Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 23:30, дипломная работа
Цель исследования – исследовать краудсорсинг как способ управления социально-политическими процессами и базу для формирования гражданского общества. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач: Исследовать особенности Интернета как канала массовой коммуникации и пространства функционирования гражданского общества; Изучить и систематизировать научные труды, в которых рассматривается феномен гражданского общества; Изучить понятие краудсорсинга; Проанализировать зарубежный и российский опыт применения методики краудсорсинга; Рассмотреть социально-политические аспекты методики краудсорсинга; Выявить роль краудсорсинга как способа самоорганизации граждан и формирования гражданского общества.
Введение 2
Глава 1. Теоретические основания исследования методики краудсорсинга 12
1.1. Интернет как канал массовой коммуникации 12
1.2. Интернет как пространство функционирования гражданского общества 22
1.3. Концепция и методика «краудсорсинга» 32
Вывод к главе 1 40
Глава 2. Анализ использования методики краудсорсинга: зарубежный и российский опыт 41
2.1. Зарубежный опыт создания и применения платформы «Ушахиди» 41
2.2. Проект «Карта помощи» как пример российского использования методики краудсорсинга 46
2.3. Развитие методики краудсорсинга в России 57
2.4. Краудсорсинг как база для формирования и развития гражданского общества 61
Вывод к главе 2 68
Заключение 69
Список источников и литературы 72
В такой многонаселенной
стране как Индия также
С развитием информационных технологий количество людей, которые могут быть источниками публичной информации, качественно расширилось за счет мобильных телефонов. Они стали совмещены с видео и фотокамерой. Телефоны превратились в сенсоры, которые позволяют не только передавать голосовую и текстовую информацию, но и визуальную. В таком контексте можно говорить о краудсорсинге, когда каждый может быть источником информации. Каждый становится не только потребителем, но и производителем информации.
Это были примеры экономического
краудсорсинга. Целью данной работы
является исследование применения данной
методики в социально - политической
сфере. В экономике понятие
В современном мире почти каждый день происходит огромное количество событий, которые требуют освещения в СМИ. Это могут быть как чрезвычайные ситуации, связанные с природными стихиями (землетрясения, наводнения, пожары, снегопады) или политические потрясения (последние революционные события в Тунисе, Египте, Ливии). Иногда такие события бывают настолько масштабными, что ресурсов одних только журналистов недостаточно для получения полной информации о происходящих событиях. А в случаях с политическими переворотами, как, например, в Египте в 2011 году, журналисты и вовсе лишены возможности получать какую-либо информацию, так как намеренно создается информационный вакуум.
С помощью современных информационных и технических средств и технологий каждый, кто становится очевидцем происходящих событий и обладает какой-либо информацией, может запечатлеть эти события, и стать автором новости. Но даже не это самое главное. Основная задача краудсорсинга состоит не только в том, чтобы собрать и обработать информацию от большого числа людей, но и в помощи обществу и государству. Эта методика особенно необходима при природных катастрофах.
Коммуникация – это процесс обмена информацией. Краудсорсинг – это тоже процесс коммуникации. В чем специфика этой методики от повседневной массовой коммуникации? В начале XX века американский социолог Гарольд Лассуэлл59 в работе «Структура и функции коммуникации в обществе» предложил модель процесса коммуникации, которая получила название коммуникативной цепи. Данная цепь включает четыре элемента: источник, сообщение, канал и получатель. Наиболее часто источником массовой коммуникации в политической и социальной сфере является либо какое-либо средство массовой коммуникации (телевизионный канал, радиостанция, газета, журнал), либо конкретный журналист или политик. Обычно массовая коммуникация носит однонаправленный характер, источник не всегда организует обратную связь с получателем. Одной из причин является сложность организации данного процесса.
В краудсорсинге источником
информации может быть любой
человек, обладающей любой
Как уже отмечалось, с развитием информационных технологий, появлением новых, более совершенных каналов передачи и распространения информации, расширяется количество людей, которые могут производить информацию и массово ее распространять. Сегодня на ряду с традиционными медиа можно говорить о социальных медиа, которыми являются блоги, социальные сети, существующие в Интернет пространстве.
Сегодня наблюдается возрастающая роль социальных сетей как источников оперативной информации, заменяющих собою СМИ. Одним из примеров Интернет – ресурсов, который занимается освещением различных проблем и новостей со всего мира является проект «Global voices». «Global voices» - это международное Интернет – сообщество блоггеров, которые сообщают о новостях в блогах и социальных СМИ со всего мира. Эта информационная платформа была создана в Гарвардском университете. Весь материал на сайте переводится на различные языки. Зачастую события, происходящие в мире, отражаются на «Глобальных голосах» раньше, чем в традиционных медиа. Недавно появился российский аналог «Global voices». Это проект «Эхо Рунета», которые освещает для глобальной аудитории основные события из жизни рунета.
Постепенно приближается ситуация, когда на смену оцифровке реальности приходит ее реконструкция. Создается большое количество технологий, которые этому способствуют. Например, во время инаугурации президента США Барака Обамы была применена новейшая технология Photosynth, которая позволяет из десятков тысяч фотографий выстроить одну информационную картину. В этом примере речь идет о реконструкции реальности, которая базируется на краудсорсинге. Также существует так называемый скрытый краудсорсинг. Эта технология использовалась компанией Google. Она позволяет анализировать все поиски, которые совершаются пользователями и на их базе создавать информационную картину. Эта технология была применена для обнаружения очагов заболевания гриппом. На основе мониторинга информации, связанной с заболеванием, лекарствами, которую ищут пользователи, можно сделать вывод о том, в каком районе существует очаг заболевания. В результате создается динамичная картина в реальном времени, которая позволяет эффективно и преждевременно определить и предотвратить всплеск эпидемии.
Журналисты являются одними из основных потребителей краудсорсинга. Но встает вопрос о том, как получить информацию от людей, ставших очевидцами каких-то событий? Для этого тоже разрабатываются технологии. Одной из последних разработок в сфере мобильных устройств стал iPhone американской компании Apple. Это устройство позволяет использовать более сложные приложения, чем обычный мобильный телефон. Одними из первых новую технологию для этого гаджета разработала американская телевизионная компания CNN. Она разработала специальное приложение для iPhone, которое позволяет любому человеку направить в CNN информацию или фотографию. Такие технологии позволяют сделать краудсорсинг более эффективным. Но проблема здесь в том, что компании может только надеяться и ждать, что кто-то установит данное приложение и, если произойдет какое-либо событие, захочет выслать эту информацию.
Наиболее перспективные
разработки в этой сфере нацелены
решить данную проблему и помочь не
ждать, когда кто-то пошлет информацию,
а обращаться к людям с просьбой
выслать ее. Разработки в этой области
появляются и их можно назвать
сетевой активацией. Их суть в том,
чтобы задействовать
Более подробно примеры
краудсорсинга будут
Вывод. С развитием информационных технологий и появлением различных технических средств, круг людей, которые могут производить публичную информацию, расширяется. Источниками информации часто становятся не журналисты и традиционные СМИ, а люди из «толпы» и Интернет как новый канал массовой коммуникации.
Используя современные технические возможности и ресурсы «толпы», появляется новая методика краудсорсинга. Изначально она зарождается в экономике, но затем переходит в социальную и политическую сферу. Ее суть и задача в том, чтобы собирать и систематизировать информацию от максимально возможного количества людей, которые передают свои сообщения через различные каналы (Интернет, мобильные телефоны). Сфера применения краудсорсинга очень велика, и его основная функция в правильном использовании информации для оказания помощи людям и в решении различных проблем.
Вывод к Главе 1.
В первой главе был рассмотрен Интернет как канал массовой коммуникации и пространство функционирования гражданского общества. С появлением Сети, передача и получение информации выходит на качественно новый уровень, люди все чаще отдают предпочтение именно Интернету как средству массовой коммуникации, получая всю необходимую информацию в любое удобное время. Изменились и коммуникации в сфере власти. Интернет стал каналом связи между представителями власти и гражданами, с помощью которого у граждан появляется гораздо больше возможностей принимать участие в политическом процессе, представлять свои интересы. Интернет представляет широкое поле для создания виртуальных социальных и политических общностей – социальных сетей, свидетельствующих об объединении людей по интересам, давая пользователям огромное количество возможностей для проявления гражданской активности.
Также было изучено понятие
гражданского общества, как систему
гражданских прав и свобод и его
развитие в истории социально-
Глава 2. Анализ использования методики краудсорсинга: зарубежный и российский опыт
2.1. Зарубежный опыт создания и применения платформы «Ушахиди»
Первой и впоследствии
ставшей классической
В результате возникла
проблема недостатка
Особое место и внимание
при создании данного проекта
было уделено каналам получения
данных от населения. Это связано
со спецификой развитости средств массовой
коммуникации в Африканских странах.
В результате созданная платформа
позволяет собирать информацию не только
от журналистов или пользователей
сети Интернет, но и от людей, имеющих
мобильные телефоны. Следует упомянуть,
что в Кении по сравнению с
другими Африканскими странами достаточно
развит Интернет и есть своеобразная
блогосфера. Также в Африканских
странах большой процент
Идея всего проекта состояла в том, что если создать платформу, которая позволит собирать данные от максимального числа людей по средствам мобильных телефонов, то информационная изоляция будет прорвана. В результате проект был реализован, и была создана платформа, которая с одной стороны позволила собирать информацию из всех возможных источников. Сбор данных происходил через мобильные телефоны, и также была разработана Интернет аппликация, которая позволяла посылать информацию через Интернет. С другой стороны эта платформа позволяла заниматься мониторингом данных, то есть помимо информации от людей, были специальные операторы, которые добавляли информацию из дополнительных источников. Таким образом, данная система позволяла не только собирать большое количество информации, но и организовывать ее в системном и четком виде. В данной ситуации можно говорить о грамотной системе менеджмента информации. За счет системы сбора и систематизации информации была решена проблема информационного переизбытка. Полученная информация не автоматически публиковалась на карте, а проверялась модераторами. В результате у сообщений могло быть два статуса: проверенное или непроверенное. То есть осуществлялась проверка поступившей информации. Эффективность возможности проверки полученных сообщений повышалась за счет перекрещивания больших потоков информации из разных источников. На практике это можно было осуществить путем сравнения сообщений от разных жителей одного района. Таким путем проверяется достоверность данных, и отбрасывается информация, не соответствующая действительности. Если применять методологию сетевой активации, о которой говорилось раньше, то можно напрямую связаться с людьми из данного района и уточнить или проверить данные. Таким путем решается один из ключевых для краудсорсинга вопросов о достоверности информации.