Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 11:27, курсовая работа
В данной работе рассмотрены: понятие "трудовой коллектив", его виды, полномочия, формирование и диагностика; неформальные коллективы и стадии их образования; влияние и власть менеджера, их формы; участие работников в управлении; понятие "конфликт", его виды, причины возникновения и способы разрешения.
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГРУППЫ И ПОНЯТИЕ СПЛОЧЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВА
2. ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ КАК МАЛАЯ ГРУППА. ПСИХОЛОГИЯ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА КАК ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ
3. МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПРОЦЕССЕ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
4. ТИП РУКОВОДСТВА КАК ОСНОВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ И СОТРУДНИКОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Реализация целей и
задач управления персоналом осуществляется
через кадровую политику. Кадровая
политика - главное направление в
работе с кадрами, набор основополагающих
принципов, которые реализуются
кадровой службой предприятия. В
этом отношении кадровая политика представляет
собой стратегическую линию поведения
в работе с персоналом.
Общие требования к кадровой политике
в современных условиях сводятся к следующему.
. Кадровая политика должна быть тесно
увязана со стратегией развития (или выживания)
предприятия. В этом отношении она представляет
собой кадровое обеспечение реализации
этой стратегии.
. Кадровая политика должна
быть достаточно гибкой. Это значит,
что она должна быть, с одной
стороны, стабильной, поскольку именно
со стабильностью связаны
. Поскольку формирование
квалифицированной рабочей
. Кадровая политика должна
обеспечить индивидуальный
Кадровая политика реализуется
через кадровую работу. Поэтому выбор
кадровой политики связан не только с
определением основной цели, но и с
выбором средств, методов, приоритетов
и т.д. Кадровая работа базируется на
системе правил, традиций, процедур,
комплексе мероприятий, связанных
непосредственно с
Кадровая политика носит и общий характер, когда касается кадров предприятия в целом, и частный, избирательный, когда ориентируется на решение специфических задач (в пределах отдельных структурных подразделений, функциональных или профессиональных групп работников, категорий персонала).
Кадровая политика формирует:
требования к рабочей силе на стадии ее найма (к образованию, полу, возрасту, стажу, уровню специальной подготовки и т.п.);
отношение к "капиталовложениям" в рабочую силу, к целенаправленному воздействию на развитие тех или иных сторон занятой рабочей силы;
отношение к стабилизации коллектива (всего или определенной его части);
отношение к характеру подготовки новых рабочих на предприятии, ее глубине и широте, а также к переподготовке кадров;
отношение к внутризаводскому движению кадров и т.д.
В формировании мотивации работников, повышении его самоотдачи в производственной деятельности особое место отводится социальной политике предприятия. Социальная политика является составной частью механизма совершенствования качества рабочей силы и условий ее эффективной реализации. Объектом воздействия социальной политики являются не только занятые работники предприятия, но в определенной мере и бывшие работники предприятия, в том числе вышедшие на пенсию.
Кадровая и социальная
политика в организации взаимосвязаны.
Взаимосвязь кадровой и социальной
политики состоит в том, что кадровая
политика направлена на сохранение кадрового
потенциала, квалифицированных работников,
их профессиональную мобильность, обновление
кадров за счет приема на работу профессионально
подготовленных работников. Она включает
меры по развитию заинтересованности
и трудовой мотивации работников
в эффективной и
Социальная политика должна
стимулировать работников к повышению
квалификации, организацию - формировать
и развивать
Эффективная социальная и
кадровая политика предполагает предоставление
персоналу всех обязательных социальных
услуг, которые организация должна
оказывать в соответствии с законодательством.
Вместе с тем социальная политика
не может быть ограничена только обязательными
социальными услугами, поскольку
конкуренция на рынке труда предполагает
наличие таких социальных услуг,
которые могут привлечь новых
работников в организацию или
удерживать работающих здесь людей.
Чем выше потребность в
1.2 Процесс адаптации
новых работников на
Адаптация - приспособление сотрудника к содержанию и условиям труда, а также в целом к социальной среде, его окружающей.
Виды адаптации:
1)по уровню:
·первичная (для лиц, не имеющих трудового опыта);
·вторичная.
2)по направленности:
·профессиональная;
·психофизиологическая;
·социально-психологическая.
Профессиональная адаптация заключается в активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, необходимых навыков, приемов, способов принятия решений (для начала хотя бы стандартных решений для типичных ситуаций).
Начинается с того, что после выяснения опыта, знаний, характера новичка для него определяют наиболее приемлемую форму подготовки (курсы повышения квалификации, обучение, наставничество, консультирование и т.д.).
Сложность профессиональной
адаптации зависит от широты, разнообразия
деятельности, интереса к ней, содержания
труда, влияния профессиональной среды
и индивидуально-
Психофизиологическая адаптация - адаптация к условиям труда, режиму работы и отдыха. Как правило, особых сложностей не представляет, протекает быстро, зависит от здоровья человека, его естественных реакций и характеристики условий. Тем не менее, большинство несчастных случаев, происходящих в первые дни работы, связано с отсутствием психофизиологической адаптации.
Социально-психологическая адаптация - адаптация к коллективу и его нормам, к руководству и коллегам.
Трудности могут быть связаны
с обманутым ожиданием быстрого
успеха, недооценкой сложности и
важности человеческого общения, недооценкой
практического опыта и
В общем смысле процесс адаптации состоит из этапов:
) детальное ознакомление с новым окружением;
) усвоение стереотипов поведения;
) ассимиляция - полное приспособление к среде;
) идентификация - отождествление личных интересов и целей с общими.
С организационной точки зрения этапы адаптации:
) ознакомительный (примерно
1 месяц) достаточен для
) оценочный (до 1 года), когда
достигается совместимость
) интеграционный - «объединение» сотрудника с организацией (до 3 лет).
Процесс адаптации значительно облегчается участием в нем руководителя.
Рекомендации руководителю:
·руководитель должен ежедневно встречаться с сотрудником, узнавать информацию об успехах и поддерживать в начинаниях;
·личное участие в устранении проблем, помощь в решении проблем.
Руководителю целесообразно завести карточку контроля за адаптацией, помочь сотруднику выбрать наиболее подходящее рабочее место, оказать содействие в освоении тонкости профессии, помочь освоить смежные профессии, позволить человеку принимать участие в делах коллектива, коллективных мероприятиях.
Для молодого специалиста в период адаптации самую большую опасность представляет некомпетентный руководитель.
Рекомендации сотруднику по успешной адаптации:
1)ознакомиться с новой обстановкой;
2)не проявлять оригинальность, инициативу, чтобы не привлекать излишнее внимание;
)понять расстановку сил,
неформальные связи,
Помимо адаптации человека к работе необходимо и обратное, адаптация работы к человеку. Она предполагает организацию рабочего места в соответствии с требованиями эргономики, гибкое регулирование ритма и продолжительности рабочего времени, построение структуры подразделения и распределения заданий, исходя из личных особенностей работников; индивидуализацию системы стимулирования.
Особенно сложна в организации
социально-психологическая
Факторы, осложняющие процесс адаптации руководителя:
1)несоответствие уровня руководителя и уровня новых подчиненных;
2)настороженность подчиненных
вследствие невозможности
)желание подчиненных как
можно больше получить
·надолго ли останется;
·человеческие, личностные качества;
·послужной список;
·как оказался в должности руководителя и какими связями обладает;
·как будет работать, представления об особенностях управленческих функций (есть ли собственная стратегия, изменится ли политика организации).
4)отчуждение, зависть, противостояние
бывших коллег нового
5)давление привычек и
традиций организации,
)сопоставление нового
руководителя с
Легче всего адаптация новичка происходит в случае если он оказался преемником лица, прежде ничем не выделявшимся. А тяжелее всего, если руководитель был харизматическим лидером в данном коллективе.
Если преемник долгое время находился в тени предшественника, ему легко освоить обязанности, но трудно завоевать уважение, как в своих глазах, так и в глазах окружающих, а иначе он очень долго останется «номером два».
7)ситуативный: уходящие
руководители часто, желая,
1.3 Аттестация персонала на предприятии
Согласно российскому трудовому законодательству, в организации должно быть утверждено Положение об аттестации персонала, в котором определяются цели аттестации и описываются организационные процедуры.
При выборе системы аттестации сотрудников необходимо обратить особое внимание на ее соответствие другим элементам системы управления персоналом (профессионального развития, планирования карьеры, мотивации и стимулирования), чтобы добиться целостности и эффективности кадрового менеджмента, а главное, избежать конфликтов в трудовом коллективе.
Целью проведения аттестации является рациональная расстановка кадров и их эффективное использование. Классификация целей аттестации персонала представлена в табл. 2.
Таблица 2
Цели аттестации персонала
Наименование
Выделяют следующие виды аттестаций: итоговую, промежуточную и специальную (по особым обстоятельствам).
При итоговой аттестации, которая дает полную и разностороннюю оценку трудовой деятельности и морального облика работника и во многом помогает понять людей, предвидеть их поведение в тех или иных ситуациях, проводится раз в три - пять лет.
Промежуточная аттестация проводится регулярно через определенные периоды (иногда раз в квартал и даже ежемесячно), и каждая последующая базируется на результатах предыдущей. В крупных западных фирмах для руководителей и специалистов она проводится раз в год; для других категорий (новичков, лиц, включенных в резерв рабочих и младших служащих) раз в 6 мес.
Информация о работе Основные характеристики группы и понятие сплоченности коллектива