Особенности использования методики краудсорсинга для управления социально-политическими процессами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 23:30, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – исследовать краудсорсинг как способ управления социально-политическими процессами и базу для формирования гражданского общества. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач: Исследовать особенности Интернета как канала массовой коммуникации и пространства функционирования гражданского общества; Изучить и систематизировать научные труды, в которых рассматривается феномен гражданского общества; Изучить понятие краудсорсинга; Проанализировать зарубежный и российский опыт применения методики краудсорсинга; Рассмотреть социально-политические аспекты методики краудсорсинга; Выявить роль краудсорсинга как способа самоорганизации граждан и формирования гражданского общества.

Содержание работы

Введение 2

Глава 1. Теоретические основания исследования методики краудсорсинга 12
1.1. Интернет как канал массовой коммуникации 12
1.2. Интернет как пространство функционирования гражданского общества 22
1.3. Концепция и методика «краудсорсинга» 32
Вывод к главе 1 40

Глава 2. Анализ использования методики краудсорсинга: зарубежный и российский опыт 41
2.1. Зарубежный опыт создания и применения платформы «Ушахиди» 41
2.2. Проект «Карта помощи» как пример российского использования методики краудсорсинга 46
2.3. Развитие методики краудсорсинга в России 57
2.4. Краудсорсинг как база для формирования и развития гражданского общества 61
Вывод к главе 2 68

Заключение 69
Список источников и литературы 72

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Беляевой Надежды.docx

— 1.57 Мб (Скачать файл)

На сегодняшний день примеров сотрудничества гражданских образований  и государства достаточно мало, но первые шаги для их сближения уже  есть. Подтверждением тому служит высказывание президента России Д.А. Медведева, который  подчеркнул необходимость в таком  сотрудничестве.        

Заключение

 

В данном исследовании были рассмотрены научные труды, в  которых изучен феномен гражданского общества, и ресурсы, в которых  раскрывается суть методики краудсорсинга  и приводятся примеры его практического  применения. В работе был проанализирован  опыт мирового и российского применения данной методики. Также было проведено  исследование Интернета как канала массовой коммуникации и пространства, где возникает и функционирует  гражданское общество. В работе были рассмотрены социальные сети и различные  сетевые сообщества как элементы виртуального пространства, на безе которых  зарождаются и функционируют  в реальном пространстве институты  гражданского общества.

В первой главе работы были выделены особенности Интернета  как канал массовой коммуникации и его отличия от традиционных средств массовой информации. Также  были рассмотрены социальные сети и  различные интернет – сообщества как элементы виртуального пространства, основанные на общности интересов пользователей, на которых базируется гражданское  общество. Также в первой главе  представлены различные взгляды  и трактовки понятия «гражданское общество» и их многообразие в  истории социально-политической мысли, начиная с античных времен и заканчивая современными представлениями. Были выделены две традиции в понимании гражданского общества и его признаки. Здесь  была выведена система неполитических институтов, которой обеспечивается действенность гражданского общества, а также подчеркнут тот факт, что  структура гражданского общества не совпадает с социальной, или стратификационной  структурой общества и основными  формами социальной деятельности. Основными  чертами, характеризующими гражданское  общество, были названы самоорганизация  и взаимопомощь.  Также было отмечено, что формирование гражданского общества получило новый виток развития в рамках появление сети Интернет и подчеркнуто, что на базе интернет – сообществ формируются институты гражданского общества.

Интернет был представлен  как новое средство общественной, и политической коммуникации. Была изучена история создания Интернета, и трансформация его от закрытой сети до неотъемлемого спутника жизни  большинства людей. Также мы рассмотрели  типы коммуникаций, используемых в интернет - пространстве и параметры, по которым традиционные виды СМИ значительно уступают сети Интернет.

Во второй главе были рассмотрены  мировые и российские практики применения методики краудсорсинга. Особое внимание было уделено социально-политическим аспектам данной методики и ее роли для общества и государства.

В первом параграфе внимание было уделено анализу первого  практического применения краудсорсинга, результатом которого стало появление  платформы «Ушахиди», ставшей, впоследствии, классической краудсорсинговой платформой. В следующем параграфе рассматриваются  различные российские проекты, базирующиеся на краудсорсинге, и ставшие аналогом западных практик. В третьем параграфе  также рассматриваются примеры  использования краудсорсинга, но показывающие, что в России также есть потребность  в использовании краудсорсинга  для обращения внимания власти на существующие в обществе проблемы.

В заключительном параграфе  рассматриваются социально-политические аспекты краудсорсинга, заключающиеся  в формировании институтов гражданского общества на базе краудсорсинговых платформ. Также в этом параграфе рассматривается  роль методики краудсорсинга для  общества и государства.  

В результате проделанного исследования  были сформулированы следующие положения, выносимые  на защиту:

    • Интернет, являясь пространством для создания различных сообществ, члены которого объединены общей целью, может стать базой для формирования институтов гражданского общества.
    • Методика краудорсинга позволяет при помощи Интернета объединить разрозненные гражданские инициативы и объединить их для достижения общей цели.
    • При помощи краудсорсинга создаются независимые от государственных структур общественные центры мониторинга проблем, задачей которых является сбор информации о различных проблемах и координации гражданских инициатив для оказания помощи и решения проблем.
    • Есть примеры использования краудсорсинга в России, когда данная методика служит для решения не только социальных проблем, но выступает средством политической мобилизации населения.
    • Данные общественные структуры на сегодняшний день действуют без участия государства, сотрудничество между такими общественными и властными институтами может быть очень эффективно, особенно в кризисных и чрезвычайных ситуациях.
    • Общество и государство в России заинтересованы в развитии структур гражданского общества и во взаимном сотрудничестве. Сообщества в сети Интернет могут стать платформой не только для формирования гражданского общества, но и для организации такого сотрудничества между гражданами и государственными институтами.

 

 

 

Список литературы и источников

 

  1. Алексеева Т.А. Современные политические теории, - М., 2000.
  2. Аристотель. Политика // Сочинения в 4-х томах. М., Мысль, 1983. Т.4. Перевод С. А. Жебелева
  3. Асмолов Г.А. «Ушахиди» спасает людей. Теперь - и в России. // Новая газета № 85 от 6 августа 2010.
  4. Асмолов Г.А. План проекта «Карта помощи»
  5. Асмолов Г.А. Презентация  «Социальные и политические аспекты краудорсинга».// Выступление в ВШЭ от 2 октября 2010. (http://www.hse.ru/video/24170422.html)
  6. Асмолов Г.А. Презентация «Карта помощи» пострадавшим от лесных пожаров 2010 в России.
  7. Базанова Е., Светова З. Гражданский взрыв.// Новое время «The New Times» № 26 от 23 августа 2010.
  8. Балашова Ю. Тепловая сеть.// Новая газета № 05 от 21 января 2011.
  9. Балашова Ю. Создана карта радиации, куда люди отправляют данные с персональных дозиметров.// Новая газета № 37 от 8 апреля 2011.
  10. Барнс Дж., Классы и собрания в норвежском островном приходе.
  11. Березин В.М. Теория массовой коммуникации. М., 1996.
  12. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М.: «Медиум», 1995.
  13. Благовещенский А. Российские блоггеры запустили «карту погорельцев».// Российская газета от 03 августа 2010.
  14. Блоггеры помогут пострадавшим от лесных пожаров.// http://lenta.ru/news/2010/08/03/blogfire/
  15. Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. Спб., 2001.
  16. Винер Н. Кибернетика. М., 1968.
  17. Войтловский Л. Очерки коллективной психологии. М., Л., 1925.
  18. Гаджиев К. Гражданское общество и правовое государство //Мировая экономика и международные отношения, 1991. N 9
  19. Гайнутдинова Л.А. Гражданское общество и государство в эпоху модернизации // Вестник Российского университета дружбы народов. – Серия: Политология. – 2009. – № 4.
  20. Гегель Г.В.Ф. Философия права 1820
  21. Гладченко А. Краудсоринг. Во власти толпы // http://www.advertology.ru/article71910
  22. Гоббс Т. «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651, русский перевод — 1936).
  23. Грабельников А.А. Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества. М., 2001.
  24. Гражданское общество современной России. Социологические зарисовки с натуры. Под ред. Е. С. Петренко, М. 2008
  25. Грамши А. Тюремные тетради. - М., 1991
  26. Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития: Монография.  М., 2004
  27. Грачев М.Н. Политическая коммуникация // Вестник Российского университета дружбы народов. – Серия: Политология. – 1999. – № 1. – С. 24–39.
  28. Гусев Д., Матвейчев О., Хазеев Р., Чернаков С. Уши машут ослом. М., 2001.
  29. Ильин М. Коваль В. Две стороны одной медали: гражданское общество и правовое государство//Полис.-1992-№1-2.
  30. Ильинская С.Г. Гражданское общество и современное российское государство // Вестник Российского университета дружбы народов. – Серия: Политология. – 2009. – № 4.
  31. Кант И. "Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане "(1784). Сочинения в 6-ти т. Т. 6. - М.,- 1966.
  32. Кин Д. Демократия и гражданское общество. М., 2001.
  33. Козловски П. Общество и государство. М., 1998.
  34. Кропоткин П. взаимопомощь как фактор эволюции. М., 2007
  35. Лазарсфельд П., Мертон. Р. Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие.//Макаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире. – М., 2000.
  36. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995;
  37. Леонтьев А.Н. Очерк психологии личности. - М., 1997.
  38. Липпман У. Общественное мнение. М.,: Ин-т Фонда "Общественное мнение", 2004.
  39. Литвинович М. Достучаться до президента. // http://ru.globalvoicesonline.org/2011/03/16/3172/
  40. Локк Дж. Второй трактат о правлении, 1690 г.
  41. Локк Дж. Соч. В 3-х т. М.: Мысль, 1988
  42. Люков<spa

Информация о работе Особенности использования методики краудсорсинга для управления социально-политическими процессами