Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 16:08, дипломная работа
Цель исследования: раскрыть особенности парка культуры и отдыха как комплексного социально-культурного института.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть историю развития парко культуры и отдыха в России
. Выделить особенности типологии парков
. Обозначить используемые формы социально-культурной работы в парке, их содержание
. Проанализировать технологии проектирование социально-культурной деятельности в парках отдыха и выявить их особенности
. Изучить мировой, российский и региональный опыт работы парка отдыха как социально-культурного института
. Провести исследование и разработать проект
- организация и проведение музыкально-игровых программ для взрослых и детей, флеш-мобов, лазерных шоу, дискотек, ярмарок;
- устройство районных, областных, российских и международных тематических выставок;
- организация клубов, кружков и секций, творческих объединений и художественных коллективов;
- проведение спортивных праздников, кроссов, эстафет, соревнований для вовлечения населения, молодежи и подростков в массовые занятия физкультурой и спортом;
- создание физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых объектов (бильярдный зал, теннисные корты, спортивные секции на самоокупаемости);
- предоставление разнообразных платных услуг, связанных со сферой культуры, отдыха и спорта;
- издание информационно-рекламных материалов об опыте и методологии работы Парка, каталогов и буклетов, пропагандирующих культуру и искусство;
- проведение организационно-технических мероприятий по снижению действующих на природный комплекс отрицательных антропогенных факторов;
- проведение митингов, шествий, направленных на сохранение и восстановление конкретных природных сообществ, увеличение разнообразия местных видов растений.
- Оказание платных услуг населению (аттракционы, прокат костюмов, фонограммы, услуги художника-оформителя, изготовление и продажа сувениров, изготовление и продажа специальной аудио-, видео-, фото - и кинопродукции).
В результате работы над параграфом, автор пришла к следующим выводам:
. Парк культуры и отдыха - вид городских учреждений, удовлетворяющих потребности городского населения в отдыхе на фоне природы, а также в культурных мероприятиях на открытом воздухе.
. Специфика парка культуры и отдыха заключается в том, что он становится единственной доступной возможностью провести время на природе, принять участие в массовых развлечениях, удовлетворить потребности в неформальном общении с семьей и новыми знакомыми, где также принцип смены занятий является непременным условием отдыха и развлечений.
. Парк культуры и отдыха занимает лидирующее место в системе учреждений культуры. поскольку сочетает воедино разнообразные виды рекреационно-развлекательной, социально-культурной деятельности всех учреждений культуры.
. Содержание работы парков сводиться к следующим видам работы: воспитательная, физкультурно-массовая, культурно-просветительная работа, художественная, оздоровительная, работа с детьми, развлекательная работа, бытовое обслуживание посетителей.
. Исходя из содержания работы парк использует такие формы организации социально-культурной деятельности населения как: праздники, карнавалы, театрализованные представления, спортивные турниры, гуляния, концерты, фестивали, конкурсы, флеш-мобы, лазерные, театрализованные шоу-акции, тематические вечера, социально-культурные акции, ярмарки, выставки, дискотеки, клубы по интересам и т.д.
.4 Сущность и специфика социально-культурного проектирования СКД парков
Одной из основополагающих характеристик «человека культурного» является его способность к проектной деятельности, продуктивному воображению, творческому и свободному преобразованию реальности. И в данном параграфе мы раскроем такие понятия как социально-культурное проектирование, проект, выделим основные принципы социокультурного проектирования, выявим существующие методологические подходы к проектированию, а также определим сущность и особенности проектирования парков культуры и отдыха как учреждений культуры, и рассмотрим специфику проектирования социально-культурной деятельности в парках. Вопросы социокультурного проектирования изучались такими учеными как Демченко О.А., Дридзе Т.М., Козлова Т.В., Комаров С.В., Кордон С.И., Кузицын Г.М., Луков В.А., Марков А.П., Романов Р.Н. Ушаков В.М. и др.
Рыночные отношения, определяющие в последние десятилетия состояние экономики, предъявляют новые требования к функционированию не только хозяйственной деятельности, но и культурной сферы страны. За прошедшее время сформировалось новое понимание роли социокультурного сектора в процессе развития российских регионов. Культура рассматривается как важный фактор духовно-нравственной, экономической и социально-политической стабильности. Региональные власти оказывают разнообразную поддержку предложениям, с которыми выступают территориальные учреждения культуры.
Ускорению динамики развития отдельных регионов и страны содействует применение проектных технологий в сфере культуры. Подобная практика получила широкое распространение. Проективная деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Проектный метод - это современный эффективный способ управления культурой в целом, отдельными ее отраслями и конкретными учреждениями. Под этим определением следует понимать не только создание отдельного культурного проекта, но и разработку комплекса мероприятий, зачастую долгосрочных и разнохарактерных.
В свою очередь, социокультурное проектирование - это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей.
Результатом использования метода проектирования в социально-культурной деятельности является проект - средство сохранения или воссоздания социальных явлений и культурных феноменов, соответствующих сложившимся нормам. Проекты бывают типовые и индивидуальные. Участниками разработки проектов могут являться:
1) Государственные
и негосударственные
) Общественность,
группирующаяся вокруг
) Органы власти.
Основными задачами социально-культурного проектирования являются:
) Анализ ситуации.
) Поиск
и разработка вариантов
) Выбор наиболее оптимального решения.
) Разработка
организационных форм
Главные принципы социально-культурного проектирования:
· Модификация - данный принцип можно рассмотреть, как стратегическую задачу;
· Принцип оптимальной ориентации, направлен на сохранение и изменение культурных ценностей;
· Принцип проблемно-целевой ориентацией - ведущий технологический принцип социально-культурного проектирования;
· Принцип персонифицированности - предполагает восстановление вязи культурных процессов с личностью творца;
· Принцип оптимизации - теоретической основой данного принципа является культурно-историческая концепция развития личности;
Как и в любой отрасли, в основе социально-культурного проектирования лежит методология, т.е. система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.
Методология имеет дело с проблемами, а проблема представляет собой задачу, решение которой нет и в прошлом общественном опыте, и в накопленных на сегодня обществом знаниях. Поэтому общим для всех и всяческих проблем является то, что их решение требует использование особого вида мышления - творческого мышления, его способностей и возможностей. Поэтому неотъемлемой частью методологии социально-культурного проектирования является эвристика - это область знания, которая изучает закономерности творческого мышления. Главная ее цель - обнаружение скрытых от сознания стратегий поиска решений в творческом мышлении.
Также в методологии социально-культурного проектирования существует ряд подходов к изучению и решению возникающих проблем в социокультурной сфере.
. Системный подход - направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы. Система - это некоторая целостность, которая задается набором системных объектов.
Системный подход является специфическим для различных сфер и уровней реальной действительности. Методология и технология разработки проектов в сфере культуры начинается с предметного, непосредственного, простого знания об объектах проектирования как компонентах наиболее сложной системы. Принцип системности предполагает изучение объективной реальности как целостной сложной органической системы, состоящей из подсистем, которые, в свою очередь, тоже являются системами. С.В. Комаров и С.И. Кордон, считают, что этот подход к построению универсальной методологии разрешения проблем основан на определенном универсальном способе представления любой системной ситуации как некоторой системы.
. Деятельностный подход - подход в методологии, связывающий причины и методы разрешения проблем с закономерностями деятельности, в процессе которой эти проблемы возникают. В основе данного подхода лежит такое понятие как деятельность. А всякая практическая деятельность включает в себя в качестве важного компонента мышление - мыслидеятельность.
. Проблемный подход. В основе данного подхода лежит проблема - преграда - объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. Формирование проблемы социокультурного проектирования предполагает выбор конкретного объекта исследования. Постановка проблемы образует исходный пункт социокультурного проектирования, первый этап проектных решений.
. Ситуационный подход - центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, то есть конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в данное время. Рассматривая ситуации в социально - культурной сфере, мы должны исходить из того, что многие социально - культурные процессы нечетки, неясны, размыты. Ситуация в социокультурной сфере является индикатором образа жизни людей, проявляющейся в различных отраслях социальной деятельности, в т. ч. и в сфере свободного времени, стиль жизни, стандарт, качество жизни. Для социально - культурных проектантов данный методологический подход имеет практическое значение: прогнозирование, проектирование, планирование, программирование различных процессов на определенный период времени.
. Объектно-ориентированный подход - этот термин предложен известной исследовательницей проблем социального проектирование Тамарой Моисеевной Дридзе. Социальный проект с позиции такого подхода имеет целью создание нового или реконструкцию имеющегося объекта, выполнявшего важную социокультурную функцию. Это может быть школа, больница, спортивный комплекс, парк, клуб. проектирование в рамках этого подхода рассматривается как специфическая плановая деятельность, суть которой заключается с определение параметров формирования будущих социальных объектов или процессов, с целью обеспечения оптимальных условий для возникновения новых или реконструируемых объектов. В рамках подхода с проекту предъявляются требования конкретности, научной обоснованности.
. Проблемно-ориентированный подход - для данного подхода характерно рассмотрение объективных и субъективных факторов социального воспроизводства в качестве равноправных, понимание проектирования как органичного и завершающего этапа социально-диагностической работы, упор на обратную связь между диагностической и конструктивной стадиями процесса выработки решения. Именно эти обстоятельства позволяют видеть специфику рассматриваемого подхода в его проблемной ориентации.
. Субъектно-ориентированный (тезаурусный) подход - если объектно-ориентированный и проблемно-ориентированный подходы связаны, прежде всего, с созданием крупных проектов, то субъектно-ориентированный подход может использоваться при разработке как крупных, так и малых проектов. Другое название подхода - тезаурусный - связано с использованием в нем механизма социальной и культурной ориентации, основанного на различии и сходстве тезаурусов людей. Тезаурус представляет собой полный систематизированный состав информации (знаний) и установок в той или иной области жизнедеятельности, позволяющий в ней ориентироваться. Данный подход к социальному проектированию базируется на признании тезауруса создателя проекта основным источником проектной деятельности. Подход позволяет обосновать многообразие и многоуровневость социально-проектной деятельности, понять причины несовпадения замысла и исполнения, случаев провала «сильных» и успеха «слабых» проектов.
В рамках тезаурусного подхода Луков В.А. рассматривает вопрос значения философии в социальном проектирование и приходит в следующим выводам. Технологическим разработкам в области социального проектирования должно предшествовать философское осмысление его оснований, целей и пределов применения. В рамках данного подхода философию социального проектирования выражают несколько кардинальных идей и положений:
. Надо экспериментировать. Человек открыт социальным изменениям, он по своей природе социальный экспериментатор - такова установка инициатора социального проекта. Открытость к нововведениям - условие их разработки и осуществления.
. Проект интересен не для всех - но для многих. Человек как целое уникален, в отдельных же свойствах и отношениях он типичен. Но типичное не есть характерное для всего общества.
. «Мы» всегда лучше, чем «они».
. Надо
создавать возможное. Границы проектирования
определяются «интересом эпохи»
. Надо
искать союзников. Инициатор социального
проекта достигает успеха там,
где его проект не
Информация о работе Парк культуры и отдыха как комплексный социально-культурный институт