Основные характеристики группы и понятие сплоченности коллектива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассмотрены: понятие "трудовой коллектив", его виды, полномочия, формирование и диагностика; неформальные коллективы и стадии их образования; влияние и власть менеджера, их формы; участие работников в управлении; понятие "конфликт", его виды, причины возникновения и способы разрешения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГРУППЫ И ПОНЯТИЕ СПЛОЧЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВА
2. ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ КАК МАЛАЯ ГРУППА. ПСИХОЛОГИЯ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА КАК ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ
3. МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПРОЦЕССЕ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
4. ТИП РУКОВОДСТВА КАК ОСНОВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ И СОТРУДНИКОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 354.82 Кб (Скачать файл)

Практически отсутствует  методология разработки и создания эффективной системы управления профессионально-квалификационным развитием  кадрового потенциала промышленных предприятий. Количество и качество имеющихся публикаций не соответствует  остроте и актуальности решения  соответствующих проблем.

Проблема управления персоналом промышленных предприятий относится  к числу важнейших проблем  современного менеджмента, является актуальной и требует системного рассмотрения.

Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «Юргинский машзавод».

Предметом исследования является состояние системы управления персоналом на предприятии в условиях рыночной системы экономических отношений.

Целью данного  проекта является анализ существующей системы управления персоналом и разработка мероприятий, направленных на совершенствование системы и повышение эффективности управления персоналом на предприятии.

Конкретизируя цель, следует  отметить, что в ходе написания  работы следует решить следующие задачи:

·обзор литературных источников по подходам к изучению и трактовке  вопросов по управлению персоналом;

·ознакомление с экономико - организационной характеристикой  предприятия, его структурой, а также  проведение анализа финансового  состояния предприятия;;

·оценка состояния системы  управления персоналом на ООО «Юргинский машзавод»;

·разработка рекомендаций по совершенствованию управления персоналом на предприятии.

Информационную базу исследования составляет совокупность специальной  и научной литературы, законы и  нормативные документы, статистические данные; экономические исследования по теме; справочная и периодическая  литература; монографии по вопросам анализа  и бухгалтерского учета.

Дипломный проект состоит  из введения, трех глав, выводов и  предложений, списка использованной литературы.

На основе полученной информации и в целях совершенствования  методов управления персоналом предприятия  в работе сформулированы и обоснованы практические выводы и общие заключения, которые нашли отражение в  соответствующих главах дипломного проекта.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ системы УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ  ПРЕДПРИЯТИЯ

 

.1 Кадровая и  социальная политика - как элемент  эффективного управления персоналом

персонал управление аттестация квалификация кадры

Важнейшей тенденцией развития менеджмента в последние десятилетия  становится системный подход, который  рассматривается не просто как вид  методологического исследования, но как современный способ управленческого  мышления, позволяющий представить  целостно и комплексно управление деловой  организацией в сложной рыночной среде.

Системный подход служит методологическим средством изучения целостности  системы управления персоналом и  выявления ее интегральных зависимостей и взаимодействий как внутри данной организации, так и вне ее.

Для более адекватного  определения и анализа системы  управления персоналом раскроем понятие  «система». В научной литературе можно встретить различное толкование этого понятия, но наиболее емким  по содержанию является определение  В.Г. Афанасьева: «Система - это совокупность объектов, взаимодействие которых обуславливает  наличие интегративных качеств, не свойственных образующим ее частям, компонентам».

Из теории управления известно, что любая организация представляет собой совокупность социальной и  экономических подсистем, опосредованных внешней средой и направленных на достижение поставленных целей. Социальная подсистема организации включает в  себя работников, группирующихся по функциональным операциям, между которыми устанавливаются непосредственно служебные, информационно-коммуникативные, распорядительно-исполнительские, экономические, юридические, личностные, психологические и другие формы связей. Эти формальные и неформальные отношения опосреасдуют интересы отдельных работников, рабочих групп, которые в свою очередь могут быть материальными, духовными, экономическими и социальными.

Применение системного анализа  дает возможность раскрыть внутреннее строение системы управления персоналом как целостной системы, состоящей  из трех взаимосвязанных подсистем  управления формированием, использованием и развитием персонала (рис.1).

 
 

Стратегия фирмы Устав фирмы

 

Организационная Организационная

структура культура

 

Формирование человеческих ресурсовИспользование человеческих ресурсовРазвитие человеческих ресурсовПланирование потребностей в человеческих ресурсах. Маркетинг персонала. Кадровый мониторинг. Подбор и найм работников. «Селекция  кадров». Профадаптация новых работников.Проектирование рабочих мест. Управление рабочим временем. Условия безопасности труда. Деловая оценка работников (аттестация).Оплата и стимулирование труда.Профессиональное обучение. Повышение квалификации и переподготовка. Ротация. Делегирование полномочий. Планирование карьеры.Рисунок 1 - Система управления человеческими ресурсами

 

Целью подсистемы управления формирование персонала является своевременное обеспечение стратегических планов организации качественными человеческими ресурсами. Для достижения этой исключительно важной цели данная подсистема призвана решать следующие задачи:

) прогнозирование и планирование  потребностей в человеческих  ресурсах, которое должно осуществляться  на основе систематического сбора  информации о качественном и  количественном спросе на человеческие  ресурсы;

) организация маркетинга  персонала;

) проведение кадрового  мониторинга и кадрового аудита;

) удовлетворение спроса  путем привлечения, подбора и  отбора работников по составляющим  компетенции из внутренних и  внешних источников;

) профессиональная и социально-психологическая  адаптация новых работников.

Подсистема использования  персонала представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение условий для наиболее эффективной реализации интеллектуальных, профессиональных, творческих и предпринимательских способностей работников и предполагает создание механизма воздействия на деятельность людей для достижения поставленных целей.

Для этого совершенствуется организация труда, обеспечиваются условия для повышения качества трудовой жизни, внедряется гибкая система  стимулирования трудовой деятельности, реализуются социальные программы, анализируются и регулируются трудовые отношения на основе партнерства  и сотрудничества, организуется вовлечение работников в дела организации управления, развиваются групповые формы  деятельности, создаются условия  для творчества, новаторства, предпринимательства.

Ключевое значение в современных  организациях приобретает подсистема развития персонала, нацеленная на повышение уровня знаний, способностей, ценностей и на усилие мотивации работников для достижения стратегических организационных целей и удовлетворения личных потребностей. Подсистема развития персонала представляет собой комплекс целенаправленных образовательных, информационных, социально-культурных, мотивационных элементов, которые содействуют повышению квалификации работников в соответствии с задачами ее развития, потенциалом. Это:

повышение квалификации;

профессиональная ориентация сотрудников;

планирование карьеры;

ротация и делегирование  полномочий;

работа с кадровым резервом;

создание условий для  саморазвития и самореализации.

Таким образом, управление персоналом является сложной целостной системой, в которой каждая составляющая подсистема в отдельности не обеспечит эффективности ее функционирования в целом, и только комплексный, интегрированный подход к управлению персоналом является залогом достижения стратегических целей организации.

Основная цель системы  управления персоналом - обеспечить качественное и рациональное формирование, освоение и развитие человеческих ресурсов для  достижения экономической эффективности  организации и удовлетворения личных потребностей ее работников.

Управление персоналом представляет собой непрерывный циклический  процесс, состоящий из конкретных видов  управленческой деятельности (функций  управления), реализация которых обеспечивает достижение поставленной цели. Функциональный подход при исследовании системы  дает возможность изучить весь состав видов деятельности, характеризующих  целенаправленное воздействие на отдельных  работников, группы, коллектив в  целом.

В основе формирования системы  управления персоналом лежит интеграция и дифференциация функций управления. К основным функциям относятся: планирование, организация, мотивация, исследование, контроль, координация.

Но наряду с основными  в системе управления выделяются специфические функции, которые  выполняют роль дифференциации управления, то есть разделения и специализации  управленческой деятельности в области  персонала.

Ранее многие функции, относящиеся  к персоналу, были рассредоточены по экономическим, производственно-техническим, юридическим службам предприятий. Сегодня происходит усложнение и  расширение функций управления персоналом, которые уже не ограничиваются только исполнительскими и учетно-оформительскими, а выполняют аналитические, управленческие, образовательные, информационные задачи. Среди многообразия специфических  функций управления персоналом можно  выделить следующие:

) прогнозирование, перспективное  и текущее планирование потребностей  в персонале;

) анализ количественного  и качественного состава персонала  по профессионально-квалификационной  и социально-демографическим структурам;

) подбор и профотбор  работников;

) наем и расстановка  сотрудников;

) профессиональная и социально-психологическая  адаптация новых работников;

) анализ и проектирование  рабочих мест, рабочего времени  и условий труда;

) оценка результативности  труда и проведение аттестации  работников;

) формирование кадрового  резерва и работа с ним;

) корпоративное развитие  человеческих ресурсов;

) регулирование трудовых  отношений;

) диагностика и разрешение  конфликтов и трудовых споров;

) планирование карьеры  и профессиональное продвижение  сотрудников;

) разработка и реализация  социальных программ;

) содействие улучшению  психологического климата в коллективе  и управление организационной  культурой;

) организация оплаты и  стимулирования труда, реализация  политики участия работников  в прибыли, собственности и  капитале;

) контроль эффективности  управления персоналом;

) информационно-документационное  обеспечение управления персоналом;

) управление сокращением  и увольнением.

Таким образом, управление персоналом осуществляется в процессе выполнения определенных целенаправленных действий, которые тесно взаимосвязаны  и образуют целостную функциональную систему, определяющую структуру управления персоналом в организации.

Руководство персоналом как  функция управления призвана объединять, координировать, взаимоувязывать и  интегрировать все прочие функции  в единое целое. Достигается это  реализацией принципов работы с  персоналом, их взаимодействием. Под  принципом понимается научное начало (основание, правило), которое при  решении надо учитывать или соблюдать (табл.1).

 

Таблица 1

Принципы работы с персоналом

Название принципаСодержание принципа12А. Общие принципы работы с персоналом Прогрессивность Соответствие системы управления персоналом передовым зарубежным и отечественным аналогам Перспективность При формировании системы управления персоналом следует учитывать перспективы развития организацииЭффективность Предполагает наиболее эффективную и экономичную организацию системы управления персоналом, снижение доли затрат на систему управления в общих затратах на единицу выпускаемой продукции, повышение эффективности производства. В случае, если после мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом увеличились затраты на управление, то они должны перекрываться эффектом от производственной деятельностиКомплексность При формировании системы управления персоналом необходимо учитывать все факторы, воздействующие на систему управления (связи с вышестоящими органами, договорные связи, состояние объекта управления и т.д.), и охватывать все сферы работы с персоналомОперативность Своевременное принятие решений по анализу и совершенствованию системы управления персоналом, предупреждающих или оперативно устраняющих отклоненияОптимальность Многовариантная проработка предложений по формированию системы управления персоналом и выбор наиболее рационального варианта для конкретных условий производстваПростота Чем проще система управления персоналом, тем лучше она работает. Безусловно, это исключает упрощение системы управления персоналом в ущерб производствуИерархичность В любых вертикальных разрезах системы управления персоналом должно обеспечиваться иерархическое взаимодействие между звеньями управления (структурными подразделениями или отдельными руководителями), принципиальной характеристикой которого является несимметричная передача информации «вниз» (дезагрегирование, детализация) и «вверх» (агрегирование) по системе управленияАвтономность В любых горизонтальных и вертикальных разрезах системы управления персоналом должна обеспечиваться рациональная автономность структурных подразделений или отдельных руководителей Продолжение табл. 112СогласованностьВзаимодействия между иерархическими звеньями по вертикали, а также между относительно автономными звеньями системы управления персоналом по горизонтали должны быть в целом согласованы с основными целями организации и синхронизированы во времениУстойчивостьДля обеспечения устойчивого функционирования системы управления персоналом необходимо предусматривать специальные «локальные регуляторы», которые при отклонении от заданной цели организации ставят того или иного работника или подразделение в невыгодное положение и побуждают их к регулированию системы управления персоналом МногоаспектностьУправление персоналом, как по вертикали, так и по горизонтали может осуществляться по различным каналам: административно-хозяйственному, экономическому, правовому и т.п.Плановость Началом всей работы является установление на длительный период направлении, темпов и пропорций развития производства, связанных с этим изменений в структуре персоналаВознаграждениеБазируется на результатах индивидуального труда и эффективности организации (группы)Подбор и расстановкаДля обеспечения эффективного функционирования организаций в ней должна быть разработана система подбора, набора и расстановки кадров. Развитие, обучение, перемещение и продвижение работников осуществляется в соответствии с результатами их труда, классификацией, способности, интересами и потребностями организацииЭффективная занятость Связана с потребностями бизнеса, индивидуальным уровнем производительности труда, способностями и квалификацией. Индивидуальные проблемы решаются быстро, справедливо и эффективноРотация Временное выбытие отдельных работников не должно прерывать процесс осуществления каких либо функций. Для этого каждый работник системы управления персоналом должен уметь имитировать функции вышестоящего, нижестоящего сотрудника и одного - двух работников своего уровняОптимальное соотношение управленческих ориентаций Диктует необходимость опережения ориентации функций управления персоналом на развитие производства по сравнению с функциями, направленными на обеспечение функционирования производстваКонцентрация Рассматривается в двух направлениях: как концентрация усилий работников отдельного подразделения или всей системы управления персоналом на решение основных задач или как концентрация однородных функций в одном подразделение системы управления персоналом, что устраняет дублированиеСпециализацияРазделение труда в системе управления персоналом (выделяется труд руководителей специалистов и служащих). Формируются отдельные подразделения, специализирующихся на выполнении групп однородных функцийПараллельностьПредполагает одновременное выполнение отдельных управленческих решений, повышает оперативность управления персоналом Продолжение табл. 112Адаптивность (гибкость)Означает приспособляемость системы управления персоналом к изменяющимся целям объекта управления и условиям его работыПреемственностьПредполагает общую методическую основу проведения работ по совершенствованию системы управления персоналом на разных ее уровнях и разными специалистами, стандартное их оформлениеНепрерывность Отсутствие перерывов в работе работников системы управления персоналом или подразделений, уменьшение времени «пролеживания» документов, простоев технических средств управления и т.п. Ритмичность Выполнение одинакового объема работ в разные промежутки времени и регулярность повторения функций управления персоналом Технологическое единствоСистема управления персоналом должна обладать концептуальным единством, содержать единую доступную терминологию, деятельность всех подразделений и руководителей должна строиться на единых «несущих конструкциях» (этапах, фазах, функциях) для различных по экономическому содержанию процессов управления персоналомКомфортностьСистема управления персоналом должна обеспечить максимум удобств для творческих процессов обоснования, выработки, принятия и реализации решений человеком. Например, выборочная печать данных, специальное оформление документов с выделением существенной информации и т. д.Коллегиальность управления Профессионалы-менеджеры работают в тесном контакте друг с другом и связаны узами сотрудничества и взаимозависимости, составляя управленческий штат

Информация о работе Основные характеристики группы и понятие сплоченности коллектива