Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 16:08, дипломная работа
Цель исследования: раскрыть особенности парка культуры и отдыха как комплексного социально-культурного института.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть историю развития парко культуры и отдыха в России
. Выделить особенности типологии парков
. Обозначить используемые формы социально-культурной работы в парке, их содержание
. Проанализировать технологии проектирование социально-культурной деятельности в парках отдыха и выявить их особенности
. Изучить мировой, российский и региональный опыт работы парка отдыха как социально-культурного института
. Провести исследование и разработать проект
Субъективная ориентация проекта, его связь с тезаурусом инициатора - не единственная характеристика творческой свобода, реализованной в проекте: в выборе или отвержении данного проекта проявляется творческая свобода других субъектов жизнедеятельности.
Таким образом, различные подходы методологии в проектирование социально-культурной деятельность помогают четкой сформулировать проблему, принять решение, проанализировать ту или иную сложившую ситуацию при написании проекта.
Парк культуры и отдыха является одним из ведущих среди учреждений культурно-досугового типа в России, который представляет собой специфическую организацию, располагающую системой видов, форм и методов деятельности, отличающихся своей масштабностью реализации в связи с особенными условиями расположения самого учреждения. Парк представляет собой чуть ли не единственное учреждения культуры, где есть все возможности для проведения именно семейного организованного отдыха на природе. Поэтому актуальным становится вопрос управления данным учреждением культуры, проектирование новых форм деятельности для наиболее эффективной работы с населением и увеличением числа посетителей парка.
Современные тенденции мировых рынков капитала свидетельствуют о неуклонном росте инвестиций в сферу предоставления услуг туризма, отдыха и развлечений. И это вполне объяснимо, т.к. удовлетворение материальных потребностей, ставшее возможным за счет значительного роста производства материальных благ в последние десятилетия, делает все более востребованными потребности нематериальные. Одним из сегментов этого рынка услуг является индустрия развлечений, включающая в себя как шоу-бизнес, разного рода зрелищные мероприятия, так и тематические парки развлечений, парки культуры и отдыха.
Исходя из мировых современных тенденций проектирование парков, как одних из самых востребованных учреждений культуры, внедрение инновационных технологий работы парков будет носить востребованный характер.
Проектирование парка включает в себя несколько этапов:
· Мастер-план
<http://www.attractions.ru/
· Концепция
<http://www.attractions.ru/
· Детальное
проектирование <http://www.attractions.ru/
· Макетирование
<http://www.attractions.ru/
1. Мастер-план
Мастер-план является основой всех дизайнерских, проектных, строительных работ по созданию объектов индустрии развлечений: парков развлечений и отдыха, водных парков, центров семейного досуга, образовательных комплексов, дарк-райдов, тематических кафе и других. Это - разработанный и графически проиллюстрированный план расположения всех элементов объекта в масштабе. Мастер-план разрабатывается в соответствии с требованиями, нормами и стандартами местных органов, с учетом пропускной способности, наличия ограничений и строительных препятствий, а также возможности перестройки местности/здания. Содержание и объем мастер-плана при проектировании парков развлечений и зон отдыха зависит от типа объекта и его размеров. Так основными направлениями мастер-плана для парка являются:
· Указание мест расположения и количества аттракционов с обозначением их типов, размеров, потребляемой мощности, пропускной способности и других характеристик.
· Обозначение зон отдыха, не связанных напрямую с аттракционами.
· Указание мест расположения вспомогательных построек, не нарушающих общую концепцию парка:
· Указание мест расположения декоративных объектов: искусственных скал, пещер, реконструкций античных городов, джунглей и т.д.
· Обозначение трафика посетителей с учетом возможных скоплений.
· Указание высотных отметок.
· Расчет ежедневной пропускной способности каждого аттракциона и парка в целом.
· Технико-экономическое обоснование проекта, включая расчет окончательной стоимости и график реализации.
· Концепция развития объекта на ближайшие 3 года.
· Рекомендации по эффективному функционированию объекта: эксплуатации аттракционов, работе точек питания и розничной торговли, проведению рекламных и промоушен компаний и другим вопросам.
Рекомендации по эффективному функционированию объекта: эксплуатации аттракционов, работе точек питания и розничной торговли, проведению рекламных и промоушен компаний и другим вопросам. Стоимость и сроки разработки мастер-плана определяются после посещения места под объект нашими специалистами, а также после получения первичной документации: контурных карт, планов местности/здания, анализа/оценок местности/здания, геотехнической информации и других документов, позволяющих точно и грамотно расположить элементы объекта индустрии развлечений с учетом уже существующих коммуникаций.
2. Концепция
Наиболее важным этапом в разработке объекта индустрии развлечений является определение тематической направленности данного объекта. Как показывает мировой опыт, тематические парки, центры семейного досуга, рестораны и другие заведения индустрии развлечений пользуются намного большей популярностью у посетителей (а значит, более доходны), чем аналогичные объекты, инфраструктура которых не имеет своего уникального, неповторимого стиля. Все элементы объекта в зависимости от его размеров и содержания можно объединить в одну или более тематических групп. Например, аттракционы, точки питания и торговли, зоны отдыха и другие элементы центра семейного досуга, определенные в мастер-плане, можно разбить на тематические зоны, каждая из которых будет подчинена своей сюжетной линии. При разработке концепции объекта индустрии развлечений принимается во внимание достижение баланса между креативностью, созданием незабываемых эффектов и приемлемой стоимостью тематического оформления объекта. Разработанная концепция затем ложится в основу детального проектирования каждого элемента объекта индустрии развлечений.
3. Детальное проектирование парка
Детальное проектирование осуществляется после разработки и утверждения мастер-плана и концепции. Этап детального проектирования объекта индустрии развлечений можно разделить на две части:
· Техническую
· Дизайнерскую
Техническая часть включает в себя детальную информацию об элементах объекта и объекте в целом, относящуюся к строительным вопросам, вопросам монтажа и эксплуатации. Данная группа включает следующие направления: архитектурное проектирование, проектирование ландшафта, проектирование проводки электричества, проектирование освещения, проектирование акустики, проектирование спецэффектов и пр. Результатам технической части проектирования являются чертежи, соответствующие нормам и требованиям местного законодательства и согласованные с местными органами. Дизайнерская часть направлена на разработку внешнего/внутреннего тематического оформления объекта индустрии развлечений и его элементов. На данном этапе принимаются решения по цветовой гамме, размерам, формам, материалам изготовления плоских и объемных декораций. Результаты дизайнерских разработок представляются эскизами, фотографиям, чертежами, отображающими данные.
4. Макетирование
В качестве наглядного материала на основе разработанных мастер-плана и концепции создается макет, представляющий собой точную копию объекта индустрии развлечений в масштабе. Макет дает четкое понятие о том, как будут размещены утвержденные на этапе мастер-планирования элементы объекта, где будут проходить пешеходные пути, как декорации элементов будут вписываться в общую концепцию объекта и другим моментам. Выстроенный с точным соблюдением всех размеров макет позволяет избежать различных несостыковок с имеющимися и прилегающими коммуникациями, наложений, которые могут быть возможны при реализации проекта.
Но не достаточно только спроектировать парк и воплотить проект в жизнь. Не стоит забывать, что важной составляющей парка является его работа с население, что это единственное место, где можно провести свой досуг на природе, принять участие в развлечениях. Что его основные функции это рекреация, организация массового отдыха, проведение информационно-просветительной и физкультурно-оздоровительной работы. Собственно это и отличает парк от остальных учреждений культурно-досугового типа. Поэтому для успешного функционирования парка необходима инновационная деятельность, т.е. проектная.
Что касается технологий проектирования СКД в парках, то в последние годы в средствах массовой информации мы ежедневно читаем или слышим, как звезды эстрады, менеджеры шоу-бизнеса вещают со страниц газет и журналов, в эфире радио или с каналов ТВ: «Я приступил к разработке нового проекта: выпуску диска», «Я работаю над новым проектом: над песней» и т.п. Но из уст руководителей учреждений культуры и искусства слышно это очень редко. Легче всего разработать «план мероприятий», «комплекс мероприятий по…» и т.п. Категория «Проект» по смысловому звучанию, по своей значимости накладывает особую ответственность в практической деятельности менеджеров социально-культурной деятельности, требует от них всестороннего системного подхода к управлению. После комплекса подготовительных работ по разработке проекта необходимым и важным документом любого проекта является его паспорт /программа/ и текст проекта.
Паспорт проекта - регистрационный и технологический документ, содержащий основные сведения о данном проекте. Он должен иметь форму: обложка, титульный лист, содержание структурных элементов и подписи автором на титульном листе и последней странице. На Паспорт проекта распространяется закон об охране авторских прав.
Структура Паспорта проекта:
. Наименование проекта
. Дата принятия решения о разработке проекта
. Государственный заказчик, директор программы
. Основные исполнители
. Сроки реализации программы
. Основные разработчики проекта
. Сроки реализации проекта
. Основные мероприятия проекта
. Ожидаемый конечный результат
. Объемы и источники финансирования
. Система контроля за исполнение проекта
При проектирование СКД в парках главное помнить, что парк это территория на открытом пространстве, воздухе. Его возможности гораздо больше, нежели возможности культурно-развлекательных центров или клубных учреждений. Поэтому при разработке мероприятий проекта нужно учитывать фактор комплексности. Они должны носить как нравственно-воспитательный, рекреационный, развлекательный, так и лечебно-оздоровительный характер. Еще одной особенностью проектирования социально-культурной деятельности в парках является то, что парк это обширная территория от 10 га и проектируемые мероприятия или иные социально-культурные акции могут варьироваться в масштабном значении, начиная от маленьких (20-30 человек), заканчивая общегородскими мероприятиями до 150 и более человек. Можно выделить такую особенность проектирования СКД в парках как зонирование территории. В каждом парке условно выделяются детские зоны, зоны отдыха, зоны аттракционов, зоны проведения массовых мероприятий, которые оборудованы концертными площадками и необходимой аппаратурой. В связи с делением территории на такого рода зоны отдыха вытекают специфические особенности проектирования социально-культурной деятельности для парка. Благодаря использованию в их работе технологии зонирования территории, расширяются границы возможностей организации рекреационной и социально-культурной деятельности парка. Одновременное проведение сразу нескольких мероприятий разных по формам и содержанию выдвигает на первый план принцип смены занятий как одного из условий отдыха и развлечений в парке и специфики его работы. Также парк, в первую очередь это природный объект с большим числом зеленых насаждений. Поэтому при проектирование социально-культурной деятельности парка за основу можно брать эту особенность учреждения, из которой вытекает такое направление социокультурной работы, как экологическое. Следующей особенностью является то, что понимание парка сегодня двояко: с одной стороны, это парк аттракционов, развлекательный объект, приносящий прибыль, а с другой стороны - зеленая зона в черте города, где можно отдохнуть, прогуляться, провести время на природе, не тратя при этом денег. Поэтому при проектирование социокультурной работы парка важно учитывать этот смешанный характер парка как объекта развлекательной отрасли - необходимо создавать условия для успешного функционирования парка в обоих аспектах. Не стоит забывать при проектирование социально-культурной деятельности парка и про еще одну особенность такого рода учреждений, как их разновидность. В соответствии с типологией парков они могут быть спортивными, историческими, парки-выставки, детские, национальные и т.д. необходимо выстраивать его работу для населения. В заключение выделим еще одну особенность проектирования скд в парке как сезонность. В зависимости от времени года, сезона также проводятся соответствующие мероприятия.
В результате работы над параграфом, автор пришла к следующим выводам:
. Социокультурное проектирование - это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей.
. Основные принципы социокультурного проектирования: модификации, принцип оптимальной ориентации, проблемно-целевой ориентации, принцип персонификации, принцип оптимизации.
. Методологические подходы к проектированию: системный, деятельностный, проблемный, ситуационный.
. Проектирование парков как учреждений культуры включает в себя несколько этапов: мастер-план, концепция, детальное проектирование парка, макетирование.
. Специфика проектирования скд в парках заключается в принципе комплексности проектируемых мероприятий, их масштаба проведения, условном зонирование территории, сезонности работы, типологии и т.д.
В результате работы над первой главой выпускной квалификационной работы, автор пришла к следующим выводам:
. Развитие парков культуры и отдыха начинается с глубокой древности, когда их прообразами являлись культовые урочища, затем «рай-города», сады при монастырях, усадебные сады. Эпоха Петра I дала толчок к формированию современных парков культуры и отдыха, на которые последующие эпохи наложили свой отпечаток. Временные изменения привели к созданию современных парков культуры и отдыха, т.е. к комплексным, многофункциональным учреждениям культуры для проведения досуга населения.
. Существует ряд классификаций парков культуры и отдыха. В основе каждой лежит определенный признак (площадь территории, месторасположения, количество аттракционов и т.д.) в соответствии с которым парки выстраивают свою работу.
. Специфика парка как учреждения культуры заключается в том, что он сочетает в себе разнообразные виды рекреационно-развлекательной и социально-культурной деятельности, которые выливаются в разнообразии используемых форм и содержании его работы. Парк становится единственной доступной возможностью для населения провести время на природе и принять участие в массовых развлечениях, где принцип смены занятий является первостепенным.
. Проектирование парков как учреждений культуры состоит из нескольких этапов: написание мастер-плана, концепции, детальное проектирование и макетирование. Выделяется ряд особенностей при проектирование и социально-культурной деятельности парка (большой масштаб занимаемой территории, пространство под открытым небом, зонирование территории, большое число зеленых насаждений), из которых складывается специфика организации данного вида деятельности.
Информация о работе Парк культуры и отдыха как комплексный социально-культурный институт