Парк культуры и отдыха как комплексный социально-культурный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 16:08, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: раскрыть особенности парка культуры и отдыха как комплексного социально-культурного института.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть историю развития парко культуры и отдыха в России
. Выделить особенности типологии парков
. Обозначить используемые формы социально-культурной работы в парке, их содержание
. Проанализировать технологии проектирование социально-культурной деятельности в парках отдыха и выявить их особенности
. Изучить мировой, российский и региональный опыт работы парка отдыха как социально-культурного института
. Провести исследование и разработать проект

Файлы: 1 файл

КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА КАК КОМПЛЕКСНЫЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ИНСТИТУТ.docx

— 5.46 Мб (Скачать файл)

В настоящее время сеть учреждений культуры многообразна и хорошо развита. В процессе реформирования культурного строительства сложились различные типы - это клубы, дома и дворцы культуры, парки культуры и отдыха, библиотеки, музеи, кинотеатры, центры досуга, культурные комплексы, культурно-спортивные комплексы, молодежные центры досуга и кафе. Дальнейшая демократизация общества вызвала к жизни большое число самодеятельных объединений, фондов, союзов, центров, ассоциаций в сфере культуры и искусства. В последнее время активизировалась деятельность культурных объединений, создающихся при общественных фондах. Проводимые ими акции, нередко имеющие международный характер, создают широкий общественный резонанс. При этом фонды, ассоциации вкладывают значительные средства для финансирования отдельных культурных программ. Особое значение в условиях обострения межнациональных противоречий имеет деятельность национально-культурных центров. Многие из них считают культурную деятельность своей главной задачей.

Парк культуры и отдыха (ПКиО, ЦПКиО - аббревиатура для Центрального парка культуры и отдыха) - вид городских учреждений, удовлетворяющих потребности городского населения в отдыхе на фоне природы, а также в культурных мероприятиях на открытом воздухе.

Если рассматривать парк как учреждение культуры с точки зрения системного подхода, то необходимо отметить что как единая система парк представляет собой одно из учреждений культурно-досугового типа, подразделяющееся на подсистемы. С одной стороны парк как система состоит из компонентов: территория, социальный институт, административно-хозяйственная часть, работники, аудитория и т.д. С другой стороны, парк - это место, где каждый человек может хорошо и с пользой провести свое свободное время. Часть названия «парк» означает, что речь идет прежде всего о природном объекте. Слово «культура» указывает на просветительный, познавательный характер деятельности парка, и наконец, слово «отдых» указывает на то, что в парке предусмотрены возможности развлечений на аттракционах для эмоциональной разрядки и снятия утомления, проведения свободного времени, что необходимо человеку. Таким образом, выделяется три подсистемы: экологическая, просветительная и рекреационная, в связи с которыми строиться работа парка. И так же парк сам является подсистемой, как составной частью культурного ландшафта как системы. А парковое пространство есть составная часть культурного пространства как макросистемы.

Специфика парка как учреждения культуры заключается в том, что для многих жителей города отдых в парках становится зачастую единственной доступной возможностью провести время на природе, принять участие в массовых развлечениях, удовлетворить потребности в неформальном общении с семьей и новыми знакомыми, где принцип смены занятий является непременным условием отдыха и развлечений. В настоящее время, когда города развиваются более «вовнутрь», чем «наружу», и происходит резкое и повсеместное уплотнение городской застройки, территория городского парка оказывается одной из самых дефицитных. Парк как городское общественное пространство исторически выполняет разнообразные функции. Утром его посещают спортсмены, хозяева домашних животных вместе с питомцами, спешащие на работу жители окрестных кварталов, делающие крюк, чтобы пройти перед работой по парку, днем дети всех возрастов с родителями и без них, пожилые люди, спортсмены и физкультурники, к вечеру - молодые пары, семьи, старшеклассники, студенты и т.п. Парки культуры и отдыха создавались и создаются для оптимального использования природных условий в интересах укрепления здоровья, культурного развития трудящихся и организации их досуга на открытом воздухе.

В настоящее время парки, как категория объектов интереса, пользуются огромнейшим спросом в мире (от 2 до 10 млн. посетителей в год). Это обосновывается тем, что парки - общегосударственная экологическая и культурная ценность, это «легкие» городов, центры рекреации и культуры, объединяющие интересы государства и всех возрастных групп населения. Главная роль парков в системе учреждений культуры и досуга заключается в том, что они соединяют в себе различные виды деятельности других учреждений, например клуба, спортивных секций, центров досуга, музеев, театров и т.д.:

создание художественных программ, включающих проведение массовых праздников, театрализованных представлений, народных гуляний, музыкальных, литературных и танцевальных салонов, направленных на популяризацию лучших достижений мировой и отечественной культуры;

организация фестивалей искусств, концертов, театров малых форм с привлечением гастрольно-концертных групп профессиональных и самодеятельных коллективов, встреч с представителями средств массовой информации, специалистами права, здравоохранения, экологии, международных отношений;

использование игровых подвижных форм общения людей с природой, искусством на основе старинных российских традиций;

устройство районных, областных, российских и международных тематических выставок;

сооружение театрально-зрелищных, досуговых, развлекательных и других объектов культурно-массового назначения;

организация клубов, кружков и секций, творческих объединений и художественных коллективов;

проведение спортивных праздников, кроссов, эстафет, соревнований для вовлечения населения, молодежи и подростков в массовые занятия физкультурой и спортом;

создание физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых объектов (бильярдный зал, теннисные корты, спортивные секции на самоокупаемости);

осуществление действий, направленных на сохранение и восстановление конкретных природных сообществ, увеличение разнообразия местных видов растений.

Парк создается для достижения целей:

. Формирования  благоприятных условий для наиболее  полного удовлетворения духовных  и эстетических запросов населения, культурного досуга и отдыха, укрепления здоровья жителей  района, развития их социальной и творческой активности.

. Обеспечения  территориальной целостности природного  комплекса как естественного  градостроительного рубежа, создающего  психологически и экологически  комфортное пространство для  жителей прилегающих районов, сбережения  и восстановления природных экосистем, растительного и животного мира.

. Сохранения  и реконструкции садово-парковой  среды, лесопарковых угодий, реставрации  памятников истории, совершенствования  ландшафтной архитектуры.

Парки отдыха в рекреационной системе характеризуются прежде всего мерой соответствия потребностям отдыхающих (комфортностью и привлекательностью) и потребностям органа управления - пространственной и временной емкостью и надежностью. Они обеспечивают реализацию многих функций необходимых для нормального функционирования рекреационной системы.

Первые парки были задуманы как универсальные комбинаты культуры и отдыха трудящихся, соединяя культурно-просветительный и физкультурно-оздоровительный виды деятельности. Существуют ряд видов рекреационно-развлекательной деятельности, среди которых наиболее важное значение имеют: свободная товарищеская беседа, игра, любительское художественное исполнительство и восприятие развлекательных зрелищ. И только парк культуры и отдыха соединяет в себе все виды данной деятельности, что позволяет ему занимать лидирующее место в системе учреждений культуры и досуга.

Исходя из вышеизложенного материала, встает вопрос об используемых социально-культурных формах работы парка и ее содержания, который необходимо начать рассматривать с общего определения социально-культурной деятельности.

Социально-культурная деятельность - это исторически обусловленный, педагогически направленный и социально востребованный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества.

Удовлетворенность качеством организации своего досуга, доступность тех или иных развлечений и форм отдыха являются для человека не только индикатором его социального положения, но и показателем развития экономики страны в целом и социально-культурной сферы в частности. Форма в социально-культурной деятельности - это способ передачи или оформления содержания работы учреждения. Различные формы организации досуга способны оказать серьезное влияние на мировоззрение, особенно мировоззрение детей и молодежи. Во всем мире индустрия развлечений является прибыльным бизнесом. К ней относятся предприятия, чья основная деятельность связана с удовлетворением потребностей человека в развлечениях. Одним из главных объектов развлечений всего цивилизованного мира являются парки культуры и отдыха или парки отдыха и развлечений.

Сочетание архитектуры, ландшафта, выставок, продающихся сувениров, спецодежды обслуживающего персонала и продаваемой пищи в этих парках создаёт ощущение, что посетитель странным образом попал в какое-то другое место и другое время. Успех парка всецело зависит от степени удовольствия, получаемого гостями. Следовательно, ключом к успеху в работе парка является создание таких условий, при которых гости, покидая парк, уносили бы с собой желание вновь в него вернуться.

Программа всех парков весьма разнообразна - это мир нескончаемого праздника. Для одних - это попытка вернуться в детство, для других - возможность почувствовать ритм страны через особенный мир - мир фантазий и аттракционов. Еще одна особенность парков - их универсальность, которая заключается и в участие в массовых праздниках, фестивалях, конкурсах, спортивных соревнованиях, и в просмотрах концертов, и в катании на аттракционах, и просто в гуляниях на свежем воздухе среди зеленых насаждений.

Парки относятся к такому типу социально-культурных институтов, главными функциями которых являются рекреация, организация массового отдыха и развлечений, проведение информационно-просветительной и физкультурно-оздоровительной работы среди населения города, района, ближайших жилых массивов.

В современном городе парк - это самое демократичное и экологически чистое учреждение культуры и досуга. В нашей жизни социальная роль и значимость парков культуры и отдыха велика. Из объектов культуры и досуга именно парки должны быть максимально общедоступными для всех горожан, наиболее посещаемыми и оказывающими разнообразный ассортимент доступных услуг. Главная задача парков как некоммерческих учреждений культуры заключается в том, что они создавались и создаются для оптимального использования природных условий в интересах укрепления здоровья, культурного развития трудящихся и организации их досуга на открытом воздухе.

Рассматривая парк через призму деятельностного подхода, на первый план выходит проблема функционирования парка как учреждения культуры. Основная идея деятельностного подхода в работе парков связана с их деятельностью, формами и методами работы как инструментами для достижения наилучшего результата работы учреждения и повышения уровня посещаемости парка. В деятельности парков культуры и отдыха появилось много нового как по содержанию, так и по форме. На современном этапе в деятельности парков культуры и отдыха особенно возрастает значение экологической функции, ее роли в формировании экологического сознания населения. Это явление связано с тенденцией известного отрыва горожан от природы, ослабления контактов современных жителей городов с миром природы. Другая особенность деятельности современных парков культуры и отдыха состоит в том, что происходят изменения в содержании отдыха посетителей, поэтому возрастает значение рекреационной функции. Рекреационная функция связана с самоценностью отдыха в природном окружении, с тем, что в условиях природы человеку легче сменить привычную среду окружения, темпы и ритмы поведения, нормы его деятельности в сфере производства, быта, образования. Их деятельность опирается на платные основы, что дает возможность для самостоятельного хозяйственного развития.

Системный подход к проблемам развития парков позволяет трактовать парки не как зелёные острова или оазисы в городах, но как узловые градостроительные элементы в зелёной структуре генеральных планов городов и агромелиораций. Парки выполняют различные социальные функции в жизни общества - охрана здоровья, отдых, познание, воспитание, удовлетворение потребности в общении с природой.

Если рассматривать деятельность парка с точки зрения проблемного подхода, то можно сказать, что в настоящее время в общественном пространстве все больше разрушается единая динамичная система воспроизводства культуры, передачи идей ценностных ориентации личности, образцов поведения, оценок. Отсутствует чёткая ориентация деятельности на смену занятий личности, позволяющая разнообразить образы восприятия человека, его психологическое состояние, ритм жизни и направить не только на потребление, но и на создание, усвоение и распространение социальных и прежде всего духовных ценностей.

Парк является центром развития индустрии развлечений организованного досуга, а также информационно-познавательных, игровых, спортивных и зрелищных мероприятий. Принцип смены занятий является непременным условием отдыха и развлечений. Это обстоятельство является особенно важным с точки зрения специфики парка и психологических установок посетителей. Это необходимо для учета характеристики парковой аудитории - ее динамичности, "текучести". По своим особенностям комплексные программы парка представляют возможность широкого выбора занятий, охватывая его значительное пространство. Выбор возникает при определенной потребности. Поэтому содержание работы парка культуры и отдыха сводиться к следующему:

· воспитательная работа;

· физкультурно-массовая работа;

· культурно-просветительная работа;

· художественная работа;

· оздоровительная работа;

· развлечения в парке;

· работа с детьми;

· бытовое обслуживание посетителей.

Как упоминалось выше, форма в социально-культурной деятельности - это способ передачи содержания работы учреждения. Таким образом, исходя из данного определения и отталкиваясь от содержания работы парков культуры и отдыха можно выделись следующие формы его работы:

- создание художественных программ, включающих проведение массовых праздников, театрализованных представлений, карнавалов, народных гуляний, музыкальных, литературных и танцевальных салонов;

- организация фестивалей искусств, концертов, театров малых форм с привлечением гастрольно-концертных групп профессиональных и самодеятельных коллективов, встреч с представителями средств массовой информации, специалистами права, здравоохранения, экологии, международных отношений;

Информация о работе Парк культуры и отдыха как комплексный социально-культурный институт