Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 11:27, курсовая работа
В данной работе рассмотрены: понятие "трудовой коллектив", его виды, полномочия, формирование и диагностика; неформальные коллективы и стадии их образования; влияние и власть менеджера, их формы; участие работников в управлении; понятие "конфликт", его виды, причины возникновения и способы разрешения.
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГРУППЫ И ПОНЯТИЕ СПЛОЧЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВА
2. ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ КАК МАЛАЯ ГРУППА. ПСИХОЛОГИЯ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА КАК ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ
3. МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПРОЦЕССЕ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
4. ТИП РУКОВОДСТВА КАК ОСНОВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ И СОТРУДНИКОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Специальная аттестация
в связи с особыми
Наряду с аттестацией в практике управления персоналом может иметь место самооценка (самоаттестация)на основе письменных ответов на вопросы специальных анкет. Испытуемые сами дают оценку выполнению своих служебных обязанностей, достигнутым результатам, профессионализму, производственной дисциплине и пр. Это позволяет узнать, какие требования они предъявляют к себе.
Однако самооценка весьма субъективна (завышена или занижена), поэтому должна обсуждаться в коллективе или с руководителем.
Анкета для самоаттестации
может выглядеть следующим
ключевые области работы или выполняемые задания;
отношение к работе и оценка ее эффективности;
области, где работа была выполнена хорошо (плохо);
причины успехов (трудностей);
предложения о путях улучшения работы;
планы карьеры.
Источниками информации о
себе могут служить: мнение окружающих
(целесообразно составить
Функции аттестации могут быть явными и скрытыми. К явным относятся:
установление в официальном порядке пригодности данного лица к выполнению той иной работы;
контроль выполнения поставленной задачи;
поиск резервов повышения эффективности труда;
решение вопроса об объеме, путях и формах обучения, переподготовки и пр.
Скрытыми функциями могут быть:
выполнение требования вышестоящего руководства;
придание большего веса принятым прежде кадровым решениям;
знакомство руководителя с сотрудниками;
разрушение круговой поруки, существующей в коллективе;
активизация работы;
возложение формальной ответственности за расстановку кадров на аттестационную комиссию и пр.
Нужно помнить, что аттестация мотивирует и является предпосылкой изменения поведения работника. Общая позитивная оценка улучшает результаты работы в 70-90% случаев, но способствует формированию завышенной самооценки; общая отрицательная оценка порождает неуверенность в себе. Поэтому более обоснована оценка конкретных поступков.
Типичная процедура аттестации работающего персонала состоит из следующих основных элементов:
) Разъяснение руководителем целей и порядка аттестации.
) Предварительная оценка работника всеми теми, с кем ему приходится контактировать.
) Участие в общих дискуссиях,
деловых играх, выполнение
) Обобщение руководителем наблюдений, данных опросов, самоотчета и подготовка к беседе.
) Предварительная беседа аттестуемых с руководителем.
) Написание им заключения.
) Собеседование аттестуемых с комиссией.
) Постановка целей и
задач на предстоящий период
и разработка плана
) Подготовка итогового документа.
) Осуществление практических
мероприятий (изменение
Аттестации предшествует заполнение анкеты на аттестуемого непосредственным руководителем или сотрудником кадровой службы. Аттестация при правильном ее проведении несет в себе ряд потенциальных выгод как для организации, так и для аттестуемых работников (табл. 3).
Таблица 3
Потенциальные выгоды от проведения аттестации
Выгоды для организацииВыгоды для работникаДает информацию о том, насколько эффективно используется персонал организации и каково его качествоПризнание достижений работников со стороны руководства стимулирует их готовность напряженно работать в интересах организацииПозволяет уточнить критерии оценки рабочих результатов и конкретизировать те требования, которые организация предъявляет к работникамРаботник получает крайне важную для себя обратную связь, позволяющую ему своевременно внести необходимые коррективы в свою работу, в отношение к делуПоказывает те трудности и проблемы, которые мешают работникам в достижении требуемых трудовых показателейРаботник получает возможность уточнить для себя те требования, которые предъявляются к его работе непосредственным руководителем и организациейПозволяет наметить основные направления обучения, повышения квалификации и развития работниковПозволяет работникам лучше понять цели и задачи, стоящие перед организацией (подразделением), облегчая прохождение информации по вертикали сверху внизПозволяет поднять производительность труда и качество через повышение уровня мотивации и ответственности работниковПовышает уровень приверженности работников к своей организации и ее целямЯвляется важным источником информации для руководства о положении дел в организации, облегчая прохождение информации по вертикали снизу вверхПозволяет сформировать или уточнить состав кадрового резерваЕсли же в ходе аттестации будут допущены те или иные ошибки, то потенциальные выгоды не будут реализованы и аттестация может не дать ожидаемых результатов.
1.4 Повышение квалификации и переподготовка кадров на предприятии
Повышение квалификации, как и приобретение знаний, навыков и умений, является результатом самой производственной деятельности. Специально организованное обучение позволяет достичь цели за более короткий срок.
Повышение квалификации направлено на последовательное совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков, рост мастерства по имеющейся у работника профессии.
Особенность повышения квалификации
состоит в том, что слушатели,
уже обладая определенными
Индикатором, свидетельствующим
о необходимости повышения
Другим индикатором может быть рост бракованной продукции по вине рабочего.
Поскольку одной из форм повышения квалификации является освоение смежных профессий, анализу должна быть подвержена рациональность использования рабочей силы по квалификации, использование фонда рабочего времени, возможности устранения его потерь.
Система повышения квалификации,
сложившаяся на производстве, включает
производственно-технические
Производственно-технические курсы, как наиболее массовая форма, создаются в целях повышения производственных умении и технических знаний рабочих до необходимого для выполнения ими работ уровня, в целях повышения квалификации рабочих разряда, класса и т.п.) в пределах данной профессии и специальности. Продолжительность обучения для каждой учебной группы устанавливается индивидуально в пределах от трех месяцев (с отрывом от производства) до шести (без отрыва от производства).
Курсы целевого назначения создаются непосредственно на предприятиях для изучения новой техники, оборудования, технологии, техники безопасности, прогрессивных форм организации труда. Их задача - краткосрочное обучение вновь принятых на предприятие квалифицированных рабочих с тем, чтобы в течение первого месяца работы на предприятии они могли УСВОИТЬ особенности технологических процессов.
Повышение квалификации должно
быть тесно увязано с
Для принятия управленческих, решений важен анализ дифференциации уровня заработной платы в зависимости от квалификации рабочих с целью выяснения наличия материальных стимулов в повышении квалификации.
Необходимость повышения квалификации обусловлена различными причинами, а потому оно может быть организовано в различных формах и занимать различные сроки. Так, процесс обучения, направленный на повышение квалификации, может быть осуществлен с отрывом и без отрыва от производства (система вечернего и заочного образования, самостоятельное освоение образовательных программ и т.п.), само обучение может быть рассчитано на долгосрочный и краткосрочный его варианты.
Повышение квалификации связано с определенными издержками как для предприятия (фирмы), так и для работника. Это затраты на оплату преподавателей, аренду помещений, приобретение материалов и т.п. Поэтому повышение квалификации и обучение с отрывом от производства, вследствие чего предприятие испытывает временные трудности, должно быть организовано таким образом, чтобы результат от этого - более высокий уровень производительности труда, качества продукции вследствие освоения новых технологий, оборудования, приемов и методов труда - перекрывал издержки.
Повышение квалификации служащих и категорий специалистов осуществляется в различных формах. В частности, это могут быть курсы при предприятиях и учреждениях с использованием в качестве преподавателей как собственных квалифицированных работников, так и специалистов со стороны. Такая форма повышения квалификации носит оперативный характер и обеспечивает достаточную целенаправленность подготовки. Организацию работы курсов осуществляет отдел (бюро) подготовки кадров, а при его отсутствии - отдел кадров.
Чтобы повысить ответственность
и заинтересованность кадров в непрерывном
повышении своей квалификации, необходимо
обеспечить взаимосвязь результатов
повышения квалификации, аттестации,
должностных перемещений и
Работа по повышению квалификации является составной частью подготовки кадрового резерва и потому предусматривается коллективными договорами администрации с работниками предприятия, а сами мероприятия по повышению квалификации находят отражение в системе планирования на предприятии.
В отличие от повышения квалификации (обучение рабочих той же профессии без перемены этими рабочими своей трудовой деятельности) переподготовка означает освоение рабочими новой профессии.
С позиции организации
процесса обучения принципиальной разницы
между первичным обучением и
переподготовкой нет. Переподготовка
рабочих осуществляется непосредственно
на предприятии (если есть возможность
сохранить рабочих, заняв их на других
участках производства), а также
силами территориальной службы занятости
(если произошло фактическое
Рассмотрим особенности
организации процесса переподготовки
непосредственно на предприятии. Наиболее
широко она практикуется на предприятиях,
ориентированных в своей
Особенность переподготовки кадров - в контингенте рабочих, которых она охватывает. Это в основном рабочие средних и старших возрастов, проработавшие определенное время (часто весьма продолжительное) по определенной профессии, что накладывает свою специфику на обучение. Существенно отличается и образовательный уровень данного контингента рабочих: и низкий уровень среднего общего образования, и давность лет его получения.
Численность работников, нуждающихся в переподготовке, зависит от:
численности высвобождаемых работников;
контингента высвобождаемых работников;
возможностей их трудоустройства на предприятии (появление новых или вакантных рабочих мест на других участках производства);
доли работников (из числа высвобождаемых), согласившихся на переподготовку.
Чтобы обеспечить переподготовку
кадров в режиме упреждения возможного
дефицита рабочих отдельных профессий,
важно знать тенденции
Планирование переподготовки кадров предполагает наличие информации о том, по каким профессиям требуется обучить рабочих.
Как уже отмечалось, подробные сведения о высвобождаемых формируются на предприятии не менее чем за два месяца до их высвобождения.
Поскольку система профориентации на предприятии развита слабо и в большей мере направлена на новых работников, чем на высвобождаемую рабочую силу, выбор новой профессии большинством работников осуществляется самостоятельно, что увеличивает вероятность ошибки.
Переподготовка должна носить целенаправленный характер, т.е. быть ориентированной на конкретное рабочее место и работника, согласного его занять. От уровня профессиональной подготовки рабочих зависит комплектование учебных групп, возможность объединения их с группами рабочих, проходящих первичную подготовку.
Информация о работе Основные характеристики группы и понятие сплоченности коллектива