Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 23:30, дипломная работа
Цель исследования – исследовать краудсорсинг как способ управления социально-политическими процессами и базу для формирования гражданского общества. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач: Исследовать особенности Интернета как канала массовой коммуникации и пространства функционирования гражданского общества; Изучить и систематизировать научные труды, в которых рассматривается феномен гражданского общества; Изучить понятие краудсорсинга; Проанализировать зарубежный и российский опыт применения методики краудсорсинга; Рассмотреть социально-политические аспекты методики краудсорсинга; Выявить роль краудсорсинга как способа самоорганизации граждан и формирования гражданского общества.
Введение 2
Глава 1. Теоретические основания исследования методики краудсорсинга 12
1.1. Интернет как канал массовой коммуникации 12
1.2. Интернет как пространство функционирования гражданского общества 22
1.3. Концепция и методика «краудсорсинга» 32
Вывод к главе 1 40
Глава 2. Анализ использования методики краудсорсинга: зарубежный и российский опыт 41
2.1. Зарубежный опыт создания и применения платформы «Ушахиди» 41
2.2. Проект «Карта помощи» как пример российского использования методики краудсорсинга 46
2.3. Развитие методики краудсорсинга в России 57
2.4. Краудсорсинг как база для формирования и развития гражданского общества 61
Вывод к главе 2 68
Заключение 69
Список источников и литературы 72
В современной политической
науке сложилось множество
По тому количеству подходов и определений
понятия гражданского общества, а
также по различию структурных элементов,
которые различные
Гражданское общество в широком смысле представляет собой совокупность общественных институтов, непосредственно не включенных в структуры государства и позволяющих гражданам, их объединениям реализовывать свои интересы и инициативы. Но принципиальным моментом в создании гражданского общества является его основанность на добровольном и свободном желании самоорганизации. Профессиональные, культурные и другие сообщества, из которых оно состоит, открыто для тех, кто осознанно стремится к объединению на основе и для достижения общих интересов. В этом смысле гражданские ассоциации схожи с группами интересов в политике, но гражданские ассоциации «лоббируют» свои интересы лишь косвенно связанные с политикой. Институты гражданского общества позволяют гражданам вместе вырабатывать цели и достигать их – либо непосредственно совместными усилиями, либо отстаивая в диалоге с другими общественными структурами, бизнесом и носителями власти. Задачей этих институтов является потребность в самореализации, а не в получении дохода или удержании власти.
Принято считать, что в западном обществе гражданские инициативы по самоорганизации и отстаиванию своих интересов более развиты, чем в российском обществе. Это было связано с тем, что не было платформы, которая могла бы объединить все гражданские инициативы. Но политические, экономические и социальные изменения, произошедшие в нашей стране в конце XX века, открыли новые возможности для развития таких инициатив. На сегодняшнем этапе развития гражданского общества, начальном, идет активное освоение данных возможностей.
Главным катализатором развития гражданского общества как в России, так и в других странах, является развитие информационных технологий, в особенности Интернета. С его появлением общение индивидов и формирование сообществ перешло на качественно новый уровень. Интернет расширил возможности коммуникации между субъектами и дал основу для создания различных гражданских организаций. Виртуальные интернет – сообщества становятся фундаментом для построения гражданского общества в нашей стране.
Одной из особенностей Интернета как
средства массовой коммуникации в отличие
от традиционных средств массовой коммуникации
является превращение массы пассивных
разрозненных индивидов в массу
активно действующих
В работе французского социолога Жана Габриэля Тарда «Общественное мнение и толпа»51 проводится исследование возможности влияния получивших в то время распространение массовых газет. Он пришел к выводу, что массовые газеты усиливают чувство общности читателей. В отличие от толпы, читатель газеты не видит других членов общности, но при этом он убежден, что его мысли и убеждения разделяет огромное число людей. Таким образом, появление массовых газет как канала массовой коммуникации, создало особый социальный субъект – общественность. Общественность – это совокупность людей, потребляющих информацию из одного и того же канала коммуникации. Как уже подчеркивалось, общественность представляет собой форму воображаемого сообщества, члены которого могут не контактировать в реальности. Таким образом, одной из форм общественности сегодня могут являться читатели одной газеты, зрители одного телевизионного канала, слушатели одной радиостанции. На сегодняшний день эту функцию чаще всего берет на себя Интернет за счет формирования новой формы общности – социальной сети.
Одним из ярких примеров формирования такой общности является объединение автомобилистов, которое является примером социальной и политической активности. Первоначально данное объединение возникло в Сети и служило для обмена информацией на основе общности интересов членов сообщества. Но постепенно это виртуальное сообщество трансформировалось в активное гражданское движение, организующее акции протеста против реформ, затрагивающих его интересы. Движение автомобилистов стало первым примером образования института гражданского общества, которое переместило место своей активности из Сети в реальное пространство, которое включает не один город, а территорию всей страны.
Данное интернет - сообщество является примером нишевой социальной сети. Подобного рода сети являются платформой для создания гражданского общества, члены которых действуют не только в виртуальном пространстве, но и активно отстаивают свои интересы в реальном мире.
На сегодняшний день в России существует множество как зарегистрированных, так и не зарегистрированных общественных организаций, так или иначе занимающихся выражением и защитой общественных интересов. Все эти организации являются элементами гражданского общества. Общественная палата Российской Федерации стремится учитывать, выражать и защищать законные интересы всех самоорганизующихся гражданских структур, действующих в рамках Конституции страны.
В настоящее время трансформация
гражданского общества происходит параллельно
с развитием сетевых
Именно Интернет в настоящее время является тем связующим инструментом, способствующим объединению граждан. Виртуальная среда более доступна для огромного количества людей ввиду своей распространенности в современном мире. Немаловажно также возникновение доверия в Интернет-сообществах, которое несвойственно для людей в повседневной жизни. Ведь, как известно, важным препятствием к объединению и эффективным совместным действиям является дефицит доверия людей друг к другу и структурам гражданского общества в классическом их понимании. Сегодня многие исследователи, в том числе гарвардский идеолог сетевой экономики Йохай Бенклер, утверждают, что именно Интернет раскрывает в людях потенциал сотрудничества.
Сообщества, построенные на доверии, члены которых осознают себя общностью и идентифицируют себя как часть группы, являются платформой для формирования гражданского общества. На просторах Интернета в наше время существует огромное количества разного рода сообществ от социальных сетей без какой-либо определенной тематики до нишевых сообществ специалистов, связанных общими интересами.
Вывод. Понятие «гражданское общество» прошло длительную эволюцию в развитии представлений о нем. Развитие информационных технологий способствует возникновению и развитию гражданского общества. Оно формируется на базе различных интернет – сообществ формируется. Общественная активность подобных сообществ в Интернете характеризуется тем, что:
• формирует доверие к человеку и к тем, с кем он связан;
• делает общественные процессы более открытыми для граждан за счет возможности участия человека в общественной деятельности;
• главными понятиями для определения гражданского общества являются самоорганизация и взаимопомощь;
• активная деятельность сообществ в Сети может стать рычагом оказания влияния на властные структуры.
1.3. Концепция и методика «краудсорсинга»
Термин краудсорсинг происходит от английских слов «crowd» - толпа, «source» - источник и не имеет точного эквивалента в русском языке. Но уже из названия данной методики видна ее суть. Она заключается в том, что источником информации является толпа, обычные люди.
Исследования толпы появились на рубеже XIX-XX веков. Первым исследователем данного феномена был французский социолог и социальный психолог Гюстав Лебон52. В своей работе «Психология масс» он очень полно исследовал психологические закономерности массового сознания и поведения. Более современные исследования феномена толпы проводились в рамках французской «школы социальных представлений», главным образом в работах ее лидера Сержа Московичи53. В работе «Век толп» он делает вывод, что в XX веке главным субъектом социального и политического процесса становится толпа. Российский исследователь Лев Наумович Войтоловский54 вслед за Лебоном объединяет массу и толпу, но дает им, в отличие от многих других исследователей, позитивную оценку. Определяя понятие толпа, многие исследователи сходятся в том, что она представляет собой скопление людей, не объединенных общностью целей и единой организационной структурой, но связанных между собой центром внимания и эмоциональным состоянием. Вероятность возникновения толпы, как показывает практика, повышается в периоды социальных, экономических и политических кризисов, высокого уровня социального напряжения.
Понятие
толпы принято отличать от
понятия массы. Исследователи,
занимавшиеся изучением этого
понятия, выделили у нее ряд
черт: отсутствие структуры,
В большинстве исследований,
касающихся массы и толпы этим
понятиям дается негативная оценка, так
как они рассматриваются как
проявления массовых настроений неудовлетворенности.
Они считаются разрушительными
в своей деятельности, агрессивно
настроенными образованиями, в которых
происходит подавление индивидуального
начала. Сегодня одним из факторов
появления массовых настроений неудовлетворенности
становится нарастающее преобладание
катастрофической информации, распространяемой
многими российскими СМИ. Подобная
информация заставляет членов общества
со страхом, а иногда с любопытством
ожидать сообщений о новых, еще
более страшных несчастьях и катастрофах,
формируя эмоциональное состояние
постоянного тревожного ожидания и
усиливая неудовлетворенность
Имея представление о
толпе и массе, можно сказать,
что в краудсорсинге
В экономике данная методика активно применяется в разделе маркетинга. Сам термин «краудсорсинг» впервые появился и был употреблен именно как экономический термин. Его впервые ввел Джефф Хауи в 2006 году в статье «Восхождение краудсорсинга», опубликованной на страницах американского журнала «Wired».56 Сегодня стали возможны ситуации, когда клиенты участвуют в создании продукции. К примеру, американская компания по производству футболок Threadless57 за основу дизайна своей продукции берет идеи, которые присылают посетители ее сайта, и проводит среди них конкурс. Посетители сайта голосуют за дизайн, и выигравшие футболки поступают в производство, но только после поступления достаточного количества заказов на них. Это помогает избежать убытков. Победитель получает денежное вознаграждение, и его имя печатают на бирке выпущенной продукции. Примеров компаний с похожей маркетинговой стратегией достаточно много.
С недавних пор появились
веб-ресурсы, содержимое
Привлечение услуг
простых граждан к работе