Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 16:08, дипломная работа
Цель исследования: раскрыть особенности парка культуры и отдыха как комплексного социально-культурного института.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть историю развития парко культуры и отдыха в России
. Выделить особенности типологии парков
. Обозначить используемые формы социально-культурной работы в парке, их содержание
. Проанализировать технологии проектирование социально-культурной деятельности в парках отдыха и выявить их особенности
. Изучить мировой, российский и региональный опыт работы парка отдыха как социально-культурного института
. Провести исследование и разработать проект
Несмотря на
все положительные стороны работы парка,
его инфраструктура стареет, уровень посещаемости
с каждым днем снижается, а конкуренция
растет. В связи с этим был предложен проект
«Новый парк культуры и отдыха им. М. Горького»,
по реализации которого планируется восстановить
памятники архитектуры, построить каток,
детский центр, центр современного искусства,
сеть кафе и провести бесплатный Интернет.
Новый проект Парка культуры и отдыха
им. Горького <http://www.the-village.ru/
· Построят детский центр и сеть кафе;
· Реставрируют памятники архитектуры: павильоны «Кавказ» и «Шестигранник», скульптурные группы и вход в парк;
· Знаменитый
«Шестигранник» восстановят и в него переедет
Центр современного искусства «Гараж»
<http://www.the-village.ru/
· Будут прочищены зеленые насаждения;
· Коммуникации 1993 года вынут и проложат новые;
· Сделают входы в парк с территорий институтов, находящихся рядом;
· Расчистят дорожки и отремонтируют аллеи, сделают освещение и ретрансляцию звука, смонтируют сеть видеокамер;
· Построят каток, возможно, самый большой по площади в Москве;
· Сделают бесплатный интернет на всей территории парка;
· Некоторые незаконно построенные здания на территории парка будут узаконены, остальные - снесены. Это должно вернуть геометрию парка. По предварительным оценкам, на территории парка может находиться от 40 до 60 незаконных построек.
Вход в парк планируют сделать бесплатным, за исключением тех дней, когда в нем будут проходить специальные культурные мероприятия. Таким образом, по реализации проекта ожидаются результаты:
резкий рост уровня посещаемости парка,
использование новых форм работы с населением.
Что касается последнего то, новые формы работы уже активно внедряются в работу парка. В 2009 году была предложена идея проекта создания лондонского подобия Гайд-парка на территории парка им. М. Горького для проведения мирных собраний и шествий выступили. Идея была поддержана президентом. На территории парка была выделена площадка, которая вмещает до 4 тысяч человек, где люди могут собираться и проводить свои мирные акции. «Мы оформим и организуем эту площадку в центре Москвы, и пожалуйста проводите там свои мероприятия» - Юрий Лужков.
Но по-прежнему проблемной точкой социально-культурной деятельности парков России является зимний период работы. На Всероссийском совещание руководителей парков «Обновляющее дизайнерское проектирование в действующих российских парках» был выделен ряд проектных мероприятий с помощью которых возможно продлить сезон активной эксплуатации парковой инфраструктуры в зимнее время. Направления деятельности: всесезонная эксплуатация аттракционов, работа ледового катка и возведение на территории парка ледовых городков, которые включают в себя тематические скульптуры, ледовые горки и другие развлекательные сооружения. Так же было отмечено, что красочно оформленный ледовый городок является основным развлекательным объектом парка, привлекающим особое внимание посетителей, который создает прекрасные условия для проведения обширной развлекательной программы и крупных общегородских мероприятий.
Рассмотрим еще один парк культуры и отдыха г. Волгограда, его особенности рекреационной и социально-культурной работы с населением (Приложение 13). Центральный парк культуры и отдыха расположен в центральном районе г. Волгограда. Занимаемая им площадь составляет около 33 Га. Центральный парк - земельный участок с естественной и специально посаженной растительностью, с дорогами, аллеями, предназначенный для прогулок, отдыха, игр.
Это также и культурно-досуговое учреждение, работа которого направлена на предоставление широкого спектра социокультурных и рекреационных услуг.
Парки, аллеи, скверы и зеленые дворики - частицы природы в большом городе, которые остаются горожанину для того, чтобы подышать свежим воздухом, прогуляться вдали от шумных улиц. В Центральном парке культуры и отдыха располагаются следующие аттракционы: "Веломобили" (прил.1), "Колесо обозрения", "Бумеранг", карусель "Орбита". Символ парка "Колесо обозрения", встречает каждого посетителя, и уже издалека сообщает: "Развлечения и аттракционы здесь".
В разностильных кафе можно спокойно отдохнуть под открытым небом за чашечкой кофе, послушать музыку, либо устроиться в уютной атмосфере и вдоволь потанцевать на дискотеке.
Еще одним направлением рекреационной работы парка является организация конных прогулок. Для любителей чего-то более или менее необычного в парке располагается пейнтбол-клуб.
Так же характерными видами услуг и товаров для парка являются:
проведение специальных мероприятий и акций (ярмарок, аукционов, фестивалей, конкурсов, выставок и т.п.);
изготовление и продажа сувениров;
изготовление и продажа специальной аудио-, видео-, фото - и кинопродукции.
Таким образом, организация отдыха и развлечений - актуальная задача для любого парка отдыха и в частности и для ЦПКиО г. Волгограда.. Прежде всего это обусловлено рядом объективных причин, и в первую очередь динамикой развития постиндустриального общества, в том числе резким сужением спектра семейного досуга, организованного отдыха детей, подростков и молодежи, а также полноценного времяпрепровождения.
Сегодня очевидно, что российскому обществу в XXI в. предстоит реформирование сферы организованного каникулярного отдыха детей и молодежи.
Его определяющий компонент для ЦПКиО г. Волгограда следующий: обновление нормативного поля в сфере каникулярного отдыха детей и подростков, ужесточение требований к обеспечению безопасности детей, а также требований к качеству досуговых услуг, оказываемых парком отдыха. Но одной из главный задач любого парка отдыха остается привлечение большего числа посетителей. И каждый парк использует свои методы и средства. Хорошим примеров в данном вопросе выступает ОАО «Городской сад» г. Томск., который стал победителем в номинации «Лучшая организация и управление парком» смотра-конкурса среди парков культуры и отдыха, объявленном на ХII ежегодном семинаре-совещании по проблемам работы парков и безопасной эксплуатации аттракционной техники в г. Сочи в 2003 году (Приложение 14).
В работе по привлечению посетителей парк использует как традиционные так и новые формы и методы, в том числе: проведение на территории парка малобюджетной рекламной кампании для различных фирм, введение системы льготных дней, проведение корпоративных праздников и презентаций, ярмарок производителей, а также организация и проведение совместных акций со СМИ. Пять составных частей успеха, в чем же они заключаются?
. Малобюджетная рекламная кампания
Предложение по проведению малобюджетной рекламной кампании содержит пакет услуг, которые парк может оказать рекламадателю. В него входит: установка информационных щитов при входе или размещение перетяжек на аллеях парка (информирующая реклама); трансляция рекламного аудиоролика в блоке аудиопрограмм «Городского сада», а если необходимо то и подготовка ролика; раздача флайеров, дающих право на бесплатное посещение аттракционов (закрепляющая реклама). Первые два вида рекламы пополняют также и бюджет парка за счет сдачи в аренду рекламных площадей и предоставление услуг радиотрансляционной сети парка. А задача флайеров непосредственно решает задачу привлечения посетителей в самое непосещаемое время.
. Льготный день
«Льготный день» для посещения аттракционов практикуется в парке с 1994 года. С помощью маркетинговых исследований был выявлен день недели, в который посещаемость парка наиболее низкая. С тех пор каждый год с июля-месяца, когда посещаемость парка начинает падать, вводится для посетителей «льготный день». В этот день скидка на аттракционы 50%. Скидка предоставляется не на все аттракционы, а только на те, который загружены в меньшей степени. Таким образом, данный метод позволяет более равномерно загружать работой аттракционы и делает отдых в парке доступным для разных групп населения.
. Корпоративные праздники и презентации
Предоставление территории, организация и проведение в парке корпоративных праздников является своего рода развитием работы по предложению фирмам малобюджетной рекламной кампании. По сути, это объединение культурно-массовой работы с оказание рекламных услуг на территории парка. Фирма-спонсор оплачивает проведение праздника согласно прайс-листу парка. Парк организует и проводит праздник. Или же парк получает арендную плату в том случае, если фирма самостоятельно организует свой праздник. В результате, практически каждый день выходной и в праздничные дни в парке проходят культурно-массовые мероприятия. Все проводимые мероприятия бесплатны для посетителей, а парк не только окупает свои расходы, но и получает доход от продаж входных билетов выходного дня. Так в мае-июне 2003 года в выходные и праздничные дни парк посетило на 24% посетителей больше, чем в то же время в 2002 году.
. Ярмарки товаропроизводителей
Одним из способов привлечения посетителей является устройство ярмарок товаропроизводителей на территории парка. Ярмарки сопровождаются гуляниями, культурной программой, конкурсами, играми. Во время ярмарок парк предлагает товаропроизводителям комплекс услуг по рекламе их продукции. Результатом проведения ярмарок является пополнение бюджета парка и увеличение количества посетителей.
. Работа со СМИ
Парк совместно с областной и городской комиссиями по экологии провел, к примеру, «День защиты от экологической опасности», масленичные гуляния «Масленичное чело» и т.д. Эти события были освещены на телеканале.
Итогом проводимой парком работы стало ежегодное увеличение количества посетителей парка с 350 000 человек в 2001 году, до 480 000 человек в 2002 году и 600 000 человек в 2003 году. При проведении праздников лишь 30% средств бюджета составляли денежные средства ОАО «Городской сад», остальные предоставляли собой средства спонсоров и рекламадателей. Таким образом, пример работы парка «Городской сад» по привлечению посетителей представляет собой эффективное использование маркетинговых технологий и технологий промоушена в развитии социально-культурного направления в работе парка г. Томска, который можно использовать паркам и других городов.
В заключении хотелось бы остановиться еще на одном парке отдыха «Сказка» г. Липецка, который в своей работе по организации социально-культурной деятельности парка использует современные технологии EVENT-маркетинга. Парк - одно из самых удачных мест в современной сфере коммуникаций, где большое количество людей в праздничном, я бы сказал, «незащищённом» состоянии, отдыхают и тратят деньги на разные развлечения (Приложение 15). Их разум открыт для восприятия, и нет «пульта, чтобы переключить канал». Это необходимо использовать директорам парков и проводить эффективный EVENT-маркетинг. Для начала разберёмся, что такое EVENT. EVENT - это событийный маркетинг - организация мероприятий, направленных на продвижение марки или продукта компании при помощи ярких и запоминающихся событий. Где, как ни в парке, можно использовать эмоциональный контакт с аудиторией, который устанавливается во время мероприятий. При помощи событийного маркетинга на территории парка можно достигнуть разных целей:
• построение успешного бренда парка
• создание новостного повода для PR-кампании
• яркий запуск продукта на рынок
• управление имиджем компании
• формирование лояльных групп потребителей
• продвижение товаров импульсного спроса
• повышение продаж в долгосрочном периоде
• создание word-of-mouth эффекта (сарафанного радио)
• формирование команды единомышленников среди сотрудников
В парке «Сказка» разработкой и организацией специальных мероприятий (событийным маркетингом) занимаются специалисты художественного и маркетингового отделов. Основным видом деятельности команды парка раньше было продюсирование мероприятий (от Дней рождений до Дней города), поэтому, когда настало время заниматься парковой работой, команда знала, как создать атмосферу радости и счастья в парке. Весь EVENT в парке можно разделить на классический и современный.
Классический EVENT
Раньше мероприятия в парках проводились с целью пропаганды советского образа жизни и иных политических задач. Вся жизнь парка планировалась в начале года и выражалась в составлении календарного плана. Городские департаменты культуры проводили концерты на территории парка, и директор даже не задумывался об организации каких-то мероприятий, а просто «смазывал шестеренки». Сегодня, когда индустрия развлечений развивается космическими темпами, мало оснастить парк современными аттракционами и оборудованием, необходимо также создать неповторимую атмосферу, которая заставит посетителей находиться как можно дольше в парке и прийти сюда снова. Для реализации этих задач существует много разнообразных интересных инструментов.
. Календарный план. На весь сезон работы парка составляется календарный план тематических, непохожих одна на другую, недель: Неделя подарков, Патриотическая неделя, Неделя любимых книжек, Неделя цветов, Спортивная неделя, Неделя детской песни и др. Тематика недели задает тон мероприятиям, которые проводятся в эти дни в парке. Например, парк «Сказка» г. Липецка проводил «Неделю защиты детей». В среду проходил конкурс рисунка на асфальте; в четверг - розыгрыш подарков и призов для детей-инвалидов, детей-сирот, детей из малообеспеченных и многодетных семей; пятница - «путешествие по станциям»; суббота - театрализованное конкурсно-развлекательное представление; воскресенье -музыкальный конкурс «Липецкие звездочки» и детская дискотека с мыльными пузырями. Все эти мероприятия были посвящены одной направляющей теме - защите детей. Таким образом, задается тематика для каждой недели.
Информация о работе Парк культуры и отдыха как комплексный социально-культурный институт