Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 16:08, дипломная работа
Цель исследования: раскрыть особенности парка культуры и отдыха как комплексного социально-культурного института.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть историю развития парко культуры и отдыха в России
. Выделить особенности типологии парков
. Обозначить используемые формы социально-культурной работы в парке, их содержание
. Проанализировать технологии проектирование социально-культурной деятельности в парках отдыха и выявить их особенности
. Изучить мировой, российский и региональный опыт работы парка отдыха как социально-культурного института
. Провести исследование и разработать проект
«Огородом» на Руси назывался огорожденный участок, отведенный для выращивания древесных, кустарниковых растений, цветов и овощных культур. Значение этих названий хорошо объясняют слова старинной русской песни, в которой есть фраза: «…сад садить, огород городить». В силу того, что сады часто огораживали и наряду с плодовыми деревьями в них выращивали огородные культуры, понятие «сад» и «огород» стали смешиваться. Даже в первой четверти ХVIII в. слово «огород» продолжали применять к большим увеселительным садам, таким как Летний сад в Петербурге, который часто называли Летним огородом.
Сам же термин «парк» пришел в русский язык в ХVIII в. из английского языка и первоначально означал рощу, участок леса с живописными аллеями, полянами, прудами естественных очертаний, беседками и т.д. ХХ век, особенно советский период, привнес в жизнь русского человека новое понятие парка как культурно-массового комплекса.
Сегодня, когда в России активно развивается развлекательная индустрия частью, которой являются парки развлечений, на обыденном уровне мы довольно четко можем провести разницу между садом, огородом и парком, понимая под последним место для культурного отдыха и развлечений.
Тем не менее, в современной градостроительной терминологии не принято подчеркивать разницу между функциями и принципами устройства парка и сада: просто садом обозначают меньшую по площади территорию, чем парк. Поэтому употребляя термин «парк», специалисты имеют в виду и городские сады, тем более что многие современные парки по своим размерам могут претендовать лишь на название «сад» и даже «сквер».
Развитие парков культуры и отдыха берет свое начало в глубокой древности и связано с появления садово-паркового искусства. В V в. до н. э. греческий историк Геродот упоминает о садах, расположенных в нижнем течении Днепра. Прообразами садов и парков являлись как отдельные культовые урочища и обособленные святилища, так и целые языческие пантеоны под открытым небом. Крупнейшим капищем Древней Руси на закате язычества был Киевский пантеон, созданный при князе Владимире на открытом пространстве в центре крепости. В 980 г. на этом месте было установлено большое изваяние Перуна - верховного славянского бога, - которое было выполнено из дуба и отделано серебром и золотом. И его окружали менее значимые идолы. Многие сакральные ландшафтные урочища язычников просуществовали не одну тысячу лет, и впоследствии на их месте были устроены храмы и монастыри новой религии - православия. По сей день народная память хранит предания о тех или иных природный объектах, считая их святыми местами.
Начало устройства садов у славян совпадает с переходом к земледелию. К самым первым предшественникам современных парков, которые имели распространение еще до расцвета Киевской Руси, можно отнести плодовые сады при древних поселениях, а также окружавшие их лесные угодья, где жители поселений занимались охотой, сбором грибов, орехов, ягод, меда. Облик садов, по-видимому, был достаточно красив, тому пример - древние сказания, в которых они часто упоминаются под название «рай» или «рай-город». Так, князь Юрий Долгорукий владел в Киеве загородной усадьбой на берегу Днепра, которая носила название «рай».
После принятия христианства широкое распространение получили сады при монастырях. Часто монастыри создавались для того, чтобы преодолеть устойчивые языческие традиции, привязанные к тому или иному ландшафтному урочищу - горе, источнику или роще. Вплоть до ХV - ХVII вв. развитие садово-паркового искусства прежде всего было связано с деятельностью монахов, которые накапливали необходимые навыки, берегли древние традиции, распространяли садоводческие знания по всем уголкам сначала Киевской, а потом и Московской Руси.
Сад-«вертоград» в стенах монастыря являлся символом или олицетворением рая на земле. Он имел, прежде всего, нравственно-воспитательный смысл. Сам монастырь, по сути дела, рассматривался как некий «райский» сад, «вертоград заключенный», огороженный от земного греха высокими стенами. Религиозная символика нередко предопределяла как общую пространственную структуру сада, так и устройство его составных частей.
Можно выделить два типа монастырских садов: большие плодовые сады за стенами монастырей и малые, в основном декоративные палисадники вблизи келий и церквей внутри монастыря. Внутренние сады обычно имели прямоугольную разбивку, часто с крестообразной схемой плана, что придавало им религиозно-символический смысл.
Но несмотря на то что сады при монастырях имели культовое значение, они использовались в сугубо практических целях: в них выращивались лекарственные травы, овощи, фрукты. В «Повести временных лет» говорится о монахе садовнике Микуле, проживавшем в Вышгороде и сыгравшем большую роль в устройстве сада. С ХII в. становятся известны сады при монастырях и княжеских дворах во Владимире, Суздале, Муроме. Большую роль в их распространении сыграл вишневый сад в Боголюбове, устройством которого занимались монахи, привезенные Юрием Долгоруким из Киева.
Если монастырские сады были разбросаны по всей Руси, то развитие светской ветви русского садоводства в ХVI - ХVII в. главным образом было связано со столицей. Именно в Москве и вокруг нее были сосредоточены самые обширные сады, которые не ограничивались только лишь хозяйственными функциями, но имели представительское или даже просветительское значение. Среди них можно выделить государевы, княжеские, боярские, аптекарские сады и др. На склоне Кремлевского холма, у Москвы-реки, был устроен сад митрополита Алексея. В грамотах XV в. упоминаются в Москве сады: Глебков, Макарьевский, Терехов, Гальтяевский, Чичагов, сады на р. Неглинной. На Годуновском чертеже Москвы обозначен «Государев Красный сад».
Своеобразным явлением в развитии садового искусства были так называемые верховые увеселительные сады, создаваемые при княжеских (царских) хоромах на специальных каменных сводах. В ХVII в. в Кремле существовало несколько малых «висячих» садов, расположенных на крышах и террасах дворца. Известно, что почти каждая группа жилых покоев царского дворца имела собственный садик, располагавшийся на крышах хозяйственных помещений. Сад украшали расписной терем-беседкой, затейливыми резными оградами, небольшие водоемы, цветники в ящиках. Интересно, что и в «верховых» садах высаживались яблони, груши и ягодные кустарники, скорее всего потому, что именно плодовые деревья являлись главным признаком сада, и без них сад не мыслился вообще.
В ХVI - ХVII вв. появляются загородные царские и боярские усадьбы. Почти все они до 60-70-х. гг. ХVII в. не являлись парадными резиденциями, а использовались в основном для кратковременного пребывания во время охоты, в связи с хозяйственными делами или как промежуточная остановка на дальней дороге. При таких усадьбах закладывались и сады, которые представляли собой почти исключительно плодовые огороды. Таким образом, в русском садоводстве вплоть до середины ХVII в. еще не было признаков деления усадьбы на хозяйственную и «парадную» части, как не было и каких-либо специальных декоративных устройств, лишенных утилитарного значения.
Начиная со второй половины ХVII в., после ликвидации последствий Смуты, вновь оживилась строительная деятельность, стали возрождаться старые и закладываться новые сады. Наибольшей известностью пользовалась усадьба Измайлово, которую начиная с 1663 года царь Алексей Михайлович преобразовал в место, где должен был быть показан пример ведения сельского хозяйства, с тем чтобы в дальнейшем распространить этот опыт в Российском государстве. В Измайлове была создана целая система прудов (более 30), в которых разводили рыбу разных видов, организовано полотняное, стекольное и чугунное производства, первый ботанический сад. На всю Россию и далеко за ее пределами славились измайловские сады: Виноградный, Аптекарский, Просянский, Круглый, Островской. Это были одни из первых в России регулярных садов, в которых утилитарное начало уже сочеталось с художественным.
Но в начале ХVIII в. патриархальная Россия переживала эпоху великих перемен, затронувших экономику, политику, военное дело, культуру и искусство и связанных с именем Петра I. Молодой царь решил превратить царство в империю, а Азию - в Европу. Петр совершил путешествие почти по всей Европе, был в Версале - парке французский королей, слава которого гремела по всему миру (Приложение 1). Царь был поражен величественной красотой этого парка. Помимо садов во французском регулярном стиле внимание царя привлекли сады в стиле голландского барокко. Они также были геометричными, но не требовали таких огромных пространств. Вернувшись в Россию, Петр незамедлительно приступил к воплощению своего дерзкого замысла: построить новую столицу и окружить ее прекрасными дворцами и парками. Он стал рассматривать садовое зодчество как одну из сфер своих обширных реформ Российского государства и считал его не только средством украшения, но и воспитания. В 1704 г. в Петербурге на берегу реки Фонтанки Петр заложил знаменитый Летний сад, лично разработав его проект. Для ухода за ним он пригласил специалиста-садовника из Ганновера Гаспара Фохта. Кроме деревьев и кустарников здесь было устроено несколько фонтанов, поставлены скульптуры. Летний сад и прилегавший к нему Царицын луг (при Петре он назывался Потешным полем, а с начала ХIХ в. - Марсовым полем) являлись постоянным местом общественных развлечений (Приложение 2).
Самым богатым и торжественным парком петровской эпохи был Петергоф - «русский Версаль», который до сих пор является ценнейшим образцом мирового паркостроения. Творческий импульс, заданный Петром I, оказал влияние на создание русских парков и спустя годы после его смерти. В 20-40-е гг. ХVIII в. в России продолжалось регулярное паркостроение. Сады послепетровской эпохи отличались уже большей, чем при Петре, дробностью, сложностью плана, большим количеством скульптур и павильонов. Самым известным из дошедших до нас парков этой эпохи является Кусково. Ныне расположенное в черте Москвы, в ХVIII в. оно было подмосковным имением, принадлежащим сподвижнику Петра, фельдмаршалу Б.П.Шереметеву.
Послужившие началом паркостроения в России в ХVIII в. регулярные «французские» парки со строгими композициями, геометрической разбивкой плана и искусственной природой постепенно сменяются в конце столетия новым стилем «пейзажного» парка, архитектура которого строилась на использовании естественной красоты природы. В этот период в нашей стране исключительный размах приобрело строительство дворянских усадеб. Они стали основным местом пребывания помещика-дворянина. Образцом устройства усадеб служили царские дворцово-парковые комплексы Петербурга (Царское село, Павловск, Гатчина) и Москвы (Царицыно). Особое место среди исторических парков занимает парк в Царском селе, в котором сочетались принципы пейзажной и регулярной разбивки территории (Приложение 3). Активное строительство усадеб на всей территории России привело к возникновению целой плеяды выдающихся деятелей искусства и науки, которые и определяли пути развития садового зодчества в этот период.
Таким образом, если в начале ХVIII в. тон в садово-парковом строительстве России задавали ведущие европейские образцы регулярных и пейзажных парков, то к концу века благодаря стараниям отечественных мастеров определились своеобразные, отвечающие условиям нашей страны приемы и принципы создания садов и парков.
В ХIХ в. в садово-парковом строительстве начали происходить изменения, которые во многом были вызваны упадком усадебного строительства. Речь идет о появлении городских парков и садов разного назначения, а также частных садов, принадлежащих не дворянам, а людям других сословий, однако массовый характер оно приобретает во второй половине столетия.
В первой половине ХIХ в. в городах с благоприятными природными климатическими условиями, особенно на Кавказе и в Крыму, стали устанавливать курортные сады и парки. Ярким примером является Пятигорск. Курортные парки возникали не только в южнорусских городах, но и в центральной России. Стало придаваться большое значение созданию садов и парков вокруг госпиталей, богаделен и других учреждений. Как упоминалось выше, особый размах строительство садов, парков, оранжерей при жилых домах, особняках, дачах получило во второй половине ХIХ в., когда разбогатевшие промышленники, чиновники, интеллигенция стали проявлять себя в качестве знатоков искусства и меценатов. ХХ в. положил начало появлению в нашей стране ряда заповедников и национальных парков.
Что касается городских садов и парков, то процесс создания их в российских городах начался в ХIХ - начале ХХ вв. и имел две стороны. С одной стороны, появление публичных парков было связано с упадком усадебной культуры и усилением роли городов в экономической и политической жизни страны. С другой же, период второй половины ХIХ - начала ХХ вв. стал переломным по отношению города к природе, так как начался процесс усиленной урбанизации, которая способствовала сокращению природных объектов в городе и тем самым усиливала противоположную тенденцию - активное озеленение городских площадей и пустырей. В это время почти повсеместно появились городские сады, бульвары для гуляния, созданные по проектам архитекторов профессиональными садоводами. Это привело к рождению на рубеже веков новой отрасли русского градостроительства - ландшафтной архитектуры. В Москве, начиная с 1820-х гг., популярным местом прогулок становится Петровский парк за Тверской заставой, который охватывал территорию в 66 га вокруг Петровского дворца (Приложение 4).
Создание публичных парков приобрело массовый характер во второй половине ХIХ - начале ХХ вв. В 1870 г. было принято Городское положение, вводившее в городах России всесословные органы самоуправления, которым передавалось благоустройство города, в том числе открытие городских садов, парков и других мест отдыха. Это была попытка учесть интересы не отдельных привилегированных лиц, а горожан самых различных слоев. Отсюда вытекает значимость конкретных функций парка, а не только декоративной роли архитектурных сооружений, насаждений, оборудования для отдыха.
Новая социальная роль городских парков не сразу отразилась на их облике, и лишь постепенно определялись и закреплялись такие признаки общественных озелененных территорий, как укрупнение масштаба композиций, их доступность (наличие многих входов-выходов), большая пропускная способность дорог, наличие устройств для массовых развлечений и занятий спортом.
Таким образом, эволюция садово-паркового строительства ХIХ - начале ХХ вв. характеризовалась постепенным отказом от создания закрытых парков для привилегированных слоев общества и появлением городских парков разного назначения, в том числе общедоступных озелененных территорий, которые одновременно служили местом отдыха и проведения праздничных торжеств для представителей различных слоев городского общества.
Революционные события октября 1917 г. открыли новую страницу в садово-парковом строительстве России, поскольку дворцовые и усадебные, как впрочем и все остальные виды парков, стали достоянием советского государства и народа.
Другой особенностью этого периода стало появление принципиально нового парка, который стал воплощением советской эпохи, - парк культуры и отдыха. Главная причина его появления заключалась в сознании необходимости создания не существовавших до революции общедоступных и массовых учреждений культуры, которые бы сочетали в себе несколько функций: отдых, оздоровление и, самое главное, культурное и идеологическое воспитание советского человека. «Уйди, жантильный, с томной тоской, Комнатный век и безмясый! Входи, товарищ, в темп городской, в парк размаха и массы!». Эти строки из стихотворения В.В. Маяковского ярко отражают общую направленность и масштаб процесса строительства парков нового типа.
Информация о работе Парк культуры и отдыха как комплексный социально-культурный институт