Нарконашествие в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 09:59, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является выявление особенностей искажения межличностного взаимодействия, процессов коммуникации, способности принимать активную позицию в решении вопросов устройства своей дальнейшей жизни, а также необходимости осуществления вследствие этого психосоциальной работы.
Задачами исследования являются: 1) проведение анализа литературы по исследуемой проблеме;
2) поэтапное исследование факта отсутствия психосоциальной работы в учреждении и её необходимости для пациентов;
3) сопоставление полученных данных с выдвинутой гипотезой.

Содержание работы

Введение
Глава I Особенности психосоциальной работы с пациентами психиатрической больницы
1.1 Психосоциальная работа как один из подходов социальной работы
1.2 Пациенты психиатрической больницы
1.3 Психосоциальная работа с пациентами психиатрической больницы
Глава II Эмпирическое исследование психосоциальной работы с пациентами психиатрической больницы
2.1 Ход и организация исследования
2.2 Анализ и интерпретация данных
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 125.73 Кб (Скачать файл)

Психологическая дезадаптация понимается как нарушение в психоэмоциональной сфере человека, сопровождающееся искажённой оценкой ситуации, рассогласованием целей, средств и результата деятельности, утратой самоконтроля, неадекватным поведением.

Экономическая дезадаптация выражается в неспособности человека или группы, например семьи, удовлетворить  свои потребности в пище, жилье, одежде в данных экономических условиях. Это бедность, низкий уровень жизни.

Профессиональная дезадаптация проявляется в отсутствии работы, несоответствии между уровнем подготовки и выполняемой деятельностью, хронической  неудовлетворённости работой.

Социально-бытовая дезадаптация выражается в том, что условия  быта не отвечают потребностям человека.

Правовая дезадаптация проявляется  в неопределённости или утрате правового  статуса в обществе.

Ситуационно-ролевая дезадаптация означает такое состояние личности или группы, которое не позволяет  ей успешно справляться с определённой социальной ролью, необходимой в  складывающейся ситуации.

Социокультурная дезадаптация характеризуется неспособностью или  неготовностью, а также нежеланием субъекта социализации усвоить необходимый  объём знаний, ценностей, социальных и культурных норм, принятых в обществе.

По продолжительности  адаптация может быть временной  и устойчивой. Если человек оказывается  в проблемной ситуации и должен адаптироваться (имеет соответствующую мотивацию, и социальная среда ждёт от него исполнения определённых действий), то это означает, что он находится  в состоянии временной дезадаптации. Она характерна, например, для людей, которые оказались в новых  учебных заведениях или производственных группах, где их роли и взаимоотношения  с другими членами ещё не определились, поскольку находятся в процессе становления. Адаптация как система  действий, постепенно развёртывающихся во времени и пространстве, может  привести к ликвидации временной  дезадаптированности. Однако действия человека могут и не дать желательных  результатов, тогда состояние дезадаптации постепенно перейдёт в устойчивую форму [15, с. 13-14].

По своей природе дезадаптация может быть обусловлена как индивидуальными  особенностями человека, так и  социальными условиями, природными явлениями.

Понятием «дезадаптация» обозначается и отклоняющееся поведение  – результат неблагоприятного психосоциального развития и нарушений процесса социализации. Формы дезадаптации различны: аддиктивное  поведение в результате приёма химических веществ, в том числе алкоголя, табака, наркотических трав, лекарственных  препаратов, деликвентное и суицидальное поведение, проституция и т.п.

В зависимости от природы  и характера дезадаптации выделяют патогенную, психосоциальную и социальную дезадаптацию, которые могут встречаться  как отдельно, так и в сложном  сочетании.

Патогенная дезадаптация вызвана отклонениями в психическом  развитии и его патологиями, а  также нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения центральной нервной  системы.

Патогенная дезадаптация по степени и глубине своего проявления может носить устойчивый, хронический  характер (психозы, психопатии, органические поражения головного мозга, отставание в умственном развитии, дефекты анализаторови  т.д.). Проявляется она чаще всего в форме психогенной дезадаптации (фобии, тики, навязчивые дурные привычки, энурез), причины которой кроются в неблагоприятной социальной или семейной ситуации.

Среди форм патогенной дезадаптации выделяются проблемы социальной адаптации  умственно отсталых людей. У олигофренов  отсутствует фатальная предрасположенность  к преступлениям. При адекватных их психическому развитию методах социализации они в состоянии осваивать  определённые социальные программы, получать некоторые профессии, трудиться  в меру своих возможностей и быть полезными членами общества. Вместе с тем умственная неполноценность  этих людей, безусловно, затрудняет их социальную адаптацию и требует  специальных социально-психологических  условий и коррекционно-развивающих  программ. (Более подробно об умственной отсталости и её проявлениях мы поговорим  далее).

Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными и  индивидуально-психологическими особенностями, которые проявляются в определённой нестандартности поведения человека в ситуациях социального взаимодействия, требуют индивидуального подхода  в работе с ними, а в отдельных  случаях – специальных коррекционных  психологических программ. По своей  природе и характеру формы  психосоциальной дезадаптации делятся  на устойчивые и временные неустойчивые.

Устойчивые формы психосоциальной  дезадаптации могут возникнуть за счёт таких индивидуально-психологических  особенностей, как акцентуация характера, снижение порога эмпатийности, индифферентность интересов, низкая познавательная активность, неадекватная самооценка, нарушение  эмоционально-волевой и эмоционально-коммуникативной  сферы: импульсивность, расторможенность, безволие, податливость чужому влиянию, аддиктивность.

К временным неустойчивым формам психосоциальной дезадаптации можно отнести прежде всего психофизиологические особенности кризисных периодов развития, неравномерное психическое  развитие, состояния, вызванные психотравмирующими обстоятельствами:утратой значимых отношений, трудоспособности или здоровья, влюблённостью, разводом.

Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных  формах поведения и деформации системы  внутренней регуляции, референтных  и ценностных ориентаций, социальных установок.

При социальной запущенности наряду с асоциальным поведением характерны резко деформированная  система ценностно-нормативных представлений, ценностных ориентаций, социальных установок, негативное отношение к труду, стремление к нетрудовым доходам и «красивой  жизни» за счёт сомнительных и незаконных средств к существованию, приобщение к бродяжничеству, наркомании, алкоголизму, правонарушениям. Референтные связи  и ориентации этих людей глубоко  отчуждены от всех лиц и социальных институтов с позитивной социальной направленностью. Социальная дезадаптация проявляется не только в разрыве  социальных связей человека, формировании иных ценностных ориентаций, но и в  нарушении важнейших видов деятельности: учебной, трудовой, социальной, бытовой.

Современные учёные придерживаются мнения, что основное качество продуктивной личности – адаптивность.

Адаптивность – способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с самим собой и окружающими людьми как в благоприятных, так и неблагоприятных жизненных ситуациях.

Формирование адаптивности как жизненного качества должно быть основной целью и результатом  психосоциальной работы.

Адаптивность предполагает принятие жизни и себя как её части  во всех проявлениях, относительную  автономность, готовность и способность  изменяться во времени и изменять условия жизни – быть её автором  и творцом.

С позиций социализации человек  выступает в трёх ипостасях –  объекта, субъекта, а иногда и «жертвы» как в стихийной, так и в  направляемой, социально-контролируемой социализации. Поэтому в широком  смысле социальная дезадаптация –  одновременно и объект, и предмет  психосоциальной работы [15, с. 15-17].

Далее мы перейдём к более  конкретному выявлению цели, функций, методов и форм психосоциальной  работы. А также сформулируем понятие  данной дисциплины.

Психосоциальный подход в  практике социальной работы получил  научное обоснование в трудах М.Ричмонд и Ф.Холлинз, большое  влияние на него оказали психоаналитические идеи З.Фрейда, а затем и Дж.Боулби.

Вместе с тем с развитием  идей системного подхода в психосоциальной  работе необходим анализ личности в  ситуации с позиций гештальта, фигуры и фона, теории поля, основанный на идеях  М.Вертгеймера и К.Левина.

Суть психосоциального подхода  в социальной работе заключается  в том, чтобы понимать личность человека целостно, в многообразии взаимоотношений  его с миром, который его окружает, не разделять понятия «внутренний  мир» и «внешняя реальность», а понимать целостность человека в ситуации, его психосоциальность.

Цель психосоциального подхода  заключается в поддержании равновесия между внутренней психической жизнью субъекта и его межсистемными  отношениями, влияющими на процесс  и качество жизнедеятельности [15, с. 17].

В широком смысле психосоциальная  работа понимается как направление  социальной работы, основная цель которой  – оказание первичной психологической  помощи, социальной поддержки и содействия людям, находящимся в трудной жизненной ситуации, как организация комплекса условий для продуктивной адаптации человека в изменившихся условиях жизнедеятельности.

В узком смысле психосоциальная  работа – это деятельность специалиста  по социальной работе, направленная на восстановление утраченного психосоциального равновесия, на поиск ресурсов личности и ресурсов социальной среды для  преодоления трудностей в жизненной  ситуации [15, с. 18]. Именно это определение  мы возьмём за основу и будем опираться  на него в нашей дальнейшей практической деятельности при выборе способов и  средств работы с клиентом.

Таким образом, основная цель психосоциальной работы – это  оказание первичной психологической  помощи населению, поиск и оптимизация  совпадающих ресурсов.

В функциональные обязанности  специалиста входят такие формы  работы, как ведение групп и  консультирование, направленные на оказание помощи клиенту в критических, напряжённых  и психотравмирующих ситуациях, на расширение у него диапазона социально  и личностно приемлемых средств  для самостоятельного решения возникающих  проблем и преодоления трудностей.

Таким образом, объект психосоциальной  работы – часть населения, которая  в данный момент времени находится  в трудной жизненной ситуации.

В науке выделяют критические  и напряжённые ситуации. Это могут  быть ситуации переживания утрат  и потерь: постоянного места жительства вследствие военных и межнациональных  конфликтов, техногенных и стихийных  бедствий; потери работы.

К субъектам психосоциальной  работы относят людей с ограниченными  возможностями, инвалидов, детей-сирот, социально неблагополучных, входящих в «группу риска», аддиктивных, переживающих боль утрат и потерь, т.е. людей, находящихся  в трудной жизненной ситуации и неспособных самостоятельно справиться с ней.

Психосоциальная практика не может сегодня эффективно функционировать  без осознания проблематики, содержания и методики повседневной работы с  личностью в ситуации [15, с. 18].

Воздействие специалиста  по социальной работе подчинено определённой цели и направлено на реалии психической  жизни человека, имеющие непосредственное отношение к критической или  напряжённой жизненной ситуации клиента.

Находясь в состоянии  острого кризиса, человек не может  самостоятельно найти выход из трудной  ситуации, он ощущает безысходность  и тупиковость жизненных обстоятельств. Стрессовое состояние вносит когнитивный  диссонанс в его ощущения и  вводит его в состояние интеллектуального  ступора, что и становится причиной неспособности самостоятельно справиться с возникшими жизненными обстоятельствами. Находясь в таком состоянии, человек  нуждается в помощи специалиста [15, с. 18-19].

К основным функциям психосоциальной  работы относятся информационная, диагностическая, консультативная, коррекционная, посредническая и терапевтическая.

Формы оказания психосоциальной  помощи: индивидуальные и групповые [15, с. 19]. Индивидуально направленное воздействие, как форма психосоциальной  работы, применяется во время контактов  с отдельными лицами. Общественно  направленное воздействие или профилактическая психосоциальная работа, как она  иначе именуется, заключается в  просветительской деятельности или  передаче знаний различным группам. Примером этой работы могут служить  информация и курсы в школе  об алкоголе и половых отношениях, примером ее объекта — группа для  родителей в детском здравоохранении [10].

При индивидуально направленном воздействии личность клиента затрагивается  в большей степени, чем при  оказании социальной помощи. Беседы являются по своему характеру поддерживающими  и нацелены на проработку пограничных  проблем. Речь может идти и о беседе с лицом, находящимся в кризисном  состоянии, а также о советах  в различной форме. Беседы не нуждаются  в особой систематизации, а исходят  из актуальных потребностей клиента. Не происходит вникания в прошлое индивида. Целью не является достижение каких-либо существенных изменений личности, даже если эффект и мог бы стать терапевтическим, т.е. лечебным и освобождающим. Работа, проводимая неспециалистами, например, воспитателями или надзирателями  различного вида, можно сказать, находится  на данном уровне психосоциальной работы.

Работа по изучению психосоциальной  обстановки и мотивационная деятельность также преимущественно относятся  к первому уровню [10]. Работа по оказанию психосоциальной помощи является в  высшей степени индивидуально направленной. Проблемы проявляются здесь социально  и/или психологически. Клиент должен иметь иную, более сильную мотивацию, чтобы помощь стала актуальной. Социальный работник и клиент приходят к согласию о начале совместного процесса решения  проблемы.

Информация о работе Нарконашествие в России