Особенности использования методики краудсорсинга для управления социально-политическими процессами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 23:30, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – исследовать краудсорсинг как способ управления социально-политическими процессами и базу для формирования гражданского общества. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач: Исследовать особенности Интернета как канала массовой коммуникации и пространства функционирования гражданского общества; Изучить и систематизировать научные труды, в которых рассматривается феномен гражданского общества; Изучить понятие краудсорсинга; Проанализировать зарубежный и российский опыт применения методики краудсорсинга; Рассмотреть социально-политические аспекты методики краудсорсинга; Выявить роль краудсорсинга как способа самоорганизации граждан и формирования гражданского общества.

Содержание работы

Введение 2

Глава 1. Теоретические основания исследования методики краудсорсинга 12
1.1. Интернет как канал массовой коммуникации 12
1.2. Интернет как пространство функционирования гражданского общества 22
1.3. Концепция и методика «краудсорсинга» 32
Вывод к главе 1 40

Глава 2. Анализ использования методики краудсорсинга: зарубежный и российский опыт 41
2.1. Зарубежный опыт создания и применения платформы «Ушахиди» 41
2.2. Проект «Карта помощи» как пример российского использования методики краудсорсинга 46
2.3. Развитие методики краудсорсинга в России 57
2.4. Краудсорсинг как база для формирования и развития гражданского общества 61
Вывод к главе 2 68

Заключение 69
Список источников и литературы 72

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Беляевой Надежды.docx

— 1.57 Мб (Скачать файл)

Таким образом, разработанность  у всех рассматриваемых в исследовании тем, разная. Понятие гражданского общества складывалось столетиями. Современные представления о гражданском обществе - результат их длительной эволюции в истории социально-политической мысли. Исследования Интернета как канала массовой коммуникации и особенно краудсорсинга как метода сбора и распространения информации появились сравнительно недавно, особенно в нашей стране. 

Объектом исследования выступает методика краудсорсинга в сети Интернет.

Предметом исследования является краудсорсинг как способ управления социально-политическими процессами и база для формирования гражданского общества.

Цель исследования – исследовать краудсорсинг как способ управления социально-политическими процессами и базу для формирования гражданского общества.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:

    1. Исследовать особенности Интернета как канала массовой коммуникации и пространства функционирования гражданского общества;
    2. Изучить и систематизировать научные труды, в которых рассматривается феномен гражданского общества;
    3. Изучить понятие краудсорсинга;
    4. Проанализировать зарубежный и российский опыт применения методики краудсорсинга;
    5. Рассмотреть социально-политические аспекты методики краудсорсинга;
    6. Выявить роль краудсорсинга как способа самоорганизации граждан и формирования гражданского общества.

Теоретико-методологические основания исследования.

Для изучения коммуникаций в сети Интернет мы взяли за основу теорию социальных сетей, предложенную социологом манчестерской школы Джеймсом Барнсом19, а также теорию новых «комьюнити сообществ», разработанную коммуникативистом Деннисом Макуэйлом20.

Для исследования феномена гражданского общества была взята за основу М-традиция названа так по имени Шарля Монтескье21. Согласно ей, гражданское общество – это набор независимых ассоциаций граждан, опосредующих отношения между индивидом и государством и в случае надобности защищающих свободу индивида от посягательств власти. Авторы, заложившие основы М-традиции акцентируют внимание на проблеме защиты политической свободы от угрозы деспотического вмешательства государства в жизнь индивидов или групп населения.

Исследовательская база краудсорсинга  как методики и как феномена еще  не достаточно велика. На сегодняшний  день теоретической разработкой  данного понятия занимаются ученые Гарвардского и Бостонского университетов, среди которых практическим применением  данной методики за рубежом  и в России занимаются Патрик Меер и Григорий Асмолов.

Среди основных методов, использованных в данном исследовании, можно выделить метод «кейс стадии»22, который применялся для изучения конкретных примеров практического использования методики краудсорсинга.     

Структура  работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и приложений.

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основания исследования методики краудсорсинга

 

1.1. Интернет как канал массовой коммуникации

Интернет стал неотъемлемой частью повседневной жизни людей, а  количество пользователей глобальной сети растет с каждым днем. С появление  глобальной Сети связывают пятую  информационную революцию. Но о происхождении  всемирной паутины знают далеко не все.

Изначально создание Интернет объединяло в себе две идеи: глобальное хранилище информации и универсальное  средство ее распространения. Первый вклад  в развитие этой идеи вложили американские ученые Ванневар Буш23 и Теодор Нельсон24. Основным достижением, созданным на базе их идей, является технология гипертекста. Термин «гипертекст» был введен Теодором Нельсоном в 1965 году для обозначения «текста ветвящегося или выполняющего действия по запросу». Ванневар Буш ставил своей целью заинтересовать военных данной наукой. Хорошая финансовая поддержка исследований в области кибернетики способствовало быстрому ее развитию. Существенный вклад в создание теоретической базы будущей глобальной информационной системы внес Норберт Винер. В конце 1950-х Министерством обороны США было создано Агентство перспективных исследовательских проектов – ARPA25, которое занималось моделированием военных и политических событий. Благодаря усилиям Джозефа Ликлайдера, ARPA  стало заниматься развитием компьютерной связи и сетей. В своей работе «Симбиоз человека и компьютера» он разработал структуру глобальной сети, развил идею электронных библиотек и другие.

С 1960-х компьютерные сети стали активно развиваться. Первыми  пользователями были американские военные. Затем постепенно сети перешли в область науки, ими стали пользоваться университеты. С увеличением числа учреждений, пользовавшимися сетями, росло количество организаций, создававших программное обеспечение для них. В итоге появилось большое число локальных, несвязанных между собой сетей различных учреждений. В результате создалась такая ситуация, когда при желании обмена информацией между различными локальными сетями, между ними возникала несовместимость. Еще одним недостатком крупных сетей стала их неустойчивость: при возникновении неполадок на отдельном участке сети, вся сеть переставала функционировать.

Для решения этих проблем, агентство ARPA в 1969 году создало новую сеть ARPANET, которая стала основой будущей сети Internet. Таким образом, был совершен еще один шаг в развитии сетевых технологий. ARPANET объединила множество локальных сетей в единую глобальную систему, и это объединение сетей сейчас называют Интернетом.

В 19080-х  гг. Интернетом продолжали пользоваться в основном только представители  научных и исследовательских  сообществ. В 1990 г. программист Европейского центра ядерных исследований в Женеве Тим Бернерс - Ли создал систему, реализующую идею единого гипертекстового пространства на основе графического интерфейса. Затем была написана программа отображения гипертекстовых страниц –  первый браузер. Именно Т. Бернерс -  Ли ввел в оборот аббревиатуру WWW, обозначающую Всемирную паутину. Это качественно новое понятие в информационном пространстве, которое характеризуется не только бесконечно большим количеством содержащейся и поступающей информации, но и отсутствием ее упорядоченности и фильтрации.

Массовое пользование  Интернета началось после изобретения  графического браузера «Мозаика», разработанного в 1992 году Марком Андресеном, сотрудником  Иллинойского университета. После этого  в Интернет стал наполняться не только научной, но и развлекательной информацией: фотографиями, рисунками и другими изображениями. К этому времени управление Интернетом перешло в частный сектор. 

Интернет, бесспорно, является средством массовой коммуникации. Массовая коммуникация предполагает систематическое  распространение информации на большие  рассредоточенные аудитории с использованием технических средств. Модель коммуникации, предложенная американским социологом Гарольдом Лассуэлом26, включает четыре элемента коммуникативной цепи: источник – сообщение – канал – получатель.  Традиционно одним из основных механизмов распространения информации являлись СМИ. Основными каналами передачи информации служили радио, телевидение, печатные СМИ: газеты, журналы. Журналистика – достаточно давно существующая профессия, задачей которой является получение, переработка и распространение информации на массовую аудиторию. С развитием информационных технологий круг людей, которые могут распространять информацию, качественно расширился. Это стало возможно благодаря появлению Интернета.

Говоря об уже приведенной  модели коммуникации Г. Лассуэла, применительно  к Интернету, каждый из элементов  цепи несколько видоизменяется, в  отличие от традиционных СМИ. Источником сообщения может как один человек (например, при отправке сообщения  по почте), так и группа пользователей. Также само сообщение может принимать  различные виды в зависимости  от контекста. Это может быть традиционная статья, история или переписка  между двумя или более людьми в чате, форуме или социальной сети. Получатель сообщения также может  быть одним пользователем или  миллионами пользователей, в зависимости  от назначения сообщения. Так, М. Моррис и К. Оган27 выделили четыре типа коммуникаций, используемых в Интернет - пространстве:

  1. асинхронная коммуникация «один на один». Примером служат электронные письма;
  2. асинхронная коммуникация «многих с многими». К данному виду коммуникаций принадлежат листы рассылок, где требуется согласие на рассылки, или же пароль для входа в программу;
  3. синхронная коммуникация «один на один», «один и несколько», «один с несколькими» строится вокруг какой-либо конкретной темы, например, «ролевые игры, чаты»;
  4. асинхронная коммуникация «многие и один», «один на один», «один и многие». Здесь пользователь ищет тематические сайты для получения необходимой ему информации.   

На сегодняшний день для ряда групп получателей Интернет становится более предпочтительным средством массовой информации, по сравнению с традиционными СМИ, так как обладает большим количеством преимуществ. Во-первых, Интернет объединяет визуальные, звуковые, печатные, аудио- и видеовозможности, которые не всегда могут быть представлены во всех остальных СМИ. Также большим преимуществом является скорость передачи и объем информации и отсутствие платы за это в большинстве случаев. Для передачи сообщения не надо даже выходить из дома, если есть доступ к Сети, и за большинство услуг не взимается плата. В большинстве случаев информация о каком-либо событии появляется в Интернете быстрее, чем в других источниках. А в некоторых случаях в печатных СМИ, на телевидении и радио некоторые события не освещаются вообще. Тогда Интернет компенсирует этот недостаток. Следующим достоинством Интернета можно назвать интерактивность, когда обратная связь осуществляется в очень короткие промежутки времени. В случае с традиционными СМИ такая связь либо вообще невозможна или сложна технически, либо займет очень большое количество времени. Пространство Интернета дает возможность диалога, к примеру, власти и населения без посредничества и воздействия  со стороны традиционных СМИ. Одним из самых главных вкладов глобальной сети состоит в том, что она стирает привычные представления о пространстве и времени. Виртуальное пространство не равно географическому. Это позволяет общаться людям с разных уголков земли, а при наличии специальных технических средств это общение может быть приближено к реальному. Например, при помощи веб - камеры или Skype  люди могут не только переписываться, но и видеть и слышать друг друга. Интернет наряду с мобильными телефонами занимает сегодня первое место как средство общения.

Следствием роста популярности Интернета стал переход многих печатных изданий, а также других аудио и визуальных СМИ в электронный формат, все чаще они создают свои интернет - версии. Такой переход в веб – пространство объясняется еще и уникальной возможностью Интернета охватить огромное количество людей, а это позволяет многократно увеличить целевую аудиторию различных СМИ.

Сегодня Интернет служит не только хранилищем информации и каналом  ее передачи. Он выполняет множество  функций. Интернет используется для  коммерческой деятельности, для развлечений, для проведения политических кампаний и общения в планетарном масштабе.   

 Несмотря на то, что  в настоящее время Интернет  остается недостаточно исследованным  в качестве канала массовой  коммуникации, можно найти примеры  целенаправленного использования  социальных сетей, как для коммерческой  и политической рекламы, так  и для управления поведением  их участников, в том числе  для организации «стихийных»  массовых действий.

Интернет-пространство последнее  время стало активно использоваться различными политическими организациями и акторами, а Интернет – технологии используются при создании информационных кампаний, организации избирательного процесса, проведении избирательных кампаний. Многие люди получают интересующую их информацию о мире политики именно из Сети.

Такое резкое увеличение пользователей  Интернета, большая часть которых  являются потенциальным электоратом, не могло не вызвать реакции властных структур. В ответ на это у многих политических партий и деятелей появились  собственные Интернет – ресурсы  в Сети. Подобных примеров можно  много привести. Президент России Д. А. Медведев, следуя современным тенденциям, создал собственную страничку в  одной из социальных сетей. Его примеру  последовали лидеры таких партий как КПРФ и ЛДПР. Такой шаг также  дает возможность расширить круг потенциального электората за счет того, что преимущественно пользователями таких ресурсов является молодежь. Первым примером создания социальной сети политической направленности стала сеть «Соратники», созданная по инициативе лидера партии «Справедливая Россия» Сергея Миронова.

Интернет дает возможность  не только власти иметь связь с  гражданами, но и самим гражданам  участвовать в политическом процессе своей страны. С помощью интерактивного характера Интернет – взаимодействия произошло не только расширение числа  каналов коммуникации между гражданами и властью, но изменилась и система  представительства гражданских  интересов.     

Помимо преимуществ, у  Интернета есть и большое количество недостатков. Нет гарантии, что информация, передаваемая по сети, не может быть использована третьими лицами в корыстных  целях. В глобальной сети нет цензуры, и это способствует циркуляции огромных массивов ложной и ненужной информации, например, спама. Также Интернет наполнен большим количеством вредоносных  программ, типа вирусов, которые могут  нанести ущерб компьютеру. Это  далеко не полный список негативных сторон пользования Интернетом.

Информация о работе Особенности использования методики краудсорсинга для управления социально-политическими процессами