Парк культуры и отдыха как комплексный социально-культурный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 16:08, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: раскрыть особенности парка культуры и отдыха как комплексного социально-культурного института.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть историю развития парко культуры и отдыха в России
. Выделить особенности типологии парков
. Обозначить используемые формы социально-культурной работы в парке, их содержание
. Проанализировать технологии проектирование социально-культурной деятельности в парках отдыха и выявить их особенности
. Изучить мировой, российский и региональный опыт работы парка отдыха как социально-культурного института
. Провести исследование и разработать проект

Файлы: 1 файл

КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА КАК КОМПЛЕКСНЫЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ИНСТИТУТ.docx

— 5.46 Мб (Скачать файл)

Министерство культуры Российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ»

 

 

 

 

 

 

Выпускная квалификационная работа

ПАРК КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА КАК КОМПЛЕКСНЫЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ИНСТИТУТ

 

 

Исполнитель:

студентка группы МК-51

Климова Е.Б.

Научный руководитель:

канд. пед. наук,

Мельникова Н.С.

 

 

 

 

 

Пермь 2012

 

 

Введение

 

Актуальность исследования обусловлена тем, что рыночные отношения, определяющие в последние десятилетия состояние экономики, предъявляют новые требования к функционированию не только хозяйственной деятельности, но и культурной сферы страны. За прошедшее время сформировалось новое понимание роли социокультурного сектора в процессе развития российских регионов. Культура рассматривается как важный фактор духовно-нравственной, экономической и социально-политической стабильности, а социально-культурные институты, которые являются «отражением» культурной сферы страны, как институты, главная цель которых - укрепление культуры для социализации общества и передачи ему культурных ценностей.

В понятие «парк культуры и отдыха как институт» мы вкладываем две смысловые нагрузки, связанные с толкованием его в непосредственном и расширенном значении. Для того, чтобы разобраться в значениях данного понятия необходимо обратиться к понятию социально-культурного института. Социально-культурный институт - это институт, главная цель которого заключается в создании, развитии, укреплении культуры для социализации поколения и передачи ему накопленных культурных ценностей всего общества как целого (семья как воспитательный институт, образование, наука, культурно-воспитательные и художественные учреждения и т.п.).

В статусе института парк культуры и отдыха является активно действующим субъектом, как нормативного, так учрежденческого типа, и имеет конкретные формальные и неформальные полномочия. Обладая ресурсами и средствами, он выполняет комплекс социально-культурных функций, главными из которых являются воспитание, организация массового отдыха и развлечений, проведение информационно-просветительской, рекреационной и физкультурно-оздоровительной работы среди различных категорий населения. Актуальность, уникальность и комплексность парка как социально-культурного института заключается в его полифункциональной деятельности. Это в своем роде оригинальная «мастерская» по производству и трансляции культурных ценностей. Институт «парков» представляет собой «основные инструменты коллективной и индивидуальной, в той или иной мере планируемой и организованной деятельности по производству, использованию, хранению и трансляции культурных продуктов».

Парк культуры и отдыха является одним из ведущих среди учреждений культурно-досугового типа в России, который представляет собой специфическую организацию, располагающую системой специфических видов, форм и методов деятельности. Парк представляет собой чуть ли не единственное учреждения культуры, где есть все возможности для проведения именно семейного отдыха. Поэтому актуальным становится вопрос использования всех ресурсов парка как социально-культурного института, проектирование новых форм деятельности для наиболее эффективной его работы как полифункционального учреждения культуры.

Социальная значимость проблемы заключается в том, что в современных условиях информационного общества роль учреждений культуры как производителей духовных, интеллектуальных, культурных и иных ценностей, направленных на сохранение и расширение образовательного, трудового потенциала общества, формирование условий всестороннего развития личности, воздействие на общественное сознание будет возрастать. И парки как традиционные демократические места массового отдыха будут приобретать все большую популярность. Для многих жителей города отдых в парках становится зачастую единственной доступной возможностью провести время на природе, принять участие в массовых развлечениях, удовлетворить потребности в неформальном общении с семьей и новыми знакомыми. Поэтому социальная значимость парка культуры и отдыха велика. Это связано, прежде всего с тем, что парк как социально-культурный институт, как учреждение культуры и досуга выполняет целый комплекс социально-культурных функций: воспитание, развлечение, просвещение, рекреация и т.д.

Цель исследования: раскрыть особенности парка культуры и отдыха как комплексного социально-культурного института.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть историю развития парко культуры и отдыха в России

. Выделить особенности типологии парков

. Обозначить используемые формы социально-культурной работы в парке, их содержание

. Проанализировать технологии проектирование социально-культурной деятельности в парках отдыха и выявить их особенности

. Изучить мировой, российский и региональный опыт работы парка отдыха как социально-культурного института

. Провести исследование и разработать проект

Объектом исследования являются парки культуры и отдыха

Предмет исследования: особенности и специфика социально-культурной деятельности в парках культуры и отдыха

База исследования: социально-культурная деятельность парков культуры и отдыха

Методы исследования: методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме; методы изучения, обобщения и анализа опыта существующих результатов практики социально-культурной работы парков; методы сбора эмпирической информации (проведение социологического исследования).

Степень разработанности проблемы: В современной отечественной научной литературе все больше авторов стало обращаться к вопросам работы парков культуры и отдыха, их особенностям, истории появления, дальнейшему развитию, существующим проблемам.

Исторические корни развития парков культуры и отдыха в России изучаются в работе Р. Романова, А. Старцева, О. Тяпкиной «Парк и праздник в России», которые раскрывают все нюансы появления современных парков отдыха от истоков до наших дней, а так же их трансформацию в последующие эпохи истории развития России. Также вопрос появления парков отдыха в своей работе «История садово-паркового искусства» изучает О.Б. Соколовская. В работе В.Н. Воскобойникова «Возникновение и развитие парков культуры и отдыха в СССР» автор останавливает свое внимание на развитие парков в конкретную историческую эпоху. В работе поднимаются вопросы работы советских парков культуры и отдыха, их проблем, содержания работы, перспектив развития и т.д.

В работе "Парк как произведение искусства" академик Д. С. Лихачев говорит о парках как о месте "идеального" взаимодействия человека и природы, "идеального" для каждого этапа человеческой истории. Автор раскрывает самые значимые, с его точки зрения, проблемы сохранения садово-паркового искусства, говорит об экологии культуры как о науке, изучающей всю "окружающую человека среду". Еще совсем недавно эта проблема не входила в число перспективных для парка.

В статье Л.Е. Сидоренко «Парки культуры и отдыха: проблемы, тенденции и перспективы развития» поднимается комплекс злободневных вопросов парковой подотрасли. Автор впервые предпринимает попытку рассмотреть парк не изолированно, а в контексте его взаимосвязей с подотраслевыми службами и организациями, проблематизируя современную ситуацию и выявляя существующие противоречия в подотрасли в целом. Контуры обозначенной проблемной ситуации детализируются и углубляются в статьях Ю.А. Веденина, Л.Ф. Козловской, а также в сборнике научных статей «ХХI век: проблемы культуры» под редакцией Т.Г. Киселевой.

В статье В.А. Лапшина «Городские парки и коммерциализация деятельности» рассматривается развитие парковых услуг через призму его основных социальных функций, интересов и потребностей населения.

Важнейшей статьей дохода парков от платных услуг являются аттракционы. Вместе с тем на сегодняшний день это одна из самых болевых точек подотрасли. И.М. Родионов анализирует формирование парковых аттракционных комплексов на основе архитектурно-планировочного подхода, позволяющего реализовывать возможности аттракционов как средства организации досуга. Ведь именно парк может стать одним из ведущих центров индустрии досуга. Идея создания центров досуга была связана как раз в первую очередь с парками.

Разработке специфических направлений и форм в русле основных тенденций развития парков посвящена диссертационная работа Демченко О.А. «Социально-культурные технологии рекреации городского населения в парках культуры и отдыха». Автор поднимает целый ряд важных теоретико-методологических проблем парковедения - о концепции современного парка, о специфических особенностях культурно-просветительной деятельности в условиях парка, динамике функций. Автор говорит о группировке парковых форм работы по основным направлениям методики работы с посетителем.

Общие вопросы проектирования социально-культурной деятельности, а также вопросы проектирования парков и его работы рассматриваются в научных трудах Дридзе Т.М., Комарова С.В., Кузицына Г.М., Маркова А.П., Козловой Т.В., Демченко О.А. и др. Конкретные особенности социально-культурного проектирования, методологические проблемы изучали В.А. Луков, В.Л. Глазычев, Д.Б. Дондерй, С.Э. Зуев, А.П. Марков, и другие. Г.М. Кузицын обращается к вопросам, касающихся проблем проектирования социально-культурных процессов, национально культурного ландшафта. Круг вопросов, связанных с проектированием парков по социальному заказу, рассматривается Г. В. Пионтеком на основе описания отдельных реализованных проектов. В их основу легли материалы, учитывающие природно-климатические условия, традиции, досуговые интересы населения, национальные особенности некоторых парков.

Александрова А.Ю., Седенкина О.Н. в своей работе «Тематические парки мира», которая пока является единственной в России, всесторонне рассматривают тематические парки мира. Освещаются история их возникновения, современное состояние и тенденции долгосрочного развития. Подробно авторами анализируется деятельность крупнейших операторов паркового бизнеса. Большое внимание уделяется особенностям развития тематических парков по регионам мира. Раскрывается роль тематических парков в модернизации региональной экономики и подъеме социальной сферы.

В статье А. Тарасова «EVENT рецепты для парка развлечений» автор дает рекомендации по использованию современных маркетинговых event технологий для работы парка, раскрывает вопрос о понятии event-мероприятия и приводит весомые доводы для использования в своей работе данного рода услуг для любого парка.

Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из 3 глав. Глава первая «Социально-культурная деятельность парка культуры и отдыха как научная проблема» раскрывает историко-теоретические особенности парков: историю становления, типологию, место парка культуры и отдыха в системе социально-культурной деятельности, особенности проектирования социально-культурной деятельности в работе парка. Вторая глава «Анализ эмпирического опыта социально-культурной деятельности парков» носит аналитический характер и раскрывает вопросы мирового, российского и регионального опыта социально-культурной деятельности в работе парков разного уровня и масштаба. Третья глава выпускной квалификационной работы посвящена разработке проекта создания некоммерческого партнерства парков культуры и отдыха Пермского края «Ассоциация П».

 

 

1. Социально-культурная деятельность парка культуры и отдыха как научная проблема

 

В первой главе выпускной квалификационной работы рассматриваются: социально-культурная деятельность парка культуры и отдыха, история становления парков, их типология. Автор выявляет место и роль парков в системе учреждений культуры и досуга, анализирует используемые в работе парков формы социально-культурной деятельности и их содержание. Исследуется сущность и специфика социально-культурного проектирования социально-культурной деятельности парков. Изучение вышеперечисленных вопросов проводиться на основе трудов ученых, занимавшихся данной проблематикой, таких как Белковский А.Н., Веденин Ю.А., Володина Т.И., Воскобойников В.Н., Горохов В.А., Демченко О.А., Дридзе Т.М., Иванов Г., Козловская Л.Ф., Козлова Т.В., Комаров С.В., Кордон С.И., Кузицын Г.М., Лапшин В.А., Лихачёв Д.С., Марков А.П., Неклюдова Н.В., Новоселова О.Р., Романов Р.Н., Рябков В.М., Семухин А., Сидоренко Л.Е., Соколовская О.Б., Старцев А.В., Тяпкина О.А., Ушаков В.М. и др.

 

1.1 История становления парков  в России

 

Историческое обоснование того или иного явления, процесса, является толчком к дальнейшему его изменению, развитию. В первом параграфе выпускной квалификационной работы мы рассмотрим историю становления парков в России, выявим тенденции, отражающие главные моменты в исторической цепочке развития парков, опираясь на работы таких ученых как Володина Т.И., Воскобойников В.Н., Горохов В.А., Лихачёв Д.С., Новоселова О.Р., Романов Р.Н., Старцев А.В., Тяпкина О.А. и других.

 

 

Парк, - словно пакт согласия и мира,

природы слаженный и радостный оркестр.

В.В. Маяковский.

 

Рассматривая историю становления парков в России, необходимо начать, по мнению автора, с этимологии самого названия - «парк». История появления названия является неотъемлемой частью и непосредственно связана с историей становления парков как учреждений культуры, поскольку наложенные временем отпечатки истории названия сыграли немаловажную роль в деятельности парка как места проведения досуга.

Слово «сад» с древних времен обозначало участок земли с посаженными деревьями, кустарниками и цветами. Первоначально сады были плодовыми, имевшими, прежде всего утилитарное значение. Впоследствии появилось понятие «потешного» сада, предназначенного для отдыха и развлечений.

В древнеславянском языке для понятие «сад» употреблялись еще слова «верт», «вертище» или «вертоград», которые были связаны с именем древнего бога плодов и садов - Вертума. Таким образом, «вертоград» должен был означать огорожденный «верт»: это был по преимуществу цветочный сад.

Информация о работе Парк культуры и отдыха как комплексный социально-культурный институт