Нарконашествие в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 09:59, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является выявление особенностей искажения межличностного взаимодействия, процессов коммуникации, способности принимать активную позицию в решении вопросов устройства своей дальнейшей жизни, а также необходимости осуществления вследствие этого психосоциальной работы.
Задачами исследования являются: 1) проведение анализа литературы по исследуемой проблеме;
2) поэтапное исследование факта отсутствия психосоциальной работы в учреждении и её необходимости для пациентов;
3) сопоставление полученных данных с выдвинутой гипотезой.

Содержание работы

Введение
Глава I Особенности психосоциальной работы с пациентами психиатрической больницы
1.1 Психосоциальная работа как один из подходов социальной работы
1.2 Пациенты психиатрической больницы
1.3 Психосоциальная работа с пациентами психиатрической больницы
Глава II Эмпирическое исследование психосоциальной работы с пациентами психиатрической больницы
2.1 Ход и организация исследования
2.2 Анализ и интерпретация данных
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 125.73 Кб (Скачать файл)

Практическая психология в нашей стране развивается очень  динамично и стремительно, поскольку  предмет её исследований – индивидуальность, неповторимость человека и конкретных обстоятельств его жизни. Вместе с тем в нашей стране появилось  ещё одно научное направление  – теория и практика социальной работы, - которое также обусловлено  не только социальным заказом общества, но и жизненной необходимостью. Кризисные  явления признаются самыми стрессогенными факторами развития личности современного человека. Они порождают ситуации неопределённости, неустойчивости и  как следствие сопровождаются напряжённостью, тревогой, эмоциональными всплесками и перегрузками [15, с. 5-6].

Поэтому в психосоциальной  работе в России особое внимание уделяется  психологическим аспектам адаптации  субъекта к изменившимся условиям, трудной жизненной ситуации. Психосоциальная  работа развивается на стыке наук – практической психологии и социономии (теории социальной работы). Цель социальной работы – содействие человеку в  трудной жизненной ситуации, а  цель практической психологии – поиск  адекватных способов воздействия на человека. В связи с этим предмет исследований психосоциальной практики – поиск способов, мотивирующих человека на преодоление трудной жизненной ситуации, поиск личностных ресурсов и ресурсов социальной среды.

Источниками внешнего социально-психологического неблагополучия человека становятся: потеря работы, близких, инвалидность, хроническая болезнь, смена места  жительства и привычных условий  жизни, адаптация после травм, возвращение  из мест лишения свободы, психологические  последствия военных конфликтов и т.п. Особенно беззащитны и уязвимы  социально депривированные и  дезадаптированные люди. Чаще всего  это люди с ограниченными возможностями, пожилые, безработные, люди, находящиеся  в кризисе, подвергшиеся насилию, получившие психическую травму [15, с. 6].

Главная цель психосоциальной  работы – продуктивная социализация личности в изменившихся условиях.

Психосоциальная работа проводится в тех случаях, когда требуется  общественное или индивидуальное воздействие, цель которого – забота о здоровье, создание условий нормальной адаптации  и социализации личности в социуме, коррекция, восстановление или компенсация  утраченных функций поведения, общения, взаимодействия в процессе жизнедеятельности.

Человек умеет приспосабливаться  к различным жизненным обстоятельствам, но существуют события и ситуации, выходящие за пределы повседневного  человеческого опыта: войны, катастрофы, акты насилия, смерть близкого человека, стихийные бедствия и многое другое. В результате возникает посттравматический стресс.

Ещё одна причина посттравматического  стресса относится к внутреннему  миру личности. Она связана с реакцией человека на пережитые им события. Все  люди реагируют по-разному: трагическое  происшествие может нанести тяжёлую  психологическую травму одному и  почти не затронуть психику другого. Если психическая травма относительно слаба, то повышенная тревожность и  другие симптомы стресса постепенно проходят: у кого-то в течение  нескольких часов или дней, у некоторых  через несколько недель. Если же травма была сильной или травмирующее событие повторялось многократно, болезненная реакция может сохраниться  на многие годы. Потеря душевного равновесия, бурные психические проявления в  случае психической травмы – явления  совершенно нормальные. Когда у человека нет возможности разрядить внутренне  напряжение, вызванное психической  травмой, его тело и психика находят  способ как-то «пристроиться» к напряжению. В этом и заключается механизм посттравматического стресса [15, с. 6-7].

Особенности первичной психологической  помощи в критической ситуации рождают  новые комплексные и интегративные  подходы в работе с клиентами. Многие принципы этой работы являются общими как для практической психологии, так и для социальной работы.

В функции специалиста  по социальной работе наряду со многими  другими входит и оказание первичной  психологической (кризисной) помощи и  социальной поддержки человека, находящегося в трудной жизненной ситуации.

Существуют различные  уровни взаимодействия (индивидуальные, групповые и межгрупповые) с клиентами, субъектами различных социальных институтов.

Особое значение придаётся  построению помогающих отношений, среди  которых выделяют несколько уровней  взаимодействия. Наиболее важные из них:

- обращение к себе, поскольку  личность, личностное самочувствие  и идентификации всегда присутствуют  в пространстве взаимоотношений  специалиста с клиентом;

- приобретение умений, навыков  и техник, которые позволяли бы  без оценки личности направлять  её к осознанию когнитивных,  чувственных и духовных сторон, содействуя развитию способностей, их свободному проявлению в  различных ситуациях [15, с. 7].

Организация всесторонней помощи и поддержки лицам, нуждающимся  в повышении своей социальной и психологической компетентности, возможна лишь при условии знания внешних и внутренних особенностей их жизнедеятельности. Поэтому ни одна из социальных дисциплин не может  сегодня эффективно функционировать, ограничиваясь теоретическим уровнем  обоснования, необходимо осознание  специфики повседневной практической работы с людьми. Коммуникативные  контакты работников социальных служб  с людьми, интегративная диагностика  личности и её проблем, организация  совместной деятельности и взаимодействий рождают новые комплексные подходы  и методы в решении человеческих проблем. В любой области социального  обслуживания используются методы психологического воздействия на личность и группу. Однако прямое перенесение методов  психологии в социальную работу нежелательно, поскольку такие сложные виды работы, как психологическое консультирование и психотерапия, требуют специальных профессиональных навыков и практической подготовки специалиста [15, с. 7-8].

Беседы с клиентом имеют  поддерживающий характер и нацелены на рассмотрение пограничных проблем. Психологическое воздействие специалиста подчинено определённой цели и направлено на изменение психологического состояния клиента, находящегося в критической ситуации при условии проявления у него признаков социальной дезадаптации, дезинтеграции и депривации.

Однако в задачу специалиста  не входит существенное изменение личности, её межличностных и социальных отношений, даже если эффект от контактов с  клиентом в определённой степени  приводит к такому результату. Все  концепции социализации так или  иначе тяготеют к одному из двух подходов, различающихся пониманием роли самого человека в процессе социализации. Рассмотрим их более подробно [15, с. 8] в рамках изучения социальной дезадаптации.

Каждый человек независимо от возраста является объектом социализации, содержание которой определяется заинтересованностью  общества в том, чтобы человек  успешно овладел следующими социальными  ролями:

- мужчины и женщины  (полоролевая социализация);

- семьянина – был бы  способен к созданию прочной  семьи (семейная социализация);

- труженика – мог бы  и хотел компетентно участвовать  в социальной и экономической  жизни общества (профессиональная  социализация);

- гражданина – был бы  законопослушным гражданином общества (политическая социализация).

Требования к человеку предъявляет не только общество в  целом, но и конкретные группы и организации, в которые включён индивид. Особенности  и функции различных групп  и организаций обусловлены специфическим  и неидентичным характером требований. Содержание требований зависит от возраста и социального статуса человека.

Сущность социализации состоит  в приспособлении человека к условиям конкретной социально-культурной ситуации (адаптации) и в то же время обособления (автомизации) от них [15, с. 8].

Адаптация – это процесс и результат становления индивида как социального существа.

Автономия – это процесс и результат становления человеческой индивидуальности.

В процессе социализации заложен  внутренний, до конца неразрешимый конфликт между мерой приспособления человека в обществе и степенью обособления  его в обществе. Другими словами, эффективная социализация предполагает определённый баланс, равновесие адаптации (приспособления) и автономизации (обособления) субъекта.

Социализация имеет особенности, обусловленные общественным развитием, поэтому в каждом обществе она  обладает рядом общих или сходных  характеристик.

Важнейшую роль в социализации играют агенты социализации – люди, в непосредственном взаимодействии с которыми находится объект социализации и роль которых различается в зависимости от того, насколько они значимы для объекта. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. По отношению к детям и подросткам таковыми могут быть тренер, педагог, сверстники, родители, старшие братья и сёстры, родственники, для человека 25-30 лет значимым может стать коллега, в котором он видит опытного и зрелого профессионала, того, кому хочется подражать, опыт профессиональной и жизненной зрелости которого хочется перенять [15, с. 9].

Социализация протекает  во взаимодействии человека с разнообразными условиями, влияющими на его развитие. Эти действующие на человека условия  принято называть факторами. Многие из них не выявлены или не изучены  достаточно хорошо. В современной  науке выделяют четыре группы факторов.

1. Мегафакторы (от греч. megas - большой): космос, планета, мир,  которые в той или иной мере  через другие группы факторов  влияют на социализацию всех  жителей Земли.

2. Макрофакторы (от греч. makros – большой, длинный): страна, этнос,  общество, государство, которые влияют  на социализацию всех живущих.  Это влияние опосредовано другими  группами факторов – идеологией, религией, нормами и ценностями  общества, культурой и традициями, образом жизни и установками.

3. Мезофакторы (от греч. mesos – средний, промежуточный): условия  социализации больших групп людей.

4. Микрофакторы (от греч. micros – малый). Это условия, непосредственно  влияющие на людей – семью  и домашний очаг, соседства, различные  сообщества, в том числе школьные, спортивные, театральные, и другие  организации, различные общественные, государственные, религиозные и  частные организации, которые  принято называть микросоциумом  [15, с. 10].

Наиболее важное значение для социализации личности имеет  микросоциум, или социальная среда, которая непосредственно влияет на включение человека в социум и  его интеграцию в общество в целом. Отношения человека и внешних  социальных условий его жизни  имеют характер взаимодействия. Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда определённых механизмов. Процесс социализации условно можно  представить как совокупность следующих  четырёх составляющих:

стихийной социализации человека;

относительно направляемой социализации;

относительно социально  контролируемой социализации (социальная политика, воспитание);

сознательного самоизменения  человека [15, с. 11] .

В науке выделяют три группы задач, решаемых человеком на каждом возрастном этапе, или этапе социализации: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические.

Естественно-культурные задачи – это достижение определённого  уровня физического и полоролевого развития.

Социально-культурные задачи социализации связаны с познавательными, морально-нравственными, ценностно-смысловыми аспектами личностного развития, а потому они специфичны для каждого  возрастного этапа и конкретного  социума в определённый период исторического  развития.

Социально-психологические  задачи нацелены на становление самосознания личности, её самоопределение в сегодняшнем  дне и в перспективе, потребности  в самореализации и самоутверждении. На каждом этапе социализации эти  задачи имеют специфическое содержание и способы решения [15, с. 11-12].

Социализация человека всегда протекает в определённых условиях, кроме того, сам человек влияет на создание этих условий и может  стать не только субъектом или  объектом социализации, но и жертвой  обстоятельств или условий.

Если человек не умеет  приспосабливаться и гибко реагировать  на изменения внешней среды, в  том числе социальной, может произойти дезадаптация, нарушение приспособления организма к условиям существования. Нарушения проявляются в ригидности (негибкости), социальной «тупости», социальной «дезинтеграции и изолированности личности.

В психиатрии под дезадаптацией  понимается утрата приспособляемости  к условиям социальной среды по причине  психического заболевания (например, невроза).

Дезадаптация может возникнуть вследствие кратковременных и сильных  травмирующих воздействий среды  на человека или менее интенсивных, но продолжительных. В результате возникают  различные сбои в деятельности: снижение производительности труда и его  качества, нарушения дисциплины труда, повышение аварийности и травматизма [15, с. 12-13].

Критериями психофизиологической адаптации считаются состояние  здоровья, настроение, тревожность, степень  утомляемости, активность поведения. Стойкие  нарушения психической адаптации  проявляются в клинически выраженных психопатологических синдромах  и (или) в отказе от деятельности. В  зависимости от жизненной сферы  выделены следующие виды социальной дезадаптации.

Физическая дезадаптация связана с врождёнными или  приобретёнными физическими особенностями  индивида, снижающими трудоспособность, затрудняющими передвижение в пространстве, самообслуживание и др.

Информация о работе Нарконашествие в России