  и метаметодическом уровне.

Таким образом, методика психосоциальной  работы – это частная дидактика, теория обучения психосоциальной практике; технология психосоциальной работы – это совокупность способов организации  процесса адаптации, направленных на оптимизацию  ресурсов личности клиента и ресурсов социальной среды, на совладание с трудной  жизненной ситуацией; психосоциальная  технология – это конкретно-технологическая  операция, действие (технологическая  цепочка): совокупность методов и  приёмов, направленных на достижение оптимального результата.

Итак, отличие технологии от методики психосоциальной работы в том, что в методике сделан акцент на индивидуальном характере психосоциальной  работы, а в технологии – на процессе жизнедеятельности клиента [15, с. 25-26].

Таким образом, психосоциальную  работу можно рассматривать в  двух смыслах, которые отличаются друг от друга лишь своими масштабами.

В широком смысле психосоциальная  работа понимается как направление  социальной работы, основная цель которой  – оказание первичной психологической  помощи, социальной поддержки и содействия людям, находящимся в трудной  жизненной ситуации, как организация  комплекса условий для продуктивной адаптации человека в изменившихся условиях жизнедеятельности.

Информация о работе Нарконашествие в России