Особенности использования методики краудсорсинга для управления социально-политическими процессами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 23:30, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – исследовать краудсорсинг как способ управления социально-политическими процессами и базу для формирования гражданского общества. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач: Исследовать особенности Интернета как канала массовой коммуникации и пространства функционирования гражданского общества; Изучить и систематизировать научные труды, в которых рассматривается феномен гражданского общества; Изучить понятие краудсорсинга; Проанализировать зарубежный и российский опыт применения методики краудсорсинга; Рассмотреть социально-политические аспекты методики краудсорсинга; Выявить роль краудсорсинга как способа самоорганизации граждан и формирования гражданского общества.

Содержание работы

Введение 2

Глава 1. Теоретические основания исследования методики краудсорсинга 12
1.1. Интернет как канал массовой коммуникации 12
1.2. Интернет как пространство функционирования гражданского общества 22
1.3. Концепция и методика «краудсорсинга» 32
Вывод к главе 1 40

Глава 2. Анализ использования методики краудсорсинга: зарубежный и российский опыт 41
2.1. Зарубежный опыт создания и применения платформы «Ушахиди» 41
2.2. Проект «Карта помощи» как пример российского использования методики краудсорсинга 46
2.3. Развитие методики краудсорсинга в России 57
2.4. Краудсорсинг как база для формирования и развития гражданского общества 61
Вывод к главе 2 68

Заключение 69
Список источников и литературы 72

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Беляевой Надежды.docx

— 1.57 Мб (Скачать файл)

   Как показывает  практика, реакция общества на  недовольство действиями и решениями  властей может пойти по двум  сценариям: негативному и позитивному, также их называют деструктивный и конструктивный. Негативный путь крайне нежелателен как для государства, так и для общества. Часто он выливается не просто в недовольство властью, а в направленность против  государства. Возможно появление различных митингов и акций протеста, которые могут перерасти в антиправительственные. Решение проблем обществом позитивным путем происходит за счет привлечения общественности, СМИ и государства к интересующей общество тематике с помощью легальных способов.

В России события чаще развиваются  по негативному сценарию и вызваны  недоверием к власти. Зарождающееся  гражданское общество проявляет  свою активность в митингах и акциях протеста. Для того, чтобы в нашей  стране гражданское общество достигло зрелости и решало проблемы позитивным путем, необходим отклик со стороны  государства и всяческое содействие гражданских инициатив. В демократическом  государстве сотрудничество власти и общества является залогом устойчивости политической системы и благополучия граждан.   

Вывод. Изначально методика краудсорсинга была создана на Западе, а затем стала применяться в России. Практика показала, что в нашей стране общество достаточно активно и нацелено на решение различных проблем собственными силами. Признаком «укоренения» данной методики на российской почве стало появление множества других проектов, концептуально схожих с первыми примерами, нацеленных на решение как социальных, так и политических проблем. Пока что в России и в мире мало примеров сотрудничества государства с подобными гражданскими объединениями. Но в России уже сделаны первые шаги на кооперацию между властью и обществом. Это показал пример с проектом «Где казино?», ссылаясь на который президент Д.А.Медведев особо отметил о необходимости поддержания таких общественных инициатив.   

2.4. Краудсорсинг  как база для формирования  и развития гражданского общества 

 

Методика краудсорсинга  может быть использована различными общественными и государственными  структурами для решения разного  рода проблем. Краудсорсинг может помочь для решения ситуаций, затрагивающих  различные уровни: от решения проблем  группы людей или жителей локальной  местности до оказания помощи в борьбе с последствиями природной катастрофы, затрагивающей огромные массы людей: жителей как отельного государства, так и нескольких государств. Эта  методика универсальна. Благодаря возможностям Интернета, географические границы  между государствами сегодня  стираются, возникает новое сетевое  пространство. Новейшие средства связи  стирают привычные временные  и географические границы между  людьми.

В основном во всех рассмотренных  в работе примерах краудсорсинг является средством для решения различных  социальных проблем. Многие проблемы не требуют вмешательства со стороны  государства и могут быть решены силами самих граждан. Но случаются  ситуации, когда кому-то нужно помочь, и тем субъектом, который может  ее оказать является государство. К  сожалению, на практике краудсорсинг часто  становится чуть ли не единственным способом людей сказать о существующих проблемах и найти помощь среди  других людей, а не государственных  структур. Под государственными структурами  подразумеваются чиновники и  различные службы по оказанию помощи и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Обращение к государству  как к субъекту, который решает проблемы в российской практике, было не очень действенно во время летних пожаров и зимних холодов. Та же проблема возникла и на Гаити после землетрясения, когда власть, в частности правительство, было не способно оказать помощь пострадавшим. Ведущую роль там сыграли международные  организации и США. В российской действительности возникает другая ситуация, когда внутренние силы неэффективны, а внешней помощи не поступает. При данных обстоятельствах единственным источником помощи становятся сами люди, которые помогают друг другу. В результате возникла интерактивная система взаимопомощи, основанная на взаимном доверии пользователей сети. Порой такое доверие возникает на фоне недоверия государственным институтам, которые не могут справиться с возникшей проблемой. Таким образом, методика краудсорсинга часто используется в ситуации неэффективности власти.       

Большинство социальных проблем  не может быть решено без участия  политической сферы, то есть государства  и его структур. Иногда это связано  с тем, что государство располагает  большим количеством ресурсов. Например, проекты типа уже упомянутой «Карты ям», будут эффективными только в  том случае, если государство будет  выполнять свои обязанности. В таких  случаях подобные проекты могут  служить средством дополнительной информации для органов власти о  проблемах, которые они должны решать. 

Необходимо сотрудничество государства с общественными  институтами, выражающаяся в кооперации его деятельности с силами добровольцев. Это особенно важно в борьбе с  природной стихией, когда эффективность  заключается в предупреждении опасности  и спасении как можно большего количества людей. В идеале представляется вариант, когда мониторинговые проекты, созданные независимыми общественными  группами, сотрудничали бы с соответствующими государственными органами, например, министерствами, занимающимися определенной сферой проблем. На сегодняшний день примеров такого сотрудничества достаточно мало. Платформа «Ушахиди», которая  была создана для ликвидации последствий  землетрясения на Гаити, трансформировалась в платформу «Нуэла» по мониторингу  кризисных ситуаций. «Нуэла» представляет собой некоммерческую организацию, которая сотрудничает с государственными и международными организациями. Её главная цель состоит в предоставлении информации для спасательных служб.

В России подобная практика также не особо распространена. Проект «Где казино?» стал первым случаем, когда государство объединило результаты общественной работы по борьбе с нелегальным  бизнесом со своей деятельностью  в этой области. Но пока это единичные  случаи.  

Краудсорсинг особенно эффективен в кризисных ситуациях, особенно при борьбе с последствиями природных  катастроф. Для оперативной ликвидации последствий и особенно при оказании помощи пострадавшим, сил одного только государства недостаточно, необходима помощь со стороны граждан. Российский опыт использования данной методики показал, что потенциал волонтерской силы в нашей стране достаточно велик. Деятельность блоггеров и пользователей  Интернета позволила активизировать механизмы взаимопомощи, как среди  пользователей Сети, так и среди  простых граждан. В результате, с  развитием сетей появляются новые  сетевые и гражданские институты. Краудсорсинг становится механизмом для  мобилизации ресурса взаимопомощи между гражданами и создает новые  гражданские институты83. Появление единой платформы позволяет повысить уровень координации между гражданами, соединить воедино множество разрозненных инициатив по оказанию помощи. Созданные платформы позволяют аккумулировать всю информацию и систематизировать ее по четким категориям. Эффективность деятельности платформ подкрепляется еще тем, что граждане действуют без посредников в виде бюрократических структур, замеляющих решение проблем. Различные общественные проекты, базирующиеся на краудсорсинге, становятся институтами гражданского общества. Они задействуют большие массы людей, которые действуют организованно. В некоторых случаях подобные гражданские объединения в какой-то мере начинают сами исполнять функции государства. Данная модель самоорганизующейся кооперации с применением сетевых технологий помогает достигать существенных для общества и государства результатов84. Такого рода модель является примером того, что обозначается феноменом «governance without government»85. Этот термин был введен в 1992 году Джеймсом Розенау и Эрнстом - Отто Чьемпилем86. «Управления без правительства» стало относительно успешным и устойчивым благодаря роли информационных технологий. Кроме того, информационные технологии помогли создать платформы, которые способствовали росту новых автономных учреждений, таких как оперативный или координационный центр. 

Стивен Ливингстон87, исследователь из университета Джорджа Вашингтона, в своем докладе «Мобильная связь и управление в слабых/негосударственных областях», показал, что информационные и коммуникационные технологии могут стать катализаторами для возникновения новых форм управления в областях со слабой властью или где власть отсутствует. 

Во многих случаях краудсорсинговые платформы являются достаточно гибкими: они создаются под конкретную ситуацию, но не прекращают существовать с ее решением, а могут быть трансформированы для последующего решения схожих проблем.

Проанализировав несколько  примеров практического применения методики краудсорсинг, можно выделить различные положительные для  общества и государства эффекты.

    • Краудсорсинг делает картину происходящего в стране или мире более прозрачной. Информация о проблеме, поступившая на краудсорсинговую платформу, не может быть отфильтрована.
    • Постоянно дополняющаяся информация позволяет выстроить динамичную картину происходящего.
    • Одним из главных принципов краудсорсинга является независимость от каких-либо структур, в том числе политических. Поэтому никто не может влиять на то, какие сообщения будут опубликованы на платформе. Поступившая информация может быть далее опубликована в различных блогах и социальных сетях.
    • Эта информация используется журналистами и освещается в СМИ. В результате власти вынуждены реагировать и решать данную проблему. Таким образом, краудсорсинг является рычагом оказания давления на властные органы со стороны общества. Этому способствуют и такие проекты как «РосПил» и «Горячая линия» ассоциации «Голос».
    • Создание и деятельность различных краудсорсинговых проектов и есть показателем возникновения гражданского общества.     

 Принципиальным отличием  краудорсинга от традиционных  СМИ является то, что зачастую  СМИ освещают роль государства  в решении конкретных проблем,  а в Интернете, в частности  в блогах и социальных сетях,  публикуется информация от обычных  людей, которые являются очевидцами  или пострадавшими в определенной  ситуации. Благодаря тому, что в  Интернете нет цензуры как  таковой, и неугодная власти  информация не может быть просто  удалена, картина происходящего  становится более объективной.  Также у традиционных СМИ и  у краудсорсинговых платформ  разные рамки освещения событий.  Традиционные СМИ и в первую  очередь телевидение, обычно делают  акцент на решении проблем,  а не на их наличии. В краудсорсинговых  проектах в первую очередь  выделялись проблемы и их решение.  К примеру, в ситуации с «Ушахиди»  в Кении, традиционные СМИ   сообщали о событии только  после того, как оно имело определенные  последствия, например в виде человеческих жертв, а краудсорсинг предоставлял информацию в самом начале развития событий. Таким образом, многих негативных последствий удалось избежать и появлялось время, чтобы их предотвратить. Краудсорсинг разрушает монополию государства и СМИ на распространение информации в обществе, а СМИ постепенно перестают быть «четвертой властью» и выбирать те события, которые будут массово освещены.  

Важным является тот факт, что любой человек может стать  пользователем платформы и отправить  на нее сообщении. Сегодня для  этого не обязательно даже иметь  доступ к Интернету. Можно использовать мобильный или домашний телефон  для передачи сообщения. Благодаря  тому, что информация, появляющаяся на карте, четко систематизирована  по категориям, можно быстро найти  интересующую информацию о том как  и кому помочь или как получить помощь. Большим преимуществом краудсоринговых  платформ является то, что их можно  запустить за минимальное количество времени и с минимальными финансовыми  затратами. Оперативные центры, которые  создаются для мониторинга и  обработки огромного количества информации, а также для координации  оказания помощи, придают еще большую  эффективность и оперативность  созданным сетевым проектам в  оффлайне.

В демократическом государстве, где власть открыта для общества и нацелена на улучшение жизни граждан, интерес к подобным общественным проектам должен быть особенно высок. Такие проекты позволяют заниматься независимым мониторингом и обращать внимание властей на те проблем, о которых сигнализирует общество. Россия как демократическое государство также должно быть заинтересовано в развитии и поддержании подобных гражданских инициатив. Этот момент уже подчеркнул Д. А. Медведев, когда речь шла о проекте «Где казино?». Возможно, в ближайшей перспективе подобного рода сотрудничество между властными структурами и общественными станет распространено в нашей стране.

 

Вывод. Краудсорсинг является универсальной методикой, позволяющей решать широкий круг проблем. Российская практика использования краудсорсинга для решения различных социальных и политических проблем указывает на готовность российского общества кооперировать свои усилия для помощи друг другу. Наличие взаимопомощи, доверия и сотрудничества позволяет сделать вывод о том, что проекты, проанализированные в данном исследовании, являются примером деятельности гражданского общества. Его деятельность может идти по двум сценариям: конструктивному и деструктивному. Для общества и государства более благоприятен конструктивный путь. Но для этого необходимо, чтобы государство было заинтересовано в поддержке и развитии подобных общественных инициатив.

 

 

Вывод к главе 2.

Во второй главе были рассмотрены  различные примеры использования  методики краудсорсинга как за рубежом, так  и в России. Зарубежная и  российская практика показывает, что  краудсорсинг становится ответом на бездействие и неэффективность  власти в решении различных проблем  и оказании помощи гражданам. Подобная ситуация побуждает граждан к  активным действиям и решению  проблем собственными силами. Платформой, которая объединяет множество отдельных  инициатив по оказанию помощи и желанию  поделиться информацией, становится краудсорсинг. Инициаторами подобных проектов чаще всего становятся блоггеры, а волонтерами  и добровольцами – пользователями Интернета. В различных кризисных  ситуациях, люди, которые обычно не склонны доверять друг другу, объединяются общей проблемой, и у них появляется взаимное доверие. Это позволяет  эффективно и своевременно оказывать  помощь согражданам или жителям  других стран, так как современные  технологии стирают географические и территориальные границы между  людьми. Краудсорсинг позволяет задействовать  механизмы взаимопомощи и сотрудничества между людьми, а также механизм самоорганизации. Эти три механизма  являются неотъемлемыми признаками гражданского общества, которое действует  без участия государства и  само решает различные сложности. Часто  такие гражданские образования  является рычагами для контроля над  властью, а иногда сами выполняют  функции государственных структур.

Информация о работе Особенности использования методики краудсорсинга для управления социально-политическими процессами