Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 23:30, дипломная работа
Цель исследования – исследовать краудсорсинг как способ управления социально-политическими процессами и базу для формирования гражданского общества. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач: Исследовать особенности Интернета как канала массовой коммуникации и пространства функционирования гражданского общества; Изучить и систематизировать научные труды, в которых рассматривается феномен гражданского общества; Изучить понятие краудсорсинга; Проанализировать зарубежный и российский опыт применения методики краудсорсинга; Рассмотреть социально-политические аспекты методики краудсорсинга; Выявить роль краудсорсинга как способа самоорганизации граждан и формирования гражданского общества.
Введение 2
Глава 1. Теоретические основания исследования методики краудсорсинга 12
1.1. Интернет как канал массовой коммуникации 12
1.2. Интернет как пространство функционирования гражданского общества 22
1.3. Концепция и методика «краудсорсинга» 32
Вывод к главе 1 40
Глава 2. Анализ использования методики краудсорсинга: зарубежный и российский опыт 41
2.1. Зарубежный опыт создания и применения платформы «Ушахиди» 41
2.2. Проект «Карта помощи» как пример российского использования методики краудсорсинга 46
2.3. Развитие методики краудсорсинга в России 57
2.4. Краудсорсинг как база для формирования и развития гражданского общества 61
Вывод к главе 2 68
Заключение 69
Список источников и литературы 72
Помимо перечисленных негативных социальных аспектов у Интернета есть еще и политические. Не редко Сеть может быть использована различными радикальными и террористическими организациями. Из-за большого массива информации, содержащейся в Интернете, отследить действия подобных организаций крайне сложно. Также Глобальная Сеть часто является средством манипуляции большими массами людей.
Очень серьезной проблемой становится Интернет-зависимость. Психологи характеризуют данную проблему как полное погружение в виртуальный мир и отказ от мира реального. С другой стороны, Интернет расширяет возможности поиска единомышленников, которые иногда перерастают в различные Интернет - сообщества.
В книге «Коллективное сознание: к антропологии киберпространства» француз Пьер Леви28 в 1994 году представил изменения, произошедшие в обществе с развитием Интернет - технологий как новую индустрию социальных связей. Данное представление получило развитие в подходе к Интернет - сообществам как к социальным сетям. Социальные сети известны уже давно и представляют собой социальные структуры, состоящие из групп социальных объектов (людей или организаций) и связей между ними. Термин «социальная сеть» был введен в 1954 году социологом манчестерской школы Джеймсом Барнсом.29 Теория социальных сетей предполагает, что на социальное поведение и коммуникацию влияет модель взаимоотношений людей. Чем прочнее социальные связи между людьми, тем активнее они общаются между собой, используя различные медиа.
Широкое распространение
Интернета как мощного
По мнению одного из представителей коммуникативистики Денниса Макуэйла, к числу важнейших вкладов Интернета в развитие социальных сетей стало появление новых «комьюнити сообществ» в которых «могут появиться некоторые черты реального сообщества, включая взаимодействие, общие цели, чувство принадлежности, разнообразные нормы и правила поведения возможностью исключить или отвернуть нарушителей. Здесь существуют также ритуалы, церемонии и особые формы выражения. Такие он-лайновые сообщества привлекают тем, что они, в принципе, открыты для всех, в то время как в реальные комьюнити часто трудно попасть».30 Также Макуэйл выделяет еще одну принципиальную особенность Интернета. «Прежние подходы к массмедиа определяли средства массовой информации в границах национального государства, по территории совпадающего с распространением того или иного издания. Это также мог быть регион, город или другая политико-административная зона. Идентичность и сплоченность чаще всего описывались в терминах географии, то есть пространства. Главная причина тому — это уровень развития технологий (ограничения, связанные с расстоянием и временем, были непреодолимы), но влияние оказывали и другие факторы. Новые медиа отличаются тем, что они не привязаны географически и, таким образом, дают человеку новые возможности для создания индивидуальности и формирования сообщества. Главные вопросы самоопределения больше не зависят от предыдущих социальных отношений или прежней идентификации».31 Говоря о понятии идентичности, которое было упомянуто Деннисом Макуэйлом, следует сказать, что оно играет важную роль в формировании интернет – сообществ. Существует множество подходов к определению этого понятия. В данном контексте его можно определить как результат принадлежности человека к социальной общностью. Такого подхода придерживались В. Ядов, А. Тешфел, Бергер, Лукман и другие исследователи.
Чаще всего, членов социальных сообществ, созданных в Интернете, объединяет только Сеть, и они не встречаются в реальном мире. Поэтому их называют виртуальными образованиями, так как коммуникация в них создается и поддерживается за счет компьютерной техники и компьютерных сетей. В данном контексте можно говорить о создании виртуального образа мира у членов данных сообществ, который создается с различным набором параметров для каждой группы.
Основоположником теории образа мира является советский психолог А. Н. Леонтьев32. По его мнению, проблема восприятия должна ставиться как проблема построения в сознании индивида многомерного образа мира, образа реальности. Особый смысл данная теории приобретает с развитием информационных технологий. Интернет значительно расширил восприятие «образа мира». Понятие социальной реальности тесно переплетается с понятием виртуальной реальности.
Особый вклад в развитие
понимания идентичности вносят такие
особенности интернет – коммуникации
как анонимность и ограниченный
сенсорный опыт, которые дают возможность
пользователю создавать сетевую
идентичность, которая может отличаться
от реальной. Интернет формирует особый
тип виртуальной идентичности.
На сегодняшний день наиболее распространены и известны неспециализированные социальные сети. Их создание не обусловлено определенной тематикой, и они не имеют ограничений на параметры вступления в них. Но постепенно такие сети уступают место нишевым, узконаправленным сетям. Эти сети и являются отражением первоначального смыла термина «социальная сеть». Специализированные сети являются платформой для объединения сообщества специалистов. Участники подобных сетей идентифицируют себя как отдельное сообщество, связанное каким-либо общим интересом, чаще всего профессиональным.
Сеть Facebook, созданная в Интернете, стала первым примером социальной сети в первоначальном значении этого термина. Эта сеть изначально была создана как ресурс, объединяющий студентов одного университета. Позднее этот ресурс потерял свое первоначальное предназначение и стал доступен всем пользователям, как в США, так и за рубежом. Аналогом данного проекта в России является сайт «ВКонтакте.ру» и «Одноклассники.ru». Оба эти ресурса первоначально создавались как нишевые сети, а затем стали общедоступными. Данные ресурсы внутри себя объединяют большое количество сообществ, образующихся на основании разных параметров и интересов.
Приведенные в пример сети еще не являются базой для формирования гражданского общества. Они служат средством общения людей и объединения по интересам. О самом понятии «гражданское общество» и об Интернете как пространстве его зарождения и функционирования речь пойдет в следующем параграфе.
Вывод. Интернет сегодня становится все более популярным источником информации и каналом коммуникации. Часть целевой аудитории традиционных СМИ постепенно переходит в Интернет пространство, в связи с чем они создают свои интернет – версии. Также виртуальное пространство начинает активно использоваться различными политическими и общественными организациями. В Сети возникает новое пространство – виртуальное. В этом пространстве создаются различные объединения пользователе на основе общности интересов: социальные сети, блоги и интернет – сообщества.
1.2. Интернет как пространство функционирования гражданского общества.
Современные представления
о гражданском обществе являются
результатом их длительной эволюции
в истории социально-
Понятие «гражданского общества» является русским эквивалентом английского выражения «civil society» и имеет длительную историю своего формирования.
Истоки данного понятия берут свое начало в Древней Греции и древнем Риме. Идея встречается в трудах Платона, Аристотеля, Цицерона и других мыслителей, в период, когда появились первые представления об обществе и гражданине. В те времена понятие «гражданское общество» было неотделимо от понятия государства. Древнегреческий философ Платон 33 (427-347 до н.э.) не употреблял термина как такового, но говорил о существовании самостоятельной от государства субстанции, являющейся отличной от государственной сферой жизнедеятельности общества. Корни понятия «гражданское общество» восходят к идее полиса Аристотеля34, «societas civilis» Цицерона35 и идеям естественного права. Аристотель (384-322 до н.э.) характеризует человека как существо политическое, а государство является естественным продуктом развития общества политических граждан. Также Аристотель рассматривал другие сферы жизнедеятельности граждан, где до определенного уровня развития вмешательство государства не требовалось – экономическую, семейную, религиозную, научную.
Объектом научного анализа «гражданское общество» стало на рубеже XVII-ХVIII вв. (Т. Гоббс36, Дж. Локк37, Гегель38, А. Грамши 39и др.). Именно в этот период мыслители указали на существование относительно самостоятельной общественной жизни, реализующейся вне государственного контроля, и сделали вывод о наличии неполитической сферы жизни общества.
Все многообразие представлений о «гражданском обществе» канадский политический философ Чарльз Тейлор40 условно разделил на два блока: Л-традицию и М-традицию.
Л-традиция берт свое начало
в идеях Джона Локка и названа
так по первой букве его фамилии.
Гражданское общество рассматривается
здесь как сообщество граждан, живущих
по естественным законам до и вне
политики. В концепции естественного
состояния, разработанной Дж. Локком,
заложены те основные черты той совокупности
разнообразных форм жизни, которую
позднее англо-американские теоретики
будут считать гражданским
Таким образом, базовыми чертами гражданского общества представители Л-традиции считают этические, а не военные метод разрешения споров, совместную гордость успехами всего сообщества, живущего по законам цивилизации, которые регулируют отношения неполитических сфер. Государство по их представлениям появляется в том случае, когда это необходимо для самого общества.
Однако в трудах Джона Локка41 не была разрешена проблема, связанная с тем, что гражданское общество имеет два разных аспекта – социальный и политический (со времен Аристотеля эти две сферы рассматривались в нераздельном единстве). В одной из глав, которая называется «О политическом и гражданском обществе», Локк отмечает, что гражданское общество является политическим образованием («телом»). Следовательно, для него общественный договор и договор граждан с государством – одно и то же.
Впервые сам термин «гражданское общество» был употреблен Гегелем42 в работе «Философия права». Он предложил рассматривать общество как диалектическую совокупность отношений между семьей, гражданским обществом и государством. Согласно представителю немецкой классической философии, гражданское общество есть множество граждан государства (членов семей), взаимодействующих между собой вне семьи с целью удовлетворения своих общих интересов. Государство — по Гегелю — есть синтез семьи и гражданского общества, а само гражданское общество возникло из диалектических противоречий между семьей и государством.
Понятие «civil society» в его нынешней трактовке ввели А.Фергюсон43 и А.Смит44. Они также исходили из локковского представления о мирной дополитичисекой жизни сообщества, но они решила проблему его теории и указали на разрыв между политической и социальной сферами. Примерно в то же время Дж. Мэдисон45 в своих статьях в журнале «Федералист» подчеркивал роль гражданского общества в борьбе с произволом государства. Он считал, что способом борьбы с тиранией меньшинства является наличие в обществе различных групп с разнообразными интересами. Тем самым он подчеркивал функцию гражданского общества по защите прав человека.
Вторая традиция в трактовке понятия гражданского общества называется М-традиция по начальной букве фамилии Шарля Монтескье46. Согласно ей, гражданское общество – это набор независимых ассоциаций граждан, опосредующих отношения между индивидом и государством и в случае надобности защищающих свободу индивида от посягательств власти. Авторы, заложившие основы М-традиции акцентируют внимание на проблеме защиты политической свободы от угрозы деспотического вмешательства государства в жизнь индивидов или групп населения. Шарль Монтескье, Бенжамен Констан и Алексис де Токвиль47 считали, что функции защиты индивида от посягательств государства могут взять на себя ассоциации граждан. Данные ассоциации стали бы институтам, которые приобщали бы граждан к нравам республиканской добродетели, необходимой для защиты от того, что Токвиль назвал угрозой «демократического деспотизма».
Иммануил Кант расширил понятие гражданского общества, говоря об обществе граждан мира, и при этом привнес в него нравственный компонент, связанный с необходимостью саморегуляции и самоограничения. Кант писал: «Моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека».
Петр Кропоткин48 в XIX веке в своей работе «Взаимопомощь как фактор эволюции» критикует рассуждения Гоббса о природе человека как «война всех против всех». На первый план он выдвигал механизмы сотрудничества и кооперации. Кропоткин считал, что для людей характерно помогать друг другу, и данный фактор является эволюционной линией развития человечества, который характерен для всего живого мира.
На сегодняшний день понятие
«гражданское общество» чаще всего
трактуется как образование, созданное
по инициативе граждан и включающее
всю совокупность разнообразных
форм социальной активности населения,
не обусловленную деятельностью
государственных органов и
Гражданское общество возникает и развивается параллельно с индустриальной революцией и во многом благодаря ей, но сама природа гражданского общества обусловлена не производством, а объединением людей в сообщества. Американский социолог и антрополог Джон Браун Чайлдс49, пишет в своей оригинальной работе "Leadership, Conflict and Cooperation in Afro-American Thought": «Люди во всем мире, не обладающие властью централизованных монолитных институтов, имеют возможность создать растущую в мировом масштабе совокупность структур – подвижную сеть групп, которые работают по отдельности и в то же время вместе, имеют разные приоритеты, но осознают, какие нити связывают их в одном поле общения».
Структура гражданского общества складывается не под влиянием производственных процессов, а из взаимодействия суверенных коллективных субъектов. Ими могут быть разного рода профессиональные, конфессиональные, территориальные, образовательные и досуговые сообщества и образования. Структура гражданского общества не совпадает с социальной или стратификационной структурой общества и основными формами социальной деятельности. Таким образом, гражданское общество основывается не на видах деятельности, а на балансе различных интересов (индивидуальных и групповых, институционализированных и неформальных), содержание которых не исчерпывается социально-классовыми отношениями.